Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТАХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ'

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТАХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1147
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / TAX DEBT / TAX REVENUES / BUDGET SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агузарова Лариса Асланбековна, Долов Мурат Асланович

Цель работы. Целью написания данной статьи является проведение анализа налоговой задолженности в структуре доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Метод или методология проведение работы. В процессе данного исследования были использованы такие теоретические, эмпирические и общелогические научные методы, как: дедуктивный, индуктивный, наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, обобщения. При применении названных методов проведен глубокий анализ налоговой задолженности в бюджетах различных уровней государства за определенный период. Результаты. Авторы статьи справедливо отмечают, что главным источником формирования доходов государства являются налоги, поэтому от их полного и своевременного поступления в бюджетную систему РФ зависит благосостояние населения и страны в целом. Исследователи провели анализ задолженности по налогам и сборам в структуре доходов бюджетов бюджетной системы РФ в динамике за несколько лет, рассчитали удельный вес задолженности в структуре доходов (в том числе налоговых) консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Под налоговой задолженностью авторы понимают совокупный объем невыполненных обязательств по уплате налогов и сборов, выраженный в денежной форме, а также недоимки пеней и неуплаченных штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе органов налоговых служб. Выводы. В ходе проведенного исследования выявлено, что задолженность по налогам и сборам имеется во всех бюджетах бюджетной системы РФ несмотря на то, что налоговые доходы с каждым годом увеличиваются. Причем если в федеральном бюджете показатели исполнения по задолженности падают, то в бюджетах субъектов, напротив, повышаются. Отмечается, что в большинстве случаев налоговая задолженность образуется по причине финансовой несостоятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TAX ARREARS IN BUDGETS BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Purpose of work. The purpose of this article is to analyze the tax debt in the structure of budget revenues of the budget system of the Russian Federation. Method or methodology for conducting the work. In the course of this research, such theoretical, empirical and General logical scientific methods as deductive, inductive, observation, comparison, analysis, synthesis, generalization were used. When using these methods, a deep analysis of the tax debt in the budgets of various levels of the state for a certain period is carried out. Results. The authors of the article rightly note that the main source of state revenue is taxes, so the welfare of the population and the country as a whole depends on their full and timely receipt in the budget system of the Russian Federation. The researchers analyzed the debt on taxes and fees in the structure of budget revenues of the budget system of the Russian Federation in dynamics over several years, calculated the share of debt in the structure of income (including tax) of the consolidated budget of the Russian Federation, the Federal budget and the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation. By tax arrears, the authors understand the total amount of outstanding obligations to pay taxes and fees, expressed in monetary terms, as well as arrears of penalties and unpaid fines accrued for violation of tax legislation. Scope of the results. The results of the research can be used in the work of tax authorities. Conclusions. In the course of the research, it was revealed that all budgets of the budget system of the Russian Federation have tax arrears, despite the fact that tax revenues are increasing every year. Moreover, if the Federal budget performance indicators for debt are falling, then the budgets of the subjects, on the contrary, are increasing. It is noted that in most cases, tax arrears are formed due to the financial insolvency of organizations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТАХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ»

УДК 336.22 АГУЗАРОВА ЛАРИСА АСЛАНБЕКОВНА

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова Россия, г.Владикавказ,

e-mail: [email protected]

ДОЛОВ МУРАТАСЛАНОВИЧ

аспирант четвертого года обучения, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова Россия, г.Владикавказ,

e-mail: murat. dolov.92@mail .ru

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТАХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Аннотация. Цель работы. Целью написания данной статьи является проведение анализа налоговой задолженности в структуре доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Метод или методология проведение работы. В процессе данного исследования были использованы такие теоретические, эмпирические и общелогические научные методы, как: дедуктивный, индуктивный, наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, обобщения. При применении названных методов проведен глубокий анализ налоговой задолженности в бюджетах различных уровней государства за определенный период. Результаты. Авторы статьи справедливо отмечают, что главным источником формирования доходов государства являются налоги, поэтому от их полного и своевременного поступления в бюджетную систему РФ зависит благосостояние населения и страны в целом. Исследователи провели анализ задолженности по налогам и сборам в структуре доходов бюджетов бюджетной системы РФ в динамике за несколько лет, рассчитали удельный вес задолженности в структуре доходов (в том числе налоговых) консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Под налоговой задолженностью авторы понимают совокупный объем невыполненных обязательств по уплате налогов и сборов, выраженный в денежной форме, а также недоимки пеней и неуплаченных штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе органов налоговых служб. Выводы. В ходе проведенного исследования выявлено, что задолженность по налогам и сборам имеется во всех бюджетах бюджетной системы РФ несмотря на то, что налоговые доходы с каждым годом увеличиваются. Причем если в федеральном бюджете показатели исполнения по задолженности падают, то в бюджетах субъектов, напротив, повышаются. Отмечается, что в большинстве случаев налоговая задолженность образуется по причине финансовой несостоятельности организаций.

