Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / REGIONAL ECONOMY / POLITICAL REGIONALISM / POLITICAL AND ADMINISTRATIVE MANAGEMENT / ECONOMIC AND LEGAL FOUNDATIONS OF BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинович Елена Степановна, Куликов Михаил Викторович

Цель работы. Цель работы - исследование состояния дел в процессе реализации государственной политики развития предпринимательства в регионах России, а также определение ряда факторов, которые будут влиять на стратегическую ситуацию в данном направлении развития региональной экономики. Метод или методология проведения работы. Методологию исследования составили политико-экономический подход к проблематике. Основными методами исследования стали институциональный и экономический анализ. Результаты. Разработано предложение об изменении порядка взимания налогов, а именно: необходимо лишить налоговые органы права безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов хозяйствующих субъектов и передать ведение картотек расчетных счетов из банков непосредственно на предприятия. Несмотря на политические усилия, предпринимаемые на самом высоком государственном уровне, связанные с необходимостью создания благоприятных политико-административных и экономико-правовых условий для активного развития бизнеса и предпринимательства в современной России, все в большей мере возникают новые фискальные формы, административное давление и барьеры в рамках регулирования экономических процессов как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональная экономика страны сегодня во многом зависит от уровня и состояния как региональной предпринимательской инициативы, так и готовности, возможности и способности региональных властей поддерживать таковую и создавать соответствующие условия. Это также справедливо относится и к территориальным органам Федеральной налоговой службы, которая активно применяет в последнее время механизм взыскания в безакцептном порядке налоговой задолженности с хозяйствующих субъектов, в связи с чем налоговые инспекции осуществляют действия по приостановке всех операций по расчетным счетам предприятий и организаций. При этом банки обязаны исполнять поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Следует отметить в этой связи важность анализа состояния демографических показателей предприятий в группировке по видам экономической деятельности в субъектах Российской Федерации. В настоящей статье представлены результаты такого исследования на материалах Курской области. Область применения результатов. Выводы и рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе и научно-исследовательской работе в рамках направлений подготовки «Региональная экономика» и «Политическая регионалистика». Практические рекомендации предполагается предложить профильному комитету развития малого и среднего предпринимательства Администрации Курской области. Выводы. Задача, поставленная Президентом РФ В. В. Путиным Правительству РФ в Указе № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, обеспечить до 2024 года вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира в том числе зависит и от состояния экономики регионов страны. Должен быть обеспечен приоритет национального законодательства внутри страны, уменьшена налоговая нагрузка на бизнес, прежде всего в высокотехнологических отраслях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Устинович Елена Степановна, Куликов Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL-ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC-LEGAL PROBLEMS OF BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA (EXPERIENCE OF THE KURSK REGION)

Purpose of work. The purpose of the work is to study the state of Affairs in the implementation of state policy for the development of entrepreneurship in the regions of Russia, as well as to determine a number of factors that will affect the strategic situation in this direction of regional economic development. Method or methodology of the work. The research methodology is based on a political and economic approach to the problem. The main research methods are institutional and economic analysis. Results. A proposal has been developed to change the procedure for collecting taxes, namely: it is necessary to deprive the tax authorities of the right to withdraw funds without acceptance from the settlement accounts of economic entities and transfer the maintenance of card files of settlement accounts from banks directly to enterprises. Despite the political efforts made at the highest state level, related to the need to create favorable political, administrative and economic-legal conditions for the active development of business and entrepreneurship in modern Russia, new fiscal forms, administrative pressure and barriers are increasingly emerging in the framework of regulating economic processes at both the Federal and regional levels. The regional economy of the country today largely depends on the level and state of both the regional business initiative and the readiness, capacity and ability of regional authorities to support it and create appropriate conditions. This is also true for the territorial bodies of the Federal tax service, which has recently been actively using the mechanism for collecting tax arrears from business entities in a non-acceptance procedure.in this regard, tax inspections are taking actions to suspend all transactions on current accounts of enterprises and organizations. In this case, banks are required to execute an order from the tax authority to transfer tax to the budget system of the Russian Federation within one business day following the day of receipt of such an order in the order established by the civil legislation of the Russian Federation. In this regard, it should be noted that it is important to analyze the state of demographic indicators of enterprises grouped by type of economic activity in the regions of the Russian Federation. This article presents the results of such research on the materials of the Kursk region. Scope of the results. Conclusions and recommendations can be used in the educational process and research work within the training areas "Regional Economics" and "Political regionalism". Practical recommendations are expected to be offered to the profile Committee for the development of small and medium-sized businesses of the Kursk region Administration. Conclusions. The task set by the President of the Russian Federation V. V. Putin's Decree No. 204" on national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024 " dated may 7, 2018, to ensure that by 2024 Russia's entry into the world's five largest economies depends on the state of the economy of the country's regions. The priority of national legislation within the country should be ensured, and the tax burden on businesses, especially in high-tech sectors of the economy, should be reduced.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Экономика предпринимательства

