Научная статья на тему 'Налоговое администрирование и законодательные проблемы валютного регулирования и контроля в Российской Федерации'

Налоговое администрирование и законодательные проблемы валютного регулирования и контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY CONTROL / ОТЧЕТНОСТЬ / REPORTING / СЧЕТА / ACCOUNTS / ВАЛЮТНЫЙ РЕЗИДЕНТ / CURRENCY RESIDENT / УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОТКРЫТИИ (ЗАКРЫТИИ) СЧЕТА / NOTICE OF OPENING (CLOSING) OF THE ACCOUNT / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CURRENCY LEGISLATION / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / CASH / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Женак А. Е., Гашенко И. В.

В статье исследовательская тема выбрана с целью объективного представления готовности российских резидентов физических лиц следовать новым законодательным нормам в сфере валютного регулирования и контроля, а также для повышения экономической грамотности физических лиц, имеющих за рубежом банковские счета. Статья имеет информационно-консультативную направленность по применению на практике валютного законодательства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research topic was chosen with objective of objectively representing the readiness of Russian resident individuals to follow the new legislative norms in sphere of currency regulation and control, as well as to increase the economic literacy of individuals holding bank accounts abroad. Article has an information and advisory focus on the application in practice of currency legislation of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование и законодательные проблемы валютного регулирования и контроля в Российской Федерации»

РАЗДЕЛ IV. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 336.221

Женак А. Е., Гашенко И. В.

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье исследовательская тема выбрана с целью объективного представления готовности российских резидентов - физических лиц следовать новым законодательным нормам в сфере валютного регулирования и контроля, а также для повышения экономической грамотности физических лиц, имеющих за рубежом банковские счета. Статья имеет информационно-консультативную направленность по применению на практике валютного законодательства РФ.

Ключевые слова

Валютное регулирование, валютный контроль, отчетность, счета, валютный резидент, уведомление об открытии (закрытии) счета, валютное законодательство, денежные средства, административная ответственность.

JEL: H20

Zhenak A. E., Gashenko I. V.

TAX ADMINISTRATION AND LEGISLATIVE PROBLEMS OF CURRENCY REGULATION AND CONTROL IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation

Research topic was chosen with objective of objectively representing the readiness of Russian resident individuals to follow the new legislative norms in sphere of currency regulation and control, as well as to increase the economic literacy of individuals holding bank accounts abroad. Article has an information and advisory focus on the application in practice of currency legislation of Russian Federation.

Keywords

Currency regulation, currency control, reporting, accounts, currency resident, notice of opening (closing) of the account, currency legislation, cash, administrative responsibility.

В последние годы Российское государство заметно проявляет интерес к зарубежным капиталам своих граждан, что соответственно проявилось в осуществлении контроля за движением денежных средств по валютным счетам резидентов РФ.

С 2016 г. физические лица впервые столкнулись с необходимостью

отчитываться о своих счетах, открытых в банках, расположенных за пределами границ РФ. Автор статьи разъясняет обязанности и ответственность, возложенные на физических лиц на предмет открытия (закрытия) валютного счета и представления ими отчетности при совершении операций по таким счетам.

Резидент и валютный резидент РФ. Необходимо понимать, что понятия "физическое лицо - гражданин РФ» и "резидент РФ" в рамках налогового законодательства и в рамках законодательства о валютном контроле не совпадают. Так, Налоговый кодекс РФ считает резидентом лицо, которое находится на территории РФ 183 дня и более. Валютное законодательство (Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле") признает резидентами РФ всех граждан РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. То есть фактически до тех пор, пока сохраняется гражданство РФ, в рамках российского законодательства, вы остаетесь валютным резидентом РФ.

Положения п. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ обязывают резидентов РФ уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) ими счетов (вкладов), в том числе об изменении реквизитов счетов (вкладов), открытых в банках, находящихся за пределами РФ, в сроки, установленные законодательством по специально утвержденной форме. Форма утверждена Приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@.