Ключевые слова: налоговая задолженность, налоговые поступления, бюджетная система.

AGUZAROVA LARISA ASLANBEKOVNA

doctor of Economics, Professor, head of the accounting Department

and taxation, North Ossetian state K. L. Khetagurov University Russia, Vladikavkaz, e-mail: [email protected]

DOLOV MURA T A SLANOVICH

fourth-year post-graduate student North Ossetian K. L. Khetagurov state University Russia, Vladikavkaz, e-mail: murat. dolov.92@mail .ru

ANALYSIS OF TAX ARREARS IN BUDGETS BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Purpose of work. The purpose of this article is to analyze the tax debt in the structure of budget revenues of the budget system of the Russian Federation. Method or methodology for conducting the work. In the course of this research, such theoretical, empirical and General logical scientific methods as deductive, inductive, observation, comparison, analysis, synthesis, generalization were used. When using these methods, a deep analysis of the tax debt in the budgets of various levels of the state for a certain period is carried out. Results. The authors of the article rightly note that the main source of state revenue is taxes, so the welfare of the population and the country as a whole depends on their full and timely receipt in the budget system of the Russian Federation. The researchers analyzed the debt on taxes and fees in the structure of budget revenues of the budget system of the Russian Federation in dynamics over several years, calculated the share of debt in the structure of income (including tax) of the consolidated budget of the Russian Federation, the Federal budget and the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation. By tax arrears, the authors understand the total amount of outstanding obligations to pay taxes and fees, expressed in monetary terms, as well as arrears of penalties and unpaid fines accrued for violation of tax legislation. Scope of the results. The results of the research can be used in the work of tax authorities. Conclusions. In the course of the research, it was revealed that all budgets of the budget system of the Russian Federation have tax arrears, despite the fact that tax revenues are increasing every year. Moreover, if the Federal budget performance indicators for debt are falling, then the budgets of the subjects, on the contrary, are increasing. It is noted that in most cases, tax arrears are formed due to the financial insolvency of organizations.

Keywords: tax debt, tax revenues, budget system.

Введение. В современных экономических реалиях вопросы формирования доходов страны остаются наиболее актуальными. Общеизвестно, что основным источником формирования денежных фондов являются налоговые поступления. В связи с этим несвоевременное и неполное выполнение обязательств налогоплательщиков по уплате налогов и сборов приводит к образованию у них налоговой задолженности [2].

Под налоговой задолженностью понимается совокупный объем невыполненных обязательств по уплате налогов и сборов, выраженный в денежной форме, а также недоимки пеней и неуплаченных штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства [1].

Методы исследования. Согласно 57 статье Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [21]. В то же время статья 3 НК РФ гласит, что «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» [21]. В этой связи нарушение срока по уплате налога и сбора или неисполнение обязанности по уплате ведет к образованию задолженности перед бюджетом по этим налоговым платежам.

Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (или консолидированный бюджет РФ) объединяют показатели федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, то есть это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, анализе, расчетах [6].

Результаты. Проведем анализ задолженности по налогам и сборам в структуре доходов бюджетов бюджетной системы РФ за 2016-2018 годы (таблица 1).

