Научная статья на тему 'Специальные экономические зоны в рамках китайской «Инициативы Пояс и Путь»'

Специальные экономические зоны в рамках китайской «Инициативы Пояс и Путь» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
457
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальные экономические зоны / «Инициатива Пояс и Путь» / зона свободной торговли / ЕАЭС / общее экономическое пространство / special economic zones / “ Belt and Road Initiative” / free trade zone / EAEU / common economic space

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хейфец Борис Аронович

В статье рассматривается важнейшее направление китайской стратеги по реализации «Инициативы Пояс и Путь» (ИПП) – создание сети специальных экономических зон (СЭЗ). В данной связи рассмотрены преимущества, которые получают китайские инвесторы от таких СЭЗ. Они выражаются в снижении издержек и повышении конкурентоспособности китайского бизнеса за счет выигрыша на разнице в оплате труда местных и китайских рабочих, снижения налоговой нагрузки, предоставления широких таможенных преференций, расширения рынков сбыта китайской продукции. Рассматриваются эффекты СЭЗ для стран размещения СЭЗ, которые получают дополнительные инвестиции на структурно-технологическую модернизацию своей экономики. Особо выделены СЭЗ, созданные с участием китайского бизнеса в странах СНГ, ЕАЭС и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хейфец Борис Аронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Economic Zones under China’s Belt and Road Initiative

The article examines the most important area of China’s “Belt and Road Initiative” (BRI) creation of a network of special economic zones (SEZ). Th e author outlines several advantages of such SEZs for Chinese investors thanks to reduction in costs and improvement of Chinese businesses’ competitiveness gaining on the diff erence in wages of local and Chinese workers, lower tax burden, broader customs preferences, expanding sales markets for Chinese products. The article considers the eff ects of SEZs for the countries where SEZs are located, which receive additional investments for the structural and technological modernization of their economies. SEZs created with the participation of Chinese business in countries of the CIS, the EAEU and Russia are highlighted.

Текст научной работы на тему «Специальные экономические зоны в рамках китайской «Инициативы Пояс и Путь»»

Специальные экономические зоны в рамках китайской «Инициативы Пояс и Путь»

УДК 332(510) Борис Аронович ХЕЙФЕЦ,

ББК 65.9(5Кит) доктор экономических наук,

Х-358 Финансовый университет при Правительстве РФ

(125993, Москва, Ленинградский пр-т, д.49) - профессор, Б01: 10.24411/2072-8042-2021-1-7-19 Институт экономики РАН

(117218 Россия, Москва, Нахимовский проспект 32) -главный научный сотрудник, е-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается важнейшее направление китайской стратеги по реализации «Инициативы Пояс и Путь» (ИПП) - создание сети специальных экономических зон (СЭЗ). В данной связи рассмотрены преимущества, которые получают китайские инвесторы от таких СЭЗ. Они выражаются в снижении издержек и повышении конкурентоспособности китайского бизнеса за счет выигрыша на разнице в оплате труда местных и китайских рабочих, снижения налоговой нагрузки, предоставления широких таможенных преференций, расширения рынков сбыта китайской продукции. Рассматриваются эффекты СЭЗ для стран размещения СЭЗ, которые получают дополнительные инвестиции на структурно-технологическую модернизацию своей экономики. Особо выделены СЭЗ, созданные с участием китайского бизнеса в странах СНГ, ЕАЭС и России.

Ключевые слова: специальные экономические зоны, «Инициатива Пояс и Путь», зона свободной торговли, ЕАЭС, общее экономическое пространство.

Special Economic Zones under China's Belt and Road Initiative

Boris Aronovich KHEYFETS,

Doctor of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation

(49 Leningradsky Prospekt, 125993, Moscow, Russia) - Professor;

Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (32, Nakhimovskii prosp., 117218, Moscow, Russia) - Chief Researcher, E-mail: [email protected]

Abstract

The article examines the most important area of China's "Belt and Road Initiative" (BRI) -creation of a network of special economic zones (SEZ). The author outlines several advantages of such SEZs for Chinese investors thanks to reduction in costs and improvement of Chinese businesses' competitiveness gaining on the difference in wages of local and Chinese workers, lower tax burden, broader customs preferences, expanding sales markets for Chinese products. The article considers the effects of SEZs for the countries where SEZs are located, which receive additional investments for the structural and technological modernization of their economies. SEZs created with the participation of Chinese business in countries of the CIS, the EAEU and Russia are highlighted.

