УДК 336 РАБАДАНОВА ДЖАМИЛЯ АМИНУАААЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]
НУРМАГОМЕДОВА ЛУИЗА АХМЕДУЛАЕВНА
старший преподаватель кафедры «Экономика труда и управление персоналом» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2019-10-305-313 АНАЛИЗ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И РЕЗЕРВЫ ИХ УВЕЛИЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Целью работы является осуществление анализа доходов местных бюджетов и определение резервов их увеличения в современных условиях. В процессе исследования были использованы следующие методы: метод классификации, анализ, синтез. Результаты. В статье рассмотрены доходы местных бюджетов, проведен их анализ, а также определены резервы увеличения доходов в современных условиях. Область применения результатов. Результаты приведенной статьи могут быть использованы при осуществлении оценки доходов местных бюджетов и определении возможных способов их увеличения. Выводы. Проведенный анализ доходов местных бюджетов показал, что, несмотря на наметившиеся благоприятные тенденции в сфере увеличения собственных доходов местных бюджетов, в современных условиях сохраняется высокая степень дота-ционности местных бюджетов, что не способствует в должной мере реализации программ социального-экономического развития муниципалитетов. Меры, предложенные автором, по увеличению резервов роста собственных доходов муниципалитетов позволят повысить финансовую самостоятельность муниципальных образований и укрепить их финансовую базу с целью реализации качественного выполнения расходных обязательств и предоставления государственных услуг, направленных на улучшение социальных и экономических условий муниципального хозяйства. Ключевые слова: доходы, местные бюджеты, резервы увеличения.
RABADANOVA JAMILIA AMINULLAEVNA
Ph.D in Economics, associate Professor of Department «Finance and credit»
«Dagestan state University», e-mail: s [email protected]
NURMAGOMEDOVA LUIZA AHMEDULAEVNA
senior lecturer of the Department «labor Economics and personnel management»
Of the «Dagestan state University», Makhachkala, e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF LOCAL BUDGET REVENUES AND RESERVES FOR INCREASING THEM IN MODERN CONDITIONS
Abstract. The purpose of this work is to analyze the revenues of local budgets and determine the reserves for their increase in modern conditions. The following methods were used in the research: classification method, analysis, synthesis. Results. The article considers the revenues of local budgets, analyzes them, and determines the reserves for increasing revenues in modern conditions. Scope of the results. The results of this article can be used in assessing local budget revenues and determining possible ways to increase them. Conclusions. The analysis of local budget revenues has shown that, despite the emerging favorable trends in the area of increasing local budget revenues, a high degree of subsidization of local budgets remains in modern conditions, which does not contribute to the proper implementation of social and economic development
programs of municipalities. The measures proposed by the author to increase the reserves for the growth of municipalities ' own income will increase the financial independence of municipalities and strengthen their financial base in order to implement high-quality performance of expenditure obligations and provide public services aimed at improving the social and economic conditions of the municipal economy.
Keywords: revenues, local budgets, reserves of increase.
Введение. Как известно, бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного [1]. Местный уровень в современных условиях является наиболее приоритетным [7, с. 14], так как одним из основных направлений развития любого государства является развитие местного самоуправления [19, с. 16] и повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований [10, с. 17]. Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления должны более полно использовать финансовые ресурсы [18, с. 6]. С одной стороны, использование всех указанных средств обеспечивает органам местного самоуправления осуществление их компетенции в полной мере, с другой стороны [6, с. 19], обеспечивается система прямых и обратных связей при выполнении всех задач, только в больших масштабах и более сложных взаимозависимостях [4, с. 28-29]. Создание необходимых нормативных, экономических и финансовых условий для полноценного развития местных финансов послужит толчком для развития Российской Федерации в целом [3, с. 4], так как экономическое благополучие всей России зависит от благополучия каждого отдельного муниципального образования [15, с. 4].
