НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 336.02
Дмитрий Иванович Ряховский
доктор экономических наук, доцент, проректор по качеству и прогрессивным технологиям Института экономики и антикризисного управления Эл. почта:
Для проведения модернизации и дальнейшего развития экономике России требуются инвестиции для стимулирования которых необходимо проведение комплекса мер, в том числе связанных с совершенствованием налогового законодательства. Необходимо расширение списка преференций для инвестора с одновременным обеспечением государственных интересов в плане формирования доходной части бюджета.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный налоговый кредит, контроль за расходами физических лиц, налоговое бремя физических лиц, налог на финансовые операции, ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль
Dmitriy I. Ryakhovskyi
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Vice-rector for quality and advanced technologies, Institute of Economics and anticrisis management E-mail: umc331@rnail.ru
THE TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY
On the one hand, for the modernization and further development of Russias economy needs to stimulate investment , which is necessary to conduct a series of measures, including those related to the improvement of tax legislation. Moreover, it's very necessary to expand the list of preferences for the investor, while ensuring the public interest in terms of building the revenue.
Keywords: investments, the investment tax credit, expenditure control individuals, the tax burden of individuals, the tax on financial transactions tax rate on personal income and income tax.
1. Введение
В настоящее время в российской экономике отсутствуют явные признаки кризисных явлений, но существующие тенденции динамики макроэкономических показателей свидетельствуют о стагнации ключевых отраслей народного хозяйства, за исключением нефтегазового сектора, реализации импортных товаров народного потребления. При этом рост цен на нефть позволяет не только нивелировать дефицит бюджета, но и подтвердить статус социально-направленного государства. При этом бесспорной является необходимость снижения сырьевой зависимости экономики государства, что предполагает ее переориентацию на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей, однако невозможно без формирования положительного инвестиционного климата.
2. Реализация задач, связанных с увеличением роли инвестиционной составляющей
Для реализации задач, связанных с многократным увеличением роли инвестиционной составляющей в российской экономике, предпринимаются определенные усилия. По-нашему мнению, одним из ключевых аспектов роста инвестиционной привлекательности России является инвестиционноориентированная налоговая система. Важность реализации регулирующей функции налогов с целью стимулирования инвестиционных процессов неоспорима, однако, несовершенство ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих налоговые правоотношения, не позволяет инвесторам в полной мере использовать существующие налоговые преференции.
В рамках решения указанной задачи необходима оценка действующих налоговых механизмов стимулирования инвестиций, разработка предложений по их оптимизации на основе резу льтатов анализа зависимости роста объектов инвестиций от наличия и эффективности налоговых преференций. При этом следует иметь в виду, что в современных условиях российской экономики величина налоговой составляющей в общем объеме стимулирующих мер ничтожна, зарубежный опыт активизации инвестиционного процесса говорит о том, что снижение налогового бремени является мощнейшим инструментом привлечения инвестиций в экономику отдельно взятой страны, особенно если налоговое стимулирование применяется в комплексе с другими мерами. Как уже отмечалось, указанный механизм в России практически не используется о чем свидетельствуют результаты исследования Всемирного банка за 2009 год: по оценке простоты ведения бизнеса Россия занимала 120 место из 183 стран, поднявшись на 8 позиций по отношению к 2008 году. В результате исследований, проводимых Российской экономической школой в 2002 -2009 годах, было выделено 13 основных причин, мешающих развитию российского бизнеса, анализ которых в очередной раз подтвердил, что значительное влияние на инвестиционный климат оказывают налоговая система (уровень налогов), налоговое администрирование и факторы, напрямую связанные с налогами - коррупция и судебная система.
Что касается роли налоговой системы в улучшения инвестиционного климата, важнейшей представляется задача трансформирования налоговой системы в части разработки инвестиционных налоговых льгот, упрощения нормативной базы, регламентирующей порядок расчетов налогов по основным налогам (НДС, налог на прибыль), а также уточнения проблемных моментов налогового администрирования основных налогов.