1 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

Keywords: special economic zones, " Belt and Road Initiative", free trade zone, EAEU, common economic space.

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ПОДХОДА К СЭЗ

Китайская «Инициатива Пояс и Путь» (ИПП) наряду с реализацией конкретных проектов по развитию инфраструктуры и производства предполагает либерализацию внешнеэкономических связей, существенное облегчение трансграничного перемещения товаров, услуг, капитала. Важнейшая роль для решения данной задачи отводится специальным экономическим зонам (СЭЗ). Это могут быть зоны свободной торговли (ЗСТ), таможенные зоны, индустриальные зоны, технопарки, культурные центры и т. п.

Китай трезво осознает, что в рамках ИПП образовать не реально общую либеральную ЗСТ, которая является основой в новых трансрегиональных мегапартнер-ствах. Слишком разный уровень готовности и заинтересованности многочисленных участников ИПП (138 государств) к такому сотрудничеству. Поэтому была выбрана стратегия создания сети локальных СЭЗ, которые будут обеспечивать более благоприятные условия для трансграничной экспансии китайского бизнеса и усиления его международного влияния.

Механизм создания СЭЗ в зарубежных странах Китай начал использовать более 20 лет назад. Первой такой зоной стала промышленная зона в районе Суэцкого канала, созданная на основе соглашения с Египтом 1999 г. В принятом в 2006 г. 11-м пятилетнем плане намечалось создать 50 СЭЗ за рубежом [1]. Новый толчок развитию зарубежных СЭЗ с участием китайских инвесторов дала ИПП.

Еще в самом начале формирования концепции ИПП предполагалось, что вдоль новой железнодорожной магистрали, которая стала бы, как тогда представлялось, становым хребтом новой глобальной инфраструктуры данного проекта, может появиться целый «пояс» СЭЗ. Об этом заявил китайский лидер Си Цзиньпин на саммите ШОС в сентябре 2013 г. И другие лидеры государств ШОС поддержали данное предложение [2]. СЭЗ должны были обеспечить развитие сопутствующей инфраструктуры, стимулирование денежного обращения и расширение культурного взаимодействия.

В регионах, охватываемых ИПП, предполагалось организовывать двусторонние и многосторонние СЭЗ, при этом уровень взаимодействия их участников может быть различным. Это могут быть зоны свободной торговли, таможенные зоны, индустриальные зоны, технопарки, культурные центры и т. п. Многие из этих проектов были начаты до 2013 г., но в рамках ИПП получили дополнительные китайские инвестиции, что дало им новый импульс для их развития.

По оценкам Deloit, на начало 2019 г. Китай участвовал в 82 СЭЗ за рубежом в странах ИПП с инвестициями более 30 млрд долл. [3] Однако точное количество

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2021

зон с участием китайского капитала подсчитать сложно. Дело в том, что трудно разграничить СЭЗ с активным участием Китая, где китайские инвесторы стали инициаторами их создания или определяют стратегию развития зоны, и другие СЭЗ, которые зарекомендовали себя важными точками экономического роста и где также могут участвовать китайские компании. В целом число СЭЗ в странах, участвующих в ИПП, значительно больше, и их количество постоянно увеличивается. При этом в данные СЭЗ поступают и китайские инвестиции, но не везде они являются основными.

В таблице 1 собрана информация по некоторым из СЭЗ, где особую роль играют китайские компании.

Таблица 1

Примеры СЭЗ, созданные Китаем за рубежом, в рамках проекта ИПП

Название Страна и место Направления Стимулы для

СЭЗ расположения специализации инвесторов

Sihanoukville Камбоджа, 12 км производство льготный период для

Special Economic от международного порта и текстильных изделий и одежды, товаров уплаты таможенных тарифов м налогов.

Zone железнодорожного вокзала Сиануквиль из кожи, изделий из дерева, строительных материалов и т. п.

