Научная статья на тему 'БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ ДО И ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ'

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ ДО И ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович, Данилова Анна Алексеевна

В условиях федеративного устройства деление бюджета на федеральный, региональный и местный уровни оправдано. В связи с этим налоги также распределены по уровням бюджетной системы. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, за ним закреплены бюджетные расходные полномочия. Для этих целей бюджет должен иметь финансовые средства, необходимые для покрытия своих затрат, а также обеспечить на достойном уровне социально-экономическое развитие территорий. В статье рассмотрены доходы региональных бюджетов до и после введения Налогового кодекса РФ. С 2005 г. по настоящее время действует перечень региональных налогов, включающий в себя транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес. В консолидированный бюджет субъектов РФ также зачисляются местные налоги, их перечень ограничен двумя налогами: налог на имущество физических лиц, земельный налог. На основании официальных данных Росстата, Минфина РФ за период с 2003 по 2020 г. делается вывод о неэффективности закрепленных за регионами налогов, они не могут обеспечить поступательное развитие территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETS OF THE RUSSIAN REGIONS BEFORE AND AFTER THE INTRODUCTION OF THE TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the conditions of a federal system, division of the budget into federal, regional and local levels is justified. For this reason, taxes are also distributed among the levels of the budget system. Each subject of the Russian Federation has its own budget, budget expenditure powers are regularized to it. For these purposes, the budget must have the financial resources necessary to cover its expenditures, as well as ensure the socio-economic development of the territories at a decent level. The article examines the revenues of regional budgets before and after the introduction of the Tax Code of the Russian Federation. Since 2005 to the present, the list of regional taxes including the transport tax, the corporate property tax and the gambling tax has been in force. Local taxes are also credited to the consolidated budget of the subjects of the Russian Federation; their list is limited to two taxes: the individual property tax and the land-value tax. Based on official data from Rosstat and the Ministry of Finance of the Russian Federation for a period from 2003 to 2020, it is concluded that the taxes assigned to the regions are ineffective; they cannot ensure the progressive development of territories.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ ДО И ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ»

DOI: 10.47026/2499-9636-2022-1-27-37

УДК 336.2:332.1(470+571) ББК У261.714(2Рос)

Н.З. ЗОТИКОВ, А.А. ДАНИЛОВА

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ ДО И ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Ключевые слова: региональные налоги, бюджеты субъектов РФ, налоговые доходы, безвозмездные поступления, дефицит бюджета.

В условиях федеративного устройства деление бюджета на федеральный, региональный и местный уровни оправдано. В связи с этим налоги также распределены по уровням бюджетной системы. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, за ним закреплены бюджетные расходные полномочия. Для этих целей бюджет должен иметь финансовые средства, необходимые для покрытия своих затрат, а также обеспечить на достойном уровне социально-экономическое развитие территорий. В статье рассмотрены доходы региональных бюджетов до и после введения Налогового кодекса РФ. С 2005 г. по настоящее время действует перечень региональных налогов, включающий в себя транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес. В консолидированный бюджет субъектов РФ также зачисляются местные налоги, их перечень ограничен двумя налогами: налог на имущество физических лиц, земельный налог. На основании официальных данных Росстата, Минфина РФ за период с 2003 по 2020 г. делается вывод о неэффективности закрепленных за регионами налогов, они не могут обеспечить поступательное развитие территорий.

Введение. Создание российской налоговой системы можно отнести к 1991-1992 гг., когда произошел распад СССР и образовалась Российская Федерация. Основу налоговой системы составил Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»1, в котором в ст. 19, 20, 21 содержался перечень федеральных, региональных и местных налогов. За время существования налоговой системы перечень налогов периодически менялся (табл. 1).

Как следует из приведенных в табл. 1 данных, на 1 ноября 2003 г. перечень региональных налогов насчитывал 6 налогов, с 1 января 2005 г. в соответствии с перечнем, установленным Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ)2, региональные налоги представлены в следующем виде: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. Данный перечень налогов действует и в настоящее время.