В российской налоговой системе до 2002 года существовало множество налоговых льгот, в частности, по налогу на прибыль, стимулирующих развитие приоритетных отраслей народного хозяйства. Однако, несовершенство налогового законодательства, а так же механизма организации налогового контроля привело к возникновению множества незаконных схем по получению связанных с налоговых льгот, что привело к значительному снижению доходной части бюджета. Из-за отсутствия эффективного налогового законодательства, позволяющего осуществлять полноценный контроль за предоставляемыми преференциями, государство с 2002 года полностью отменило налоговые льготы по налогу на прибыль, что к привело к положительному краткосрочном)' эффекту в виде роста налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Однако данная мера имела отрица-
Экономика, Статистика и Информатика 75 №3, 2012
тельные последствия для инвестиционного климата российской экономики.
В настоящее время налоговыми органами накоплен определенный опыт в осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства в части применения налоговых льгот. Существующее законодательство, регламентирующее проведение камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих пресекать противоправные действия налогоплательщиков, направленные на получение шнкурентных преимуществ незаконными путями. Налоговые органы наделены соответствующими полномочиями, по истребованию документов, необходимых пояснений, проведению «встречных» проверок (ст. 93.1 НКРФ) и в случае выявления признаков налогового правонарушения в соответствии со статьей 100 НК РФ - подготовке актов проверок. Налогоплательщики, в свою очередь, имеют достаточно эффективную систем}' защиты в виде многочисленных прав, закрепленных в налоговом законодательстве. Последние трансформации налогового законодательства в части досудебного рассмотрения налоговых споров показали свою эффективность, поэтому в настоящее время можно рассчитывать на беспристрастность и значительное снижение уровня коррупционности. Внесенные изменения значительно уменьшили количество судебных разбирательств налогоплательщиков (по предварительным итогам 1 квартала 2011 года до 70%) и налоговых органов, что положительным образом может сказаться на инвестиционном климате.
Э. Совершенствование налоговых механизмов регулирования экономики с целью стимулирования инвестиций Мировой финансовый кризис показал необходимость скорейшего устранения указанных причин и дальнейшего совершенствования налоговых механизмов регулирования экономики с целью стимулирования инвестиций, в том числе иностранных. В результате многочисленных транформаций российского налогового законодательства, в том числе связанных с введением различного рода антикризисных мер, в настоящее время можно выделить следующие налоговые инструменты, стимулирующие инвестиционные процессы в России:
- инвестиционный налоговый кредит;
- сокращение срока возврата НДС и введение уведомительного порядка возмещения НДС для крупных компаний;
- введение амортизационной премии до 30%;
- применение повышенных коэффициентов на амортизационные отчисления для субъектов особых экономических зон;
-региональные и местные льготы по налогу на прибыль (снижение ставки до 13,5%), транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налог}';
- расширение возможностей по отнесению в расходы, уменьшающие налоговую базу по налог}' на прибыль, расходы на НИОКР;
- право снижения налоговых ставок по едином}' налогу, уплачиваемом}' при применении упрощенной системы налогообложения.
Несмотря на наличие комплекса мер, стимулирующих инвестиционные процессы, огромное значение следует уделять правоприменительной практике использования рассмотренных стимулирующих преференций. При этом существующие ограничения в их использовании, сложность в получении, противоречивость разъяснений Минфина и ФНС зачастую полностью нивелируют возможность их использования. К том}' же следует учитывать тот факт, что почти 90% процентов российского предпринимательского сектора применяют специальные режимы налогообложения (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход) и лишь около 10% - общий режим налогообложения, а вышеперечисленные налоговые льготы предназначены для последней категории предприятий. Для лиц, применяющих упрощенную систем}' налогообложения, доли налога на имущество и транспортного налога в общей массе налоговых платежей составляют несущественную величин}', а произошедшее снижение ставок по единому налог}' в отдельных субъектах РФ рассматривается, прежде всего, как временная антикризисная мера.
Следовательно, при разработке комплекса мер налогового стимулирования инвестиционных процессов следует учитывать важность наличия налоговых льгот не только среднему и крупном}' бизнесу, применяющем}' общий режим налогообложения, но и малом}' бизнес}' со специальными режимами. Кроме этого рациональным шагом
представляется упрощение процедуры получения инвестиционного налогового кредита для всех типов предприятий, в т.ч. субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, ДЛЯ КОТОРЫХ, В СОВОК}'п-ности с особыми условиями отнесения в расходы приобретенного амортизируемого имущества, предусмотренными для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, это даст мощный инвестиционный стимул. Предусмотренный Налоговым Кодексом институт поручительства, применяемый при изменении срока уплаты налога, позволит значительным образом снизить риски недополучения налоговых платежей бюджетами соответствующих уровней.
