Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ'

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальные экономические зоны / государственная поддержка / производственные предприятия / приоритеты экономического развития / налоговые и таможенные льготы / special economic zones / state support / manufacturing enterprises / priorities of economic development / tax and customs benefits
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ»

Воронин С.А.1

д.э.н., главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов

Республики Узбекистан; профессор Ташкентского филиала Российского экономического университета

s.voronin63@umail.uz; sergey_voronin63@yahoo.com

Расулев А.Ф.2

д.э.н., профессор Ташкентского государственного экономического университета

arasulev@yandex.ru

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ

Ключевые слова: специальные экономические зоны, государственная поддержка, производственные предприятия, приоритеты экономического развития, налоговые и таможенные льготы.

Keywords: special economic zones, state support, manufacturing enterprises, priorities of economic development, tax and customs benefits.

В Узбекистане до 2019 года существовало два основных режима налогообложения - общеустановленный и упрощенный. Основным критерием для определения размера налогоплательщика в целях выбора режима налогообложения являлась численность постоянно работающего персонала.

В соответствии с общеустановленным режимом налогообложения предприятия оплачивали налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, НДС, налог за пользование водными ресурсами, а также отдельные субъекты исчисляли налог на сверхприбыль, акцизный налог, налог за пользование недрами. Кроме этого, крупные предприятия уплачивали обязательные отчисления с выручки и единый социальный платеж (ЕСП) с фонда оплаты труда.

Малые предприятия и микрофирмы, подпадающие под упрощенный режим налогообложения, как правило, освобождались от большинства налогов и отчислений, за исключением ЕСП (с 2020 г. переименован в социальный налог) и единого налогового платежа (с 2020 г. - налог с оборота).

Для субъектов, функционирующих в свободных экономических зонах (или в специальных экономических зонах), действовали те же налоговые режимы, но с учетом предоставленных им льгот и преференций. На территории свободных экономических зон действовали единые льготные условия, установленные Законом «О специальных экономических зонах», Указом Президента от 26 октября 2016 года № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон», Налоговым кодексом, Таможенным кодексом, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан.

В целом, функционировавшая до 2019 года система налоговых льгот и преференций была призвана расширять приток инвестиций в специальные экономические зоны (СЭЗ) и поощрять создание новых рабочих мест. Однако, по мнению специалистов, предоставленные налоговые льготы не приводили к существенному росту экспорта и инвестиций. Кроме того, имелись определенные проблемы с отдельными налогами и платежами.

Это в первую очередь касалось уплаты НДС. Так, до 2019 года из-за разрыва цепочки налогоплательщиков не развивались кооперационные связи между крупными и малыми предприятиями. Складывались неравные условия налогообложения по НДС между импортируемым и производимым в республике технологическим оборудованием.

В противоположность НДС, налоги с оборота (в пенсионный и другие фонды) имели «каскадный» характер, которые умножали риски предприятий стать неконкурентоспособными, стимулировали уход предприятий в теневую сферу. Это еще больше сокращало уровень конкурентоспособности законопослушных предприятий на внутреннем рынке.

По мнению экспертов центра «Стратегия развития», в Узбекистане налоговый и таможенный режимы для предприятий в СЭЗ практически не отличались от условий за пределами СЭЗ. Льготы для участников СЭЗ по видам налогов, порогу инвестиций и срокам освобождения практически не отличались от действующих по всей республике льгот для иностранных инвесторов (за исключением г. Ташкента и Ташкентской области)3.

Система льгот и преференций для участников СЭЗ не способствовала реальной оценке их эффективности. Экономистами справедливо ставилась задача пересмотра подхода к системе преференций, сделав их более обоснованными и справедливыми. Кроме того, зарубежный опыт показывает, что освобождение от уплаты налогов (как полное, так

1 Сфера научной деятельности: налогообложение предприятий, налогово-бюджетная политика, ценообразование.

2 Сфера научно деятельности: фундаментальная экономика, экономические теории.

Указ Президента Республики Узбекистан от 10.04.2012г. № УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций».

и частичное) не всегда является эффективным стимулом, тем более с точки зрения формирования доходов региона и страны в целом.

Еще одним спорным моментом является привязка уровня льгот к объемам вложенных инвестиций: большой объем инвестиций не всегда означает, что деятельность эффективна. Действовавшая система льгот нередко приводила к ограничению стимулов по эффективному ведению деятельности предприятий.

