© 2010 г.
Г.А. Плавинская, Т.А. Чепикова
валютный контроль
внешнеэкономической
деятельности
Плавинская Галина Алексеевна - к.э.н. доцент, исполнительный директор Отраслевого центра по налоговому консультированию на водном транспорте ФГОУ ВПО ГМА им. адм. С. О. Макарова (E-mail: gplav@yandex.ru)
Чепикова Татьяна Александровна - к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
Аннотация. В статье особое внимание уделено осуществлению резидентами валютных операций, а также применению административной ответственности за нарушение валютного законодательства.
Ключевые слова: валютное законодательство, валютные ценности, валютный контроль, административная ответственность.
Понятие внешнеторговой деятельности приведено в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон № 164-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона № 164-ФЗ внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешней торговлей товарами признается импорт и(или) экспорт товаров. Импорт товаров - это ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. Наибольшее затруднение вызывает квалификация сделок при выполнении работ (оказании услуг). Внешней торговлей услугами признается оказание услуг (выполнение работ), которое включает в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляется способами, указанными в ст. 33 Закона № 164-ФЗ. Согласно ст. 33 Закона № 164-ФЗ внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:
1) с территории РФ на территорию иностранного государства;
2) с территории иностранного государства на территорию РФ;
3) на территории РФ иностранному заказчику услуг;
4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.
Таким образом, при выполнении работ (оказании услуг) сделка будет признаваться внешнеторговой, если одной из сторон сделки является иностранное лицо. В соответствии со ст. 2 Закона № 164-
ФЗ иностранным признается физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. Следовательно, если российская организация на территории РФ оказывает услуги иностранному заказчику, то такая сделка признается внешнеторговой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.05.2006 № Ф04-2962/2006(22729-А03-23).
Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, Законом № 164-ФЗ и другими федеральными законами.
Валютное законодательство РФ состоит из Федерального Закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ), принятых в соответствии с ним федеральных законов (актов валютного законодательства РФ) и нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования, принятых органами валютного регулирования (актов органов валютного регулирования).
Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ в соответствии со ст. 22 Закона № 173-ФЗ в пределах своих полномочий осуществляется органами и агентами валютного контроля (см. схему):
К органам валютного контроля относятся Центральный банк РФ и Федеральная служба финансовобюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), на которую функции органа валютного контроля были возложены постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 198.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в ходе проведения проверок.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Меры административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлены ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия и бездействия) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами валютного регулирования.
Согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 (табл. 1), ст. 15.25 КоАП (табл. 2 и табл. 3).
Таблица 1
административные правонарушения против порядка управления
Номер статьи КоАП Содержание нарушения Мера ответственности
ст. 19.4 ч. 1 Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей
ст. 19.5 ч. 1 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства наложение административного штрафа: на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей
ст. 19.6 Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей
Окончание
ст. 19.7 Непредставление или несвоевременное наложение административного
представление в государственный орган штрафа:
(должностному лицу) сведений (информации), на граждан в размере от ста до
представление которых предусмотрено трехсот рублей;
законом и необходимо для осуществления этим на должностных лиц - от трехсот
органом (должностным лицом) его законной до пятисот рублей;
деятельности, а равно представление на юридических лиц - от трех
в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.8, 19.19 КоАП РФ тысяч до пяти тысяч рублей
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП, рассматривают органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП).
Резиденты и нерезиденты при осуществлении валютных операций, открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ должны соблюдать правила и ограничения, установленные действующим валютным законодательством РФ, а также знать, что за нарушения валютного законодательства РФ они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ, а за нарушения на сумму более 5 млн. рублей руководители организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со статьей 193 УК РФ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к резидентам относятся:
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом № 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Таким образом, перечень резидентов РФ является закрытым.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к нерезидентам относятся:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ;
ж) иные лица, не указанные в п. 6 ч. 1 ст. 173-ФЗ.
Таким образом, перечень нерезидентов РФ открыт.
Перечень валютных операций установлен п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ. К валютным операциям относятся:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
нарушения физическими лицами-резидентами валютного законодательства
Физические лица-резиденты могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения валютного законодательства, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
меры ответственности, применяемые к физическим лицам-резидентам за нарушения валютного законодательства рф
Номер статьи КоАП Содержание нарушения Мера ответственности
ст. 15.25 ч. 1 Проведение незаконной (запрещенной) валютной операции наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции
ст. 15.25 ч. 2 Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб.
Незаконной валютной операцией является проведение расчетов физических лиц-резидентов с нерезидентами на территории РФ в наличной валюте РФ или иностранной валюте при купле-продаже товаров.
Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются также получение физическим лицом-резидентом наличной валюты РФ и иностранной валюты в дар от нерезидента или дарение, завещание нерезиденту наличной валюты РФ, получение наличной валюты РФ от нерезидента по праву наследования.