Данные таблицы 1 показывают, что за 2016 год доходы бюджетов бюджетной системы РФ (КБ РФ) выполнены в объеме 28181,5 млрд руб., из них доходы федерального бюджета (ФБ) составили 13460,0 млрд руб., доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ (КБС РФ) за этот период выполнены в размере 9923,8 млрд руб. Здесь важно учесть, что в сумму доходов КБ РФ включены поступления по страховым взносам, подлежащие уплате во внебюджетные фонды (4797,7 млрд руб. [28181,5 млрд руб. - 23383,8 млрд руб., 23383,8 млрд руб. - совокупная сумма ФБ и КБС РФ]). В структуре доходов КБ РФ налоговые поступления составили 16291,5 млрд руб., из них в федеральный бюджет поступило 8717,6 млрд руб., в КБС РФ сумма налоговых доходов составила 7573,1 млрд руб. Отметим, что незначительная часть в

сумме налоговых поступлений подлежит перечислению во внебюджетные фонды [3, 12] (0,8 млрд руб. (16291,5 млрд руб. - 16290,7 млрд руб.). Следует отметить, что доля задолженности по налогам и сборам невелика в общей сумме доходов бюджетов: 0,006 % (КБ РФ), 0,006 % (ФБ), 0,002 % (КБС РФ).

Таблица 1

Анализ задолженности по налогам и сборам в структуре доходов бюджетов бюджетной системы РФ за 2016-2018 годы

Наименование показателя КБ РФ млрд руб. Уд. вес, % ФБ млрд руб. Уд. вес, % КБС РФ млрд руб. Уд. вес, %

2016 год

Доходы бюджета в т. ч.: 28181,5 100,0 13460,0 100,0 9923,8 100,0

Налоговые и неналоговые доходы, из них: 28058,7 99,6 13307,9 98,9 8289,3 83,5

Налоговые доходы 16291,5 57,8 8717,6 64,8 7573,1 76,3

Задолженность по налогам и сборам 1,8 0,006 0,8 0,006 0,2 0,002

Безвозмездные поступления 122,8 0,4 152,1 1,1 1634,5 16,5

2017 год

Доходы бюджета, в том числе: 31046,7 100,0 15088,9 100,0 10758,1 100,0

Налоговые и неналоговые доходы, из них: 30947,9 99,7 15047,4 99,7 8986,5 83,5

Налоговые доходы, из них: 19250,3 62,0 11045,2 73,2 8204,2 76,3

Задолженность по налогам и сборам 1,1 0,004 0,2 0,001 0,9 0,008

Безвозмездные поступления 98,8 0,3 41,5 0,3 1771,6 16,5

2018 год

Доходы бюджета, в том числе: 37320,3 100,0 19454,4 100,0 12392,5 100,0

Налоговые и неналоговые доходы, из них: 37193,6 99,7 19401,0 99,7 10222,2 82,5

Налоговые доходы, из них: 23556,5 63,1 14129,3 72,6 9426,4 76,1

Задолженность по налогам и сборам 1,1 0,003 0,2 0,001 0,3 0,002

Безвозмездные поступления 2102,8 5,6 17,6 0,09 2085,2 16,8

Источники: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2016-2018 годы, расчеты автора [19, 20].

За 2017 год доходы бюджетов бюджетной системы РФ исполнены в размере 31046,7 млрд руб., из которых показатели исполнения доходов федерального бюджета составляют 15088,9 млрд руб., доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выполнены в сумме 10758,1 млрд руб. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате во внебюджетные фонды, равна 25847,0 млрд руб. (15088,9 млрд руб. + 10758,1млрд руб.). В структуре доходов КБ РФ налоговые поступления выросли до 19250,3 млрд руб., из которых федеральному бюджету принадле-

жит 11045,2 млрд руб., КБС РФ - 8204,2 млрд руб. Незначительная часть в сумме налоговых поступлений подлежит перечислению во внебюджетные фонды - 0,9 млрд руб. Доля задолженности по налогам и сборам невелика в общей сумме доходов бюджетов: 0,004 % (КБ РФ), 0,001 % (ФБ), 0,008 % (КБС РФ).

За 2018 год доходы консолидированного бюджета РФ выросли до 37320,3 млрд руб. Увеличились поступления в федеральном бюджете до 19454,4 млрд руб. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ повысились, их сумма составила 12392,5 млрд руб. Во внебюджетные фонды поступило 5473,4 млрд руб. В структуре доходов КБ РФ налоговые поступления составили 23556,5 млрд руб., из них в федеральный бюджет зачислено 14129,3 млрд руб., в КБС РФ сумма налоговых доходов составила 9426,4 млрд руб. Как отмечалось, в сумме налоговых поступлений состоят страховые взносы, подлежащие перечислению во внебюджетные фонды [4, 13]. За отчетный период эта сумма равна 0,8 млрд руб. Удельный вес задолженности по налогам и сборам низок в общей сумме доходов бюджетов: 0,003 % (КБ РФ), 0,001 % (ФБ), 0,002 % (КБС РФ).

