УДК 65.9(2) О.В. Гудова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ИСТОЧНИК ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В представленных исследованиях отражен отечественный и зарубежный опыт налогового стимулирования деятельности предприятий, занимающихся инновациями. Кроме того, представлены преимущества и недостатки существующей налоговой системы стимулирования инновационной деятельности в России.
Таким образом, проблема налогового стимулирования деятельности предприятий, занимающихся инновациями, является актуальной в настоящее время, так как прежде всего налоговое регулирование позволяет предприятиям активнее развиваться. При введении различных налоговых льгот налоговая нагрузка на инновационноактивные предприятия сокращается, что соответственно приводит к увеличению прибыли и стимулированию развития предприятий, что в конечном итоге благоприятно сказывается на общем состоянии экономики страны.
Налоговая политика является важнейшим методом реализации общественных интересов экономической системы в целом. Все физические и юридические лица обязаны участвовать в формировании общегосударственного фонда финансовых ресурсов - консолидированного бюджета страны. Если смотреть статистические данные, то можно отметить, что в бюджетную систему РФ в 2003 г. поступило 3636,7 млрд руб. налогов и сборов, в 2004 г. - 4506,37 млрд руб., в 2005 г. - 5413,3 млрд руб., а в 2006 г. - 6763,4 млрд руб.1
В налогах отражаются общественные требования к конечным результатам работы предприятий и организаций. Законодательное установление налогов исключает волевое вмешательство в отношения, складывающиеся между предприятиями и государственными органами власти по поводу формирования бюджетов всех уровней власти.
Налоги стимулируют повышение эффективности хозяйствования, так как предприятия получают возможность самостоятельно определять перспективы своего развития на основе оставшейся в их распоряжении прибыли [4]. Важную роль в стимулировании инновационной сферы играет налоговая политика, проводимая государством в отношении производства новых изделий и разработки новых технологий. В частности, эффективным способом повышения инновационной активности является применение методов экономического стимулирования нововведений, основанных на сравнении оценки затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использовании нового материала и т.п.
Важнейшим экономическим условием инновационного воспроизводства является стимулирующая система налогообложения, ориентированная на создание благоприятного экономического климата предприятия на основе снижения налогового бремени с целью повышения скорости обновления их основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедрения в производство продуктовых инноваций [6]. Регулирование деятельности предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, с использованием налоговых инструментов должно обеспечивать согласование интересов и возможностей государства по использованию средств (как средств государства, так и частных инвесторов) в инновационной сфере.
Налоговое регулирование представляет собой систему мероприятий в области налогообложения, охватывающих все многообразие организационно-правовых форм предприятия, отрасли и сектора национальной экономики [4]. Налоги выполняют фискальную функцию при смене капиталом своей товарной формы на денежную. Налоговое регулирование же реализуется не только на стадии производства, но и на стадии потребления.
Основными методами налогового регулирования считают следующие. Первый метод - это изменение массы налоговых поступлений. Под вторым методом понимается дифференциация ставок налога. Третий
1 Данные взяты с сайта ФНС России http://www.nalog.ru/.
метод - метод замены одних способов или форм обложения налогом на другие. Четвертым является изменение льгот, скидок [7].
Налоги входят в качестве составной части в издержки предприятий либо сокращают объем денежных поступлений и прибыли, либо увеличивают розничные цены, что существенно может повлиять на спрос на товары (услуги). Вся сумма налогов, взимаемая с организаций, влияет на размеры чистой прибыли фирм, которая и определяет возможности инновационной деятельности вообще. Таким образом, налоговая экономия позволяет увеличить финансирование инновационной деятельности.
Общая цель стимулирования реализации инновационных проектов состоит в уменьшении налогового обязательства налогоплательщика посредством как прямого его сокращения, так и использования косвенного механизма, предполагающего применение отсрочки или рассрочки налогового платежа (скрытая форма кредита) [3].