Существенным недостатком порядка налогообложения в СЭЗ являлся срок исчисления налоговых льгот. Как правило, начало срока действия налоговых льгот исчислялось с даты получения свидетельства о регистрации участника СЭЗ, выдаваемого дирекцией СЭЗ. Однако сложившаяся ситуация не позволяла инвесторам использовать в полном объеме предоставленные им налоговые льготы. Многим инвесторам для наладки производства необходимо дополнительное время, что требовало изменения срока действия налоговых льгот.

Все это находило свое отражение в установленных критериях отбора проектов для реализации на территории СЭЗ и требованиях к участникам СЭЗ. Стремление решить имеющиеся проблемы с использованием механизма СЭЗ приводило к противоречивости целей и требований.

Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 1996 года не охватывал многих ключевых аспектов создания и функционирования СЭЗ. В результате, деятельность субъектов СЭЗ регулировалась целым рядом подзаконных актов, отдельно по каждому вопросу - таможенный, налоговый и валютный режимы, отбор и регистрация инвесторов и т.д.

В связи с несогласованным внесением изменений в законодательство, регулирующее вопросы как деятельности СЭЗ, так и предприятий, и инвесторов в целом, возникали сложности в толковании и применении данных норм. Данное положение рассматривалось международными экспертами и потенциальными иностранными инвесторами как «запутанное» и вызывало множество споров.

Авторы доклада Центра «Стратегия развития» предлагали в целях углубления кооперации и создания производственных кластеров освободить предприятия-участников СЭЗ от уплаты НДС во взаиморасчетах между участниками СЭЗ независимо от того, в каком СЭЗ они зарегистрированы, что является весьма спорным предложением (рост случаев разрыва в цепочке уплаты НДС).

Как известно, начиная с 2018 года, в стране проводится реформа в сфере налогообложения, которая затронула и деятельность СЭЗ. В соответствии с Указом Президента от 30 июня 2018 года УП-5468 в республике реализуется Концепция совершенствования налоговой политики. Важным направлением этой реформы является оптимизация налоговых льгот для подавляющего числа хозяйствующих субъектов, включая субъекты СЭЗ. Кроме того, в ходе реформы налогообложения осуществлены следующие меры:

• снижена нагрузка на ФОТ путем введения единой ставки налога на доходы физических лиц, сокращена ставка социального налога;

• отменены обязательные отчисления в Пенсионный фонд с выручки;

• предприятия, имеющие годовой оборот по итогам предыдущего года более 1 млрд. сумов или достигшие установленный порог в течение года, переведены на уплату общеустановленных налогов.

В целом, данные новшества существенно сократили налоговую нагрузку на ФОТ для участников СЭЗ, что способствовало сокращению расходов инвесторов на найм персонала. Значительная часть субъектов СЭЗ, которые ранее считались малыми (из-за небольшой численности занятых работников), но имевших оборот свыше 1 млрд. сум., автоматически перешли на общеустановленный режим налогообложения.

В сфере таможенного законодательства до 2019 года для участников СЭЗ действовал особый таможенный режим, при котором иностранные товары размещались и использовались в пределах данных зон без уплаты таможенных платежей. Для поддержки предприятий, как правило, за каждой СЭЗ закреплялся определенный таможенный пост внешней экономической деятельности в целях ускорения таможенных процедур.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 г. № ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон» на министерства и ведомства была возложена задача по дальнейшей оптимизации таможенных и налоговых льгот на территории СЭЗ. Так, предусматривалось применение льгот с учетом предоставления основных экономических и социальных показателей бизнес-планов и технико-экономического обоснования проектов (объем вносимых инвестиций, сумма товарооборота и экспорта, количество создаваемых постоянных рабочих мест, валютная окупаемость производства и др.).

В 2018-2020 годах принципиальные изменения в сфере таможенного регулирования, касающихся субъектов СЭЗ не произошли. В то же время, в этот период была проведена унификация таможенного законодательства.

В сфере налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом в новой редакции, введенным в действие с января 2020 года, были пролонгированы отдельные налоговые льготы, в том числе для участников СЭЗ.

В 2020 г. был принят Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах», которым установлены порядок создания, продления срока функционирования и ликвидации СЭЗ, изменения их границ, пересмотрены система их управления, принципы проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на их территории, а также процедуры регистрации их участников.

Данным документом предусматривается, что финансирование строительства или реконструкции объектов инфраструктуры на территории СЭЗ может осуществляться как за счет централизованных, так и за счет нецентрализованных источников. После принятия вышеуказанного нормативно-правого акта свободные экономические зоны стали одним из видов специальных экономических зон.