Таким образом, проведенный анализ задолженности по налогам и сборам в структуре доходов бюджетов бюджетной системы за 2016-2018 годы подтвердил значительную роль налоговых поступлений. Кроме того, установлены суммы задолженности по налогам и сборам за отчетный период, которые хоть и несущественны, но тем не менее повлияют на показатели исполнения налоговых доходов.

Проведем анализ задолженности по налогам и сборам в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2016-2018 годы (таблица 2).

Таблица 2

Анализ задолженности по налогам и сборам в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2016-2018 годы

Наименование Показателя 2016 год 2017 год 2018 год

КБ РФ, млрд руб. Уд. вес, % КБ РФ, млрд руб. Уд. вес, % КБ РФ, млрд руб. Уд. вес, %

1 2 3 4 5 6 7

Налоговые доходы, в том числе: 16291,5 100,0 19250,3 100,0 23556,5 100,0

Налог на прибыль организаций 2770,3 17,0 3290,1 17,1 4100,21 17,4

Налог на доходы физ-лиц 3018,5 18,5 3252,3 16,9 3654,2 15,5

НДС 4571,4 28,0 5137,6 26,7 6017,0 25,5

Акцизы 1356,0 8,3 1599,5 8,3 1589,5 6,7

УСН 287,1 1,8 345,2 1,8 422,2 1,8

ЕНВД 74,4 0,5 70,7 0,4 64,5 0,3

Единый сельхозналог 11,4 0,07 11,9 0,06 13,6 0,06

Патентная система налогообложения 7,6 0,05 11,2 0,06 12,5 0,05

Торговый сбор 8,0 0,05 7,9 0,04 7,7 0,03

Налог на имущество физлиц 36,1 0,2 52,2 0,3 61,3 0,3

Налог на имущество организаций 764,7 4,7 856,3 4,4 985,4 4,2

Транспортный налог 139,1 0,9 154,9 0,8 161,2 0,7

Налог на игорный бизнес 0,8 0,005 1,0 0,005 2,0 0,008

Земельный налог 176,4 1,08 186,0 1,0 187,1 0,8

НДПИ 2929,4 18,0 4130,4 21,5 6127,4 26,0

Водный налог 2,3 0,01 2,4 0,01 2,8 0,01

Сборы за пользование объектами жив. мира и водных биоресурсов 2,6 0,02 2,8 0,01 2,9 0,01

Госпошлина 133,6 0,8 136,6 0,7 143,9 0,6

Задолженность по налогам и сборам 1,8 0,01 1,1 0,006 1,1 0,005

Источники: отчетные данные об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2016-2018 годы, расчеты автора [19, 20].

Данные таблицы 2 показывают, что за 2016-2018 годы налоговые доходы консолидированного бюджета РФ стабильно растут: 16291,5 млрд руб.; 19250,3 млрд руб.; 23556,5 млрд руб. соответственно. Задолженность по налогам и сборам сокращается, причем как в абсолютных, так и в относительных величинах: 1,8 млрд руб., или 0,01 % в сумме налоговых доходов; 1,1 млрд руб., или 0,006 % в сумме налоговых доходов; 1,1 млрд руб., или 0,005 % в сумме налоговых доходов соответственно.

Таким образом, за 2016-2018 годы налоговая задолженность консолидированного бюджета РФ незначительна. Однако несмотря на это суммы задолженности «выпадают» из бюджета [9]. В структуре налоговых доходов КБ РФ практически по всем платежам наблюдается рост. Исключение составляют акцизы, по которым поступления нестабильны, но в целом превышают показатели 2016 года. Поступления по ЕНВД и торговому сбору имеют тенденцию к спаду.

Проведем анализ задолженности по налогам и сборам в структуре налоговых доходов федерального бюджета за 2016-2018 годы (таблица 3).

