УДК 336.27 АЛИЕВ Г АМИД ХАБИБОВИЧ
к.э.н. доцент кафедры ЭТ и УП ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,
e-mail: [email protected]
КАДЫРОВ АСХАБ САЛМАНОВИЧ
магистрант 3 курса «Факультета Управления» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2019-10-289-295 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Аннотация. Цель. В статье рассмотрена налоговая система России, ее этапы становления и развития. Проанализирована доходная часть консолидированного бюджета Российской Федерации и рассмотрена его структура. Метод. Анализ налоговых доходов по консолидированному бюджету РФ. Выявление основных налогов, формирующих доходы бюджета России. Также рассмотрена динамика налоговых поступлений Республики Дагестан. Исследование базировалось на методах эмпирического исследования. Имели место быть методы статистического анализа и экспертных оценок. Результаты. В результате исследования выделены основные этапы становления налоговой системы в стране. Проанализированы доходы бюджета России за 2017 год, которые, в свою очередь, позволили выявить основные проблемы формирования и развития налоговой системы. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании налоговых поступлений уровней налоговой системы. Выводы. Налоговая система в стране еще не полностью сформирована и все время совершенствуется. Анализ современного состояния налоговой системы в РФ показал, что налоговые доходы по стране поступают неравномерно. На региональном уровне существуют проблемы поступления по налогам. Для решения данных проблем государство проводит мероприятия укрепления и повышения устойчивости налоговой системы.
Ключевые слова: налоговая система, налоги, элементы, налоговые доходы, этапы.
ALIEV GAMID KHABIBOVICH
PhD in Economics in Economics in Economics in Economics, associate Professor at UE Of the «Dagestan state University», Makhachkala,
e-mail: [email protected]
KADYROVASKHAB SALMANOVICH
master's degree student 3 courses of «Management Faculty» Of the «Dagestan state University», Makhachkala, e-mail: [email protected]
TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: STAGES OF FORMATION AND FEATURES OF THE CURRENT STATE
Abstract. Goal. The article considers the tax system of Russia, its stages of formation and development. The revenue part of the consolidated budget of the Russian Federation is analyzed and its structure is considered. Method. Analysis of tax revenues for the consolidated budget of the Russian Federation. Identification of the main taxes that generate Russian budget revenues. The dynamics of tax revenues of the Republic of Dagestan is also considered. The research was based on the methods of empirical research. There were methods of statistical analysis and expert assessments. Results. As a result of the research, the main stages of the formation of the tax system in the country are highlighted. We analyzed the Russian budget revenues for 2017, which,
in turn, allowed us to identify the main problems of the formation and development of the tax system. Scope of the results. The results of the research can be used in forecasting tax revenues at the levels of the tax system. Conclusions. The tax system in the country is not yet fully formed and is constantly being improved. An analysis of the current state of the tax system in the Russian Federation has shown that tax revenues are received unevenly across the country. At the regional level, there are problems with tax receipts. To solve these problems, the state takes measures to strengthen and increase the stability of the tax system. Keywords: tax system, taxes, elements, tax revenues, stages.
Введение. Государственный бюджет страны во многом зависит от налоговых сборов, так как именно они выступают основным источником формирования доходной части бюджета. Становление налоговой системы в Российской Федерации можно разделить на три этапа.
Первый этап начался в 1991-1993 годы со вступления в силу закона об основах налоговой системы РФ. Именно в это время был принят свод законов, касающихся налоговой системы. В связи с чем налоги стали занимать значимую роль в политике государства.
Второй этап попадает на 1994-1998 годы. Данный период примечателен тем, что было сделано множество поправок в налоговую систему, что внесло нестабильность в формирование налоговой системы. Кризис конца 90-х требовал кардинальных реформ от правительства на тот момент.
Современный этап налоговой системы взял свое начало отсчета с 2000 года. Отмена ряда налогов, которые были нецелесообразны. К таким налогам относятся: налог на объекты культурной сферы, налог для пользователей автомобильных дорог, были отменены налоги на приобретение валюты, налоги на имущество физических лиц, организаций и др.
Достижением в реформировании налоговой системы в это время было развитие системы налогового администрирования. Именно формированию единого органа, который непосредственно должен был обеспечить наиболее приемлемое соотношение фискальной и стимулирующей функций налогов, придавалось большое значение. Для достижения этой цели основными принципами налоговой системы были выделены условия налогообложения, которые должны были стать равными для всех плательщиков.
Основной задачей налоговая реформа ставила налоговое законодательство, его упрощение, прозрачность. Возможности и ориентиры налоговой системы во многом определены налоговой политикой государства.
