Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование предпринимательской деятельности'

Налоговое стимулирование предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2855
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ротанова Дарья Евгеньевна, Васильева Марина Владимировна, Тарабаева Наталья Михайловна

В статье рассмотрены основные направления налоговой политики в сфере малого предпринимательства и даны рекомендации улучшения системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ротанова Дарья Евгеньевна, Васильева Марина Владимировна, Тарабаева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование предпринимательской деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

Так как пенсионный возраст мужчин 60 лет, а женщин 55, то можно рассчитать прибавку к заработной плате за всю профессиональную карьер, т.е. эффективность вложений в получение высшего образования

Чтобы произвести расчеты, воспользуемся следующим алгоритмом:

1. Прибавка к заработной плате, при получении высшего образования составляет 10.687 рублей

2. Данное значение умножаем на количество лет активной трудовой деятельности (для женщин - 34 года, для мужчин - 39, соответственно)

3. Умножаем на количество месяцев в году - 12

4. Далее, полученное значение поделим на затратную составляющую при получении высшего образования, далее умножаем на 100%

Таблица 7 - Расчет эффективности вложений в высшее образование для мужчин и для женщин без учета коэффициента дисконтирования

Для женщин = 10.687 * 34 * 12 = (4.360.296 / 256.412) * 100% = 1700% Для мужчин = 10.687 * 39 *12 = (5.001.516 / 256.412) * 100% = 1950%

Вывод по применению метода: Получение высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» за время работы по текущим ситуационным данным дает в городе Оренбург прибавку в заработной плате 10.687 рублей на должности «ведущий бухгалтер», 3687 рублей на должности «бухгалтер по заработной плате»,1687 рублей на должности «помощник бухгалтера», 687 рублей на должности «бухгалтер по реализации и бухгалтер по налогам» соответственно в месяц на дату расчета. А для таких должностей как «бухгалтер кассир», «бухгалтер на первичную документацию» и «бухгалтер калькулятор», на дату расчета, было выявлено, что получение высшего образования не покрывает затраты на обучение.

Список использованной литературы:

1. Trud.com. [Электронный ресурс] // Режим доступа// Режим доступа: http://orenburg.trud.com/

2. Про ВУЗ.ру. [Электронный ресурс] // Режим доступа// Режим доступа: http://www.provuz.ru/

3. Пилипенко А.В.Некоторые аспекты внутрифирменного планирования в условиях текущего экономического кризиса в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования./Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 69-73.

© Поспелова А.В., Пилипенко А.В., 2016.

УДК 338.984

Ротанова Дарья Евгеньевна

студентка 1 курса экономического факультета, направление «Экономика», Уральский институт экономики, управления и права, Васильева Марина Владимировна к.э.н, доцент,Уральский институт экономики, управления и права

Тарабаева Наталья Михайловна к.э.н.,доцент, Уральский государственный юридический университет.

г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления налоговой политики в сфере малого

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

предпринимательства и даны рекомендации улучшения системы налогообложения.

Ключевые слова

Налоги, налогообложение, налоговое стимулирование, экономика России, предпринимательство.

Предпринимательская деятельность играет важную роль в стабилизации экономики. Она стимулирует использование эффективных методов хозяйствования, усиливает мотивацию труда, обеспечивает развитие инновационной деятельности и инициативы. В сложных социально-экономических условиях создание благоприятных условии" для развития предпринимательства является одним из приоритетов государственной политики.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности предполагает использование стимулирующих и регулирующих мер в области бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, правовой и социальной политики.

Одним из противоречивых элементов государственной политики в поддержке предпринимательства является налоговая политика. Это выражается в том, что, с одной стороны, государством декларируется поддержка предпринимательской деятельности путем введения различных режимов налогообложения, а с другой стороны - отсутствует реальный механизм их применения, в том числе отсутствуют отсрочки по уплате налогов и налоговые каникулы для предпринимательства. Следует также отметить и тот факт, что налоговая политика имеет централизованный характер, что минимизирует возможности государственной поддержки на региональном уровне. Несмотря на принятие за последний период специальных постановлений о поддержке предпринимательства , о приоритетах его развития, о снижении налогового бремени, многие проблемы предпринимательства остаются нерешенными. Это увеличивает уязвимость предпринимательских структур в современных условиях.

В связи с этим возникает необходимость в исследовании проблем государственной поддержки предпринимательства в области совершенствования налоговой политики. Однако проблема государственной поддержки и стимулирующей роли налоговой политики в развитии предпринимательства остается недостаточно исследованной применительно к современному этапу развития экономики.

Политика стимулирования предпринимательской деятельности в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно. В практике промышленно развитых стран преобладают финансовые и инфраструктурные средства стимулирования, а в развивающихся государствах и, в частности, в России — фискальные и налоговые средства стимулирования.

В зарубежных странах налоговое стимулирование малого предпринимательства более эффективно, чем в России. Малый и средний бизнес появились в России значительно позже, и их развитие проходило в более быстром темпе. Поэтому российскому налоговому законодательству нужно еще претерпеть множество изменений с целью повышения его эффективности и с учетом интересов как государства, так и предпринимателей.

Несмотря на экономическое развитие государства, состояние развития института предпринимательства в России по-прежнему остается неудовлетворительным. На сегодняшний день руководством России предпринимается комплекс мер по государственной поддержке предпринимательской деятельности. Однако следует активизировать эту деятельность, в первую очередь путем реализации налоговой политики, стимулирующей развитие предпринимательской деятельности.

Оптимальная система налогообложения для малого бизнеса предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой - наличие достаточно простого и эффективного механизма взимания налогов. В связи с этим особую актуальность и значимость с позиции стимулирования развития малого предпринимательства приобретает снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого бизнеса.