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов [18, с. 7]. Финансовая, экономическая, организационно-управленческая и иная деятельность органов местного самоуправления направлена на самостоятельное решение вопросов местного значения в экономически наиболее эффективных формах [2, с. 34]. При этом бюджетная самостоятельность муниципальных образований, способствующая реализации полномочий органов местного самоуправления [16, с. 13], определяется его бюджетной обеспеченностью [5, с. 16], наличием и видовым составом доходного потенциала территории [17, с. 23] и долей финансовой помощи в общей сумме доходов местного бюджета [9, с. 3]. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных перечислений [20, с. 27].
От степени самодостаточности муниципальных бюджетов и наличия постоянной местной налоговой базы зависят политика и мотивы принимаемых решений органов местного самоуправления. Высокая степень концентрации налоговых платежей на федеральном и региональном уровнях отрицательно влияет на исполнение местных бюджетов, поскольку собственных финансовых ресурсов недостаточно для финансирования расходных обязательств, но с другой стороны — такая политика стимулирует к изысканию внутренних резервов роста налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований.
Методы исследования. Для оценки уровня финансовой обеспеченности местных бюджетов в целях реализации ими расходных полномочий проведем анализ динамики и структуры доходов муниципальных образований на примере Республики Дагестан (см. табл. 1).
Таблица 1
Исполнение доходов бюджетов муниципальных образований РД, млн руб. [13]
Показатели 2016 год 2017 год 2018 год
план факт выполнение, % план факт выполнение, % план факт выполнение, %
Доходы всего, из них 30526 29585 96,9 31744 31715 99,9 37790 38569 102,1
налоговые и неналоговые доходы 5192 5405 104,1 5160 5305 102,8 9172 10221 111,4
безвозмездные поступления 25334 24180 95,5 26584 26410 99,4 28617 28347 99,1
Как видно из данных, приведенных в таблице 1, за анализируемый период отмечен рост доходов муниципальных образований РД: фактический объем доходов вырос на 8984 млн руб. Следует отметить, что если за 2016-2017 годы прирост доходов муниципальных образований РД был обеспечен за счет увеличения такого источника доходов, как безвозмездные поступления, на 2230 млн руб., то за период 2017-2018 годов прирост был связан с ростом собственных доходов муниципальных образований РД на 4916 млн руб., которые формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Данный факт свидетельствует об укреплении собственной финансовой базы местных бюджетов РД.
Анализ фактического исполнения бюджетных назначений показал, что за анализируемый период отмечено недовыполнение доходов муниципальных образований РД как в 2016 году — 96,9 %, так и в 2017 году — 99,9 %. В основном недовыполнение было связано с недопоступлением межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней бюджетной системы, тогда как по собственным доходам бюджетные назначения муниципальных образований РД за 2016-2017 годы были перевыполнены на 4,1 % и 2,8 % соответственно.
В 2018 году по сравнению с предыдущими периодом 2016-2017 годов бюджетные назначения по доходам местных бюджетов были перевыполнены на 2,1 %. Перевыполнение было связано с существенным увеличением поступлений собственных доходов муниципальных образований. Так, перевыполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 111,4 %. Это также свидетельствует о наметившейся положительной тенденции в бюджетной обеспеченности местных бюджетов РД.
Как показали аналитические расчеты, за 2016-2018 годы отмечен структурный рост налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов РД при одновременном уменьшении доли финансовой помощи муниципальным образованиям (табл. 2). Так, объем безвозмездных поступлений за 2016-2018 годы уменьшился с 81,7 % до 73,5 % совокупных доходов бюджетов муниципальных образований РД и показал устойчивую динамику снижения в структуре на 8,2 %, несмотря на абсолютный прирост в 4167 млн руб.