PT Kawasan Индонезия, автозапчасти, изделия снижение налоговой

Industri индустриальный машиностроения, ставки на доходы,

Terpadu коридор к востоку строительные освобождение от

Indonesia от Джакарты. материалы и пищевая государственного

China продукция валютного контроля, свободный возврат на родину иностранного капитала

Vientian Лаос, в 17 км от переработка освобождение

Saysettha Вьентьяна сельскохозяйственной от налога на

Development продукции, прибыль и налога

Zone производство текстильных изделий и одежды, машиностроительной продукции, развитие зеленой энергетики на добавленную стоимость

1 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

9 Q

Название Страна и место Направления Стимулы для

СЭЗ расположения специализации инвесторов

Dhabeji Пакистан, металлургия, освобождение на срок

Special Economic Zone провинция Синдх нефтехимия, автомобилестроение от пяти до десяти лет по налогу на прибыль,

и смежные области, легкое машиностроение, производство строительных материалов, текстильных изделий и одежды, логистика беспошлинный ввоз оборудования для СЭЗ.

Thai-Chinese Таиланд, 114 км производство освобождение от

Rayong Industrial Zone от Банкока и 36 км от Патайи автозапчастей, электроники и компонентов, строительных материалов, машиностроение уплаты налога на прибыль и импортных пошлин на оборудование

Longjiang Вьетнам, Электроника и освобождение от

Industrial 50km from Ho бытовая техника, уплаты налога на

Park Chi Minh City, машиностроение, легкая прибыль, налога на

international airport промышленность, импорт и налога на

and Saigon Port пищевая, биофармацевтическая продукция, переработка сельскохозяйственной и лесной продукции. экспорт продукции

Maku Free Иран, Маку, на обрабатывающая освобождение

Trade and севере страны в 22 промышленность, от налогов на 20

Industrial км от границы с добыча минерального лет с даты начала

Zone Турцией сырья, электроника, производство продуктов, твердого камня, гипса, выращивание фруктов и овощей в теплицах деятельности на все виды экономической деятельности, от уплаты таможенных пошлин на импорт и экспорт.

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2021

Название Страна и место Направления Стимулы для

СЭЗ расположения специализации инвесторов

TEDA Suez Египет, 120 км от производство нефтяного освобождение от ряда

Economic Каира оборудования, тарифов и налога с

and Trade электронных приборов, продаж

Cooperation текстильных изделий и

Zone одежды, строительных материалов, машиностроение

Ethiopia Эфиопия, 30 км от текстильная и швейная льготный период

Eastern Industrial Zone Аддис-Абебы промышленность, легкая промышленность, освобождения от уплаты налога

производство строительных материалов, металлоизделий на прибыль и освобождение от уплаты налога на импорт

Economic Нигерия, обрабатывающая освобождение от

and Trade Cooperation Zone полуостров Лекки, промышленность, корпоративного

к юго-востоку от коммерческая логистика, налога на прибыль и

Лагоса использование сопутствующего нефтедобыче газа импортных тарифов

Zambia- Замбия, к северо- добыча и переработка освобождение

China Economic and Trade востоку от Лусаки и Каруши руд меди и кобальта, цветная металлургия от уплаты корпоративного

Cooperation Zone налога на прибыль, импортных тарифов и налога на добавленную стоимость

Central Europe Trade and Logistics Cooperation Zone Венгрия, Будапешт обрабатывающая промышленность, снижение корпоративного

торговля, логистика налога на прибыль, право на субсидии Европейского Союза

1 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

11 Q

Название СЭЗ Страна и место расположения Направления специализации Стимулы для инвесторов

East Anatolia Free Trade Zone Турция, Восточно- Анатолийский регион экспортная обработка, логистика освобождение от пошлин на товары из третьих стран при импорте и экспорте, льготы по корпоративным налогам и НДФЛ

Источник: составлено автором по Shen M., Zhang C. (2019) Overseas economic and trade cooperation zones on the Belt and Road. April, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://beltandroad.hktdc.com/en/sme-corner/industrial-park? (Дата обращения 15.01.2021); Devonshire-Ellis C. (2019) Free Trade Zones on China's Belt & Road Initiative: The Eurasian Land Bridge. 19 September. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.silkroadbrief-ing.com/news/2019/09/19/key-free-trade-zones-along-chinas-belt-road-initiative-eurasian-land-bridge/ (Дата обращения 15.01.2021); официальные сайты СЭЗ, данные Интернета и СМИ. Road

ЭФФЕКТЫ СЭЗ ДЛЯ КИТАЯ

Можно отметить ряд преимуществ для китайских инвесторов, участвующих в СЭЗ за рубежом и усиливающих их конкурентоспособность. Во-первых, это снижение налоговой нагрузки путем предоставления льготного периода по уплате налогов или полное освобождение от ряда налогов и пошлин. В отдельных случаях предусмотрен возврат НДС, первоначально уплаченного при покупке товаров в принимающей стране. Это позволяет организовать фактически безналоговое производство по сборке некоторых видов готовой продукции.