УДК 323.2+332.1 УСТИНОВИЧ ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА

д. полит. н.,доцент; заведующая кафедрой иностранных языков и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова» г. Курск,

e-mail: lenausti@mail.ru

КУЛИКОВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ

к.э.н., доцент кафедры экономики, управления и аудита ФГБОУ ВО «ЮЗГУ», г. Курск,

e-mail: topgan_07@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-01 -132-139 ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ (ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Цель работы. Цель работы — исследование состояния дел в процессе реализации государственной политики развития предпринимательства в регионах России, а также определение ряда факторов, которые будут влиять на стратегическую ситуацию в данном направлении развития региональной экономики. Метод или методология проведения работы. Методологию исследования составили политико-экономический подход к проблематике. Основными методами исследования стали институциональный и экономический анализ. Результаты. Разработано предложение об изменении порядка взимания налогов, а именно: необходимо лишить налоговые органы права безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов хозяйствующих субъектов и передать ведение картотек расчетных счетов из банков непосредственно на предприятия. Несмотря на политические усилия, предпринимаемые на самом высоком государственном уровне, связанные с необходимостью создания благоприятных политико-административных и экономико-правовых условий для активного развития бизнеса и предпринимательства в современной России, все в большей мере возникают новые фискальные формы, административное давление и барьеры в рамках регулирования экономических процессов как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональная экономика страны сегодня во многом зависит от уровня и состояния как региональной предпринимательской инициативы, так и готовности, возможности и способности региональных властей поддерживать таковую и создавать соответствующие условия. Это также справедливо относится и к территориальным органам Федеральной налоговой службы, которая активно применяет в последнее время механизм взыскания в безакцептном порядке налоговой задолженности с хозяйствующих субъектов, в связи с чем налоговые инспекции осуществляют действия по приостановке всех операций по расчетным счетам предприятий и организаций. При этом банки обязаны исполнять поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Следует отметить в этой связи важность анализа состояния демографических показателей предприятий в группировке по видам экономической деятельности в субъектах Российской Федерации. В настоящей статье представлены результаты такого исследования на материалах Курской области. Область применения результатов. Выводы и рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе и научно-исследовательской работе в рамках направлений подготовки «Региональная экономика» и «Политическая регионалистика». Практические рекомендации предполагается предложить профильному комитету развития малого и среднего предпринимательства Администрации Курской области. Выводы. Задача, поставленная Президентом РФ В. В. Путиным Правительству РФ в Указе № 204 «О национальных целях и стратегических задачах раз-

вития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, обеспечить до 2024 года вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира в том числе зависит и от состояния экономики регионов страны. Должен быть обеспечен приоритет национального законодательства внутри страны, уменьшена налоговая нагрузка на бизнес, прежде всего в высокотехнологических отраслях экономики.

Ключевые слова: региональная экономика, политическая регионалистика, политико-административное управление, экономико-правовые основы развития предпринимательства.