Таблица 2
Структура доходов бюджетов муниципальных образований РД [14]
Показатели 2016 год 2017 год 2018 год Темп прироста (+,-)
млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %
Доходы всего, из них 29585 100 31715 100 38569 100 8984 130,6
налоговые и неналоговые доходы 5405 18,3 5305 16,7 10221 26,5 4816 189,1
безвозмездные поступления 24180 81,7 26410 83,3 28347 73,5 4167 117,3
Наибольший прирост в сумме 89,1 % продемонстрировали налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов Республики Дагестан. Так, если в 2016 году на их долю приходилось 8,2 % от суммарных доходов муниципальных образований РД, то в 2018 году их удельный вес составил уже 26,5 %. Сложившаяся ситуация формирует позитивные тенденции, поскольку свидетельствует об активной работе муниципальных органов власти в выявлении резервов роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Проанализируем налоговые доходы местных бюджетов по видам налоговых поступлений в местные бюджеты РД за 2016-2018 годы (табл. 3).
Аналитические расчеты показали, что прирост налоговых доходов бюджетов муниципальных образований РД за анализируемый период составил 3783 млн руб., или 81,7 %.
Почти двукратный прирост налоговых доходов в местные бюджеты РД был обеспечен практически по всем видам налоговых доходов, кроме акцизов. Так, в абсолютном выражении поступления по акцизам сократились на 91 млн руб., а в относительном выражении — на 12,9 %. Данная ситуация связана с тем, что предприятия, производящие алкогольную продукцию, недоиспользовали производственные мощности, также многим из них не была продлена лицензия в 2017-2018 годах.
Таблица 3
Динамика и структура налоговых доходов бюджетов муниципальных образований РД [13]
Показатели 2016 год 2017 год 2018 год Темп прироста (+,-)
млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %
Налоговые доходы всего, из них 4628 100 4552 100 8411 100 3783 181,7
НДФЛ 2873 62,1 2900 63,7 4695 55,8 1822 163,4
Акцизы 705 15,2 538 11,8 614 7,3 -91 87,1
Налоги на совокупный доход 631 13,6 683 15,0 1621 19,3 990 2,5 р.
Налог на имущество физических лиц 30 0,7 34 0,8 198 2,4 168 6,6 р.
Земельный налог 317 6,9 344 7,6 1190 14,2 873 3,8 р.
Госпошлина 72 1,6 53 1,2 93 1,1 21 129,2
В структуре налоговых доходов бюджетов муниципальных образований РД в 20162018 годы наблюдается абсолютное преобладание федерального налога — налога на доходы физических лиц, составляющего соответственно 62,1 %, 63,7 % и 55,8 % налоговых доходов бюджетов. Следует отметить, что при абсолютном росте поступлений по НДФЛ в общем объеме налоговых доходов местных бюджетов РД, что связано с увеличением среднемесячной заработной платы в регионе и уровнем доходов физических лиц, их удельный вес в структуре за 2017-2018 годы снизился на 5,9 %. Такая ситуация связана с существенным увеличением прироста доходов по другим местным налогам. Так, если за период 2016-2018 годов абсолютный прирост поступлений по НДФЛ составил 63,4 %, то по налогам на совокупный доход — в 2,5 раза, по налогу на имущество физических лиц — в 6,6 раза, по земельному налогу — в 3,8 раза.
Значительный объем налоговых поступлений в местные бюджеты РД обеспечивают налоги на совокупный доход. Прирост поступлений по налогам на совокупный доход за анализируемый период составил 6,3 % в структуре налоговых доходов бюджетов муниципальных образований РД. Полученный результат является свидетельством эффективности работы налоговых органов по мобилизации поступлений по специальным режимам налогообложения, а именно — вывод из тени неплательщиков и постановка их на налоговый учет.
Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) формируют собой стабильный источник собственных доходов муниципальных образований. Доля доходов от местных налогов в собственных доходах бюджетов муниципальных образований РД в целом невелика (за период 2016-2017 годов менее 10 %), однако за 2017-2018 годы отмечен существенный рост поступлений по земельному налогу (14,2 %) и налогу на имущество физических лиц (2,4 %) в местные бюджеты. Таким образом, доля местных налогов в структуре налоговых доходов местных бюджетов выросла за анализируемый период на 9 %.