Кроме налогов, отнесенных НК РФ к региональным, в бюджеты субъектов РФ по установленным нормативам, согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)3 зачисляется часть федеральных налогов (табл. 2).

1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 (утратил силу) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_207.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_-LAW_19671.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702.

Таблица 1

Перечень региональных налогов

Налоги с 01.01.1993 г. с 03.08.1998 г. с 19.06.1999 г. с 29.08.2002 г. с 01.01.2003 г. с 01.11.2003 г. с 01.01.2005 г.

Налог на имущество предприятий + + + + + +

Лесной доход + + + + + +

Плата за воду + +

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц + + + + + +

Налог с продаж + + + + +

ЕНВД + + +

Транспортный налог + + + +

Налог на игорный бизнес + +

Налог на имущество организаций +

Таблица 2

Налоги, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ по нормативам

Налоги Норматив

Региональные налоги

налог на имущество организаций 100%

налог на игорный бизнес 100%

транспортный налог 100%

Федеральные налоги

налог на прибыль организаций (в период с 1.01.2018 по 1.01.2015 г.) (из ставки налога 20% 17%) 100%

НДФЛ 100%

акциз на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья 100%

акциз на спиртосодержащую продукцию 100%

акциз на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ 88%

акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% 84%

акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята 100%

акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно 100%

акциз на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло 100%

налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 100%

налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов 100%

сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 80%

сбор за пользование объектами животного мира 100%

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога 100%

Отметим, что до вступления в силу части второй НК РФ налог на прибыль, НДС зачислялись в региональные и местные бюджеты (табл. 3).

Таблица 3

Налог на прибыль, НДС и нормативы зачисления в бюджеты различных уровней

Общая ставка В том числе по бюджетам Основание

федеральный бюджет субъектов РФ местный

Налог на прибыль организаций

24 7,5 14,5 2 Фед. закон от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ1

24 6 16 2 Фед. закон от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ2

24 5 17 2 Фед. закон от 07.07.2003 г. № 117-ФЗ3

24 6,5 17,5 - Фед. закон от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ4

20 2,5 17,5 - Фед. закон от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ5

20 2 18 - Фед. закон от 30.12.2008 г. № 305-ФЗ6

20 3 17 - Фед. закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ7

Налог на добавленную стоимость (НДС)

28% (1992 г.) 100% - - Закон РФ от 06.12.1991 г. № 1992-18

20% (1993-2003 гг.) 100 - - Закон РФ от 16.07.1992 г. № 3317-19

1 О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Фед. Закон от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32849.

2 О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Фед. закон от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_-3doc_LAW_36907.

3 О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Фед. Закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43165.

4 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: Фед. Закон от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48676.

5 О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Фед. закон от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_81902.

6 О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Фед. закон от 30.12.2008 г. № 305-ФЗ ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83176.

7 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: от 30.11.2016 № 401-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207915.

8 О налоге на добавленную стоимость: Закон РФ от 06.12.1991 г. № 1992-1 (утратил силу) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159.

9 О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России: Закон РФ от 16.07.1992 г. № 3317-1 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_744.

Окончание табл. 3

Общая ставка В том числе по бюджетам Основание

федеральный бюджет субъектов РФ местный

20% (1998 г.) 75 25 Фед. закон от 26.03.1998 г. № 42-ФЗ1

20% 75% (I квартал 1999 г.) 25 Фед. закон от 22.02.1999 г. № З6-ФЗ2

20% 85% (с 1 апреля 1999 г.) 15 Фед. закон от 22.02.1999 г. № З6-ФЗ

20% 85% (на 2000 г.) 15 Фед. закон от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ3

20% 100% (с 2001 г.) - Фед. закон от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ4

18% (2004-2018 гг.) 100% - Фед. закон от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ

20% (с 2019 г.) 100% - Фед. закон от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ5

Как свидетельствуют данные табл. 3, когда ставка налога на прибыль составляла 24%, 2% из этой ставки зачислялись в доходы местных бюджетов по 2004 г. включительно. В период с 2017 по 2024 г. включительно увеличен норматив отчислений налога в федеральный бюджет на 1 п.п., тем самым уменьшается доля налога, зачисляемая в бюджеты регионов, с 18 до 17%.