Незаконной валютной операцией является вывоз физическими лицами-резидентами с таможенной территории РФ иностранной валюты и(или) валюты РФ сверх установленных валютным законодательством норм (не превышающей в эквиваленте 10 000 дол. США - ч. 3 ст. 15 Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов таких счетов (вкладов). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 10.08.2006 № САЭ-3-09/518 «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории РФ».
нарушения юридическими лицами-резидентами валютного законодательства
Юридические лица-резиденты могут быть привлечены к ответственности за нарушения валютного законодательства, приведенные в табл. 3.
Таблица 3
меры ответственности, применяемые к юридическим лицам-резидентам за нарушения валютного законодательства рф
Номер статьи КоАП Содержание нарушения Мера ответственности
ст. 15.25 ч. 1 Проведение незаконной (запрещенной) валютной операции наложение административного штрафа в размере от 75% до 100 % суммы незаконной валютной операции
ст. 15.25 ч. 2 Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ наложение административного штрафа: на юридическое лицо в размере от 50 000 до 100 000 руб.; на должностное лицо в размере от 5 000 до 10 000 руб.
ст. 15.25 ч. 4 На банковский счет резидента в контрактные сроки не поступила от иностранного партнера (заказчика) иностранная валюта (валюта РФ) за переданные заказчику товары (выполненные работы, оказанные услуги) наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Если сумма незачисленных средств более 5 млн.руб., то должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ
ст. 15.25 ч. 5 Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ. Если не возвращен аванс
Окончание
за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них на сумму более 5 млн. руб. -уголовная ответственность (ст. 193 УК РФ)
ст. 15.25 ч. 6 Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и(или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются:
- расчеты юридических лиц-резидентов с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не связанных с оказанием физическим лицам-нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Закона № 17З-ФЗ;
- операции, связанные с переводом на свои счета (во вклады), открытые в банках, за пределами территории РФ, не предусмотренные ч. 4 и ч. 5 ст. 12 Закона № 17З-ФЗ;
- проведение юридическими лицами-резидентами расчетов при осуществлении валютных операций с использованием счетов, открытых в банках за пределами территории РФ с нарушением требований ч. 2 и ч. 4 ст. 14 Закона № 17З-ФЗ.
Объективную сторону состава административного правонарушения за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, может образовать неуведомление в установленный срок налоговых органов об открытии счета (вклада) или изменении реквизитов счетов в банке, находящемся за пределами территории РФ.
Кроме контроля за порядком открытия (закрытия) счета в банке за пределами территории РФ налоговые органы на основании ч. Z ст. 12 Закона № 17З-ФЗ осуществляют контроль за представлением резидентами отчетности по счетам, открытым в банках за пределами территории РФ.
Порядок представления резидентами отчета установлен постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ» (далее - Постановление № 819).
В соответствии с п. З и п. 4 Постановления № 819 юридические лица-резиденты ежеквартально, в течение З0 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ в 2-х экземплярах по форме, указанной в приложении к Постановлению № 819, и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы) по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В соответствии с п. 9 Постановления № 819 днем представления отчета и подтверждающих банковских документов в налоговый орган является:
- при представлении вышеназванных документов непосредственно резидентом либо его представителем - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;
- при направлении вышеназванных документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
50
НАЛОГИ и финансы № 1/2010
Предметом административного правонарушения является непредставление (не своевременное представление) резидентом в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счетам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами либо представление отчета без подтверждающих банковских документов или ненадлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.
Важнейшим направлением валютного контроля, осуществляемым органами и агентами валютного контроля, является контроль за выполнением резидентами обязанности, установленной в ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, установлен в ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ установлено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не установлено Законом № 173-ФЗ, обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. При определении срока поступления выручки необходимо исходить из условий заключенного договора, в том числе при определении порядка исчисления периода времени, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и даты (момента), с которого должен исчисляться данный период времени. Начало исчисления срока оплаты товара может не совпадать с датой фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ. Также необходимо учитывать, что не является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ получение денежных средств с нарушением контрактных сроков за товары, еще не переданные покупателю (авансы, предоплаты). Если договором не определен срок оплаты товара, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом. В случае, если договором предусмотрена оплата товара после его передачи, но срок оплаты договором не определен, в соответствии со ст. 314 ГК РФ обязательство по оплате должно быть исполнено в разумный срок. При определении разумного срока оплаты товара исходя из положений п.1 ст. 810 ГК РФ следует считать 30 дней с момента возникновения обязательств по оплате товара. Аналогичный порядок применяется к договорам на импорт товаров.
Дополнительные соглашения к договорам, изменяющие сроки получения денежных средств за переданные товары, должны быть приняты до истечения договорных сроков.
Не является нарушением валютного законодательства незачисление на счет резидента сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте РФ при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте), а именно: что комиссионные расходы и банковские расходы, связанные с оплатой услуг банков-корреспондентов, несет продавец.