Земельный налог как доходообразующий местный налог вносит существенный вклад в бюджеты муниципальных образований. Его удельный вес в структуре налоговых доходов бюджетов муниципальных образований РД за анализируемый период вырос с 6,9 % до 14,7 %. Рост поступлений по данному налогу был связан с выявлением и постановкой на учет бесхозных земель, а также с ростом кадастровой стоимости земель.
Незначительным в налоговых доходах бюджетов муниципальных образований РД остается удельный вес налога на имущество физических лиц, но он также имеет тенденцию к росту от 0,7 % в 2016 году до 2,4 % в 2018 году (табл. 3). Рост налоговых поступлений связан с пересмотром повышающих коэффициентов в сторону увеличения поступлений по налогу на имущество физических лиц, улучшением взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими регистрацию имущества, повышением эффективности налогового администрирования.
Таким образом, анализ налоговых доходов местных бюджетов РД показал положительную динамику изменения налоговых поступлений, что во многом явилось следствием активизации работы налоговых органов по налоговому администрированию. Вместе с тем следует отметить, что доля местных налогов по-прежнему остается на невысоком уровне даже при положительной динамике их поступлений. Общий объем налоговых доходов, который образуют местные налоги, в настоящее время не превышает 20 %. Зависимость местных бюджетов от федеральных налогов особенно негативно сказывается на малых бюджетах, к которым можно отнести бюджеты районов, поселков и сел республики, поскольку у них не формируется достаточная налоговая база по налогу на доходы физических лиц. В этом смысле значительно более выгодную позицию имеют бюджеты крупных городов, где поступления по НДФЛ имеют устойчивую динамику. В результате бюджеты городских округов будут иметь дополнительный налоговый бонус в виде местных налогов, что приведет к еще большей дифференциации в уровне доходов бюджетов муниципальных образований РД.
Вклад неналоговых доходов в формирование финансовых ресурсов органов местного самоуправления РД за анализируемый период не превысил 5 %. Следовательно, потенциал по увеличению неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований РД по-прежнему остается недоиспользованным.
Конечным результатом в обеспечении эффективности бюджетного процесса является обеспечение сбалансированности бюджетов. При этом сбалансированность может быть достигнута как при высокой степени зависимости местных бюджетов от финансовой помощи, а может быть обеспечена за счет роста собственных налоговых и неналоговых доходов. Поэтому важно оценить, какая часть расходных обязательств местных бюджетов покрывается за счет собственных источников доходов (табл. 4).
Таблица 4
Степень покрытия совокупных расходов налоговыми и неналоговыми доходами бюджетов муниципальных образований РД за 2016-2017 годы [14]
Показатели 2016 год 2017 год 2018 год Рост, снижение (+,-)
Доходы, млн руб. 29585 31715 38569 8984
Расходы, млн руб. 31945 31829 36789 7036
Дефицит/профицит, млн руб. -168 -114 1780 1948
Налоговые и неналоговые доходы, млн руб. 5405 5305 10221 4816
Безвозмездные поступления, млн руб. 24180 26410 28347 4167
Степень покрытия расходов собственными доходами, % 16,9 16,7 27,8 9,6
Как видно из таблицы 4, снижение дефицита бюджетов муниципальных образований РД за 2016-2017 годы на 54 млн руб., а за 2017-2018 годы образование профицита в размере 1780 млн руб. привело к увеличению степени покрытия совокупных расходов бюджетов муниципальных образований собственными доходами с 16,9 % до 27,8 %, что свидетельствует о снижении их дотационности.