Ставка НДС в размере 28% применялась в течение 1992 г., после чего была снижена до 20%. В таком размере она использовалась до 2003 г. В период с 2004 по 2018 г. действовала ставка налога в размере 18%, с 2019 г. она была повышена до 20%. При этом льготная ставка налога в размере 10% (по продовольственным товарам и товарам для детей) оставалась неизменной.

На 1998 г. и I квартал 1999 г. налог в размере 75% от установленной ставки зачислялся в федеральный бюджет, 25% - в бюджеты регионов, по решению региональных органов власти часть налога оставалась за местными бюджетами. С 1 апреля 1999 г. по 2000 г. включительно за федеральным бюджетом закреплена часть налога в размере 85%, 15% передавалась регионам. С 1 января 2001 г. НДС вновь стал закрепленным за федеральным бюджетом в полном объеме.

Исследование. Рассмотрим налоговые доходы бюджетов различных уровней за 2003-2004 гг. до вступления в силу полного перечня налогов, установленного НК РФ.

1 О федеральном бюджете на 1998 год: Фед. закон от 26.03.1998 г. № 42-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18282.

2 О федеральном бюджете на 1999 год: Фед. закон от 22.02.1999 г. № З6-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22109.

3 О федеральном бюджете на 2000 год: Фед. закон от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25636.

4 О федеральном бюджете на 2001 год: Фед. закон от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29705.

5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: Фед. закон от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084.

Таблица 4

Поступления налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы РФ, млрд руб.

Налоги Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ

2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.

Налоговые доходы 3735,2 4942,1 2394,2 3154,3 1341,0 1787,8

То же, без ЕСН и таможенных пошлин 2917,8 3640,2 1576,8 1852,4 1341,0 1787,8

налог на прибыль 526,5 867,6 170,9 205,7 355,6 661,9

НДФЛ 455,7 574,5 - - 455,7 574,5

налог на игорный бизнес 3,7 10,1 1,8 0,3 1,9 9,8

ЕСН 364,6 442,2 364,6 442,2 - -

НДС 882,1 1069,7 882,1 1069,7 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

акцизы 343,4 239,5 248,1 109,7 95,3 129,8

акцизы ввоз. 4,4 7,5 4,4 7,5 - -

лицензионные сборы 1,5 1,7 1,1 1,3 0,4 0,4

налог с продаж 56,4 6,2 - - 56,4 6,2

прочие налоги и сборы 0,8 0,5 - - 0,8 0,5

налог на совокупный доход 30,3 50,6 10,1 0,1 20,2 50,5

налоги на имущество 137,8 146,8 1,7 0,1 136,1 146,7

плата за природные ресурсы 395,7 581,0 249,5 434,3 146,2 146,7

таможенные пошлины 452,8 859,7 452,8 859,7 - -

госпошлина 6,6 8,2 2,8 3,5 3,8 4,7

прочие федеральные налоги 44,6 36,4 4,3 20,1 40,3 16,2

налоги субъектов РФ 16,5 24,5 - - 16,5 24,5

местные налоги и сборы 11,8 15,4 - - 11,8 15,4

Примечание. Табл. 4 составлена авторами на основе данных, взятых из Отчетов об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2003 г. и 2004 г. (форма по КФД 0521160) [9, 10].

В целях обеспечения единообразия из суммы налоговых доходов исключим сумму ЕСН и таможенных пошлин, так как они НК РФ не отнесены к налогам.

Из приведенных данных следует, что в 2003 г. доля налогов, зачисляемых в федеральный бюджет, составляла 54,0%, в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 46,0%, в 2004 г. - соответственно 50,9% и 49,1%. Таким образом, налоговые доходы федерального бюджета превышают налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ на 17,6% в 2003 г. и на 3,6% -в 2004 г.

Без учета таможенных пошлин доля косвенных налогов в доходах федерального бюджета в 2003 г. составляет 71,9%, 2004 г. - 64,0%, в том числе НДС - соответственно 55,2% и 57,7%.