USTINOVICHELENA STEPANOVNA

doctor of political science, associate Professor; head of the Department of foreign languages and Humanities fgbou he "Kursk state UNIVERSITY

I. I. Ivanov agricultural Academy" Kursk, e-mail: lenausti@mail.ru

KULIKOVMIKHAIL VIKTOROVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Economics, management and audit, South state UNIVERSITY, Kursk,

e-mail: topgan_07@mail.ru

POLITICAL-ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC-LEGAL PROBLEMS OF BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA (EXPERIENCE OF THE KURSK REGION)

Abstract. Purpose of work. The purpose of the work is to study the state of Affairs in the implementation of state policy for the development of entrepreneurship in the regions of Russia, as well as to determine a number of factors that will affect the strategic situation in this direction of regional economic development. Method or methodology of the work. The research methodology is based on a political and economic approach to the problem. The main research methods are institutional and economic analysis. Results. A proposal has been developed to change the procedure for collecting taxes, namely: it is necessary to deprive the tax authorities of the right to withdraw funds without acceptance from the settlement accounts of economic entities and transfer the maintenance of card files of settlement accounts from banks directly to enterprises. Despite the political efforts made at the highest state level, related to the need to create favorable political, administrative and economic-legal conditions for the active development of business and entrepreneurship in modern Russia, new fiscal forms, administrative pressure and barriers are increasingly emerging in the framework of regulating economic processes at both the Federal and regional levels. The regional economy of the country today largely depends on the level and state of both the regional business initiative and the readiness, capacity and ability of regional authorities to support it and create appropriate conditions. This is also true for the territorial bodies of the Federal tax service, which has recently been actively using the mechanism for collecting tax arrears from business entities in a non-acceptance procedure.in this regard, tax inspections are taking actions to suspend all transactions on current accounts of enterprises and organizations. In this case, banks are required to execute an order from the tax authority to transfer tax to the budget system of the Russian Federation within one business day following the day of receipt of such an order in the order established by the civil legislation of the Russian Federation. In this regard, it should be noted that it is important to analyze the state of demographic indicators of enterprises grouped by type of economic activity in the regions of the Russian Federation. This article presents the results of such research on the materials of the Kursk region. Scope of the results. Conclusions and recommendations can be used in the educational process and research work within the training areas "Regional Economics" and "Political regionalism". Practical recommendations are expected to be offered to the profile Committee for the development of small and medium-sized businesses of the Kursk region Administration. Conclusions. The task set by the President of the Russian Federation V. V. Putin's Decree No. 204" on national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024 " dated may 7, 2018, to ensure that by 2024 Russia's entry into the world's five largest economies depends on the state of the economy of the country's regions. The priority of national legislation within the country should be ensured, and the tax burden on businesses, especially in high-tech sectors of the economy, should be reduced. Keywords: regional economy, political regionalism, political and administrative management, economic and legal foundations of business development.

Введение. Государственная политика в отношении предпринимательства призвана отразить заинтересованность государства и общества в развитии предпринимательства и обеспечении максимально комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности [10]. Вместе с тем в настоящее время ее формирование и реализация осложнены рядом проблем [15], исследование которых позволит предпринять меры по оптимизации этой деятельности государства [12]. Как отмечают Е. М. Бухвальд и А. В. Виленский, «необходимость децентрализации государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) как в России, так и в других странах основывается на очевидном факте привязки деятельности субъектов МСП к локальным ресурсам, к локальным рынкам, к ограниченной территории хозяйственной деятельности» [1].

Исходя из вышесказанного, исследование государственной политики в отношении предпринимательства является значимой и актуальной научной проблемой, что также широко отражается в СМИ [19].