Результаты. Таким образом, в результате проведенного анализа бюджетной обеспеченности муниципальных образований РД можно отметить сложившиеся позитивные тенденции:
- отмечен рост собственных доходов муниципальных образований РД, что свидетельствует об укреплении финансовых основ местного самоуправления;
- прирост собственных доходов муниципальных образований в основном был обеспечен за счет существенного увеличения налоговых доходов местных бюджетов, что свидетельствует об улучшении практики налогового администрирования;
- возросла роль местных налогов (земельного и налога на имущество физических лиц) в формировании финансовой базы муниципальных образований РД, о чем свидетельствует удельный вес этих налогов (16,6 %) в структуре налоговых доходов местных бюджетов;
- наконец, отмечено увеличение степени покрытия совокупных расходов бюджетов муни-
ципальных образований РД собственными доходами (27,8 %), что свидетельствует о снижении их дотационности.
Наряду с положительными тенденциями следует отметить проблемы местных бюджетов РД, которые приняли хронический характер и присущи бюджетам муниципальных образований в целом:
- по-прежнему высок уровень финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в виде межбюджетных трансфертов, при этом доля собственных источников доходов на конец 2018 года не превышает 30 %;
- сохраняется стабильно низкая доля местных налогов в структуре налоговых доходов местных бюджетов, которая не превышает 20 % налоговых поступлений;
- показатель покрытия расходных обязательств собственными налоговыми и неналоговыми доходами местных бюджетов не превышает 30 %.
Несмотря на позитивные тенденции, сложившиеся в системе местных бюджетов РД, связанные с увеличением собственных доходов, уровень самофинансирования муниципальных образований по-прежнему остается недостаточным. Самостоятельность органов местного самоуправления по принятию и осуществлению необходимых расходных полномочий ограничена вследствие недостатка собственных бюджетных ресурсов и преобладания в объеме безвозмездных поступлений целевых трансфертов (субсидий и субвенций), доля которых хоть и снизилась с 81,7 % до 73,5 % за рассматриваемый период в доходах муниципальных образований РД, но по-прежнему остается значительной.
Между тем сегодня недоиспользованными остаются потенциальные возможности повышения уровня самофинансирования муниципальных образований, которые состоят в выявлении резервов роста собственных доходов местных бюджетов, оптимизации расходных обязательств муниципалитетов, регулировании соотношения собственных и заемных средств в бюджете.
Основной задачей местных органов власти в современных условиях является проведение такой бюджетной и налоговой политики, которая будет направлена по повышение уровня финансовой самостоятельности местных бюджетов, а именно на увеличение налоговой базы по налоговым доходам, которые составляют более 90 % собственных доходов, и изыскание резервов роста по неналоговым доходам.
Приоритетным направлением увеличения налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований в первую очередь являются местные налоги, которые в 100 % размере зачисляются в местные бюджеты.
1. Резервы роста поступлений по земельному налогу в первую очередь заложены в выявлении земельных участков, которые необходимо поставить на налоговый учет с целью расширения налоговой базы по данному налогу. Переход на кадастровую систему оценки земель с 2019 года позволит местным бюджетам существенно увеличить налоговую базу по земельному налогу.
2. Резервы роста доходов по налогу на имущество физических лиц также скрываются в недоиспользованной налоговой базе. Необходимо обеспечить регистрацию прав собственности на все объекты недвижимости, которые ранее не были поставлены на налоговый учет. Для активизации этой работы следует создать стимулы для собственников жилья в виде отсрочек уплаты налога на имущество физических лиц либо льготное налогообложение для вновь зарегистрированных собственников имущества.
3. Значительные резервы видятся в системе самообложения граждан. В настоящее время данная система запущена в отдельных регионах как пилотный проект. Переход на самообложение граждан на повсеместной основе позволит местным бюджетам в ближайшее время увеличить собственные налоговые доходы.