Во-вторых, использование местной рабочей силы, которое также снижает себестоимость и повышает конкурентоспособность производства в СЭЗ. Например, уровень среднемесячной базовой заработной платы в большинстве постсоветских стран-участниц ИПП составляет 300-350 долл., что в несколько раз ниже возросших за последнее десятилетие соответствующих показателей в Китае.

В-третьих, во многих СЭЗ отменяются импортные и экспортные пошлины, что открывает доступ производимых там товаров на внутренний рынок страны размещения зоны, а в случае вхождения данной страны в международные зоны свободной торговли или таможенные союзы, в значительной мере открывает рынки и ее партнеров по таким объединениям.

В-четвертых, СЭЗ используются Китаем для усиления своих позиций в глобальных транспортных перевозках. В качестве примера можно назвать подпи-

^ 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2021

санное в марте 2016 г. в рамках ИПП соглашение с правительством небольшого государства Джибути с населением около 1 млн человек о создании крупнейшей в Африке Зоны свободной торговли площадью 48 кв. км. Джибути имеет прекрасное географическое положение, о чем говорит наличие там военных баз Франции, Германии, Великобритании, США, Испании, Японии и, наконец, первой зарубежной китайской военной базы, за размещение которых Джибути получает немалые доходы. Китай рассматривает эту ЗСТ как потенциальный африканский Дубай, Сингапур или Гонконг. Китай собирается вложить в данный проект около 12 млрд долл. для строительства объектов транспортной, коммунальной, промышленной и туристической инфраструктуры. Ожидается, что эта зона принесет 200 тыс. новых рабочих мест и станет стратегическим связующим звеном между глобальными морскими торговыми маршрутами.

В Шри-Ланке компании КНР с 2014 г. участвовали в реализации масштабного проекта «Коломбо Порт Сити» стоимостью 1,4 млрд долл. Расширение присутствия КНР в этом районе вызывает серьезное беспокойство Индии, что добавляет градус напряженности в индийско-китайские отношения.

Зона свободной торговли Алят в Азербайджане расположена недалеко от столицы Азербайджана и крупного каспийского морского порта Баку и начала создаваться в 2016 г. Как ожидается, станет крупнейшей логистической зоной в Каспийском регионе. Он будет предлагать комплексные логистические услуги международным компаниям, выступая в качестве крупного регионального распределительного узла импорт / экспорт, транзитные перевозки и логистика. Налоговые льготы еще не доработаны, но можно ожидать, что они будут включать беспошлинный импорт, освобождение от НДС и стандартные налоговые льготы для EPZ / SEX. ЗСТ Алят напрямую соединится с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс, обеспечивая прямой транзит товаров, прибывающих из Китая и Казахстана в Турцию и Европу.

ВЫИГРЫШИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ОТ РАЗМЕЩЕНИЯ СЭЗ

СЭЗ начинают играть значимую роль в развитии стран их размещения. В первую очередь, это касается модернизации структуры их экономики и экспорта. Например, индонезийский индустриальный парк Morowali в Центральном Сулавеси, где занимаются добычей и переработкой ресурсов никеля, хрома и железной руды. Особую роль в развитии Morowali в Сулавеси будет играть строительство комбината, который будет производить не менее 50 тыс. т рафинированного никеля, 4 тыс. т кобальта и материалы для производства аккумуляторов, включая 50 тыс. т промежуточной продукции - гидроксида никеля. Крупнейшими акционерами проекта выступают китайский производитель батареек и аккумуляторов GEM, которому принадлежит 36% акций совместного предприятия, и металлургическая компания Tsingshan Holdings, крупнейший в мире производитель нержавеющей стали. Ранее большие запасы никелевой руды в Индонезии использовались только для получения чернового ферроникеля [4].