В 2015 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин [4] подчеркивал: «За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, еще 15 тысяч дел развалилось в суде. Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом абсолютное большинство, около 80 процентов, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата. Это прямое разрушение делового климата». Следует отметить, что и в настоящее время ситуация с давлением на предпринимателей со стороны правоохранительных органов не изменилась. В Послании Президента Федеральному Собранию за 2019 год говорится: «Сегодня почти половина дел (45 процентов), возбужденных в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда. Что это значит? Это значит, что возбуждали кое-как или по непонятным соображениям. А что это значит на практике? В результате на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в этой связи, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу. Давайте вдумаемся в эту цифру, это становится серьезной проблемой для экономики» [5].

Ситуацию усугубляет существующий механизм взыскания в безакцептном порядке налоговой задолженности с хозяйствующих субъектов и связанные с этим действия налоговой инспекции по приостановке всех операций по расчетным счетам предприятий и организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 НК РФ [3] при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика.

При этом банки на основании ч. 1 и ч. 2 ст. 60 НК РФ обязаны исполнять поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Кроме того, налоговая инспекция [16] в соответствии с ч. 1 ст. 76 НК РФ имеет право приостановить операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, что означает, как правило, прекращение банком всех расходных операций по данным счетам, что, в свою очередь, фактически означает приостановку производственно-хозяйственной деятельности юридических лиц, часто обрекая их на неизбежное банкротство или ликвидацию предприятий.

Об этом говорит динамика численности хозяйствующих субъектов за последние годы.

Как следует из официальных данных Росстата [7], в 2018 году темпы сокращения хозяйствующих субъектов в России резко возросли. Так, в 2017 году разница между ликвидированными и вновь созданными предприятиями всех видов экономической деятельности составила 151,2 тыс. ед., или почти 4 % от общего количества предприятий, то уже в 2018 году данный показатель увеличился более чем в два раза и составил 331,8 тыс. ед., или почти 10 % от общего количества хозяйствующих субъектов.

Устинович Е.С., Куликов М.В.

Таблица 1

Демографические показатели предприятий в группировке по видам экономической деятельности

№ 2017 год 2018 год

Все-го,шт. Родившихся, шт. Умерших, шт. разница, шт. Всего, шт. Родив-шихся,шт. Умерших, шт. Разница, шт.

1 Всего 3802007 359430 510669 -151239 3433533 290288 622111 -331823

2 в том числе по видам деятельности 0 0

3 сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (а) 99831 4061 13495 -9434 83554 3150 18137 -14987

4 добыча полезных ископаемых (Ь) 15793 1419 1695 -276 15247 1304 1795 -491

5 обрабатывающие производства (с) 313598 25089 38316 -13227 289501 19996 41085 -21089

6 обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 17521 993 1810 -817 16379 788 1794 -1006

7 водоснабжение, водоотве-дение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (е) 24323 1904 2959 -1055 22568 1560 2958 -1398

8 строительство (1} 474447 58030 63487 -5457 451466 52905 73180 -20275

9 торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 1460021 147186 241428 -94242 1250916 110652 301642 -190990

10 транспортировка и хранение ф) 207362 27374 27430 -56 195550 21631 31810 -10179

11 деятельность гостиниц и предприятий общественного питания ф 102390 8742 12112 -3370 94630 7628 14300 -6672

12 деятельность в области информации и связи (]) 122229 10795 12637 -1842 113219 8339 16554 -8215

13 деятельность финансовая и страховая (к) 60593 4012 9114 -5102 51548 2902 10881 -7979

14 деятельность по операциям с недвижимым имуществом (1) 240579 10399 18076 -7677 226849 8549 20620 -12071

15 деятельность профессиональная, научная и техническая (т) 329609 29316 35269 -5953 307093 25369 45371 -20002

16 деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (п) 173292 16657 18365 -1708 162328 14115 23990 -9875

17 образование (р) 12916 1286 1375 -89 12292 1096 1601 -505

18 деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 52186 4091 2805 1286 52662 3743 3200 543

19 деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (г) 34303 3375 3989 -614 31425 2709 5257 -2548

20 предоставление прочих видов услуг 61014 4701 6271 -1570 56306 3852 7936 -4084

Наибольшее сокращение предприятий в 2018 году как в абсолютном, так и в относительном выражении наблюдалось по следующим видам экономической деятельности: в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - на 191,0 тыс. ед., или на 15,3 %; сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - на 15,0 тыс. ед., или на 17,9 %; финансовой и страховой деятельности - на 7,8 тыс. ед., или на 15,5 %.