Налоговая система России, по мнению российского ученого Д.И. Кокурина, сформировалась в довольно короткие сроки и уже по этой причине не может быть совершенной. В настоящее время в стране сформировался механизм жесткого государственного контроля над деятельностью научноисследовательских и образовательных учреждений, обеспечиваемый Бюджетным кодексом РФ и органами Федерального казначейства. Это и позволяет избегать нарушений при предоставлении льгот или освобождения от налогов научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Одной из наиболее важных проблем, касающихся инновационной деятельности и связанных с налоговым регулированием, является проблема источника пополнения оборотных средств. Как правило, в начальный период освоения производства нового товара (продукта) или использование новой технологии предприятия остаются низкорентабельными вследствие того, что прибыль, получаемая при этом облагается налогом. Таким образом, по мнению Д.И. Кокурина, следует разрешить направлять прибыль на пополнение собственных оборотных средств (при низком уровне рентабельности производства) при условии освобождения этой части прибыли от налогообложения. В большинстве развитых стран одним из важных источников капитала в инновационной сфере является лизинг. Несмотря на эффективность этого источника финансирования и существование нормативных актов о его развитии в инвестиционной деятельности, широкого развития в России лизинг пока не получил из-за юридически неразработанного механизма ответственности арендатора и недостаточного числа финансовых компаний, специализирующихся на лизинге (в связи с отсутствием принятых за рубежом финансовых льгот). То же самое можно сказать о венчурном капитале. В России в 90-х годах число акционерных обществ выросло до 800 тыс., однако 80% оборота фондового рынка приходилось всего на 8-10 нефтяных и энергетических компаний [1]. Большинство руководителей предприятий, чья роль в российских условиях гораздо больше, чем рядовых акционеров, не заинтересованы в дополнительной эмиссии акций и их размещении на бирже из-за опасений потерять контроль над финансовыми потоками. Как отмечается в ряде публикаций, в таких условиях НТП финансируется в основном за счет собственных средств предприятий, но этих средств совершенно недостаточно. Амортизация, которая в развитых странах является одним из основных источников такого финансирования, расходовалась в 90-х годах вне государственного контроля на текущие нужды [2]. Развитию инновационного предпринимательства способствует Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 31 декабря 1995г. № 227-ФЗ. В соответствии с данным законом, при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направляемые предприятием на проведение НИОКР, а также в Российский фонд технологического развития (но не более 10% в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли), и на суммы, направляемые на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков (полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам).
Рассматривая малые предприятия, можно отметить следующее. В России введены льготы для малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Так, например, освобождается от налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новых технологий, новой техники, оборудования. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений [6]. Также освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость лизинговые платежи малых предприятий. Согласно Закону РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г. № 222-ФЗ, предусмотрен один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти.
В последнее время многие предприятия в РФ пользуются налоговыми льготами в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку налогового платежа, которая предоставляется двум категориям предприятий: предприятиям с ограниченной численностью работающих (не более 200 человек в зависимости от отрасли) при закупке и вводе в действие определенных видов оборудования; и приватизируемым предприятиям (при некоторых ограничениях) - по кредиту для выкупа имущества предприятия [4].
Кроме самого налогового кредита предусмотрено предоставление целевых налоговых льгот предприятиям, имеющим значительные заказы по развитию территории или оказанию каких-либо услуг населению.