Реализация крупномасштабных реформ за период 2008-2020 годы сказалась на изменении числа СЭЗ и эффективности их деятельности. На начало 2021 г. в Узбекистане уже имелись 21 СЭЗ, из которых 19 осуществляли свою деятельность в сфере промышленности, 1 - в сельском хозяйстве и 1 - в секторе туризма.

По состоянию на апрель 2021 года число СЭЗ возросло до 23 и в них реализовано 453 проекта на общую сумму 2,6 млрд. долл., создано около 36 тысяч рабочих мест.

Всего в период с 2008 года по январь 2021 года на территориях СЭЗ реализовано 448 проектов на сумму 2,4 млрд. долл. США, из которых прямые иностранные инвестиции составляют порядка 764,6 млн. долл. за счет которых было создано около 34 тысяч новых рабочих мест.

Наиболее крупные из этих проектов осуществлены в СЭЗ «Ангрен» (73 проекта на 730,7 млн. долл.), СЭЗ «Ур-гут» (55 проектов на 312,9 млн. долл.), СЭЗ «Навои» (53 проекта на 282,8 млн. долл.) и СЭЗ «Бухоро-агро» (112 проектов на 325,1 млн. долл.).

За 2020 год на территориях, на которых функционируют СЭЗ, реализовано 128 проектов общей стоимостью 487,4 млн. долл., из которых прямые иностранные инвестиции составили 162,1 млн. долларов. Проекты охватили такие направления, как строительство современных теплиц, производство строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность и другие сферы (табл. 1).

Таблица 1

Количество реализованных проектов и объем освоенных инвестиций субъектами СЭЗ

Узбекистана за 2020 год

Показатели Число реализованных проектов, ед. Объем инвестиций, млн. долл. США

По всем проектам, реализованным в СЭЗ, в том числе: 128,0 487,4

- строительство современных теплиц 62 204,7

- производство строительных материалов 18 140,0

- химическая и нефтехимическая 13 50,6

- пищевая 10 15,9

- текстильная 8 20,1

- машиностроение 2 6

- фармацевтическая 6 56,3

Источник: данные Министерства инвестиций и внешней торговли (https://mift.uz/)

Для задействования новых возможностей и расширения потенциала СЭЗ Глава государства подписал постановление «О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры специальных экономических и малых промышленных зон». Согласно данному нормативному акту, в 2021 году на улучшение инфраструктуры СЭЗ и малых промышленных зон будет направлено 1 трлн. 600 млрд. сумов. В частности, 584 млрд. сумов планируется выделить на строительство сетей электро-, газо- и водоснабжения, канализации и дорог в 17 свободных экономических зонах, еще 395 млрд. сумов будет направлено на развитие 145 малых промышленных зон.

На обеспечение инфраструктурой крупных инвестиционных проектов предусмотрено выделение 232 млрд. сумов. На ускоренное развитие промышленности и бизнеса в 33 слаборазвитых районах будет направлено 264 млрд. сумов. По уточненным данным, в 2021 г. планируется реализовать 332 проекта на сумму 1,1 млрд. долл. в СЭЗ.

Обеспечение СЭЗ необходимой инфраструктурой является важным фактором их эффективного функционирования и привлечения новых инвесторов к реализации проектов на их территории. В целом на 2021 год запланировано выделение 890 млрд. сумов для проведения работ по подключению действующих СЭЗ к инженерно-коммуникационным сетям. Планируется реализовать 443 новых инвестиционных проекта на сумму 2,9 млрд. долл., из которых 1,4 млрд. долл. должны составить прямые иностранные инвестиции. В результате реализации данных проектов предполагается освоить выпуск 552 новых видов промышленной продукции и создать 41,6 тысяч новых рабочих мест.

В текущем году реализуются меры по расширению территорий СЭЗ «Бухоро-агро», СЭЗ «Гиждуван» и СЭЗ «Ургут», а также осуществляется запуск новой свободной экономической зоны в Республике Каракалпакстан - «Кара-калпак-агро» и двух специализированных свободных экономических зон в Ферганской области - «Андижон-текстайл» и «Наманган-текстайл».

Несмотря па развитие деятельности субъектов СЭЗ, их потенциал пока еще не реализован в полной мере. В целях оценки эффекта от предоставления таможенных и налоговых льгот субъектам СЭЗ целесообразно рассмотреть динамику их импорта и экспорта за последние годы.