Таблица 2

Демография объектов статрегистра в Курской области

№ Юридические лица 2017 год 2018 год Январь-сентябрь 2019 года

1 Всего, шт. 22164 21044 19834

2 в т. ч. зарегистрировано, шт. 1768 1424 1094

3 ликвидировано, шт. 2888 2634 2055

4 отклонение, шт. -1120 -1210 -961

5 в % к общему количеству 5,1 5,8 4,9

В Курской области общая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, характерная для страны в целом, также проявляется. Так, в 2017 году разница между зарегистрированными и ликвидированными предприятиями составила 1120 ед., или 5,1 % от общего количества, а в 2018 году уже 1210 ед., или 5,8 % от общего количества [8].

За 9 месяцев 2019 года ситуация с темпами сокращения количества юридических лиц не изменилась, разница между зарегистрированными и ликвидированными предприятиями составила 961 ед., или 4,9 %.

Таким образом, возрастающие темпы сокращения количества предприятий и организаций в России говорят о слабой эффективности экономической политики [11], особенно в области налогообложения, проводимой Правительством РФ, и, как правило, необоснованным давлением правоохранительных и налоговых органов на бизнес [20].

С другой стороны, в классическом понимании экономики ежегодный рост ВВП страны [21], на наш взгляд, следует рассматривать с позиций расширенного воспроизводства, то есть прежде всего оценить рентабельность производства в различных отраслях экономики страны

Таблица 3

Доля прибыльных предприятий по основным видам экономической деятельности

(в % к общему количеству)

№ Виды экономической деятельности Годы (в период с января по ноябрь)

2017 год 2018 год 2019 год

11 Всего, в т. ч. 72,3 73,4 72,0

22 сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 79,1 85,7 80,3

33 добыча полезных ископаемых 100,0 100,0 100,0

44 обрабатывающие производства 74,7 73,8 79,7

55 обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 60,0 53,3 40,0

66 водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 50,0 64,0 40,0

77 строительство 74,1 74,1 77,8

88 торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 73,5 75,8 67,6

99 транспортировка и хранение 50,0 52,0 53,8

*За 2019 год данные приведены в период с января по сентябрь.

и за счет каких факторов она достигается в условиях существующего хозяйственного механизма, поскольку в рыночных условиях убыточные предприятия, как правило, долго существовать не могут и разоряются, а в высокодоходные отрасли экономики обеспечивается постоянный приток капитала и инвестиций [6].

Как отмечает Чудаев Э. Ю., «в развитых странах малый и средний бизнес способствует обеспечению экономической безопасности малонаселенных территорий за счет создания современной производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, эффективного использования местных ресурсов, создания новых рабочих мест, формирования источников доходов населения и пополнения доходной части регионального бюджета» [18].

В Курской области сложилась следующая картина с прибыльными и убыточными предприятиями по видам экономической деятельности [13].

Выводы. Несмотря на ежегодное сокращение общего количества организаций и предприятий в Курской области, доля убыточных юридических лиц за последние три года остается примерно на одном уровне - 28 %, то есть фактически каждое третье предприятие в регионе является убыточным.

Особенно тревожная обстановка складывается по предприятиям водоснабжения; водоотве-дения, организации сбора и утилизации отходов; по организациям, связанным с транспортировкой и хранением, а также по хозяйствующим субъектам, обеспечивающим экономику электрической энергией, газом и паром. Здесь фактически каждое второе предприятие является убыточным.