4. Контроль за расходами физических лиц
Одним из ключевых элементов, препятствующих инвестиционным процессам и решающим комплекс задач, связанных с увеличением доходной части бюджета и уменьшением коррупционной составляющей в инвестиционном процессе, является отсутствие контроля за расходами физических лиц, а также введение института банкротства физических лиц. Введение контроля за расходами будет не только мощнейшим инструментов, влияющим на коррупцию в российской экономике, но и значительным образом осложнит функционирование теневого сектора экономики, доля которого оценивается разными экспертами от 20% до 70% ВВП. С 01.01.1999 года (с момента введения в действие первой части Налогового Кодекса) контроль за расходами был введен, однако, существующий принцип презумции невиновности, как основа современного налогового законодательства, не позволяла налоговым органам осуществлять контроль в полной мере, из-за чего его эффективность приближалась к нулю, т.к. с 2002 года были внесены изменения, которые полностью отменили данный контроль. Существующий контроль охватывал пять ключевых элементов;
- недвижимость,
-транспорт,
- ценные бумаги,
- золото в слитках,
- предметы старины, искусства и антиквариата, представляющие научную, культурную и пр. ценность и занесенные в специальные каталоги.
На сегодняшний день назрела необходимость введения данного вида конт-
роля и его внедрение не влечет за собой существенных изменений в современное законодательство, а механизм реализации практически полностью прописан в Налоговом Кодексе.
Механизм контроля за расходами физических лиц по нашем)' мнению, может выглядеть следующим образом:
1. В целях контроля за исчислением и уплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц (с 2013 года налога на недвижимость) в соответствии с НК лица, регистрирующие соответствующие сделки с недвижимостью и осуществляющие постановку на учет транспортные средства обязаны в течение 10 дней сообщать об этом в налоговые органы, что позволяет полностью владеть информацией о приобретенном имуществе. Обсуждаемый сегодня законопроект, связанный с совершенствованием методики определения рыночной стоимости товаров (работ, услуг) в целях налогообложения, в случае принятия, устранит спорные вопросы в методиках определения рыночной стоимости. Это позволит налоговым органам полностью владеть информацией не только о факте приобретения или продаже имущества, но и о ее рыночной стоимости.
2. В рамках проведения камеральной проверки происходит сопоставление доходов физического лица и фактически произведенных расходов, связанных с приобретением имущества, подпадающего под контроль.
3. В случае выявления фактов расхождения полученных доходов и произведенных расходов в соответствии со статьей 88 НК РФ налоговые органы просят налогоплательщика в пятидневный срок дать пояснения выявленным несоответствиям.
4. В случае отсутствия пояснений налоговые органы составляют акт проверки (ст. 100 НК РФ) с доначислением суммы налога на доходы физических лиц, с суммы дохода который получается в виде вычитания стоимости приобретенного имущества и фактически полученного дохода.
Рассмотренный механизм контроля предусмотрен полностью Налоговым Кодексом, кроме права налоговых органов определять сумму налога, подлежащего внесению в бюджет на основании разницы произведенных расходов и полученных доходов. Для эффективного осуществления данного контроля необходимо внесение уточнений в налоговое законодательство в части при-
менения принципа презумции невиновности налогоплательщика - физического лица, а также ограничения минимальной пороговой суммы несоответствия доходов и расходов, которую можно установить на уровне от 500 000 рублей и отнести со статьей 198 Уголовного Кодекса РФ. Причем, на первоначальном этапе введения контроля за расходами физических лиц целесообразно осуществление данного контроля исключительно за государственными служащими и взаимозависимыми с ними лицами. Вступающие в действие очередные изменения в налоговое законодательство по осуществлению налогового контроля за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами (Федеральный закон от 18.07.2011 г. №227-ФЗ) имеют существенные недоработки, т.к. его реализация направлена, прежде всего, на осуществление контроля за крупнейшими налогоплательщиками и непосредственно контроль будет осуществляться Федеральной налоговой службой. Функции территориальных налоговых органов ограничены обязанностью направления запросов и предоставления различного рода информации, необходимой для осуществления указанного контроля. При этом существенно ухудшаются права налогоплательщиков (особенно физических лиц) в части осуществления возможных налоговых споров. Несомненно, на первоначальном этапе осуществления данного контроля будет возникать множество вопросов, однако, на наш взгляд, контроль, показавший свою эффективность в развитых странах, остро необходим к внедрению в России как один из инструментов, стимулирующих инвестиционные процессы.