Несмотря на имеющиеся резервы роста доходов по местным налогам, 2/3 налоговых доходов местных бюджетов формируются по налогу на доходы физических лиц. Следовательно, и здесь существуют недоиспользованные резервы. Основная причина недопоступлений по НДФЛ кроется в теневой зарплате. Решение этой задачи в современных условиях не по силам только налоговым органам. Необходима совместная работы различных ведомств: правоохранительных, налоговых и органов местного самоуправления.
Следует обеспечить более жесткий контроль за уплатой НДФЛ налоговыми агентами, на постоянной основе организовать наблюдение за порядком начисления заработной платы по видам организаций исходя из отраслевой специфики. Такая работа, поставленная на регулярной основе, позволит выявить недоначиленные суммы по НДФЛ по тем организациям, которые показывают заработную плату ниже, чем в среднем по отрасли, либо формируют ее на уровне МРОТ.
Неналоговые доходы вносят значительно меньший вклад в доходную базу местных бюджетов в отличие от налоговых, но их объем в существенной степени определяет собственный доходный потенциал местной бюджетной системы. Существенные резервы увеличения неналоговых доходов скрываются в системе эффективного управления муниципальной собственностью. В частности, реализация принципа государственно-частного партнерства в сфере муниципальной собственности на основе договора концессии, полное задействование объектов муниципальной собственности через арендные отношения, оптимизация программы приватизации муниципального имущества позволит обеспечить существенный приток финансовых ресурсов в бюджеты муниципальных образований РД.
Резервы повышения эффективности системы управления местными бюджетами находятся не только в плоскости контроля за налоговыми и неналоговыми доходами, но и в сфере оптимизации механизма расходования бюджетных средств.
Выводы. Таким образом, проведенный анализ доходов местных бюджетов показал, что, несмотря на наметившиеся благоприятные тенденции в сфере увеличения собственных доходов местных бюджетов, в современных условиях сохраняется высокая степень дотационности местных бюджетов, что не способствует в должной мере реализации программ социального-экономического развития муниципалитетов. Меры, предложенные автором, по увеличению резервов роста собственных доходов муниципалитетов, позволят повысить финансовую самостоятельность муниципальных образований и укрепить их финансовую базу с целью реализации качественного выполнения расходных обязательств и предоставления государственных услуг, направленных на улучшение социальных и экономических условий муниципального хозяйства.
Литература
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019).
2. Анимица Е. Г., Дворядкина Е. Б., Силин Я. П. Развитие бюджета крупнейшего города: тенденции и проблемы. Екатеринбург: ИздПво УрГЭУ, 2002.
3. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия БГУ. — 2015. — № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nMohody-mestnyh-byudzhetov-kak-zalog-finansovoy-samostoyatelnosti-mestnogo-samoupravleniya-pravovoy-aspekt (дата обращения: 09.12.2019), свободный. — Загл. с экрана.
4. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О. Н. Горбунова. — М.: Профобразование, 2003. — 160 с.
5. Истомина Н. А. Региональные методики планирования налоговых доходов бюджетов в системе регионального бюджетного планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2010. — № 13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-metodiki-planirovaniya-nalogovyh-dohodov-byudzhetov-v-sisteme-regionalnogo-byudzhetnogo-planirovaniya (дата обращения: 09.12.2019), свободный. — Загл. с экрана.
6. Истомина Н. А., Долганова Ю. С., Мазунина М. О. О направлениях повышения достоверности и обоснованности планирования налоговых доходов регионального бюджета (на примере Свердловской области) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2013. — №35. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-napravleniyah-povysheniya-dostovernosti-i-obosnovannosti-planirovaniya-nalogovyh-dohodov-regionalnogo-byudzheta-na-primere (дата обращения: 09.12.2019) , свободный. — Загл. с экрана.
7. Коновалова Т. В., Ковригина Н. Н. Местные бюджеты как основа финансового обеспечения местного самоуправления // Региональная экономика: теория и практика. — 2006. — № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnye-byudzhety-kak-osnova-finansovogo-obespecheniya-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 09.12.2019), свободный. — Загл. с экрана.