1 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

В рамках ИПП в Пакистане было создано несколько СЭЗ, которые размещены в так называемом китайско-пакистанском экономическом коридоре, проходящем по конфликтной в геоэкономическом отношении территории. Инвестиции пойдут на развитие железных и автомобильных дорог, портов и складской логистики. Особое место в этом коридоре займет ОЭЗ Дабедзи (Dhabeji Special Economic Zone), которая может привлечь до 1 млрд долл. инвестиций. СЭЗ предоставляет для инвесторов возможность аренды земельных участков на 50 лет и освобождение на срок от пяти до десяти лет от налога на прибыль, беспошлинный ввоз оборудования для СЭЗ. В зоне создаются диверсифицированные промышленные кластеры, включая сталелитейные заводы, автомобильные и автозапчасти, химическую и фармацевтическую промышленность, бытовую электронику, текстиль и одежду, а также мобильные промышленные товары [5]1.

В узбекско-китайском индустриальном парке Peng Sheng в Сырдарьинской области было реализовано свыше 30 проектов с общим объемом инвестиций 90 млн долл. Индустриальный парк расположен на площади 102 гектара, там работает 9 компаний, производящих керамическую плитку, сантехнику, изделия из кожи, электронику. В индустриальном парке создано 1500 рабочих мест, 90% которых заняли резиденты Узбекистана. Значительная часть производимой в Peng Sheng продукции поступает на экспорт: керамическая плитка экспортируется в Казахстан, Таджикистан, Киргизию. Европейские страны; водопроводные смесители продаются в Европе и России [6]2.

В Грузии группа частных предприятий из Китая Hualing Group с 2015 г. реализует проект свободной индустриальной зоны Хуалинг. Эта зона занимает площадь 36 га в городе Кутаиси, на территории бывшего Кутаисского автомобильного завода, принадлежащего Hualing Group. Еще 35 гектаров отведены под персонал, офисы, гостиницы, общежития компаний, выставочные залы и другую инфраструктуру. Индустриальная зона Хуалинг привлекла более 60 млн долл. инвестиций и обеспечила создание около 500 новых рабочих мест. Зона является важным транспортным узлом (19 км от международного аэропорта Кутаиси, 95 км от порта Поти), где также создана СЭЗ. Благодаря удобной транспортной инфраструктуре зона может стать заметным промышленным и торговым центром в регионе Черного и Каспийского морей. Зарегистрированным в зоне предпринимателям предоставляется полное освобождение от налогов на корпоративную прибыль, собственность, дивиденды, импорт / экспорт и НДС. Существует облегченный таможенный контроль и удобная регистрация бизнеса, в том числе без физического присутствия инвесторов-физических лиц. В перспективе планируется построить высокотехнологичный завод по производству солнечных модулей, производство пластиковых гранул, строительных материалов, текстильные производства.

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2021

Свободная индустриальная зона Поти в Грузии была создана в 2011 г. Она расположена на небольшой территории в 3 кв. км, где развиваются металлургические и химические производства, логистика. Зона имеет хорошее географическое положение. Она расположена в Восточной Грузии недалеко от Баку, связана автомобильным и железнодорожным транспортом с сетью железных и автомобильных дорог Азербайджана, Турции и Армении. Поти является морским портом. Инвесторы, работающие в зоне, освобождены от импортных и экспортных пошлин, корпоративного подоходного налога, налога на дивиденды и НДС. При продаже товаров, произведенных в зоне, на территории Грузии взимается щадящий налог в 4%. Это позволяет увеличить рынок сбыта для китайских компаний.

СЭЗ В СТРАНАХ ЕАЭС

Особый интерес для России представляют СЭЗ в зарубежных странах ЕАЭС, создаваемые в рамках ИПП. Здесь, прежде всего можно выделить белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень», который занимает площадь 112,5 кв. км и имеет удобный для бизнеса правовой режим, нацеленный на привлечение инвесторов. В частности, для его резидентов предоставляет существенные льготы и преференции: понижение налогов и льготный налоговый период по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на недвижимость, таможенного НДС, от пошлин при экспорте за пределы ЕАЭС и некоторые другие. Специализация этого индустриального парка будет ориентироваться на развитие высокотехнологичных инновационных производств, имеющих хороший экспортный потенциал. Так, «Великий камень» привлек внимание китайской компании Chengdu Sinju Silk Road Development, которая собирается производить там компоненты для электробусов и грузовых автомобилей.