Следует знать, что непредставление такого уведомления является административным правонарушением, предусмотренным п. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ, и наказывается штрафом, в размере от 400 до 5 000 руб. Кроме того, многие банки не осуществляют операции с денежными средствами по открытым счетам в банках за рубежом до тех пор, пока им не будет

представлена копия уведомления об открытии соответствующего счета с отметкой налогового органа о его принятии. Формально у банков нет полномочий, которые позволяли бы требовать представление такого документа, однако на практике эта ситуация распространена повсеместно. Из чего следует, что государственные рычаги контролирующих органов объединяются для целей соблюдения валютного законодательства с целью предотвращения сокрытия данных по заграничным счетам российских резидентов.

Кроме того, валютные резиденты РФ, в соответствии с положениями п. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, обязаны ежегодно представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Отчеты представляются в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, то есть отчет о движении денежных средств за 2016 год представляется в срок до 01.06.2017 (п. 2 Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (далее - Правила).

Какова же ситуация на сегодняшний день в Ростовской области в части представления резидентами - физическими лицами отчетов о движении денежных средств по счетам за рубежом?

Рассмотрим за 2015 г. данные статистической отчетности Ростовской области о предоставлении физическими лицами отчетности о движении денежных средств по счетам за рубежом (табл. 1). В 2015 г. количество осведомленных лиц - валютных резидентов об изменениях в валютном законодательстве РФ составило 33,2 %, а в большей части - 66,7 % физических лиц не представили отчетов о движении средств по валютным счетам.

Таблица 1 - Представление отчетов о движении денежных за пределами территории РФ резидентами - физическими лицами за 2015 год

Субъект Ростовской области Количество открытых счетов за пределами РФ у физических лиц Количество представленных отчетов о движении денежных средств по счетам за пределами РФ у физических лиц за 2015 г. Количество не представленных отчетов о движении денежных средств по счетам за пределами РФ у физических лиц за 2015 г.

г. Ростов-на-Дону 1590 524 1066

г. Белая Калитва 25 5 20

г. Батайск, Аксай 70 66 4

г. Каменск-Шахтинский 39 9 30

г. Азов 50 11 39

г. Сальск 5 1 4

г. Шахты 54 24 30

г. Зимовники 3 0 3

г. Волгодонск 51 20 31

г. Миллерово 7 4 3

г. Матвеев Курган 17 7 10

г. Таганрог 142 12 130

Итого: 2053 683 1370

Таким образом, можно предполагать, что 2/3 физических лиц российских валютных резидентов не представили в налоговые органы отчетность о движении денежных средств по определенным причинам:

- незнание физическими лицами валютного законодательства РФ;

- отсутствие желания исполнять такое законодательство, что говорит о недостаточных административно-правовых мерах со стороны государства в отношении нарушителей;

- слабая консультативно-разъяснительная работа со стороны налоговиков в отношении исполнения последних изменений действующего валютного законодательства среди населения Ростовской области.

Форма отчетов достаточно простая и утверждена Постановлением от 12.12.2015 №1365. В форме отчета можно выделить всего четыре составляющих по каждому счету:

- остаток по счету на начало отчетного периода (1 января отчетного года или дата открытия счета, если он был открыт в данном отчетном году);

- общая сумма зачисленных на расчетный счет средств за отчетный период. Если на вклад начислены проценты, то сумма этих процентов отразится именно в этой графе отчета;

- общая сумма средств, списанных со счета за отчетный период. Если банк спишет со счета некую сумму комиссии за ведение счета, то эта сумма отразится именно в этой графе в составе показателя "к минусу";

- остаток по счету на конец отчетного периода.

Числовые показатели заполняются с указанием до сотых.

1. Форма отчета фактически состоит из нескольких листов. Первый лист - общие сведения о физическом лице, предоставляющем отчет, и второй лист - собственно отчет о движении денежных средств по счету. Если у вас открыто несколько счетов в разных банках, необходимо будет заполнить несколько приложений по форме второго листа (их количество будет соответствовать количеству открытых счетов). Если счета открыты в одном банке (в одной или в разных валютах), ситуация

точно такая же: второй лист заполняется столько раз, сколько счетов подлежат декларированию. Если же резидент РФ отчитывается о мультивалютном счете, то заполняться будет только один лист N 2, однако в нем нужно будет представить информацию о движениях по каждой валюте счета. В любом случае, независимо от количества счетов или валют счета, резидент РФ сдает в налоговый орган только один отчет, количество листов в котором меняется в зависимости от количества его счетов.