За 2020 г. в Узбекистане всеми участниками СЭЗ (342 предприятия) были импортированы товары на общую сумму около 1,3 млрд. долл. США, а за 2019 г. - для 327 предприятий - порядка 1,2 млрд. долл. США). Прирост импорта составил за 2019-2020 гг. составил 8%. По этим товарам государством были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей на сумму около 2090 млрд. сум или 209,2 млн. долл. США - в 2020 г. и 2101,1 млрд. сумов (210,3 млн. долл.) - в 2019 году (общий размер льгот практически не изменился).

В 2020 году объем инвестиций, вложенных в деятельность предприятий СЭЗ, составил 487,4 млн. долл. США, объем экспорта всеми участниками СЭЗ - 192,9 млн. долл., а общая сумма предоставленных налоговых и таможенных льгот - около 1200,0 млн. долл. США. В 2020 г. наиболее крупными импортерами, осуществляющими свою деятельность в СЭЗ, являлись - «Навоий», «Сырдарья» и «Сырдарья-Фарм», Кукон.

Объем экспорта товаров, произведенных в СЭЗ, увеличился с 132,9 млн. долл. США в 2019 г. до 192,9 млн. долл. - в 2020 году, или в 1,45 раза. При этом количество предприятий-экспортеров, находящихся в СЭЗ, возросло с

121 ед. в 2019 г. до 168 ед. - в 2020 году, или в 1,39 раза. Наиболее высокие результаты в расширении экспорта в 2020 годы достигли предприятия таких СЭЗ, как «Сырдарья» и «Сырдарья-Фарм» (27,3% от всего объема экспорта СЭЗ), «Ургут» (13,5%), «Гиждуван» (11,4%). В соответствии с налоговым и таможенным законодательством, экспортеры освобождены от уплаты НДС и ряда других налогов (табл. 2).

Таблица 2

Динамика экспорта и импорта участников СЭЗ за 2019-2020 годы

№ Наименование показателей 2019 г. 2020 г. Рост, в разах

1 Количество предприятий-экспортеров, участников СЭЗ, ед. 121 168 1,39

2 Экспорт участниками СЭЗ, млн. долл. США 132,9 192,9 1,45

3 Импорт участниками СЭЗ, млн. долл. США 1200,0 1300,0 1,08

4 Льготы по уплаченным таможенным платежам по продукции, импортируемой участниками СЭЗ, млн. долл. США 210,3 209,2 0,99

Источник: расчеты авторов на основе данных Министерства финансов Республики Узбекистан.

В 2020 году объем инвестиций, вложенных в деятельность предприятий СЭЗ, составил 487,4 млн. долл. США, объем экспорта всеми участниками СЭЗ - 192,9 млн. долл., а общая сумма предоставленных налоговых и таможенных льгот - около 1200,0 млн. долл. США. Это свидетельствует о сравнительно невысоком эффекте от использования налоговых и таможенных льгот для расширения экспорта и притока иностранных инвестиций.

Необходимо отметить, что недостаточная эффективность функционирования отечественных СЭЗ в 2019-2020 годах связана не только с недостаточно эффективным менеджментом, но и с отдельными проблемами, которые оставались в сфере налогообложения. Несмотря на принимаемые государством меры, предприниматели в последние годы поднимали немало обоснованных вопросов, связанных с действием налоговых ставок и налоговым администрированием.

Еще в 2018 году Центр «Стратегия развития» совместно со швейцарским фондом Peace Nexus провел полевые исследования в СЭЗ «Навои» и «Ангрен», результаты которого показали, что многие иностранные инвесторы сожалели, что они вложили средства в развитие СЭЗ Узбекистана. Данная ситуация сохранялась и в последующие два года. В 2020 году группа инвесторов СЭЗ «Ангрен» указала на ряд недостатков, имеющихся в сфере налогообложения участников свободных зон.

Так, например, Указом Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853, участники СЭЗ были освобождены от уплаты земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, с целевым направлением высвобождаемых средств на создание новых, а также на модернизацию, реконструкцию и техническое, технологическое перевооружение, расширение действующих производств, строительство производственных зданий, приобретение сырья и материалов, необходимых для собственных производственных нужд. В соответствии с частью второй статьи 218 Налогового кодекса высвобождавшиеся при этом суммы НДС должны приниматься в зачет.

Законом Республики Узбекистан № ЗРУ-599 от 30 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» устанавливалась возможность предоставления льгот по НДС на условиях использования высвободившихся сумм в определенных целях (ч. 8 статьи 75 НК).