Таким образом, задача, поставленная Президентом РФ В. В. Путиным Правительству РФ в Указе № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [14] от 7 мая 2018 года, обеспечить до 2024 года вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира в том числе зависит и от состояния экономики регионов страны. Должен быть обеспечен приоритет национального законодательства внутри страны, «пределы организации предпринимательства должны определяться по ограничительному критерию - исключительно в целях защиты прав и интересов других лиц» [2, 9], уменьшена налоговая нагрузка на бизнес, прежде всего в высокотехнологических отраслях экономики.

Результаты. Критически важно изменить порядок взимания налогов, а именно: необходимо лишить налоговые органы права безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов хозяйствующих субъектов и передать ведение картотек с расчетными счетами из банков непосредственно на предприятия.

Литература

1. Бухвальд Е. М., Виленский А. В. Децентрализация в государственной политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Института экономики РАН. - 2015. -№ 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detsentralizatsiya-v-gosudarstvennoy-politike-razvitiya-i-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 05.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

2. Козынкин И. В. Публичная организация предпринимательства: каковы пределы и методы публичной организации предпринимательства? // European science. 2018. No. 8 (40). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-organizatsiya-predprinimatelstva-kakovy-predely -i-metody-publichnoy-organizatsii-predprinimatelstva (дата обращения: 05.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ consdoc_LAW 189898/#dst0(дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_318543/#dst0 (дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prme/doc/71966952/(дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

7. Росстат. Институциональные преобразования в экономике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gks.ru/folder/14036 (дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

8. Росстат. Региональная статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gks.ru/ regionalstatistics (дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

9. Росстат. Региональная статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gks.ru/ regionalstatistics (дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

10. Смирнов В. Социально-экономические условия эффективного развития регионов: оценка, интеграционный вектор //Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 3. - С. 31-39.

11. Старцева О. А., Авакумова Н. Н. Институциональные предпосылки развития регионов // Вестник Томского государственного университета. -2015. - № 3. - С. 157-159.

12. Татаркин А. И. Региональные институты развития как факторы экономического роста / А. И. Татаркин, С. Н. Котлярова // Экономика региона. - Вып. - № 3 (35). - 2016. - С. 9-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Официальная статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kurskstat.gks.ru/ofstatistics (дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

15. Устинович Е. С. Определение политических критериев мониторинга социально-экономического развития субъектов РФ: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия. Экономика, социология. Менеджмент. - № 2. - 2015. - С.11-17.

16. УФНС по Курской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn46/ about_fts/structure/head/4639627/(дата обращения: 04.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

17. УФНС по Курской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn46/ about_fts/structure/head/4639627/(дата обращения: 04.01.2020).

18. Чудаев Э. Ю. Оценка эффективности развития регионального предпринимательства // Научные исследования. - 2018. - № 5 (24). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/otsenka-effektivnosti-razvitiya-regionalnogo-predprinimatelstva (дата обращения: 05.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.

19. Elena Anatolyevna Kirillova, Bogdan V. V., Elena Stepanovna Ustinovich, Yulia Olegovna Pronina, Ko-valeva Olga Alexandrovna. Public interest and Privacy: The Right to Privacy in the Coverage of Events by the mass Media//International Journal of Engineering £ Technologies Vol.7 No 4.38 (2018).

20. Kirillova E. A., Bogdan V. V., Pozdnjakova S. S., Ustinovich, E. S. Inheritance of Electronic Payment Ac-ciounts: Practice Isses. Journal of Internet Banking and Commerce. [An electronic resource]. Access mode: http://www. icommercecentral. com/ArchiveJIBC/currentissue-internet-banking-and-commerce.php, free. Heading from the screen.

21. Kirillova E. A., Shergunova E. A., Ustinovich E. S., Nadezhin N. N., Sitdikova L. B. The Principles of the Consumer Right Protection in Electronic Trade: A Comparative Law Analysis. [An electronic resource]. Access mode: http://www.econjournals. com/index.php/ijefi/article/view/2540/pdfhttp://www.econjournals. com/ index.php/ijefi/article/view/2540/pdf, free. Heading from the screen.