Значимым событием становится принятие Налогового кодекса в двух частях. С данным документом связывали надежду, что наконец-то налоговая система будет соответствовать мировым стандартам и правовой неразберихе придет конец. С 1 января 1999 года был введен в действие Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем были расписаны все налоги и сборы, которые предусмотрены к уплате. Налоговая система стала выступать для государства неким особняком в экономическом развитии путем налоговых ставок, льгот и штрафов. Посредством налоговой системы в бюджете страны аккумулируются средства, которые, в свою очередь, направлялись на решение проблем социально-экономического характера.
Помимо характеристик и функций, важную роль играют принципы налоговой системы, которые были выработаны за все время управления государством в разных странах мира. Это обязательность уплаты налогов, равенство и справедливость, налогообложение доходов как физических, так и юридических лиц, определенность налогового законодательства. Принципы функционирования налоговой системы РФ определяются Конституцией и Налоговым кодексом РФ [9, с. 49].
Эффективность налоговой системы зависит от решений на федеральном и региональном уровне с учетом интересов налогоплательщиков. В налоговой системе существуют два аспекта.
С одной стороны, налоговая система — это совокупность действующих условий налогообложения.
Второй аспект подразумевает совокупность налоговых принципов и методов уплаты налогов, а также меры, обеспечивающие их поступление.
Налоги выступают основой государственного финансового хозяйства. В развитых странах именно налоговые доходы формируют доходную часть бюджета на 80 и более процентов. В свою очередь, роль налогов может быть как положительной, так и отрицательной. Если повысить налоговое бремя для определенной части предприятий, дабы увеличить налоговые доходы, то это положительно может быть оценено государственными органами и той частью населения которой предназначены социальные выплаты за счет этих налогов.
Налоговые органы как часть налоговой системы также играют немаловажную роль. Они являются частью системы органов исполнительной власти. Основная задача налоговых органов заключается в осуществлении контроля правильного начисления налога и сбора, а также в своевременности уплаты и соблюдения законодательства. На сегодняшний день система налоговых органов разделена на два уровня. Это Федеральная налоговая служба и территориальные органы.
Налоговые поступления консолидированного бюджета России за период с 2014 по 2017 год выросли почти на 20 %. (см. табл. 1). Существенно возросли поступления по налогу на прибыль организации и налогу на доходы физических лиц.
Таблица 1
Доходы консолидированных бюджетов РФ на 2014-2017 годы. (млрд руб).
2014 год 2015 год 2017 год
Налоговые доходы, 7343,3 7666,4 8802,2
из них:
налог на прибыль орг. 1964 2107 2527,7
налог на доходы физических лиц 2693,5 2807,8 3252,3
налоги на имущество 957,5 1068,6 1250,5
безвозмездные поступления 1728,3 1683 1771,7
Источник: Регионы России. 2018.
В данный период основными источниками формирования налоговых доходов России выступают такие налоги, как:
а) налог на прибыль организаций;
б) налог на доходы физических лиц.
Отсюда вытекает, что бюджет региона зависел от прибыли предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории региона, и изменений на рынке труда.
Если рассмотреть структуру поступлений налогов по России в целом, то мы видим, что поступление налога на добычу полезных ископаемых составляет 25 %, налог на доходы физических лиц — 20 %, налогу на прибыль организации отводится 19 %, налогу на добавленную стоимость —19 %, региональным налогам — 6 %, местным налогам — 2 %. (см. рис. 2).
[ИМЯ Местные налоги
НПО
19%
Рис. 2. Структура налоговых доходов РФ за 2017 год. www.rppe.ru
В экономической литературе регионы РФ разделяют по уровню социально-экономического развития на четыре группы. (см. табл. 2).
Таблица 2
Группировка регионов Российской Федерации
Группы регионов Характеристика Регионы РФ
Развитые регионы регионы, формирующие каркас социально-экономического развития страны Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО — Югра, Республика Татарстан, Башкортостан и др.
Среднеразвитые регионы регионы, в которых наблюдается понижение производства, но при этом обладают высоким экономическим потенциалом Удмуртия, Тамбовская область, Курганская область, Псковская, Дальний Восток, Костромская область и др.
Слаборазвитые регионы Особенность данной группы регионов — высоко дотационный бюджет, высокая безработица. Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская республика, Адыгея, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Чувашия, Алтай, Марий Эл, Калмыкия, Тува и др.
Особые регионы Регионы, развитие которых зависит от при-родно- климатических условий в силу географического расположения. Сахалинская область, Ненецкий автономный округ, Камчатский край, Мурманская область, Брянская область и др.
Источник: Типология регионов и критерии их выделения. Крылов П. М.
Каждая группа в той или иной мере зависит от межбюджетных трансфертов, так как налоговых поступлений для формирования собственного бюджета недостаточно. Так, группа среднеразвитых регионов отличается высокой дотационностью, и средства, поступающие из вышестоящего бюджета, играют огромную роль. Налоговые доходы можно охарактеризовать неравномерно как у федерального центра, так и у регионов. Так, в период кризиса налоговые поступления развитых регионов могут иметь тенденцию к спаду, что может вести к уменьшению безвозмездных поступлений регионам, входящим в группы менее социально-экономически развитых.
