Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Т.Л.

В современном мире IT - технологии все больше задействованы во всех сферах деятельности. Не является исключением и налоговое администрирование. Данная статья посвящена цифровым технологиям, используемым ФНС России, их возможностям и угрозам применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Т.Л. Щербакова

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В современном мире IT - технологии все больше задействованы во всех сферах деятельности. Не является исключением и налоговое администрирование. Данная статья посвящена цифровым технологиям, используемым ФНС России, их возможностям и угрозам применения.

Ключевые слова: налоговое администрирование, контроль, цифровизация, банковские услуги.

По результатам анализа практики налогового администрирования за последние 15 лет можно сделать вывод, что оно развивается в трех направлениях. Во-первых, это упрощение взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Во-вторых, повышение эффективности контрольных мероприятий и повышение наполняемости бюджета страны. В-третьих, сокращение затрат на осуществление контрольных мероприятий. Во многом такому развитию способствует цифровизация экономики страны.

С развитием цифровизации экономики в сферу налогового администрирования внедряется все больше IT-технологий. Основным программным продуктом, применяемым в налоговых органах, является АИС «Налог-3». Данная система была внедрена в 2010 г. и за 10 лет полностью заменила программный комплекс «ЭОД». АИС «Налог-3» позволяет обрабатывать не только внутренние данные, но и обмениваться данными в электронном формате с банками, Росстатом, Казначейством и т.д. Программа обрабатывает более 985 Тбайт данных.

Одним из компонентов АИС «Налог-3» является модуль АСК НДС-2. Данная программа не только обрабатывает сведения по налоговым декларациям НДС, книгам продаж и покупок, счетам-фактурам, но и сопоставляет сведения, полученные от налогоплательщиков-контрагентов, выявляет подозрительные сделки, неточности расчета налога, попытки уклонения от уплаты налога и т.п. Поскольку НДС является одним из налогов, наиболее пополняющих бюджет страны, АСК НДС-2 значительно упрощает порядок его администрирования. [2, с. 2137]

Цифровым нововведением Федеральной налоговой службы явилась реформа кассовых аппаратов. Кассовые аппараты нового поколения оснащены модулем, отправляющим в налоговые органы информацию о транзакциях (продаже товаров) в онлайн-формате. Каждый день обрабатывается более 2 млн. таких операций. Фискальный накопитель кассового аппарата не только ранит всю информацию о продажах, но и предотвращает корректировку данных, что предотвращает занижение сумм исчисленного налога.

Необходимо отметить формирование цифрового реестра ЗАГСа. В ближайшие несколько лет планируется оцифровать более 500 млн. бумажных документов, хранящихся в архивах ЗАГСа. Информационная база будет содержать основные сведения о гражданах (факты рождения, смерти, заключения брака, наличия детей, адреса регистрации, СНИЛС, воинскую обязанность и т.п.). Данная цифровая база поможет при контрольных действиях налоговых органов устанавливать связи между физическими лицами и выявлять фиктивные сделки. [4, с. 93]

IT технологии позволяют не только более эффективно контролировать начисление и уплату налогов, но и способствуют взаимодействию между налоговыми органами и налогоплательщиками. К примеру, через личный кабинет налогоплательщика можно подать налоговые декларации, заявить о льготах, узнать общий объем задолженности и т.п.

Среди компаний наиболее востребованы продукты 1С, СБИС, Контур и т.д., также позволяющие предоставлять отчетность в онлайн-формате. На сайте ФНС представлены и другие сервисы. Помимо сайта развиваются мобильные приложения ФНС, среди которых стоит упомянуть «Личный кабинет ИП», «Налоги ФЛ», «Проверка чека», «Мой Налог», «УСН On-line». [3, с. 48]

При появлении налога на самозанятых в 2019 г. специально был создан сервис «Мой Налог». При

© Т.Л. Щербакова, 2022.

Научный руководитель: Ларионова Нина Ивановна - доктор экономических наук, профессор, Поволжский государственный технологический университет, Россия.