Таблица 3

Анализ задолженности по налогам и сборам в структуре налоговых доходов федерального бюджета за 2016-2018 годы

Наименование Показателя 2016 год 2017 год 2018 год

ФБ, млрд руб. Уд. вес, % ФБ, млрд руб. Уд. вес, % ФБ, млрд руб. Уд. вес, %

Налоговые доходы, в том числе: 8717,6 100,0 11045,2 100,0 14129,3 100,0

Налог на прибыль организаций 491,0 5,6 762,4 6,9 995,5 7,05

НДС 4571,0 52,4 5137,1 46,5 6016,7 42,6

Акцизы 694,3 8,0 987,8 8,9 957,0 6,8

НДПИ 2863,5 32,8 4061,4 36,8 6060,3 42,9

Водный налог 2,3 0,03 2,4 0,02 2,8 0,02

Сборы за пользование объектами жив. мира и водных биоресурсов 0,5 0,006 0,5 0,005 0,5 0,004

Госпошлина 94,2 1,08 93,4 0,8 96,3 0,7

Задолженность по налогам и сборам 0,8 0,01 0,2 0,002 0,2 0,001

Источники: отчетные данные об исполнении федерального бюджета РФ за 2016-2018 годы, расчеты автора [19, 20].

Данные таблицы 3 показывают, что за 2016-2018 годы налоговые доходы федерального бюджета РФ исполнены в сумме: 8717,6 млрд руб., 11045,2 млрд руб., 14129,3 млрд руб. соответственно. Что касается налоговой задолженности, то по ней показатели сокращаются: 0,8 млрд руб., 0,2 млрд руб., 0,2 млрд руб. соответственно.

Таким образом, за 2016-2018 годы удельный вес задолженности по налогам и сборам в федеральном бюджете РФ снижается: 0,01 % в сумме налоговых доходов; 0,002 % в сумме налоговых доходов; 0,001 % в сумме налоговых доходов соответственно, что подтверждает эффективную работу налоговых органов в части администрирования федеральных налогов. Отметим, что по всем без исключения налоговым платежам продемонстрирована динамика роста.

Проведем анализ задолженности по налогам и сборам в структуре налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (КБС РФ) за 2016-2018 годы (таблица 4).

По данным таблицы 4 видно, что за 2016-2018 годы налоговые доходы КБС РФ составили: 7573,1 млрд руб., 8204,2 млрд руб., 9426,4 млрд руб. соответственно. Задолженность по налогам и сборам повысилась в отличие от аналогичного показателя федерального бюджета: 0,2 млрд руб., 0,09 млрд руб., 0,3 млрд руб. соответственно. Удельный вес налоговой задолженности в структуре налоговых доходов составил: 0,003 %, 0,001 %, 0,003 % соответственно.

Таким образом, за 2016-2018 годы налоговые поступления КБС РФ неуклонно возрастают. Что касается задолженности по налогам и сборам, то показатели выросли на 0,1 млрд руб. - с 0,2 млрд руб. до 0,3 млрд руб. Отметим, что за отчетный период нестабильны показатели по косвенным налогам и НДПИ, поскольку поступления то сокращаются, то повышаются. Сократились поступления по ЕНВД и торговому сбору [10].

Таблица 4

Анализ задолженности по налогам и сборам в структуре налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2016-2018 годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование Показателя 2016 год 2017 год 2018 год

КБС РФ, млрд руб. Уд. вес, % КБС РФ, млрд руб. Уд. вес, % КБС РФ, млрд руб. Уд. вес, %

1 2 3 4 5 6 7

Налоговые доходы, в том числе: 7573,1 100,0 8204,2 100,0 9426,4 100,0

Налог на прибыль организаций 2279,3 30,1 2527,7 30,8 3104,7 32,9

Налог на доходы физлиц 3018,5 39,9 3252,3 39,7 3654,2 38,8

НДС 0,39 0,005 0,4 0,005 0,36 0,004

Акцизы 661,7 8,7 611,708 7,5 632,403 6,7

УСН 287,1 3,8 345,2 4,2 422,2 4,5

ЕНВД 74,4 1,0 70,7 1,0 64,5 0,7

Единый сельхозналог 11,4 0,2 11,9 0,1 13,6 0,1

Патентная система налогообложения 7,6 0,1 11,2 0,1 12,5 0,1

Торговый сбор 8,0 0,1 7,9 0,1 7,7 0,08

Налог на имущество физлиц 36,1 0,5 52,2 0,6 61,3 0,7

Налог на имущество организаций 764,7 10,1 856,3 10,4 985,4 10,5

Транспортный налог 139,1 1,8 154,9 1,9 161,2 1,7

Налог на игорный бизнес 0,8 0,01 1,0 0,01 2,0 0,02

Земельный налог 176,4 2,3 186,0 2,3 187,1 2,0

Налог на добычу полезных ископаемых 65,9 0,9 69,1 0,8 67,0 0,7

Сборы за пользование объектами жив. мира и вод. биоресурсов 2,1 0,03 2,3 0,03 2,3 0,02

Госпошлина 39,4 0,5 43,3 0,5 47,6 0,5

Задолженность по налогам и сборам 0,2 0,003 0,09 0,001 0,3 0,003

Источники: отчетные данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2016-2018 годы, расчеты автора [19, 20].

