ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В. В. АВДЕЕВ,
специалист по налогам и сборам
Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 173-ФЭ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Федеральный закон № 173-ФЭ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и т. п.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 173-ФЭ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К такой ответственности могут быть привлечены юридические лица, их должностные лица, а также предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица. При этом к уголовной ответственности может быть привлечено только должностное лицо организации либо индивидуальный предприниматель. Юридические лица не являются субъектами преступлений, поэтому не несут уголовной ответственности.
Уголовная ответственность. В соответствии со ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) действия по невозвращению из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
При этом деяние должно быть совершено в крупном размере и признается таковым, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 млн руб.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 173-ФЭ к иностранной валюте относятся:
— денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении
и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Следует отметить, что ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду. Под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Предметом такого преступления могут быть любые товары, в том числе и валютные ценности.
Субъектом данного преступления может быть любое лицо, перемещающее товар, декларант (в том числе и руководитель организации).
Данное преступление совершается с прямым умыслом.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказание усиливается (квалифицированный состав преступления). Согласно ч. Зет. 188 УК РФ такими обстоятельствами являются:
— совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения;
— совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Наиболее опасной формой контрабанды является контрабанда, совершенная организованной группой (см. ч. 4ст. 188 УК РФ).
Административная ответственность. Такая ответственность за нарушение валютного законо-
дательства Российской Федерации предусмотрена ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Управлением валютного контроля совместно с Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России подготовлены Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, изложенные в письме ФТС России от 10.01.2008 № 01-11/217 «О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства».
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Субъектом административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица — резиденты и нерезиденты.
Пунктом 1ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Так, осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Согласно п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ незаконными валютными операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании (подробнее см. ст. 9, 10, 12, 14, 15 Федерального закона № 173-ФЭ).
Пунктом 2ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЭ резиденты обязаны уведомлять на-
логовые органы по месту своего учета об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации не позднее одного месяца со дня открытия таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 10.08.2006 № САЭ-3-09/518@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».
Материалы о нарушениях порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и правил проведения валютных операций по указанным счетам (вкладам), а также информацию об обоснованных подозрениях в наличии таких нарушений следует в оперативном порядке направлять в налоговые органы в соответствии со ст. 9 Соглашения о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы, утвержденного письмом ФТС России от 26.08.2005 № 01-06/29487.
Пунктом Зет. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а также за нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.
Пунктом 4 ст. 15.25 КоАП РФ регламентирована ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Данная обязанность и срок ее выполнения (срок, предусмотренный внешнеторговым договором или контрактом) установлены п. 1ст. 19 Федерального закона № 173-ФЭ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного п. 4ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если после вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, когда риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона, товар оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным, его состояние ухудшилось вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие непра-
вомерныхдействий органов или должностных лиц иностранного государства.
При подтверждении данных обстоятельств торгово-промышленной палатой государства, в котором они возникли, или российским торговым представительством в этом государстве непоступление выручки от экспорта товара может быть признано обоснованным.
Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).
Таким образом, при определении срока поступления выручки необходимо исходить из условий договора, в том числе при определении порядка исчисления периода времени, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и даты (момента), с которой (которого) должен исчисляться данный период времени. Начало исчисления срока оплаты товара может не совпадать с датой фактического пересечения экспортируемым товаром таможенной границы Российской Федерации.
Не могут признаваться административным правонарушением, предусмотренным п. 4ст. 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения денежных средств за переданные нерезиденту товары, связанные с возвратом резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств.
Если внешнеторговый договор (контракт) не предусматривает срока получения резидентом от нерезидента денежных средств, причитающихся за переданные резидентом товары, контроль за исполнением резидентом требований ст. 19 Федерального закона № 173-ФЭ должен осуществляться с использованием документов, содержащих информацию о сроке оплаты товаров (платежа за товары) нерезидентом.
Таким образом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:
— товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту;
— денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены
резидентом в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки, а если внешнеторговым договором (контрактом) сроки получения резидентом денежных средств не установлены, то в месячный срок со дня передачи товара нерезиденту.
Получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю), нарушением требований п. 1ст. 19 Федерального закона № 173-ФЭ не является.
Пунктом 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российской Федерации денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Данная обязанность установлена п. 1ст. 19 Федерального закона № 173-ФЭ, при этом указанную обязанность резиденты должны выполнять только при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:
— денежные средства перечислены нерезиденту за товары в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом);
— товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом);
— денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, не возвращены в Российской Федерации в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом), а в случае отсутствия в контракте сроков возврата денежных средств — в сроки, установленные внешнеторговым договором (контрактом) для ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации), а в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) не установлены сроки
возврата денежных средств и сроки ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации), — в месячный срок со дня перечисления денежных средств нерезиденту.
Если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, событие правонарушения, предусмотренного п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует.
Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств заданные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Обратите внимание!При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренных пп. 4 и 5ст. 15.25 КоАП РФ, необходимо устанавливать меры, предпринятые резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которыхмогут быть отнесены:
• на стадии предконтрактной подготовки:
— выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
• на стадии заключения контракта:
— внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
— применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору;
— разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
— использование страхования коммерческих рисков;
• после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:
— ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
— предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в
судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.
Деяния, предусмотренные пп. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, совершаются в форме бездействия и являются оконченными в день, следующий за последним днем периода, предоставленного для выполнения соответствующей обязанности, когда налицо совокупность всех признаков составов правонарушений. С этого же дня исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом бет. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В силу подп. 2 п. 2ст. 24 Федерального закона №173-Ф3 резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЭ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Согласно ст. 20 Федерального закона№ 173-ФЭ Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Кроме того, Банком России принята инструкция от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция № 117-И).
Форма паспорта сделки и порядок ее заполнения установлены в приложении 4 к Инструкции № 117-И.
Дело об административном правонарушении по п. бет. 15.25 КоАП РФ возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления (переоформления) паспорта сделки.
Пунктом 7ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.3 и 16.4 КоАП РФ.
В настоящее время отдельный порядок ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме не установлен. Вместо него в Федеральном законе № 173-ФЭ присутствуют прямые нормы, регламентирующие ограничения на вывоз физическими лицами наличных денежных средств из Российской Федерации, и случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
Таким образом, можно констатировать, что ответственность за нарушение валютного законо-
дательства Российской Федерации представляется весьма существенной, так как подобные нарушения и преступления наносят непоправимый в определенных случаях и всегда серьезный ущерб репутации и экономическому состоянию и положению организаций и их руководителей.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
2.0 валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЭ.
3. О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства: письмо ФТС России от 10.01.2008 №01-11/217.
4. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учетауполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок: инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06. 1996 № 63-Ф3.