Согласно статье 4 указанного Закона «льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятыми до 1 января 2020 года, действуют до истечения срока их действия...».

Одновременно, Законом Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» (статья 48) также установлено, что за участниками свободных экономических зон, зарегистрированными дирекциями СЭЗ до вступления в силу данного Закона и реализующими инвестиционные проекты на территории СЭЗ, сохраняются предусмотренные законодательством льготы и преференции до истечения срока их предоставления.

Постановлением Президента Республики Узбекистан за №1 II 1-3356 от 25 октября 2017 года, определено, что «при изменении налогового законодательства участники свободных экономических зон вправе применять нормы и положения по уплате налогов и других обязательных платежей, действовавшие на дату их регистрации, за исключением норм и положений актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров».

Указом Президента № УП-6011 от 19 июня 2020 года в Указ Президента от 26 октября 2016 года № УП-4853 были внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2020 года, в соответствии с которыми пункт третий указанного нормативного документа изменил свою редакцию и об освобождении от уплаты НДС с последующим целевым использованием данных сумм речь уже не велась.

В то же время, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента от 13 апреля 2012 года №УП-4436, было установлено, что в течение срока функционирования СЭЗ «Ангрен» на ее территории действуют особый налоговый режим и таможенные льготы и в отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в СЭЗ «Ангрен», не применяются акты налогового законодательства Республики Узбекистан, ухудшающие положение налогоплательщиков, за исключением актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.

Как известно, СЭЗ по Указу Президента РУз № УП-4853 от 26.10.2016 года имели льготу по налогу на прибыль. В соответствии с пунктом 4 постановления Президента № 1111-4086 от 26.12.2018 года предприятия, функционирующие в СЭЗ (например, СЭЗ «Ангрен»), начисляло, но не уплачивало налог на прибыль по сниженной ставке 6%

и 7,5% за 2019 и 2020 годы. Однако данная льгота была отменена с 1 октября 2020 года и налог стал уплачиваться по ставке 15%.

Все участники свободных экономических зон были освобождены от уплаты земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, ЕНП для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Минфине РУз1.

Налоговые льготы, предоставленные по Указу Президента Республики Узбекистан № УП-4853 являются временными, так как они предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций.

С 1 января 2018 года юридические лица, имеющие временные льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль, стали уплачивать данный налог по ставке, сниженной в 2 раза до истечения срока действия льготы. В 2019 году данный порядок налогообложения СЭЗ также оставался в действии (прим. к прил. №7 к 1111-3454 от 29.12.2017 года; п.4 ПП-4086 от 26.12.2018 года). В период с 1 января 2019 года по 1 октября 2020 года предприятия, входящие в СЭЗ, уплачивали налог на прибыль по ставке, сниженной с 12 до 6%.

С 1 января по 30 сентября 2020 года основная ставка налога на прибыль составляла уже 15%, т.е. предприятия СЭЗ оплачивали данный налог по ставке 7,5%, а за период с 1 октября по 31 декабря 2020 года - по ставке 15%2.

Налоговым кодексом в новой редакции установлено, что льготы, предоставленные нормативно-правовыми актами, принятыми до 1 января 2020 года, в том числе решениями Президента Республики Узбекистан, действуют до истечения срока их действия (ст. 4 ЗРУ-599 от 30.12.2019 года).

Для участников СЭЗ предусматривались особенности применения льгот по отдельным налогам, а также таможенным платежам в порядке, установленным Налоговым кодексом и Законом Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах». Данные предприятия также имеют целевую налоговую льготу с 16 мая 2019 года до 1 октября 2020 года по таможенным платежам (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных нужд (подпункт «а» пункта 1 прил. № 3 к УП - 5719 от 15.05.2019 года).

Таким образом, сопоставляя нормы, вытекающие из Указа Президента № УП-6011 от 19 июня 2020 года и Налогового кодекса в новой редакции, можно сказать, что действительно имело место противоречие ряда положений. Действие отдельных нормативно-правовых актов приводило к росту налоговой нагрузки на участников СЭЗ и, следовательно, к снижению инвестиционной привлекательности их деятельности.

Необходимо отметить, что все свободные экономические зоны были созданы на основе законов Республики Узбекистан, которые являлись специализированными законодательными актами и имели более высокий правовой статус относительно общих актов законодательства. Иными словами, если в стране принимаются другие законы и законодательные нормы, касающиеся деятельности специальных экономических зон, то они действительны только в той части, которая не противоречит специально принятому законодательному акту.