2. Представление отчета вовсе не означает, что одновременно с ним физическое лицо - резидент РФ обязано представить в налоговый орган выписки по этим счетам или иные документы, позволяющие идентифицировать источник получения на этот счет денежных средств. Однако выписки по счетам могут быть запрошены, поскольку на основании п. 8 Правил в целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее - подтверждающие документы и информация). При этом подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со ст. 23 Закона N 173-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98. Указанным Постановлением в том числе установлено, что запрошенные документы и информация должны представляться в налоговый орган на русском языке. Отметим, что налоговый орган в любом случае в рамках проверочных мероприятий не может запросить для отчета документы, подтверждающие, например, обоснованность поступления денежных средств на расчетный валютный счет. Однако потенциально возможна ситуация, при кото-

рой, имея сведения о значительных поступлениях денежных средств на расчетный счет в соответствующем периоде, налоговый орган заинтересуется источником денежных средств на валютном счете и уплатой налогов с этих денежных средств, поступивших на заграничный счет физического лица.

Рассмотрим ответственность за непредставление отчетности о движении денежных средств по валютным счетам. В случае если отчет о движении денежных средств не будет представлен в налоговый орган в установленные сроки, физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в порядке п. п. 6.1, 6.2 или 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. Максимальный размер штрафа (если срок представления отчета о движении денежных средств по счетам в банках за пределами РФ нарушен на более чем 30 дней) составляет 3 000 руб.

Очевидно, что предпринятые государством штрафные санкции сравнительно невелики, однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут применить к физическому лицу положения КоАП РФ о незаконных валютных операциях (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), которые влекут наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до полного размера суммы незаконной валютной операции (в рассматриваемом случае - суммы счета). Поскольку рассматриваемые автором применяемые нормы валютного законодательства РФ являются сравнительно новыми, а отсутствие практических наработок не позволяет проследить динамику исполнения валютного законодательства резидентами РФ, спрогнозировать объемы привлечения к административной ответственности нарушителей на ближайшие 2-3 года не представляется возможным. Но на что точно не следует надеяться, так это на то, что наличие счета за пределами РФ удастся скрыть и, как следствие, избежать ответственности, в связи с тем что с 2018 года будет осуществляться обмен между

российскими контролирующими органами и компетентными представителями иностранных государств информацией относительно наличия счетов как у граждан-резидентов РФ, так и у юридических лиц. Кроме того, согласно поправкам, которые внесены Федеральным законом от 05.04.2016 N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правона-

УДК 336.763

рушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства с 16.04.2016 составляет два года.

Колесник И. А.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КОРПОРАТИВНЫХ РОССИЙСКИХ ЭМИТЕНТОВ

Аннотация

Статья посвящена исследованию динамики российского рынка ценных бумаг. Целью являлась оценка современного состояния рынка акций и корпоративных облигаций Автором предложено провести анализ по важнейшим критериям, отражающим некоторые аспекты количественного развития фондового рынка (капитализация, эмиссионная активность, ликвидность и концентрация). Выделены основные особенности развития и некоторые проблемы, ограничивающие рост рынка в среднесрочной перспективе. Сделан вывод о восстановлении послекризисного периода и положительной динамике долевого и долгового сегментов российского фондового рынка.

Ключевые слова

Фондовый рынок, капитализация рынка, эмитенты, ликвидность рынка, концентрация рынка.

JEL G10

Kolesnik I. A.

TRENDS IN DYNAMICS OF SECURITY MARKET OF RUSSIAN CORPORATE EMITENTS

Annotation

Article is devoted to study of dynamics of Russian securities market. Purpose of paper is to assess the current situation of stock market and corporate bonds market. Author proposed to analyze the most important criteria that reflect some aspects of quantitative development of stock market: capitalization, emission activity, liquidity and concentration. Main features of development and some problems that limit the growth of market in medium term are singled out. Conclusion is drew about the recovery after crisis period and positive dynamics of equity and debt segments of Russian security market.

Keywords

Stock market, market capitalization, emitents, market liquidity, market concentration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.