помощи данного приложения физические лица в упрощенном порядке регистрируются в качестве самозанятых (не нужно посещать налоговую, предоставлять различные документы). Помимо этого, мобильное приложение самостоятельно рассчитывает сумму налога на основании данных о доходах, которые указывает самозанятый. В целом мобильное приложение значительно упрощает взаимодействие физических лиц и налоговых органов.

Похожим мобильным приложением является «УСН On-line». Оно разработано для ИП, перешедших на новый режим, регистрация в котором предполагает самостоятельный расчёт налога, отсутствие обязанности подавать налоговые декларации и сдавать бухгалтерскую отчётность.

Внедряемые IT-технологии в сферу налогового администрирования прямо или косвенно способствуют выполнению налоговыми органами своих функций. В частности, цифровые инновации в сфере налогового администрирования способствуют:

- упрощению процедур постановки налогоплательщиков на учет;

- возможности налогоплательщика дистанционно через Интернет подать заявление на получение льгот и вычетов;

- электронному обмену данными между налогоплательщиком и налоговыми органами, в том числе подачей деклараций;

- расширению формата получения сведений о налогоплательщике;

- повышению собираемости налогов;

- повышению скорости обработки информации и упрощению процедур выявления налоговых правонарушений;

- снижение ошибок ввиду человеческого фактора, сокращение затрат на персонал в налоговых органах и т.д.

В то же время внедрение информационных технологий в сфере налогового администрирования несет в себе определенные риски. Среди основных из них необходимо отметить:

- сбои в работе сервисов, программного обеспечения и компьютерной техники;

- риски незащищенности конфиденциальных данных в цифровом формате;

- несвоевременность внесения информации в базы данных. [1, с. 70]

Дальнейшее развитие инструментов налогового администрирования для поддержания курса стабильного роста эффективности деятельности налоговых органов необходимо осуществлять в следующих направлениях:

- разработка единого организационно-правового механизма налогового администрирования, включающего инновационные инструменты, активно разрабатываемые и внедряемые в условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации контрольно-надзорной деятельности государства;

- вовлечение налогоплательщиков в процессы добровольного исполнения налоговых обязательств и отказа от использования агрессивных схем уклонения от налогообложения;

- сохранение курса на сокращение отчетности и упрощение процедур налогового администрирования как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов посредством совершенствования применяемых автоматизированных систем;

- повышение квалификации налоговых инспекторов с целью развития необходимых компетенций для эффективного применения возможностей ИТ-технологий, направленных на оценку налоговых рисков, выявление новых схем уклонения от исполнения налоговых обязательств.

Таким образом, внедрение инновационных технологий в систему налогового администрирования обеспечивает не только упрощение взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, но и ужесточает контроль за полной и своевременной уплатой налогов, повышает собираемость налоговых поступлений в бюджет страны. Цифровая реальность обязывает налогоплательщиков добросовестно и с высокой степенью ответственности выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, повышая налоговую дисциплину. Понимание революционных процессов, происходящих в налогообложении особенно актуально для минимизации налоговых рисков налогоплательщиков. Федеральная налоговая служба России создает условия, в которых налогоплательщику выгодно добросовестно вести деятельность, зарабатывая репутацию, обеспечивающую возможности налаживания деловых связей с добросовестными контрагентами и честно взаимодействовать с государством.

Библиографический список:

1. Арсланбекова А.З., Мустаеф Р.Э. Актуальные проблемы налогового администрирования // Юридический вестник ДГУ. - 2020. - № 4. - С. 69-73.

2.Деева Т.В. Технологическая трансформация налоговых органов и построение взаимодействия с налогоплательщиками с учетом их ожиданий и потребностей// Креативная экономика. - 2020. - № 9. - С. 2131-2144.

3.Дмитриева И.Е., Милованова Е.А. Налоговое администрирование и его формы в условиях цифровизации // Социально-экономические и гуманитарные науки. сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. - 2020. - С. 47-49.

4.Мезенин Г.К. Характеристика системы налогового администрирования в условиях цифровой экономики Российской Федерации// Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 41. - С. 92-96.

ЩЕРБАКОВА ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА - магистрант, Поволжский государственный технологический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.