Также не признаются административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения резидентом денежных средств за переданные нерезиденту товары, связанные с возвратом товаров в контрактные сроки или в сроки, установленные в соглашении о возврате товаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. За невыполнение резидентом обязанности по возврату в РФ коммерческого кредита, предоставленного резидентом нерезиденту в виде предварительной оплаты по внешнеторговому договору, применяется административная ответственность, предусмотренная ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям либо нарушение единых правил оформления паспорта сделки, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделки.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны в установленном порядке вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 173-ФЗ Центральный банк РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки (далее - ПС) при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом.
Сроки представления резидентом в уполномоченный банк документов для оформления ПС (не позднее осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту) установлены п. 3.14 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция 117-И). Форма ПС приведена в приложении № 4 к Инструкции 117-И.
Паспорт сделки не оформляется в случаях, установленных п. 3.2 Инструкции 117-И, частности, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу, установленному банком на дату заключения контракта.
Оформление двух паспортов сделки в разных банках по одному контракту является нарушением единых правил оформления паспортов сделок и влечет административную ответственность по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (постановление ФАС СЗО от 27.11.2008 № А66-4237/2008).
Положением Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение 258-П) установлены сроки представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, справки о поступлении валюты РФ.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает ЦБ РФ. Перечень форм учета и отчетности по валютным операциям установлен Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», вступившим в силу с 27 января 2008 года.
Формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются:
справка о валютных операциях, указанная в п. 1.2 Инструкции № 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции № 117-И;
справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в пп. 2.3.2 п. 2.3 Инструкции № 117-И и в п. 2.6 Положения № 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению № 258-П;
справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения № 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению № 258-П.
До 27.01.2008 г. к формам учета и отчетности по валютным операциям были отнесены паспорт сделки и формы отчетов о движении денежных средств в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Таким образом, дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении резидентов возбуждается по случаям:
- нарушения единых правил оформления паспорта сделки;
- непредставления или представления с нарушением установленных сроков и установленного порядка отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ;
- нарушения установленных сроков представления форм учета по валютным операциям, поименованных в Указании № 1950-У;
- нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделок.
Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление должностному лицу органа или
агента валютного контроля сведений (информации), а равно представление сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде резиденты могут быть привлечены к административной ответственности, установленной статьей 1 9.7 КоАП РФ (см. табл. 1). При выявлении органами и агентами валютного контроля вышеназванного нарушения решение о привлечении резидента к ответственности принимает мировой судья, аналогично нарушениям, установленным ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ.
обзор арбитражной практики за нарушения валютного законодательства
выплата заработной платы физическим лицам-нерезидентам в валюте Рф (постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 15693/07)
В качестве объективной стороны состава административного правонарушения обществу вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выдаче иностранным гражданам по расчетно-кассовым ордерам из кассы общества заработной платы в валюте РФ.
По мнению Росфиннадзора, общество при совершении такой валютной операции допустило нарушение ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых определяется Центральным банком РФ.
Высший арбитражный суд РФ указал, что данный вывод основан на неправильном толковании норм права.
Часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ.
Исходя из ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, под незаконными валютными операциями следует понимать валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ.
В валютном законодательстве РФ не содержится запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ. Исходя из ст. 6 Закона № 173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом № 173-ФЗ, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством.
Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте РФ в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
расчеты с физическими и юридическими лицами-резидентами за предоставленные товары (работы, услуги) наличной валютой Рф (постановления Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 12089/08, от 01.09.2009 № 4140/09)
Физическому лицу-резиденту, являющемуся индивидуальным предпринимателем, вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в получении от иностранного гражданина в качестве платы за товары 630 018 рублей наличным расчетом.
По мнению Росфиннадзора, предприниматель при совершении такой валютной операции допустил нарушение ч. 3 ст. 14 Закона № 167-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ.
Высший арбитражный суд РФ указал, что данный вывод основан на неправильном толковании норм права.
Часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ.
Исходя из ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, под незаконными валютными операциями следует понимать валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ.
Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на получение физическим лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, от нерезидента наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Исходя из ст. 6 Закона № 173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом № 173-ФЗ, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством.
Таким образом, валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте РФ, не запрещенная законом, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
выдача юридическими лицами сотрудникам, направляемым в служебную командировку за пределы Рф, наличных денежных средств в иностранной валюте (постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 0840/07)
Обществу вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выдаче сотруднику, направляемому в служебную командировку, по расходно-кассовому ордеру из кассы общества 500 долларов США в подотчет на командировочные расходы.
Высший арбитражный суд РФ указал, что данный вывод основан на неправильном толковании норм права.
Часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ.
Исходя из ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, под незаконными валютными операциями следует понимать валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ.
Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования.
Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче юридическим лицом-резидентом сотруднику, направляемому в служебную командировку за пределы РФ, наличных денежных средств в иностранной валюте на командировочные расходы, разрешена законом, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.