Не вызывает сомнений, что изменение приоритетов государства не должно негативно отражаться на инвесторах, которые вложили средства, поверив законодательным гарантиям государства.

Участники ряда СЭЗ в своих обращениях отмечали необходимость сохранения налоговых льгот, которые были отменены после введения в действие в 2020 году Налогового кодекса в новой редакции. Обращения поступили от более чем 70 предприятий, действующих в СЭЗ, в том числе от СП «AWP» в Сырдарьинской области и «Steel Pipe Company» в Ташкентской области.

В выступлении Президента Республики Узбекистана Ш. Мирзиёева на встрече с предпринимателями 20 августа 2021 г. было отмечено, что льготы, предоставленные предпринимателям, зарегистрированным в СЭЗ до принятия в феврале 2020 года Закона «О специальных экономических зонах», будут сохранены. В частности, предприниматели будут освобождены от налогов на имущество, землю и воду на срок до 10 лет в зависимости от суммы инвестиций.

Указом Президента Республики Узбекистан от 14.09.2021 года в целях укрепления прав и защиты интересов предпринимателей, функционирующих на территории специальных экономических зон были утверждены следующие

3

меры :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в связи с отменой с 1 января 2020 года льгот по налогу на прибыль для участников СЭЗ применение неиспользованной части этих льгот для предприятий, включенных в реестр СЭЗ по состоянию на 1 октября 2020 года, сохраняется на период от 3 до 10 лет с момента включения в реестр исходя из внесенного ими объема инвестиций;

- участникам СЭЗ с 15 сентября 2021 года предоставляется право на отсрочку погашения (рассрочку уплаты) НДС и таможенной пошлины при производстве продукции и импорте комплектующих, сырья и материалов для собственных нужд на срок до 120 дней без начисления и истребования обеспечения оплаты процентов по ним;

- обеспечение возмещения участникам СЭЗ суммы превышения по НДС в течение 7 дней (в случае выявления по результатам камеральной налоговой проверки необоснованности возмещения суммы НДС данная сумма взыскивается в установленном порядке).

1 П.3 УП-4853 от 26.10.2016 года.

2 Налог на прибыль для участника СЭЗ «Ангрен» // Налоговые и таможенные вести. 2021. - № 35 (1411), 31 августа. - С. 3. О мерах по дальнейшей поддержке участников специальных экономических зон Постановление Президента № ПП-5243 от

14 сентября 2021 года. - https://xs.uz/ru/post/o-merakh-po-dalnejshej-podderzhke-uchastnikov-spetsialnykh-ekonomicheskikh-zon; Введены новые льготы для участников СЭЗ // Налоговые и таможенные вести. 2021. - № 38 (1414), 21 сентября.

Таким образом, за предпринимателями, зарегистрированными в экономических зонах до принятия Закона «О специальных экономических зонах» в феврале 2020 года, сохраняются все предоставленные им ранее льготы и преференции.

Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 595 от 22.09.2021 года вводятся новшества в систему администрирования НДС. Так, с 23 декабря 2021 года вводится новое Положение о порядке1 специального регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах, в соответствии с которым налогоплательщикам с низким уровнем риска входной НДС будет возмещаться в ускоренном порядке в течение 7 дней с момента подачи заявления (по результатам анализа информации налогоплательщику присваивается уровень налогового риска). Источником информации является информационная база данных налоговых органов, министерств, ведомств и органов государственной власти на местах. Высокий уровень риска присваивается при наличии хотя бы одного из 13 признаков, определенных положением, средний - при наличии хотя бы одного из 4 признаков, низкий - если не выявлены признаки, установленные для высокого и среднего уровня. Предусматривается, что регистрации в качестве плательщиков НДС подлежат только налогоплательщики со средним и низким уровнем налогового риска.

Налогоплательщики со средним уровнем риска впоследствии будут дополнительно контролироваться налоговыми органами (осмотры, опросы, камеральные и выездные проверки, контроль за отчетным и фактическим количеством занятых работников).

По предварительным расчетам, предоставленные налоговые льготы в части освобождения от налога на прибыль оставят в распоряжении предприятий в целом по стране около 300 млрд. сумов в год. Так, если предприятие «Temur Med Farm» в СЭЗ «Сирдарё» заплатило за первые 6 месяцев 2021 года налог на прибыль в размере 4 млрд. сумов, то во втором полугодии такая же сумма останется в его распоряжении.