Анализ налоговых поступлений по федеральным округам дает нам следующую картину (см. рис. 3).
Центральн ый ФО Северо_за падный ФО Северо -Кавказский ФО Приволжск ий ФО Уральсикй ФО Сибирский ФО Дальневос точный ФО Южный ФО
4933 100 2 079 925 188957 2 810 303 4136651,2 1645181,6 623822,2 927413,3
млн.р.
Рис. 3. Налоговые поступления по Федеральным округам в 2017 году.
Наибольший объем поступлений наблюдается по Центральному, Уральскому и Приволжскому федеральным округам. Меньше всего зафиксировано поступлений в Северо-Кавказском федеральном округе.
На уровне субъекта Федерации собственная доходная часть бюджета региона РФ состоит из налогов, собираемых на территории региона, а также в большей части федеральных налогов, зачисляемых в бюджет (см. рис. 3).
Согласно ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», налог на доходы физических лиц по нормативу 85 % поступает в региональный бюджет, 10 % в местный бюджет и 5 % в федеральный бюджет. Анализ формирования налоговых поступлений в бюджет показывает, что, несмотря на распределение налогов по уровням налоговой системы, в бюджете региона остается часть и федеральных налогов. Относительно Республики Дагестан практически вся часть собранных налогов остается в регионе. В 2017 году было собрано 30,4 млрд руб., за аналогичный период 2016 года было собрано 32,6 млрд руб.
Для наглядности доли налоговых поступлений в бюджете региона рассмотрим перечисления в процентном соотношении. Так, в 2017 году доля налогов в общем доходе бюджета составляла 28 %. Безвозмездным трансфертам отводилось 70 % и неналоговым доходам — 2 %. Зависимость от федерального центра очень высокая, поэтому повышение налоговых доходов выступает приоритетной задачей (см. рис. 4)
Рис. 4. Доля налоговых поступлений в бюджете РД.
Налоговый потенциал играет важную роль при прогнозировании поступлений. Так, в Республике Дагестан он равен 55 баллам. Данный показатель в рейтинговой таблице страны дает 61 -е место, также он относится к показателям регионов, которые причисляются к субъектам с низким налоговым потенциалом. Под исключение подпадает Ставропольский край, у которого налоговый потенциал равен 17 баллам [15].
Собственные доходы Республики Дагестан на 98 % состоят из налоговых поступлений. Рассмотрим более детально, по каким налогам и в каком объеме были поступления (см. табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ поступления налоговых доходов по РД в 2015-2017 году (млрд руб.)
Налог 2015 год 2016 год 2017 год
Налоговые доходы 26 503 31 320 33 015
Налог на доходы физических лиц 11 525 12 241 12 486
НДС 3 985 5 412 5 530
Налог на прибыль 2 745 4 323 4501
Налог на имущество 4 050 4 649 3 389
Акцизы 3 426 3 547 2933
Земельный налог 794 947 1 102
Транспортный налог 296 450 613
Налог на добычу полез. ископаемых 1 002 845 954
Поступление налогов на совокупный доход (УСН, ЕНВД) 1 135 1 208 1 318
Источник: Nalog.ru
За последние три года наблюдается динамика роста налоговых поступлений. Собственная доходная часть бюджета Республики Дагестан формирует четыре налога (85 %). А именно: это налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество и акцизы.
Закрепление и роль налоговой системы в экономике страны определяет налоговая политика РФ. На три года разрабатывается документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Согласно данному документу, Правительство РФ принимает все меры, которые в свою очередь не позволят увеличения налоговой нагрузки на производство.
Подобные мероприятия позволят укрепить и повысить устойчивость налоговой системы, что будет служить повышению привлекательности для инвестиций в экономику государства. Согласно данному документу, планируется реализация мер налогового стимулирования инвестиций, а также принятие мер, направленных на преодоление кризиса.
Отличительная черта налоговой политики на период 2019-2021 годов является антикризисная направленность, конечной целью которой является рост налоговых поступлений в государственный бюджет.
К антикризисным мерам относятся:
- льготы в отношении уплаты налога на прибыль;
- внедрение патентного налогообложения [17].
Литература
1. Артемова А. А., Фролова Н. В. Оптимальная налоговая система и налоговая система России // Современные проблемы экономического развития России. Материалы межвузовской научно-исследовательской конференции магистров. Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». — 2017. — С. 3-10.
2. Белкина А. И. Место налога на прибыль организации в системе налогов в РФ // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях. Сборник статей. Москва, 2018. — С. 32-34.