References:

1. Buhval'd E. M., Vilenskij A. V. Decentralizaciya v gosudarstvennoj politike razvitiya i podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. - 2015. - № 1. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/detsentralizatsiya-v-gosudarstvennoy-politike-razvitiya-i-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii (data obrashcheniya: 05.01.2020), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

2. Kozynkin I. V. Publichnaya organizaciya predprinimatel'stva: kakovy predely i metody publichnoj organi-zacii predprinimatel'stva? //European science. 2018. No. 8 (40). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-organizatsiya-predprinimatelstva-kakovy-predely-i-metody-publichnoy-organizatsii-predprinimatelstva (data obrashcheniya: 05.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (NK RF). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Poslanie Prezidenta RFFederal'nomu Sobraniyu ot 03.12.2015 «Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/#dst0(data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 20.02.2019 «Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/ #dst0 (data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Prognoz social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71966952/(data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

7. Rosstat. Institucional'nye preobrazovaniya v ekonomike. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// gks.ru/folder/14036 (data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Rosstat. Regional'naya statistika. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://gks.ru/regional_statistics (data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

9. Rosstat. Regional'naya statistika. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://gks.ru/regional_statistics (data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Smirnov V. Social'no-ekonomicheskie usloviya effektivnogo razvitiya regionov: ocenka, integracionnyj

vektor //Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2018. - № 3. - S. 31-39.

11. Starceva O. A., Avakumova N. N. Institucional'nye predposylki razvitiya regionov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. -2015. - № 3. - S. 157-159.

12. Tatarkin A. I. Regional'nye instituty razvitiya kak faktory ekonomicheskogo rosta /A. I. Tatarkin, S. N. Ko-tlyarova //Ekonomika regiona. - Vyp. - № 3 (35). - 2016. - S. 9-18.

13. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Kurskoj oblasti. Oficial'naya statis-tika. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://kurskstat.gks.ru/ofstatistics(data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018) «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

15. Ustinovich E. S. Opredelenie politicheskih kriteriev monitoringa social'no-ekonomicheskogo razvitiya subUktov RF: postanovka problemy // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Ekonomika, sociologiya. Menedzhment. - № 2. - 2015. - S.11-17.

16. UFNS po Kurskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.nalog.ru/rn46/aboutfts/ structure/head/4639627/(data obrashcheniya: 04.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. UFNS po Kurskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.nalog.ru/rn46/aboutfts/ structure/head/4639627/(data obrashcheniya: 04.01.2020).

18. CHudaev E. YU. Ocenka effektivnosti razvitiya regional'nogo predprinimatel'stva // Nauchnye issledovani-ya. - 2018. - № 5 (24). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-razvitiya-regionalnogo-predprinimatelstva (data obrashcheniya: 05.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

19. Elena Anatolyevna Kirillova, Bogdan V. V., Elena Stepanovna Ustinovich, Yulia Olegovna Pronina, Ko-valeva Olga Alexandrovna. Public interest and Privacy: The Right to Privacy in the Coverage of Events by the mass Media//International Journal of Engineering £ Technologies Vol.7 No 4.38 (2018).

20. Kirillova E. A., Bogdan V. V., Pozdnjakova S. S., Ustinovich, E. S. Inheritance of Electronic Payment Ac-ciounts: Practice Isses. Journal of Internet Banking and Commerce. [An electronic resource]. Access mode: http://www. icommercecentral. com/ArchiveJIBC/currentissue-internet-banking-and-commerce.php, free. Heading from the screen.

21. Kirillova E. A., Shergunova E. A., Ustinovich E. S., Nadezhin N. N., Sitdikova L. B. The Principles of the Consumer Right Protection in Electronic Trade: A Comparative Law Analysis. [An electronic resource]. Access mode: http://www.econjournals. com/index.php/ijefi/article/view/2540/pdfhttp://www.econjournals. com/ index.php/ijefi/article/view/2540/pdf, free. Heading from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.