В целях повышения спроса на научно-техническую продукцию Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 февраля 1991г. №1992-1 и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ от вышеуказанного налога освобождаются НИОКР, выполняемые за счет средств госбюджета, Российского фонда технологического развития, а также образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств и ассоциаций, НИОКР, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Таким образом, в соответствии с новациями Налогового кодекса налоговая нагрузка на бизнес в России сокращается. Например, наиболее существенной по своему объему льготой по НДС является положение, содержащееся в п.3, пп.16 ст. 149 Налогового кодекса РФ, согласно которому на территории РФ освобождается от налогообложения выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. В 2004 г. по экспертной оценке размер налоговой поддержки составил $150 млн. Вторая по объему, но частично поглощаемая предыдущей льгота - освобождение от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. По оценкам экспертов, размер налоговой поддержки составил в 2004 г. около $40 млн. С учетом всех видов налоговых поддержек общий объем основных льгот и преференций в 2004 г. составил более $500 млн, то есть около 30% федерального бюджета российской науки [1]. Положение предприятий облегчается также сведением всех социальных взносов в единый налог, уменьшением его суммарной ставки, а также переходом к регрессивной шкале обложения заработка. Однако ряд принципиальных для стимулирования НТП вопросов еще не решен. Один из них - переход к рентному принципу налогообложения. Так, в работах ученых РАН доказывается, что при введении этого платежа за использование принадлежащих всему обществу природных ресурсов, взимаемого с учетом эффективности месторождений полезных ископаемых, плодородия земли и т.д., появилась бы возможность (с учетом налога на имущество и таможенных пошлин) освободить от налогов инновации и инвестиции, резко сократить обложение труда, прибыли, а также косвенные налоги, включая НДС [5]. В последнее время предприняты определенные шаги в этом направлении: пересматриваются пошлины на экспорт нефти, усилена дифференциация налогов в зависимости от объема и эффективности ее добычи. Более половины налогов в России поступает от 10 крупнейших нефтегазовых, энергетических компаний и МПС. Введение рентного ресурсного платежа в качестве основного вида налогов позволило бы по примеру Японии 40-х годов вообще отказаться от налогов на обрабатывающую промышленность или, по примеру Эстонии 2000 г., от налогов на реинвестируемую прибыль [8]. Следующая проблема - дифференциация налогов в зависимости от источников и направлений использования прибыли. В 2000 г. для фармацевтических предприятий, переходящих на международный стандарт GMP, были введены льготы, в том числе освобождение от налогов на имущество (до 2005 г.), пошлин на импорт оборудования и запчастей, не производимых в России, и от НДС при экспорте медицинской продукции в страны СНГ.
Резюме
Опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации, что и произошло в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные и капиталоемкие добывающие и перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и промышленности находились в собственности государства.
Для того чтобы реформы в России оказались результативными, и ее экономика вышла из затяжного кризиса, необходимо в стратегии рыночных преобразований большее внимание уделять методам государст-
венного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем.
Как элемент системы государственного регулирования, политика в области инновационной деятельности (как, впрочем, и всякой иной) должна иметь четко определенные цели государственной политики, органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей, информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования достаточной для реализации функций управления полноты, инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействует на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся несколько составляющих. Во-первых, прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов. Во-вторых, косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки инновационных малых предприятий. В-третьих, предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса. При этом существуют некоторые негативные моменты: подавая данные по налогам, не все предприятия пользуются предоставляемыми налоговыми льготами. Кроме того, данные виды налоговых льгот до конца еще не структурированы.
Также важным является формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.
Идеально, когда действие инструментов направлено на решение ключевых проблем объекта регулирования. Однако в нынешних социально-экономические условиях требовать полноты и завершенности от политики в любой сфере не приходится, поскольку в обстановке перманентного кризиса стратегические и текущие цели государства находятся в постоянном противоречии.
В свою очередь, формирование системы инструментов регулирования и поддержки инновационной деятельности осуществляется путем создания соответствующей законодательной базы, а также формирования инфраструктуры (включая органы государственного управления), реализующей элементы государственной политики в области поддержки инноваций.
Литература
1. Житенко, Е.Д. Эффективность стимулирования инноваций / Е.Д. Житенко // Инновации. - 2004. - № 3. - С. 35.
2. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. - М.: Наука, 2004. - 880 с.
3. Кирова, Е.А Налоги и предпринимательство в России / Е.А. Кирова. - М., 1998. - 486 с.
4. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.
5. Леонтьев, Л.И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности / Л.И. Леонтьев. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. - 48 с.
6. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / А.В. Перов, А.В. Тол-кушкин. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 670 с.
7. Шевченко, И.В. Проблемы и перспективы инновационного пути развития России / И.В. Шевченко, Е.Н. Александрова //Финансы и кредит. - 2005. - № 10. - С. 20-30.
8. Miller, W.L. 4th Generation R & D / W.L. Miller, L. Morris // Managing Knowledge, Technology and Innovation. -J. Wiley & Sons, Inc., 1999.
----------♦--------------