Необходимость особого подхода построения модели налогового стимулирования развития официальной предпринимательской деятельности в аспекте оптимизации системы налогообложения для малого предпринимательства, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

экономики, не вызывает сомнений. Указанная система должна строиться исходя из определенных критериев, важнейшие из которых следующие.

Во-первых, действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в сфере малого предпринимательства должен быть доведен до совершенства - законодательные и нормативно-правовые акты должны быть простыми и понятными любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки в области финансов и налогообложения.

Во-вторых, система налогообложения субъектов хозяйствования, относящихся к малым предприятиям должна быть ориентирована на минимальное количество налогов из максимально возможного числа действующих в стране налогов и сборов. Исключением должна быть предпринимательская деятельность, имеющую свою специфику - например, организации, занимающиеся экспортом или импортом продукции, не могут быть освобождены от уплаты соответствующей таможенной пошлины, а при реализации подакцизных товаров малые предприятия должны уплачивать акцизы и т. д.

В-третьих, система бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства должна быть максимально упрощена, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль формирования налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов.

В-четвертых, система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и соответственно налогов, имея в виду, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денежного обращения.

В-пятых, система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Это можно достигнуть лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой нагрузки по отношению к организациям, работающим в обычном налоговом режиме.

Главной целью налоговой политики государства является создание механизма эффективной налоговой системы, обеспечивающей развитие предпринимательской деятельности, высокую собираемость налогов и, в целом, повышение благосостояния населения.

Повышение эффективности налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства в России требуется реформирования существующей системы налогообложения. В частности, следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции и при этом необходимо учитывать специфику отдельных регионов. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики: строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, производство строительных материалов, а в сегодняшних условиях - на агропромышленный комплекс, что связано с импортозамещением продовольственных товаров и соответственно обеспечением продовольственной безопасности. При этом особо льготное налогообложение должно предоставляться малым предприятиям, осуществляющим инновационно -ориентированную деятельность.

В целях стимулирования развития предпринимательской деятельности налоговая политика государства в современных условиях экономики должна содержать следующие приоритеты:

1. Снижение налоговой нагрузки за счет:

- сокращения ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), в том числе при объекте налогообложения «доходы»;

- увеличения ограничения по выручке для применения освобождения от налогообложения НДС;

- обеспечения неповышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также предоставление преференции в виде снижения ЕСН для предпринимательских организаций, осуществляющих разработку новых видов оборудования, программ для ЭВМ и т.д.

2. Унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета за счет формирования единой системы учета, для целей бухгалтерского и налогового учетов.

3. Упрощение административных процедур за счет сокращения количества налоговых проверок, в первую очередь выездных. Например, введение ограничения на частоту проведения выездных налоговых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

проверок один раз в три года, а при отсутствии нарушений, выявленных в результате проведения камеральных налоговых проверок, один раз в пять лет.

4. Принятие налоговых мер для повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур за счет:

- предоставления отсрочки, в установленной форме, по уплате НДС, налога на прибыль организаций и единого налога при УСН компаниям производственной сферы, сельскохозяйственным предприятиям, компаниям, получившим государственный заказ, исследовательским и научным предприятиям, а также компаниям, выполняющим социально значимые программы и т.д. и одновременно испытывающим недостаток в финансовых ресурсах;

- снижения штрафов или освобождения от уплаты пени за нарушения налогового законодательства, допущенные в результате непредвиденных обстоятельств, вызванных экономическим кризисом (невыполнение договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, задержки платежей по государственным заказам, срывы соглашений с покупателями и заказчиками и т.д.).

5. Информационная поддержка предпринимательских организаций в области налогообложения путем создания в России информационного ресурса, содержащего подробную информацию по налогообложению, в том числе: доступные режимы налогообложения, их особенности, налоговый календарь, реквизиты налоговых органов и т.д.

6. Создание условий для повышения законности в налоговой сфере.

7. Преобразование налогового контроля из фискального инструмента в регулятор. Практическая же реализация данных предложений окажет значительный стимулирующий эффект на

процесс формирования и развития отечественного предпринимательства в современных условиях.

Таким образом, в целях повышения эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в России требуется реформирование существующей системы налогообложения малого бизнеса. По нашему мнению, следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики: строительство, ЖКХ, промышленность. При этом особое внимание и особо льготное налогообложение должно предоставляться малому инновационному бизнес.

Следует подчеркнуть, что предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Поддержка и стимулирование развития предпринимательской деятельности в нынешних условиях является не просто одним из национальных приоритетов, но и способом сохранения экономического потенциала государства. Одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие предпринимательской деятельности, является налоговая политика государства. Уровень налогообложения и качество налогового администрирования имеют ключевое значение в процессе осуществления и развития предпринимательской деятельности. Становление и применение налоговых стимулов призвано способствовать повышению позитивной активности налогоплательщика, стимулированию важных для государства процессов. Налоговое стимулирование, является одной из наиболее реальных форм поддержки и развития предпринимательства, в нашей стране оно реализуется через специальные налоговые режимы. Список использованной литературы:

1. В. Ю. Буров, Л. А. Бурова, В. Н. Гонин. Монография «Уклонение от уплаты налогов как фактор снижения экономической безопасности малого предпринимательства», 2014.

2. Бочарова О.Н. Монография «Государственная поддержка предпринимательской деятельности», 2011.

3. http://scibook.net

4. https://ru.wikipedia.org

5. http://bibliofond.ru

6. http://elibrary.ru/

© Ротанова Д. Е., Васильева М.В., Тарабаева Н.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.