Кроме этого необходимо комплексное внесение изменений в структуру налоговой системы России в части налогообложения сырьевых отраслей и физических лиц. В целях стимулирования опережающего развития перерабатывающих отраслей, с одной стороны, и более полного изъятия природной ренты, с другой, необходимо увеличение налога на добычу полезных ископаемых таким образом, чтобы общий уровень налогового бремени в сырьевых отраслях остался неизменным. Частично эту проблему может решить вступающий в действие Федеральный закон от 18.07.2011 г. №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием принци-
пов определения цен для целей налогообложения». В настоящее время уровень реальной налоговой нагрузки в обрабатывающих отраслях выше, чем в сырьевых, что в значительной степени делает их инвестиционно непривлекательными. Необходимо исправить подобную ситуацию, что должно повысить заинтересованность сырьевых компаний в диверсификации бизнеса в сторону товаров с высокой долей добавленной стоимости.
5. Обеспечение сбалансированности бюджета и разработка компенсационного механизма
При введении инвестиционных налоговых преференций необходимо обеспечение сбалансированности бюджета и разработки соответствующего компенсационного механизма в части выпадающих налоговых доходов. Одним из источников, компенсирующих выпадающие бюджетные доходы, является увеличение доли налогов с физических лиц с целью компенсации недополучения доходов бюджета из-за применения налоговых преференций организациям. Необходимо обеспечить постепенный рост налоговой нагрузки с расширением спектра налоговых вычетов и льгот по налогам, взимаемым с физических лиц с целью защиты малообеспеченных слоев населения. Резервы роста налоговой нагрузки смогут обеспечить следующие меры:
- введение налога на недвижимость, в котором налоговая база будет рассчитываться по рыночной стоимости,
установление прогрессивной ставки по НДФЛ;
- дифференцирование налоговых ставок по транспортном)' налогу с целью стимулирования спроса на новые автомобили.
- поиск возможных путей трансформации нормативной базы по НДС.
В первом квартале 2011 года по данным ФНС поступления налогов выросли на 386 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2010 и составили 2,170 трлн рублей. Доля НДС в поступивших налогах - 431 млрд рублей, что составляет 19,8% от всех налоговых поступлений. Не секрет, что существующие формы контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость не могут обеспечить прозрачность движения сумм налога, возможности установления реальности уплаты налога. Многочисленные налоговые схемы, неправомерные операции по вычету и возврату налога
Экономика, Статистика и Информатика 77 №3, 2012
на добавленную стоимость налогоплательщиками, сложность администрирования, несовершенное законодательство, противоречивая арбитражная практика, существенные затраты бизнеса и государства на администрирование НДС - все это с учетом коррупционных факторов говорит о том, что для повышения инвестиционной привлекательности необходимо внесение существенных изменений в действующее законодательство. НДС как основной налог, позволяющий в кратчайшие сроки обеспечить наполняемость бюджета, с существующей ставкой применим в период проявления негативных последствий цикличности. В настоящее время необходимо или снижение ставки или замена НДС оборотным налогом с продаж. В этом случае целесообразно оставить НДС на товары роскоши, предназначенных для ограниченного круга потребителей. Выпадающие доходы бюджета будут компенсированы увеличением налогового бремени для физических лиц. В целях упрощения администрирования НДС предлагается использовать кредитные организации, которые будут удерживать налог в качестве налоговых агентов. Следует иметь в вид ,', что в розничной торговле может возникнуть ряд сложностей, связанных с администрированием данного налога. По данным ФНС России, по состоянию на 01.04.2011 г. в России зарегистрировано 2899741 кассовых аппаратов, собственниками которых являются 1594 034 организаций и индивидуальных предпринимателей. По данным ФНС охват проверок правильности применения ККТ - 9,37%. Однако если исходить из количества проверенных предприятий данная величина возрастает до 17%, причем в 49% случаев проверяющие столкнулись в нарушением кассовой дисциплины и порядка применения контрольно-кассовой техники. В этой связи необходимо усиление контроля за использованием контрольно-кассовой техники в розничной торговле. Данную проблему можно решить увеличением штатной численности сотрудников ИФНС, осуществляющих проверки использования ККТ, за счет сокращения сотрудников отделов, осуществляющих администрирование НДС.