В целях формирования одинаковых конкурентных условий на внутреннем рынке завозимое сырье для производства экспортоориентированной продукции освобождено от таможенной пошлины на импорт. Так, например, предприятию-экспортеру «Jizzax Toshtepa Textile», функционирующему в СЭЗ «Жиззах», за счет данной льготы на каждый 1 млн. долл. США сырья и полуфабрикатов, ввезенных предприятием, предоставляется таможенная льгота в размере 2,2 млрд. сумов.

В результате внедрения нового порядка возврата НДС участникам СЭЗ в течение 7 дней в сжатые сроки будет возвращено предпринимателям в среднем 350 млрд. сумов в год, и за счет этого будут увеличены их оборотные средства. Кроме того, при 120-дневной рассрочке уплаты НДС за импортированные товары не будут начисляться проценты и требоваться залоговое обеспечение.

Необходимо отметить, что еще в июне 2021 года в республике было введено новшество для всех участников внешнеэкономической деятельности, которое касается и участников СЭЗ. Так, Постановлением Кабинета Министров № 352 от 04.06.2021 года утвержден Перечень технологического оборудования, не производимого в республике, освобожденного от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе на территорию Республики Узбекистан. Основная цель данного документа состоит в том, чтобы создать благоприятные условия условия для расширения производства промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости. Принятые меры касаются не только субъектов СЭЗ, но и предпринимателей других отраслей экономики. В перечень внесены 676 видов технологического оборудования, в частности:

- оборудование для переработки молока;

- оборудование для производства хлебобулочных изделий, макарон, спагетти или другой аналогичной продукции;

- оборудование для кондитерской промышленности, производства какао-порошка или шоколада;

- оборудование для переработки мяса и или птицы;

- машины для крашения пряжи;

- автоматические швейные машины.

Налоговые льготы распространяются только на завозимое новое технологическое оборудование, которое произведено не более 3 лет назад на момент таможенного оформления в таможенном режиме «Выпуск для свободного обращения»2.

В ближайшей перспективе в сфере налогового законодательства в целях создания благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков предусмотрены дополнительные меры поддержки экспортеров, а значит, и участников СЭЗ3:

- с 1 октября 2021 года устанавливается порядок зачета сумм по НДС по полученным материалам, использованным для производства экспортируемых товаров, вне зависимости от поступления валютной выручки;

- с 1 января 2022 года отменяется обязательное требование по отдельному обращению с заявлением в налоговые органы о возврате отрицательной суммы НДС.

Кроме того, Указом Президента Республики Узбекистан № УП-6306 от 7 сентября 2021 г. в целях наращивания экспортного потенциала предприятий, укрепления конкурентоспособности национальной продукции на внешних

4

рынках :

1 4 нововведения для плательщиков НДС // Налоговые и таможенные вести. 2021. - № 39 (1415), 28 сентября.

2 Некоторые виды оборудования вошли в «беспошлинный перечень» // Налоговые и таможенные вести. 2021. - № 24 (1400), 15 июня.

О совершенствовании администрирования НДС. Постановление Президента РУз № ПП-5231 от 24 августа 2021 года.

4 О дополнительных мерах по стимулированию предприятий-экспортеров. Указ Президента № УП-6306 от 7 сентября 2021 года. - https://lex.uz/ru/docs/5617900

- предоставлена возможность отсрочки (рассрочки) на 120 дней уплаты таможенных платежей без начисления процентов и истребования обеспечения оплаты по ним для предприятий, экспортировавших готовую текстильную продукцию на сумму более 1 млн. Долл. США в течение последних 12 месяцев при ввозе ими комплектующих изделий, сырья и материалов для основного и всопогательного производства;

- на срок до 31 декабря 2021 года приостанавливаются применение штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям, а также взыскание штрафных санкций, наложенных до вступления в силу настоящего Указа.

В перспективе преобразования в налоговой и таможенной сферах будут и дальше продолжаться. Так, приоритетными направлениями развития сферы налогообложения на ближайшую перспективу определены1:

- упрощение налогового администрирования, в частности, оптимизация контрольных функций налоговых органов, создание новых стимулов для экспортеров, в том числе участников СЭЗ;

- формирование электронной базы данных налоговых и таможенных органов, в особенности создание условий для своевременной уплаты или возврату НДС;

- отмена процедуры применения финансовых санкций за несвоевременное представление отчетности субъектами предпринимательства;

- с 2022 года снижение ставки налога на имущество с 2 до 1,5%, благодаря чему в распоряжении предпринимателей останется около 600-700 млрд. сумов в год;

- с 2023 года введение единого налога на недвижимость, объединяющего имущественный и земельный налоги юридических лиц;

- с 2023 года снижение ставки НДС с 15 до 12%;

- снижение ставки налога на прибыль с 20 до 15% для всех предпринимателей;

- снижение ставок ввозных пошлин на сырье и полуфабрикаты;

- продление еще на 3 года налоговых льгот на завоз в республику грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов.