8. Котельникова Марина Викторовна Планирование налоговых доходов местных бюджетов: тенденции, проблемы и перспективы // Journal of new economy. — 2016. — № 6 (68). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-nalogovyh-dohodov-mestnyh-byudzhetov-tendentsii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 09.12.2019), свободный. — Загл. с экрана.
9. Куницына Н. Н., Ковязина Е. В. Инструменты повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований // Финансы и кредит. — 2012. — №30 (510). — С. 2-9.
10. Орлова Е. В. Методические подходы к оценке финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере муниципальных образований Иркутской области) / Е. В. Орлова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2014. — № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19803, свободный. — Загл. с экрана.
11. Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства финансов РД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfinrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (дата обращения 12.10.2019), свободный. — Загл. с экрана.
12. Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства финансов РД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfinrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (дата обращения 12.10.2019), свободный. — Загл. с экрана.
13. Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства финансов РД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfinrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (дата обращения 12.10.2019), свободный. — Загл. с экрана.
14. Составлено автором. Источник: официальный сайт Министерства финансов РД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfinrd.ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (дата обращения 12.10.2019), свободный. — Загл. с экрана.
15. Экономическая основа местного самоуправления: комментарий к главе 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты /Ю. В. Арбатская, Н. В. Васильева, Н. В. Колосов, А. В. Ушаков ; науч. ред. В. В. Игна-тенко. — Иркутск: Ин-т законодательства и правовой информации Иркутской области, 2007. — 253 с.
16. Anita, Nur & Aprilianto, Rizky. (2017). Analysis of effect of local own source revenue and government spending on economic development in the tegal regency.
17. Rossikhina, Halyna & Svitlychna Yuliia & Brusakova Oksana. (2018). Local taxes and charges in local budgets' income generation. Baltic Journal of Economic Studies. 4. 291-294. 10.30525/2256-0742/2018-4-4291-294.
18. Sumskaya T. (2019). The Main Aspects of Financial Support of Local Governments in the Russian Federation. World of Economics and Management. 19. 99-115. 10.25205/2542-0429-2019-19-2-99-115.
19. Troyanskaya Maria. (2019). Theoretical Issues of Local Budgets' Revenue Formation at the Expense of Tax Sources: Russian and Foreign Experience. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 3445. 10.17223/19988648/46/3.
20. Turley, Gerard & McNena, Stephen. (2016). An analysis of local public finances and the 2014 local government reforms. Economic and Social Review. 47. 299-326.
References:
1. «Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 04.11.2019, s izm. ot 12.11.2019).
2. Animica E. G., Dvoryadkina E. B., Silin YA. P. Razvitie byudzheta krupnejshego goroda: tendencii i prob-lemy. Ekaterinburg: IzdUvo UrGEU, 2002.
3. Vasil'eva N. V. Dohody mestnyh byudzhetov kak zalog finansovoj samostoyatel'nosti mestnogo samouprav-leniya: pravovoj aspekt // Izvestiya BGU. — 2015. — № 1. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/dohody-mestnyh-byudzhetov-kak-zalog-finansovoy-samostoyatelnosti-mestnogo-samoupravleniya-pravovoy-aspekt (data obrashcheniya: 09.12.2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
4. Gorbunova O. N. Finansovoe pravo i finansovyj monitoring v sovremennoj Rossii / O. N. Gorbunova. — M.: Profobrazovanie, 2003. — 160 s.