Консолидированный бюджет РФ сформирован в 2003 г. за счет НДС на 30,2%, на 29,4% в 2004 г., НДФЛ - на 15,6-15,8%, налога на прибыль - 18,0 и 23,8%, платы за природные ресурсы - на 13,5 и 16,0%.

В величине налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ доля региональных и местных налогов незначительна: в 2003 г 12,3% и в 2004 г. 10,4%, преобладает доля федеральных налогов: НДФЛ (34,0 и 32,1%), налога на прибыль (26,5 и 37,0%).

Далее рассмотрим консолидированный бюджет субъектов РФ в условиях действия НК РФ (табл. 5).

Таблица 5

Консолидированный бюджет субъектов РФ за 2003-2020 гг.

Показатели 2003 2018 2019 2020 Всего 2020 г. к 2003 г., раз

Всего, млрд руб. 1 727,2 12 392,5 13 567,9 14 897,5 137 374,1 79

налоговые доходы 1 284,7 9 428,7 10 150,5 10 033,8 100 213,9 78

неналоговые доходы 156,7 793,6 966,8 1 089,4 10 394,9 66

безвозмездные поступления 285,7 2 170,2 2450,6 3 774,3 26 765,3 94

Доля в доходах, % налоговых доходов 74,4 76,1 74,8 67,3 72,9 0,98

неналоговых доходов 9,1 6,4 7,1 7,4 7,6 0,84

безвозмездных поступлений 16,5 17,5 18,1 25,3 19,5 1,18

Из налогов, млрд руб. налог на прибыль 355,6 3 104,7 3358,1 2926,7 3 1181,0 87

НДФЛ 455,7 3 654,2 3955,2 4251,9 36 947,5 81

акцизы по производимым в РФ товарам 95,3 632,7 755,3 797,9 6 569,0 69

налог на совокупный доход 20,2 520,8 587,5 582,7 4529,9 224

налог на имущество физлиц 2,5 61,3 70,7 78.7 443,5 177

налог на имущество организаций 132,8 985,4 918,6 910,0 8 773,8 66

транспортный налог: 161,2 175,1 187,1 1 535,4 -

земельный налог 187,1 184,3 180,6 1 993,8 -

плата за природные ресурсы 146,2 71,6 85,9 84,5 1 312,9 9

госпошлина 3,8 47,6 21,6 22,7 402,8 106

Расходы, млрд руб. 1 984,2 11 882,2 13 563,2 15 574,0 140 320,2 70

Дефицит (-), профицит (+), млрд руб. -53,8 +510,3 +4,7 -676,5 -2946,1 -

То же, % от дохода 2,8 4,1 0,03 4,5 2,1 -

Доля в налоговых доходах, % налога на прибыль 27,7 32,9 33,0 29,0 31,1 1,12

НДФЛ 35,5 38,8 39,0 42,4 36,9 1,04

акцизы 7,4 6,7 7,4 8,0 6,6 0,89

плата за природные ресурсы 11,4 0,8 0,8 0,8 1,3 0,11

региональные и местные налоги 10,7 14,8 13,3 13,5 12,7 1,19

налог на совокупный доход 1,6 5,5 5,8 5,8 4,5 2,8

Примечание. Табл. 5 составлена авторами на основе данных об исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2019 и 2020 г. [4, 5].

Из данных табл. 5 можно сделать следующие выводы.

В 2020 г. по сравнению с 2013 г.:

- налоговые доходы увеличились в 78 раз, неналоговые доходы - в 66 раз, безвозмездные поступления - в 94 раза, общая сума доходов - в 79 раз;

- в общей сумме доходов доля налоговых доходов уменьшилась на 2,0%, неналоговых доходов - на 16,5%, доля безвозмездных поступлений увеличилась на 18,3%;

- налоговых доходов увеличились налог на прибыль в 87 раз, НДФЛ -в 81 раз, акцизы в 69 раз, налог на имущество организаций в 66 раз, плата за природные ресурсы в 9 раз, госпошлина в 106 раз;

- несмотря на опережающий рост налога на совокупный доход (в 224 раза), его доля в доходах 2020 г. остается незначительной (4,5%);

- доля НДФЛ увеличилась на 3,9% и составила 36,9% в 2020 г., налога на прибыль - 31,1%;

- величина региональных и местных налогов увеличилась на 18,7%, их доля остается незначительной (12,7%), акцизов (6,6%), ничтожна доля платы за природные ресурсы (1,3%).