Отдельные направления налоговых реформ уже внедрены на практике, а другие будут реализованы в перспек-

2

тиве на основе специально создаваемых экономических инструментов .

Предусматривается, что снижение ставки НДС на 3% в первую очередь почувствует бизнес, в том числе участники СЭЗ. Снижение налоговой нагрузки будет сопровождаться расширением налоговой базы, в том числе за счет упорядочения налоговых льгот и охвата оборотов, с которых в настоящее время не уплачиваются налоги3.

С 2022 года планируется увеличить инвестиционные вычеты и амортизационные отчисления. Предусматривается, что норма инвестиционных вычетов и нормы амортизации при исчислении налога на прибыль возрастут в среднем в 2 раза, что будет стимулировать рост инвестиций в приобретение основных средств. Так, по компьютерам, они увеличатся с 20 до 40% в год, по силовым машинам и оборудованию - с 8 до 15%, по зданиям - с 3 до 5%, по сооружениям - с 5 до 10%. Это будет налоговый стимул, снижающий сумму налога на прибыль и не влияющий на себестоимость производимой продукции. При этом налоговый учет будет отделяться от бухгалтерского учета.

В 2020 году начисление амортизационных отчислений составило 25 трлн. сумов, а после повышения норм амортизации в целях налогового учета эта сумма увеличится примерно на 40% или около 10 трлн. сумов в год будет дополнительно вычитаться из налоговой базы по прибыли. Кроме того, увеличение инвестиционных вычетов даст еще предприятиям 500 млрд. сумов. Это позволит дополнительно оставить в распоряжении субъектов предпринимательст-

1 с "4

ва порядка 1,5 трлн. сумов, что ускорит возврат инвестиций .

Предусматриваемые изменения оставят в распоряжение бизнеса значительные средства, в частности, по налогу на прибыль - более 1,5 трлн. сумов, по НДС при снижении ставки с 15 до 12% - порядка 11 трлн. сумов, налога на имущество - около 500 млрд. сумов.

Меры по увеличению норм амортизации и инвестиционного вычета позволят субъектам предпринимательства, в том числе субъектам специальных экономических зон, создать благоприятные условия для возмещения вложенных инвестиций.

Таким образом, результаты изучения деятельности СЭЗ в Узбекистане показали, что в перспективе в целях создания благоприятных условий для повышения их эффективности целесообразно продолжить работы по следующим стратегическим направлениям: улучшение деловой среды для субъектов этой сферы, повышение эффективности менеджмента на данных предприятиях, обеспечение стабильности законодательства, более тесная увязка целей СЭЗ с приоритетами развития национальной экономики.

В целях повышения эффективности деятельности СЭЗ необходимо улучшить мониторинг за использованием участниками СЭЗ предоставленных государством налоговых, таможенных льгот и преференций с точки зрения достижения социально-экономического эффекта.

1 Создать все условия для ускоренного и еще более широкого развития предпринимательства - наша важнейшая задача. Выступление Президента РУз на встрече с предпринимателями страны в формате открытого диалога. 20.08.2021. - https://president.

uz/ru/lists/view/4551

2

Шавкат Мирзиёев представил основные тезисы своей предвыборной программы на X съезде партии УзЛиДеП. -https://review.uz/post/xalqaro-kongress-markazida-ozbekiston-liberal-demokratik-partiyasidan-nomzod

3 Кто выиграет от снижения налогового бремени. Д. Султанов. Ответы на вопросы // Налоговые и таможенные вести. 2021. -№ 38 (1414), 21 сентября. - С. 2.

4 Там же.

Для всех СЭЗ следует разработать методологию по оценке эффективности деятельности СЭЗ, утвердить ее и на ее основе ввести комплексную систему показателей КР1 (размеры предоставленных льгот, объемы экспорта, занятость, приток прямых иностранных инвестиций, сокращение вредных выбросов в окружающую среду, доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью и др.). По результатам оценки деятельности участников СЭЗ на основе анализа данных показателей можно будет сделать обоснованные выводы о целесообразности расширения льгот или наоборот, об их сокращении или полной отмене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.