5. Istomina N. A. Regional'nye metodiki planirovaniya nalogovyh dohodov byudzhetov v sisteme regional'nogo byudzhetnogo planirovaniya // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. — 2010. — № 13. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-metodiki-planirovaniya-nalogovyh-dohodov-byudzhetov-v-sisteme-regionalnogo-byudzhetnogo-planirovaniya (data obrashcheniya: 09.12.2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
6. Istomina N. A., Dolganova YU. S., Mazunina M. O. O napravleniyah povysheniya dostovernosti i obosno-vannosti planirovaniya nalogovyh dohodov regional'nogo byudzheta (na primere Sverdlovskoj oblasti) // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. — 2013. — №35. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-napravleniyah-povysheniya-dostovernosti-i-obosnovannosti-planirovaniya-nalogovyh-dohodov-regionalnogo-byudzheta-na-primere (data obrashcheniya: 09.12.2019) , svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
7. Konovalova T. V., Kovrigina N. N. Mestnye byudzhety kak osnova finansovogo obespecheniya mestnogo samoupravleniya // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2006. — №6. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnye-byudzhety-kak-osnova-finansovogo-obespecheniya-mestnogo-samoupravleniya (data obrashcheniya: 09.12. 2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
8. Kotel'nikova Marina Viktorovna Planirovanie nalogovyh dohodov mestnyh byudzhetov: tendencii, problemy i perspektivy // Journal of new economy. — 2016. — № 6 (68). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-nalogovyh-dohodov-mestnyh-byudzhetov-tendentsii-problemy-i-perspektivy (data obrashcheniya: 09.12.2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
9. Kunicyna N. N., Kovyazina E. V. Instrumenty povysheniya byudzhetnoj samostoyatel'nosti municipal'nyh obrazovanij //Finansy i kredit. — 2012. — №30 (510). — S. 2-9.
10. Orlova E. V. Metodicheskie podhody k ocenke finansovoj samostoyatel'nosti municipal'nyh obrazovanij (na primere municipal'nyh obrazovanij Irkutskoj oblasti) / E. V. Orlova // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj
ekonomicheskoj akademii (Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i prava) (elektronnyj zhurnal). — 2014. — №6. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19803, svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
11. Sostavleno avtorom. Istochnik: Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RD. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. minfinrd. ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (data obrash-cheniya 12.10.2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
12. Sostavleno avtorom. Istochnik: Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RD. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. minfinrd. ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (data obrash-cheniya 12.10.2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
13. Sostavleno avtorom. Istochnik: Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RD. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. minfinrd. ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (data obrash-cheniya 12.10.2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
14. Sostavleno avtorom. Istochnik: oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RD. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. minfinrd. ru/deyatelnost/statistika-i-otchety/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta (data obrash-cheniya 12.10.2019), svobodnyj. — Zagl. s ekrana.
15. Ekonomicheskaya osnova mestnogo samoupravleniya: kommentarij k glave 8 Federal'nogo zakona «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii», municipal'nye pravovye akty / YU. V. Arbatskaya, N. V. Vasil'eva, N. V. Kolosov, A. V. Ushakov ; nauch. red. V. V. Ignatenko. — Irkutsk: In-t zakonodatel'stva i pravovoj informacii Irkutskoj oblasti, 2007. — 253 s.
16. Anita, Nur & Aprilianto, Rizky. (2017). Analysis of effect of local own source revenue and government spending on economic development in the tegal regency.
17. Rossikhina, Halyna & Svitlychna Yuliia & Brusakova Oksana. (2018). Local taxes and charges in local budgets' income generation. Baltic Journal of Economic Studies. 4. 291-294. 10.30525/2256-0742/2018-4-4291-294.
18. Sumskaya T. (2019). The Main Aspects of Financial Support of Local Governments in the Russian Federation. World of Economics and Management. 19. 99-115. 10.25205/2542-0429-2019-19-2-99-115.
19. Troyanskaya Maria. (2019). Theoretical Issues of Local Budgets' Revenue Formation at the Expense of Tax Sources: Russian and Foreign Experience. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 3445. 10.17223/19988648/46/3.
20. Turley, Gerard & McNena, Stephen. (2016). An analysis of local public finances and the 2014 local government reforms. Economic and Social Review. 47. 299-326.