При увеличении общей суммы доходов за указанный период в 79 раз расходы бюджетов увеличились в 70 раз, дефицит бюджета в 2020 г. составил 4,5% от величины доходов. При этом следует отметить, что в 2019 г. доходы бюджетов субъектов выросли на 9,5% против 2018 г., рост поступлений имел место в 79 субъектах РФ, бюджеты 35 регионов (в 2018 г. 15 регионов) исполнены с суммарным дефицитом 232,9 млрд руб. (в 2018 г. - 64,9 млрд руб.).

В 2020 г. по сравнению с пандемийным 2019 г.:

- налоговые доходы уменьшились на 1,1%, за счет роста безвозмездных поступлений на 54,0% общая сумма доходов увеличилась на 9,8%, рост поступлений наблюдался в 80 регионах;

- в величине доходов доля налоговых доходов уменьшилась с 74,8 до 67,3%, доля безвозмездных поступлений увеличилась с 18,1 до 25,3%;

- величина налога на прибыль уменьшилась на 12,9%, налога на совокупный доход - на 0,8%, величина акцизов увеличилась на 5,6%;

- расходы увеличились на 14,8%, что привело к смене профицита в 2019 г. дефицитом в 2020 г. в 676,5 млрд руб., или 4,5% к сумме доходов бюджета;

- уменьшилась доля налога на прибыль с 33,0% до 29,0%, увеличилась доля НДФЛ с 39,0 до 42,4%;

- доля региональных налогов практически не изменилась и составила в 2020 г. 13,5%.

В 2020 г. доходная часть 9 регионов более чем на 2/3 сформированы за счет безвозмездных поступлений.

Структура налоговых доходов в 2018, 2019 и 2020 г. выглядит следующим образом:

- налог на прибыль (33%, 33%, 29%);

- акцизы (7%, 7%, 8%);

- НДФЛ (39%, 39%, 42%);

- налог на имущество организаций (10%, 9%, 9%).

«Последствия пандемии, как в части угрозы жизни и здоровью населения планеты, так и в части экономических угроз, обусловленных введением ограничительных мер, создает экономическую безопасность регионов, обусловленную в том числе нарушение глобальных логистических цепочек» [8]. Как справедливо отмечает автор, «реальности коронавируса, обусловленные пандемией СОУГО-19, во многих случаях становятся определяющими для корректировки социально-экономического развития» [1].

В 2020 г. бюджеты 57 регионов (в 2019 г. - 35 регионов) исполнены с суммарным дефицитом 729,8 млрд руб. (в 2019 г. - 232,9 млрд руб.), бюджеты 28 регионов (в 2019 г. - 50 регионов) исполнены с суммарным профицитом 53,3 млрд руб. (в 2019 г. - 237,6 млрд руб.). «Российская бюджетная система теряет часть своих доходов. Причем наблюдается двойное падение доходов: ввиду простоя предприятий, закрытия границ, остановки бизнеса и т.п., вследствие различного рода принимаемых ограничительных мер» [2].

В 2020 г. на российскую экономику одновременно оказали негативное воздействие два фактора: вынужденное сокращение деловой активности вследствие введения ограничительных мер в связи с пандемией и ухудшение внешнеторговых условий в связи с резким снижением цен на нефть. В условиях беспрецедентного падения мирового спроса на нефть и временного прекращения действия соглашения ОПЕК+ в начале года цены на нефть марки «Юралс» снизились до 41,7 долл. за барр. вместо 63,6 долл. за барр. годом ранее. Все это привело к снижению ВВП на 3,0% и ухудшению всех других экономических показателей социально-экономического развития регионов и страны в целом. «Резкое падение внутреннего спроса, которое он отражает в показателе валового внутреннего продукта, вносит весомый вклад в показатели, характеризующие динамику экономического развития не только регионов, но и страны в целом» [7]. Оценивая негативное воздействие пандемии, авторы указывают, что «коронавирусная инфекция оказала мощное негативное влияние на развитие экономики» [11], «СОУГО-19 затронул сообщества, предприятия и организации во всем мире, непреднамеренно затронув финансовые рынки и мировую экономику» [12].