Сельскохозяйственная зона сотрудничества «Азиатская Звезда» в Кыргызстане занимает площадь 5,67 кв. км. Она расположена в Чуйской долине в 60 км к востоку от Бишкека вдоль автомагистрали Кыргызстан-Казахстан. Ее главным инициатором и инвестором является «Хэнаньская деловая корпорация Гуй Ю», которая занимается экспортом кормов для домашних животных. Она планирует вовлечь в данный проект более 20 компаний с капиталом в 1 млрд долл. «Азиатская Звезда» располагает самой надежной инфраструктурой среди аналогичных зон в странах Центральной Азии, участвующих в ИПП, и имеет наиболее полную производственную цепочку, включая разведение и откармливание скота, его забоя, переработку кормов, производство пищевых продуктов, сельхозтехники, логистику для замороженных продуктов и международной торговли. Этот проект направлен на выпуск органически чистых продуктов и на расширение их экспорта в Китай и другие страны. Реализации проекта способствует либеральный налоговый режим в Кыргызстане, где сельскохозяйственное производство освобождено от налогов.

1 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

В Казахстане создана СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», которая будет способствовать развитию современной инфраструктуры. В частности, модернизирована трасса Хоргос - Алматы, стала современной четырехполостной магистралью. Кроме того, было завершено благоустройство коридора между Урумчи (Китай) и Яйсаном (Казахстан) на границе с Россией. В результате транспортные расходы между Хоргосом и Алматы снизились с 0,26 долл. до 0,24 долл. за автомобиль в расчете на 1 км, а время в пути сократилось на 40% - с пяти часов до трех. Ожидается, что сокращение транспортных расходов и времени в пути. Все это будет стимулировать рост торговли [7]. Важно и то, что СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» открывает Китаю удобный путь в Евразийский экономический союз Казахстана, России, Беларуси, Кыргызстана и Армении, где действуют льготные правила для бизнеса и взаимной торговли. Этими льготами могут пользоваться и национальные предприятия с прямым и косвенным участием китайского капитала.

Недалеко от СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», но уже на своей территории рядом с границей с Казахстаном Китай создал Зону экспортной обработки Huoergousi. В зоне осуществляется обработка, предпродажная подготовка и экспорт изделий электроники и компьютерной техники, продукции машиностроения и химической промышленности. Зона занимает площадь 20 кв. км и предлагает инвесторам компенсировать НДС и импортные пошлины на продукты, поступающие в зону для обработки и последующего экспорта. Зона находится недалеко от крупного города Инин, который обеспечивает большую часть рабочей силы. Есть воздушное сообщение из Инина, связывающее его с несколькими крупными городами Китая и Казахстана, а также железнодорожное сообщение с Хоргосом в Казахстане и Урумчи, столицей провинции Синьцзян.

В Казахстане есть еще одна СЭЗ, которая становится крупным узлом для транзита китайских товаров по суше на Кавказ, в Турцию и ЕС. Это Особая экономическая зона Актау, основанная в 2002 г. В ней расположены крупные портовые сооружения, способные принимать большие объемы и разнообразные типы грузов. Увеличение транзита стало возможным благодаря новой железной дороги, между Грузией и Турцией, открытой в 2014 г. В зоне имеются перерабатывающие производства, складские помещения, таможня. Инвесторам предоставляется освобождение от импортных пошлин, земельного налога, налога на имущество и НДС.

СЭЗ В РОССИИ С УЧАСТИЕМ КИТАЙСКИХ ИНВЕСТОРОВ

Четыре совместные российско-китайских СЭЗ сформированы на территории России [8]. Три из них были созданы еще до принятия ИПП, но вполне вписались в данную форму сотрудничества. Первой такой СЭЗ стала российско-китайская «Ус -сурийская зона торгово-экономического сотрудничества», которая расположена в районе г. Уссурийска. Управляющей компанией СЭЗ является Kangji International Investment Co., Ltd.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2021

Зона имеет широкую специализацию: развитие информационных технологий, легкая и швейная промышленность, производство обуви, электротехническое машиностроение, лесопереработка, производство обуви, текстильных изделий, строительных материалов, пищевых продуктов, автозапчастей, торговля бытовой техникой. Для стимулирования инвесторов предусмотрен период освобождения от налоговых выплат для налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога.