Выводы. В ходе проведенного анализа нами выявлено, что задолженность по налогам и сборам имеется во всех бюджетах бюджетной системы РФ, несмотря на то, что налоговые доходы с каждым годом увеличиваются. Причем если в федеральном бюджете показатели исполнения по задолженности падают, то в бюджетах субъектов, напротив, повышаются.

Важно отметить, что доначисленные суммы налоговых платежей при осуществлении налоговых проверок сокращают задолженность по налогам. Налоговая задолженность образуется по причине неуплаты налогов и сборов в большинстве случаев организациями, что связано с их финансовой несостоятельностью, а также с недобросовестностью [5].

В то же время часть налоговой задолженности подлежит урегулированию или списанию согласно законодательству РФ. Наиболее результативными методами принудительной стадии урегулирования налоговой задолженности являются приостановление операций по счетам

налогоплательщика в банке и направление инкассового поручения налогового органа для списания средств со счетов налогоплательщика [11].

В целом за анализируемый период работу налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности можно признать удовлетворительной, но недостаточно результативной, так как за этот период наблюдается налоговая задолженность в бюджетах всех уровней, а в КБС РФ показатели налоговой задолженности имеют тенденцию к росту.

Литература

1. Агузарова Л. А., Долов М. А. К вопросу о налоговой задолженности в России //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 11.

2. Артемов Р. В., Клименко П. А. Методы оценки эффективности налогового администрирования на современном этапе // Финансовая экономика. - 2019. - № 9. - С. 130-135.

3. Блинова Т. В., Парамонова А. С., Яровицын Е. О. Проблема прогнозирования налоговых поступлений в бюджетную систему РФ // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 7 (108). - С. 102-105.

4. Босердт Н. Ю., Мясникова О. А. Анализ поступлений и задолженности по местным налогам и сборам //Мировая наука. - 2019. - № 2 (23). - С. 104-107.

5. Боташева Ф. Б. Проблемы урегулирования налоговой задолженности //Вестник евразийской науки. -2019. - Т. 11. - № 3. - С. 7.

6. Вальтер А. В. Налоговые преступления - характеристика и способы противодействия // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 5 (173). - С. 143-150.

7. Васильева А. С. Анализ и оценка деятельности налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности в Российской Федерации //Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257). - С. 109-113.

8. Гиесов А. А. Причины возникновения налоговой задолженности и пути их сокращения // Бенефициар. - 2019. - № 54. - С. 10-16.

9. Игнатьев К. А. Анализ налоговых задолженностей перед бюджетной системой Российской Федерации // Образование и наука в России и за рубежом. - 2019. - № 8 (56). - С. 37-43.

10. Кипкеева А. М., Чагаров Э. Н. Задолженность по налогам и сборам: показатели и их характеристика //Вектор экономики. - 2019. - № 7 (37). - С. 21.

11. Костикова Е. Г. Об исковых полномочиях налоговых органов по взысканию налоговой задолженности // Финансовое право. - 2019. - № 10. - С. 13-19.

12. Мясникова О. А. Изучение динамики налоговых поступлений в Российской Федерации // Форум молодых ученых. - 2019. - № 1-2 (29). - С. 960-964.

13. Печенская М. А. Налоговая задолженность местных бюджетов: масштабы и возможности сокращения //Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2019. - № 5 (107). -С. 70-78.

14. Сафохина Е. А. Налоговая безопасность в системе экономической безопасности Российской Федерации //Мировая экономика: проблемы безопасности. - 2019. - № 1. - С. 15-20.

15. Содномова С. К., Маркевич В. В. Пени и штрафы как составляющие налоговой задолженности: сходства и различия // Global and Regional Research. - 2019. - Т. 1. - № 2. - С. 9-16.