Далее рассмотрим соотношение доходов федерального бюджета к доходам консолидированного бюджета субъектов РФ за 2003-2020 г. (табл. 6).

Таблица 6

Доходы федерального бюджета, консолидированного бюджета субъектов РФ за 2003-2020 г., млрд руб.

Налоги Консолидированный бюджет субъектов РФ Федеральный бюджет

20032018 гг. 2019 г. 2020 г. 20032020 гг. % к консолидирован-ному бюджету субъектов РФ

Налоговые доходы 100 213,9 96 882,8 12 380,2 10 704,0 119 967,0 119,7

Налоги в сумме налоговых доходов: налог на прибыль 31 181,0 7 339,3 1 185,0 1 091,4 9 615,7 30,8

то же, % 31,1 7,6 9,6 10,2 8,0 -

НДС - 48 102,3 4 257,8 4 268,6 56 628,7 -

то же, % - 49,6 34,4 39,9 47,2 -

акцизы 6 569,0 6 139,7 522,2 1 035,3 7 697,2 117,2

то же, % 6,6 6,3 4,2 9,7 6,4

плата за природные ресурсы 1 312,2 34 367,5 6 173,1 4 057,5 44 598,1 34 раза

то же, % 1,3 35,5 49,9 37,9 37,2 -

НДФЛ 36 947,5 - - - - -

то же, % 36,9

налог на совокупный доход 4 529,9

то же, % 4,5

региональные и местные налоги 12 875,9

то же, % 12,8

Примечание. Табл. 6 составлена авторами на основе данных об исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2019 и 2020 г. [3-5].

Данные табл. 6 свидетельствует о следующем.

Налоговые доходы федерального бюджета за 2003-2020 гг. превышают величину налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на 19,7%. В величине налоговых доходов федерального бюджета преобладают косвенные налоги, в том числе доля НДС составляет 47,2%, акцизов - 6,4%. Таким образом, федеральный бюджет формируются в основном за счет НДС, акцизов, платы за природные ресурсы, налога на прибыль организаций.

В величине налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ НДФЛ занимает 36,9%, налог на прибыль - 31,1%. Незначительной остается доля региональных и местных налогов (12,8%) и налога на совокупный доход (4,5%).

Выводы. Перечень региональных налогов действует с 2005 г. За этот период внесены поправки, направляемые на повышение их роли в доходах бюджетов. В частности, по налогу на имущество организаций введен кадастровый метод расчета налоговой базы, по транспортному налогу введены повышающие коэффициенты в размере от 1,1 до 3 по легковым автомобилям первоначальной стоимостью от 3 млн руб. и выше в зависимости от года их выпуска, а также во избежание двойного налогообложения транспортные средства исключены из объекта обложения налогом на имущество организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование показало, что никаких существенных изменений в бюджетах субъектов РФ не происходит. Доля налогов, закрепленных за региональными бюджетами, незначительна (12-15%), преобладают в доходах региональных бюджетов федеральные налоги: НДФЛ, налог на прибыль, акцизы. Налоговые доходы федерального бюджета как до, так и после введения НК РФ превышают доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В 2020 г. по сравнению с 2003 г. налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились в 78 раз, безвозмездные поступления -в 94 раз, при уменьшении налоговых доходов на 2,0% доля безвозмездных поступлений увеличилась на 18,3%. В этих условиях «закрепление юридически каждого вида налога за определенным уровнем бюджетной системы является объективным, необходимым условием для обеспечения устойчивости налоговой базы и повышения заинтересованности территориальных бюджетов и их собираемости. Мировая практика свидетельствует об эффективности такой разграничительной системы, когда взаимоотношения между бюджетами четко и законодательно регламентированы по конкретным видам налогов» [6].