«Китайско-российская зона сотрудничества лесной промышленности и торговли» находится в Томской области России, запланированная площадь ее лесосек 6,95 кв. километров. Основная производственная площадка находиться в Асино Томской области, также имеются площадки в Тегульдете Томской области и Мари-инске Кемеровской области. Там организована заготовка лесоматериалов в объеме 4,5 млн куб. метров, и последующая переработка в пиломатериал, шпон, фанеру, МДФ и иные изделия из древесины для российского рынка и экспорта [9]. Участниками проекта являются Хубэйская лесопромышленная компания «Фухань» и международная холдинговая корпорация «AVIC International». Инвесторам предоставляется национальный режим хозяйственной деятельности, субсидии на предоставляемые кредиты и т. п.

«Зона экономического и торгового сотрудничества в области лесоводства» создана в Могочинском районе Дальневосточного федерального округа. Поставлена задача формирования промышленного кластера лесной промышленности, объединяющего управление лесными ресурсами, заготовку, хранение и транспортировку древесины, комплексную ее переработку и утилизацию, а также создание соответствующей логистики. Китайским инвесторам предоставлено права аренды лесных угодий на 49 лет.

«Зона китайско-российского сотрудничества в области современной сельскохозяйственной промышленности «Хуасинь» создана в Приморском крае того же Дальневосточного федерального округа в 2004 г. Она охватывает скотоводство, переработку, торговлю и складскую логистику. Зона включает 68 тыс. га пахотных угодий, 14 участков для посевов, 7 участков для хранения зерна, складирования и переработки. Ее свиноводческие фермы рассчитаны на 10 тыс. голов, фермы мясных коров (1000 голов) и молочных коров (380 голов). Построен завод по переработке сои в масло производительностью 100 тыс. тонн в год [10]. Российская сторона оказывает поддержку хозяйственной деятельности китайских партнеров путем консультаций по таможенному оформлению, логистике, налоговым декларациям, финансовой и юридической политике для предприятий зоны.

В то же время эти СЭЗ не вносят пока существенный вклад в увеличение взаимной торговли и инвестиций России и Китая. Их скорее можно рассматривать в качестве экспериментов по неформальному углублению сотрудничества и поиску новых форм взаимодействия, адекватных актуальным задачам развития обеих стран.

1 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

* * *

Таким образом, локальные СЭЗ, прежде всего ЗСТ, активно используются Китаем в развитии своего проекта ИПП. Это позволяет привлечь странам их размещения дополнительные инвестиции как национальных инвесторов, так и инвесторов из третьих стран, способствует их структурно-технологической модернизации. В то же время подобное сотрудничество связано с определенными рисками, которые уже проявились в ходе реализации ИПП. Прежде всего это усиление финансовой зависимости от Китая. В перспективе локальные СЭЗ вместе с двусторонними ЗСТ Китая и многосторонними ЗСТ, функционирующим в рамках ИПП (АСЕАН, ЕАЭС, РВЭП) будут способствовать дальнейшему углублению взаимодействия государств-участников ИПП и формированию в перспективе общего экономического пространства.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Thenews (2020) Sindh expects to attract $1bln investments in Dhabeji SEZ. 24 December. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.thenews.com.pk/print/763390-sindh-expects-to-attract-1bln-investments-in-dhabeji-sez( Дата обращения 15.01.2021).

2 Подробно(2017)ИзУзбекистанавЕвропу:виндустриальномпаркеPengShengвСырдарье реализовано более 30 проектов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.podrob-no.uz/cat/economic/iz-uzbekistana-v-evropu-v-industrialnom-parke-peng-sheng-v-syrdare-real-izovano-bolee-30-proektov/(Дата обращения 15.01.2021).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. UNCTAD (2019). World Investment Report. Special Economic Zones. 222 p.

2. Chinalogist (2013) Си Цзиньпин предложил создать ряд ЗСТ вдоль Нового шелкового пути. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://chinalogist.ru/book/news/gosudarstvo/si-czinpin-predlozhil-sozdat-ryad-zst-vdol-novogo-shelkovogo-puti (Дата обращения 15.01.2021)

3. Deloitte (2019) China's Belt and Road Initiative Recalibration and new opportunities. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/ asia-pacific/china-belt-and-road-initiative-update.html (Дата обращения 15.01.2021).