16. Токаев Н. X Формирование и самодостаточность доходного обеспечения муниципальных бюджетов // Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 3-3. - С. 118-122.

17. Шершитская Э. И. Правовое регулирование взыскания недоимки с третьих лиц // Налоги -журнал. -2019. - № 2. - С. 33-35.

18. Aguzarova L. A., Aguzarova F. S. Planning of Tax Payments as a Factor of Economic Growth // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. No. S2. P. 195-206.

19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roskazna.ru, свободный. - Загл. с экрана.

20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nalog.ru, свободный. - Загл. с экрана.

21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Aguzarova L. A., Dolov M. A. K voprosu o nalogovoj zadolzhennosti v Rossii // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2019. - № 11.

2. Artemov R. V., Klimenko P. A. Metody ocenki effektivnosti nalogovogo administrirovaniya na sovremennom etape //Finansovaya ekonomika. - 2019. - № 9. - S. 130-135.

3. Blinova T. V., Paramonova A. S., YArovicyn E. O. Problema prognozirovaniya nalogovyh postuplenij v byudzhetnuyu sistemu RF //Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2019. - № 7 (108). - S. 102-105.

4. Boserdt N. YU., Myasnikova O. A. Analiz postuplenij i zadolzhennosti po mestnym nalogam i sboram //Mi-rovaya nauka. - 2019. - № 2 (23). - S. 104-107.

5. Botasheva F. B. Problemy uregulirovaniya nalogovoj zadolzhennosti // Vestnik evrazijskoj nauki. - 2019. -T. 11. - № 3. - S. 7.

6. Val'ter A. V. Nalogovye prestupleniya - harakteristika i sposoby protivodejstviya // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2019. - № 5 (173). - S. 143-150.

7. Vasil'eva A. S. Analiz i ocenka deyatel'nosti nalogovyh organovpo uregulirovaniyu nalogovoj zadolzhennosti v Rossijskoj Federacii //Molodoj uchenyj. - 2019. - № 19 (257). - S. 109-113.

8. Giesov A. A. Prichiny vozniknoveniya nalogovoj zadolzhennosti i puti ih sokrashcheniya // Beneficiar. -2019. - № 54. - S. 10-16.

9. Ignat'ev K. A. Analiz nalogovyh zadolzhennostej pered byudzhetnoj sistemoj Rossijskoj Federacii // Obra-

Агузарова Л.А., Долов М.А.

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТАХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ zovanie i nauka v Rossii i za rubezhom. - 2019. - № 8 (56). - S. 37-43.

10. Kipkeeva A. M., CHagarov E. N. Zadolzhennost' po nalogam i sboram: pokazateli i ih harakteristika // Vektor ekonomiki. - 2019. - № 7 (37). - S. 21.

11. Kostikova E. G. Ob iskovyh polnomochiyah nalogovyh organov po vzyskaniyu nalogovoj zadolzhennosti // Finansovoe pravo. - 2019. - № 10. - S. 13-19.

12. Myasnikova O. A. Izuchenie dinamiki nalogovyh postuplenij v Rossijskoj Federacii // Forum molodyh uchenyh. - 2019. - № 1-2 (29). - S. 960-964.

13. Pechenskaya M. A. Nalogovaya zadolzhennost' mestnyh byudzhetov: masshtaby i vozmozhnosti sokrash-cheniya // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova. - 2019. - № 5 (107). - S. 70-78.

14. Safohina E. A. Nalogovaya bezopasnost' v sisteme ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti. - 2019. - № 1. - S. 15-20.

15. Sodnomova S. K., Markevich V. V. Peni i shtrafy kak sostavlyayushchie nalogovoj zadolzhennosti: skhod-stva i razlichiya // Global and Regional Research. - 2019. - T. 1. - № 2. - S. 9-16.

16. Tokaev N. H. Formirovanie i samodostatochnost' dohodnogo obespecheniya municipal'nyh byudzhetov // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. - № 3-3. - S. 118-122.

17. SHershitskaya E. I. Pravovoe regulirovanie vzyskaniya nedoimki s tret'ih lic //Nalogi-zhurnal. - 2019. - № 2. - S. 33-35.

18. Aguzarova L. A., Aguzarova F. S. Planning of Tax Payments as a Factor of Economic Growth // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. No. S2. P. 195-206.

19. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.roskazna.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

20. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.nalog.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

21. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.consultant.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.