Речь в данном случае идет о закреплении за региональными бюджетами налогов, исчисляемых с выручки. Без коренного изменения в перераспределении налогов финансовое положение регионов не улучшится, по-прежнему в их доходах будет преобладать доля безвозмездных поступлений.

Литература

1. Гордеев С.С. Ограничения и трансформации в социальном пространстве коронакризиса: оценки регионов при пандемии СОУГО-19 // Социум и власть. 2020. № 5(85). С. 32-50.

2. Ермакова Е.А. Финансовая политика региона в условиях нового экономического кризиса и пандемии коронавируса // Экономическая безопасность и качество. 2020. № 2(39). С. 69-72.

3. Зотиков Н.З., Арланова О.И., Львова М.В. Налогово-бюджетный механизм и его влияние на экономику. Чебоксары: Изд-во: Чуваш. ун-та, 2020. 184 с.

4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2019 год / Минфин РФ. М., 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/li-brary/2020/03/main/Ispolnenie_FB_RF_za_2019_god_predv.itogi.pdf.

5. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2020 год / Минфин РФ. М., 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://minfm.gov.ru/common/upload/li-brary/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf.

6. Ледовская А.В. Совершенствование инструментария государственного регулирования налогово-бюджетных отношений // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2020. № 4(270). С. 25-33.

7. Лосева А.С. Особенности развития экономики регионов России в условиях пандемии COVID-19 // Саячинские чтения: материалы IV Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во Издательский дом "Державинский", 2021. С. 58-62.

8. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. 2020. Т. 10, № 4. С. 1387-1404. DOI: 10.18334/eo.10.4.111306.

9. Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2003 год (форма по КФД 0521160) // Федеральное казначейство: офиц. сайт Казначейства России. URL: https://ros-kazna.gov.ru/upload/old/budjety/konsolidirovannogo-byudzheta-rf_doc_reports_file132.xls.

10. Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2004 год (форма по КФД 0521160) // Федеральное казначейство: офиц. сайт Казначейства России. URL: https://ros-kazna.gov.ru/upload/old/budjety/konsolidirovannogo-byudzheta-rf_doc_reports_file115.xls.

11. ПрокофьевМ.Н., Фрыгин А.В. Проблемы и особенности управления местными бюджетами в условиях пандемии // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер. 1. Экономика и управление. 2020. № 4(35). С. 39-45.

12. Простова Д.М. Социально-экономическая политика региона в условиях пандемии // Урал-драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: материалы 11-го Уральского экон. форума: в 2 т. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2020. С. 83-86.

ЗОТИКОВ НИКОЛАИ ЗОТИКОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (zotikovcontrol@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123).

ДАНИЛОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА - магистрантка по направлению «Финансы и кредит», Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (annaalekceevna10@mail.ru).

Nikolay Z. ZOTIKOV, Anna A. DANILOVA

BUDGETS OF THE RUSSIAN REGIONS BEFORE AND AFTER THE INTRODUCTION OF THE TAX CODE

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: regional taxes, budgets of the Russian Federation subjects, tax revenues, uncompensated receipts, budget deficit.

In the conditions of a federal system, division of the budget into federal, regional and local levels is justified. For this reason, taxes are also distributed among the levels of the budget system. Each subject of the Russian Federation has its own budget, budget expenditure powers are regularized to it. For these purposes, the budget must have the financial resources necessary to cover its expenditures, as well as ensure the socio-economic development of the territories at a decent level. The article examines the revenues of regional budgets before and after the introduction of the Tax Code of the Russian Federation. Since 2005 to the present, the list of regional taxes including the transport tax, the corporate property tax and the gambling tax has been in force. Local taxes are also credited to the consolidated budget of the subjects of the Russian Federation; their list is limited to two taxes: the individual property tax and the land-value tax. Based on official data from Rosstat and the Ministry of Finance of the Russian Federation for a period from 2003 to 2020, it is concluded that the taxes assigned to the regions are ineffective; they cannot ensure the progressive development of territories.