К тому же замена НДС оборотным налогом с продаж позволит решить проблем}' наличия в экономике стра-
ны огромной массы посредников, из-за которых затруднен выход на рынок отечественных производителей. Так, по данным, размещенным на сайте ФАС посредническое вознаграждение в цене рыбы составляет от 3 0% до 81 %.
Одной из ключевых проблем, препятствующих взаимному сотрудничеству крупного и среднего бизнеса с малым бизнесом, является массовое применение малыми предприятиями специальных режимов (УСН и ЕНВД), не являющимся плательщиками НДС. Симбиоз данных сегментов экономики становится проблематичным из-за отсутствия возможности возмещения налога на добавленную стоимость крупным и средним бизнесом, приобретающим товары, работы и услуги, у лиц, не являющихся плательщиками. В соответствии с действующим налоговым законодательством лица, применяющие специальные режимы налогообложения, имеют право выставить покупателю налог на добавленную стоимость. Однако в этом случае он в соответствии с п. 5 ст. 173 НК они обязаны исчислить и уплатить рассматриваемый налог. Введение оборотного налога с продаж в значительной степени решит данную проблему.
Следует рассмотреть вопрос об увеличении ставок по налогу на прибыль и налог}' на доходы физических лиц с доходов, получаемых в виде дивидендов. Существующие ставки по доходам, получаемым в виде дивидендов по налогу на прибыль и НДФЛ идентичны и дифференцированы только в зависимости от категории налогоплательщика -резидент или нерезидент. Ставки на сегодняшний момент составляют соответственно 9% и 15%. По нашему мнению, данные ставки существенно занижены, т.к. низкие ставки на дивиденды стимулируют увеличение выплат акционерам и учредителям, тогда как установление более высоких ставок позволит переориентировать акционеров на направление чистой прибыли на модернизацию основных производственных фондов и рост капитализации компании. С другой стороны, низкие ставки на дивиденды активно стимулируют инвестиции в том числе иностранные. Для обеспечения баланса интересов целесообразно рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных ставок налогов на дивиденды в зависимости от осуществленных инвестиций
в приоритетные отрасли.
6. Заключение
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что регулирующая функция налогов в настоящее время должна быть направлена прежде всего на стимулирование инвестиционных процессов и развитие инновационных высокотехнологичных отраслей российской экономики. Существующие регуляторы неэффективны и их явно недостаточно. Для стимулирования инвестиций необходимо:
1. Упрощение процедуры получения инвестиционного налогового кредита и возможность его получения предприятиями, применяющими специальные режимы налогообложения.
2. Введение контроля за расходами физических лиц.
3. Увеличение налогового бремени для физических лиц, получающих значительные доходы.
4. Уменьшение налоговой нагрузки для предприятий обрабатывающих отраслей с одновременным увеличением налоговой нагрузки на сырьевые производства.
5. Трансформация налога на добавленную стоимость в налог на финансовые операции (налог с продаж).
6. Установление дифференцированных ставок по налогу на прибыль и налог}' на доходы физических лиц с доходов в виде дивидендов в зависимости от произведенных инвестиций.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ;
2. Федеральный закон от 18.07.2011 г. №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»;
3. www.worldbank.org
4. www.fas.gov.ru
5. www.nalog.m
References
1. Tax Code of the Russian Federation.
2. Two. Federal Law of 18.07.2011 № 227-FZ "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the principles of determining prices for tax purposes".
3. www.worldbank.org
4. www.fas.gov.ru
5. www.nalog.ru
№3, 2012 78