3. Бородин В. А. Отечественная налоговая система: этапы, проблемы, решения //Проблемы управления в сложных экономических и социальных системах. Сборник научных статей. Под общей редакцией В. А. Бородина. Москва, 2017. — С. 30-43.
4. Бюджетный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. — Загл. с экрана.
5. Зотиков Н. З. Налоговая система России на современном этапе развития экономики и направления ее совершенствования // Современные тенденции развития бухгалтерского учета, налогообложения, анализа и аудита в российской и международной практике. — 2011. — С. 117-126.
6. Мавричева Л. С. Формирование доходов региональных бюджетов. В сборнике: // Юность и Знания — Гарантия Успеха — 2015. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: В 2-х томах. — 2015. — С. 118-123.
7. Налоговый Кодекс РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. — Загл. с экрана.
8. Погодина И. В., Бакаева А. С., Аверин А. В. Налоговая система: теория и тенденции развития. Учебное пособие. Владимир. — 2017. — С. 45-52
9. Польская Г. А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе. Таврический научный обозреватель. — 2017. — № 11-2 (28). — С. 16-20.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2017. Москва. — 2018. — С. 183-200.
11. Семеко Г. В. Налоговая система и развитие регионов России // Экономические и социальные проблемы России. — 2000. — № 3. — С. 54-77.
12. Серазетдинова Н. В. Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия. — 2017. — Т. 1. — № 65. — С. 153-156.
13. Тимербулатова Р. Х Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы. // Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 195-199.
14. Федеральный Закон от 19.12.2016№ 415 «О Федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 годов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. — Загл. с экрана.
15. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://budget.gov.ru, свободный. — Загл. с экрана.
16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.nalog.ru, свободный. — Загл. с экрана.
17. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
References:
1. Artemova A. A., Frolova N. V. Optimal'naya nalogovaya sistema i nalogovaya sistema Rossii // Sovremennye problemy ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Materialy mezhvuzovskoj nauchno-issledovatel'skoj konferencii
magistrov. Permskij institut (filial) FGBOU VO «Rossijskij ekonomicheskij universitet im. G.V. Plekhano-va». — 2017. — S. 3-10.
2. Belkina A. I. Mesto naloga na pribyl' organizacii v sisteme nalogov v RF // Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v sovremennyh usloviyah. Sbornik statej. Moskva, 2018. — S. 32-34.
3. Borodin V. A. Otechestvennaya nalogovaya sistema: etapy, problemy, resheniya // Problemy upravleniya v slozhnyh ekonomicheskih i social'nyh sistemah. Sbornik nauchnyh statej. Pod obshchej redakciej V. A. Borodina. Moskva, 2017. — S. 30-43.
4. Byudzhetnyj kodeks RF. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
5. Zotikov N. Z. Nalogovaya sistema Rossii na sovremennom etape razvitiya ekonomiki i napravleniya ee sovershenstvovaniya // Sovremennye tendencii razvitiya buhgalterskogo ucheta, nalogooblozheniya, analiza i audita v rossijskoj i mezhdunarodnoj praktike. — 2011. — S. 117-126.
6. Mavricheva L. S. Formirovanie dohodov regional'nyh byudzhetov. V sbornike: // YUnost' i Znaniya — Gar-antiya Uspekha — 2015. Sbornik nauchnyh trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: V 2-h tomah. — 2015. — S. 118-123.
7. Nalogovyj Kodeks RF. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
8. Pogodina I. V., Bakaeva A. S., Averin A. V. Nalogovaya sistema: teoriya i tendencii razvitiya. Uchebnoe posobie. Vladimir. — 2017. — S. 45-52
9. Pol'skaya G. A. Teoreticheskie aspekty upravleniya nalogovoj sistemoj na sovremennom etape. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. — 2017. — № 11-2 (28). — S. 16-20.
10. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli — 2017. Moskva. — 2018. — S. 183-200.
11. Semeko G. V. Nalogovaya sistema i razvitie regionov Rossii // Ekonomicheskie i social'nye problemy Rossii. — 2000. — № 3. — S. 54-77.
12. Serazetdinova N. V. Kriterii ocenki nalogovyh sistem, ih vzaimosvyaz' i protivorechiya. — 2017. — T. 1. — № 65. — S. 153-156.
13. Timerbulatova R. H Nalogovaya sistema Rossijskoj Federacii: aktual'nye problemy i puti sovershenstvovaniya sovremennoj nalogovoj sistemy. // Sovremennye koncepcii razvitiya nauki. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — 2018. — S. 195-199.
14. Federal'nyj Zakon ot 19.12.2016 № 415 «O Federal'nom byudzhete na 2017 g. i na planovyj period 2018 i 2019 godov». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
15. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://budget.gov.ru, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
16. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https: //www.nalog.ru, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
17. «Osnovnye napravleniya byudzhetnoj, nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.