References

1. Gordeev S.S. Ogranicheniya i transformatsii v sotsial'nom prostranstve koronakrizisa: otsenki regionov pri pandemii COVID-19 [Limitations and transformations in the social space of the coronacrisis: assessments of regions during the COVID-19 pandemic]. Sotsium i vlast', 2020, no. 5(85), pp. 32-50.

2. Ermakova E.A. Finansovayapolitika regiona v usloviyakh novogo ekonomicheskogo krizisa i pademii koronavirusa [Financial policy of the region in the context of the new economic crisis and the coronavirus pandemic]. Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo, 2020, no. 2(39), pp. 69-72.

3. Zotikov N.Z., Arlanova O.I., L'vova M.V. Nalogovo-byudzhetnyi mekhanizm i ego vliya-nie na ekonomiku [Fiscal mechanism and its impact on the economy]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2020, 184 p.

4. Ispolnenie federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoi sistemy RFza 2019 god [Execution of the federal budget and budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2019]. Available at: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/03/main/Ispolnenie_FB_RF_za_-2019_god_predv.itogi.pdf.

5. Ispolnenie federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoi sistemy RF za 2020 god [Execution of the federal budget and budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2019]. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf.

6. Ledovskaya A.V. Sovershenstvovanie instrumentariya gosudarstvennogo regulirovaniya nalogovo-byudzhetnykh otnoshenii [Improving the tools of state regulation of fiscal relations]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta Ser. 5. Ekonomika, 2020, no. 4(270), pp. 25-33.

7. Loseva A.S. Osobennosti razvitiya ekonomiki regionov Rossii v usloviyakh pandemii COVID-19 [Features of the development of the economy of the regions of Russia in the conditions of the COVID-19 pandemic]. In: Sayachinskie chteniya: materialy IV Vseros. (natsional'noi) nauch.-prakt. konf. [Proc. of 4th Russ. Sci. Conf. «Sayachin readings»]. Tambov, Derzhavinsky Publ. House, 2021, pp. 58-62.

8. Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A. Pandemiya i ekonomicheskaya bezopasnost' regionov: logistika v usloviyakh ogranichenii [Pandemic and economic security of regions: logistics under restrictions]. Ekonomicheskie otnosheniya, 2020, vol. 10, no. 4, pp. 1387-1404. DOI: 10.18334/eo.10.4.111306.

9. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta RF za 2003 god (forma po KFD 0521160) [Report on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation for 2003 (form according to CFD 0521160)]. Available at: https://roskazna.gov.ru/upload/old/budjety/konsolidirovannogo-byud-zheta-rf_doc_reports_file132.xls.

10. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta RF za 2004 god (forma po KFD 0521160) [Report on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation for 2004 (form according to CFD 0521160)]. Available at: https://roskazna.gov.ru/upload/old/budjety/konsoli-dirovannogo-byudzheta-rf_doc_reports_file115.xls.

11. Prokofev M.N., Frygin A.V. Problemy i osobennosti upravleniya mestnymi byud-zhetami v usloviyakh pandemii [Problems and features of local budget management in the conditions of a pandemic]. VestnikMoskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Ser. 1. Ekonomika i upravlenie, 2020, no. 4(35), pp. 39-45.

12. Prostova D.M. Sotsial'no-ekonomicheskaya politika regiona v usloviyakh pandemii [Socioeconomic policy of the region in the conditions of a pandemic]. Ural-draiver neoindustrial'nogo i innovatsionnogo razvitiya Rossii: materialy 11-go Ural'skogo ekon. foruma: v 2 t. [Proc. of 11th Ural Econ. Forum «Ural-driver of neo-industrial and innovative development of Russia». 2 vols.]. Ekaterinburg, Publishing House of the Ural State University of Economics, 2020, pp. 83-86.

NIKOLAY Z. ZOTIKOV - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Economic Security, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (zotikovcontrol@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123).

ANNA A. DANILOVA - Master's Program Student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (annaalekceevna10@mail.ru)._

Формат цитирования: Зотиков Н.З., Данилова А.А. Бюджеты регионов России до и после введения Налогового кодекса РФ [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 1. -С. 27-37. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2022/1/3. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-1-27-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.