4. МС (2018) Китайские компании создают никелевое предприятие в Индонезии. 2 октября. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://metalinfo.ru/ru/news/104586 (Дата обращения 15.01.2021)

5. Thenews (2020) Sindh expects to attract $1bln investments in Dhabeji SEZ. 24 December. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.thenews.com.pk/print/763390-sindh-ex-pects-to-attract-1bln-investments-in-dhabeji-sez(Дата обращения 15.01.2021).

6. Подробно (2017) Из Узбекистана в Европу: в индустриальном парке Peng Sheng в Сырдарье реализовано более 30 проектов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.podrobno.uz/cat/economic/iz-uzbekistana-v-evropu-v-industrialnom-parke-peng-sheng-v-syrdare-realizovano-bolee-30-proektov/(Дата обращения 15.01.2021).

7. The World Bank (2019) Belt and Road Economics. Opportunities and risks of transport corridors. 18 June. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/top-ic/regional-integration/publication/belt-and-road-economics-opportunities-and-risks-of-trans-port-corridors (Дата обращения 15.01.2021).

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2021

8. Shen M., Zhang C. (2019) Overseas economic and trade cooperation zones on the Belt and Road. April. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://beltandroad.hktdc.com/en/ sme-corner/industrial-park? (Дата обращения 15.01.2021).

9. АВИК ФОРЕСТРИ (2018) Сотрудничество. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.avic-forestry.com/a/Russian/about/hezuoqu/( Дата обращения 15.01.2021).

10. China (2017) Зарубежная зона сельскохозяйственного сотрудничества направляет китайско-российское сотрудничество в области сельского хозяйства в рамках «Одного пояса, одного пути». 20 мая. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2017-05/20/content_40855311.htm (Дата обращения 15.01.2021).

BIBLIOGRAPHY:

1. UNCTAD (2019). World Investment Report. Special Economic Zones. 222 p.

2. Chinalogist (2013) Si Czzinpin predlozhil sozdat ryad ZST vdoF Novogo shelkovogo puti. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: https://chinalogist.ru/book/news/gosudarstvo/si-czinpin-predlozhil-sozdat-ryad-zst-vdol-novogo-shelkovogo-puti (Data obrashheniya 15.01.2021)

3. Deloitte (2019) China's Belt and Road Initiative Recalibration and new opportunities. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/asia-pacific/china-belt-and-road-initiative-update.html (Data obrashheniya 15.01.2021).

4. MS (2018) Kitajskie kompanii sozdayut nikelevoe predpriyatie v Indonezii. 2 oktyabrya. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: https://metalinfo.ru/ru/news/104586 (Data obrashheniya 15.01.2021)

5. Thenews (2020) Sindh expects to attract $1bln investments in Dhabeji SEZ. 24 December. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: https://www.thenews.com.pk/print/763390-sindh-expects-to-attract-1bln-investments-in-dhabeji-sez(Data obrashheniya 15.01.2021).

6. Podrobno (2017) Iz Uzbekistana v Evropu: v industriaFnom parke Peng Sheng v Sy'rdare realizovano bolee 30 proektov. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: https://www.podrobno. uz/cat/economic/iz-uzbekistana-v-evropu-v-industrialnom-parke-peng-sheng-v-syrdare-realizovano-bolee-30-proektov/(Data obrashheniya 15.01.2021).

7. The World Bank (2019) Belt and Road Economics. Opportunities and risks of transport corridors. 18 June. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: https://www.worldbank.org/en/topic/ regional-integration/publication/belt-and-road-economics-opportunities-and-risks-of-transport-corridors (Data obrashheniya 15.01.2021).

8. Shen M., Zhang C. (2019) Overseas economic and trade cooperation zones on the Belt and Road. April. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: https://beltandroad.hktdc.com/en/sme-corner/industrial-park? (Data obrashheniya 15.01.2021).

9. AVIK FORESTRI (2018) Sotrudnichestvo. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: http:// www.avic-forestry.com/a/Russian/about/hezuoqu/(Data obrashheniya 15.01.2021).

10. China (2017) Zarubezhnaya zona seFskoxozyajstvennogo sotrudnichestva napravlyaet kitajsko-rossijskoe sotrudnichestvo v oblasti seFskogo xozyajstva v ramkax «Odnogo poyasa, odnogo puti». 20 maya. [E'lektronny'j resurs] Rezhim dostupa: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2017-05/20/content_40855311.htm (Data obrashheniya 15.01.2021).

1 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.