МУТАЛИМОВА П.М.
НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье исследованы и охарактеризованы проблемы налоговой задолженности и поиск эффективных путей ее снижения. Определены проблемы увеличения собираемости налоговых доходов. Проведен анализ практики деятельности налоговых органов Республики Дагестан по взысканию налоговой задолженности за последние три года. Проанализированы меры повышения эффективности администрирования налоговой задолженности и обеспечения процедур банкротства налоговых органов республики. Предложен комплекс мер позволяющий снизить налоговую задолженность, повысить налоговую ответственность. Ключевые слова: Налоговая задолженность, взыскание налоговой задолженности, требование об уплате налогов, арест имущества, банкротство, недействующее юридическое лицо, безнадежная задолженность.
MUTALIMOVA P.M.
TAX PAYABLE: ADMINISTRATIVE PROBLEMS AND SOLUTIONS
In this paper the problem and characterized the tax of indebtedness and the search for effective ways to reduce it. Of the problem identified increasing collection of tax revenues. The analysis of the practices of the tax authorities of the Republic of Dagestan to collect taxes for the past three years. Analyzed measures to enhance administrative efficiency of tax debt and bankruptcy procedures provide the tax authorities of the country. The proposal of a set of measures allowing to reduce the tax debt, raising Sit tax liability.
Keywords: The tax debt, collection of the tax debt, the demand for payment of taxes, seizure of property, bankruptcy, null and sponding entity bad debts.
Эффективность налоговой системы любого цивилизованного государства определяется не только налоговым регулированием экономических процессов, но и уровнем собираемости налогов и сборов. Как известно, в странах имеющих традиции высокой налоговой культуры уровень собираемости налогов составляет 95-98 % [1, с. 410].
В последние годы к числу основных приоритетов налоговой политики относится совершенствование методов урегулирования налоговой задолженности. В научных публикациях ученых, средствах массовой информации обсуждаются проблемы недопоступления налоговых платежей, предлагаются различные варианты сокращения налоговой задолженности с применением комплекса мер, предусмотренных законодательством о налогах и сборах [2, с. 6].
В практике предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты допускают несвоевременное исполнение налоговых обязательств в силу причин объективного и субъективного характера. Вследствие этого образуется налоговая задолженность в бюджетную систему, которую следует рассматривать как объект урегулирования с целью ее снижения.
Сегодня в Республике Дагестан (РД) взят курс на «обеление» экономики, в связи с чем возникает необходимость исследования проблем с налоговой задолженностью и поиск эффективных путей ее снижения. Проблема увеличения собираемости налоговых доходов обсуждается на всех уровнях, но значительных сдвигов в лучшую сторону не наблюдается. Налоговые органы должны быть нацелены на эффективную работу по контролю за соблюдением налогового законодательства, в том числе и по взысканию налоговой задолженности.
Органы исполнительной власти республики всех уровней, ответственные за исполнение доходной части бюджетов, должны стремиться снизить налоговую задолженность и, одновременно, повысить уровень собираемости налогов.
Проанализируем практику деятельности налоговых органов Республики Дагестан по взысканию налоговой задолженности. Обратимся к цифрам.
Как видно из данных таблицы 1, поступления налогов и сборов коррелирует с динамикой роста ВРП: за анализируемый период 2009-2012 гг. поступления налогов и сборов возросли в 1,5 раза на фоне роста ВРП в 1,4 раза.
Совершенно другая картина наблюдается с динамикой налоговой задолженности.
Так, если в 2009 году совокупная задолженность перед бюджетом составляла 3484,4 млн. рублей, то к концу 2012 года ее величина возросла в 4(!) раза и составила 13955,6 млн. рублей. При этом в структуре совокупной задолженности значительную долю составляет задолженность по налогам и сборам (68,4%), а удельный вес пеней и налоговых санкций составил 31,6% с абсолютной суммой 4415,1 млн. рублей.
Таблица 1
Динамика ВРП, налоговых поступлений и налоговой задолженности в Республике Дагестан за 2009-2012 гг.
№ п/п Показатели годы
2009 2010 2011 2012 (оценка)
1. Валовой региональный продукт (ВРП), млн. руб. 257832,7 274354,2 327030,8 359912,1
2. Поступило налогов и сборов, млн. руб. 14135,9 16086,8 17772,8 21458,2
3. Задолженность перед бюджетом, млн. руб. всего 3484,4 8291,7 14079,6 13955,6
в т.ч. -по налогам и сборам 2306,5 5733,6 9608,1 9540,5
-по уплате пеней и налоговых санкций 1177,9 2558,1 4467,5 4415,1
4. Удельный вес задолженности в структуре (%): -ВРП 1,35 3,0 4,3 3,8
-поступлений налогов и сборов 24,6 51,5 79,2 65,0
(Источник: отчетные данные ТО ФСГС по РД, УФНС России по РД (ф.№№1-НМ, 4-НМ). Группировка и расчеты автора).
Совокупная задолженность имеет устойчивую тенденцию роста и по отношению к ВРП и сумме поступлений налоговых доходов.
Так, по отношению к ВРП Дагестана удельный вес совокупной задолженности за анализируемый период возрос с 1,35% до 3,8% при пиковом значении в 2011 году-4,3%.
Доля задолженности возрастает и по отношению к сумме поступлений налогов и сборов: с 24,6% в 2009 году до 65,0% в 2012 году при резком скачке до значения 79,2% в 2011 году.
Сравнивая соотношение совокупной налоговой задолженности и поступлений налогов и сборов, мы пришли к выводу, что в Республике Дагестан ситуация несколько иначе, чем в целом по России. Данные подтверждающие такой вывод, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные показатели соотношения поступлений налогов и сборов и совокупной налоговой задолженности по РФ и РД за 2009-2012 гг.
Российская Федерация Республика Дагестан Соотношение задолженности к сумме поступлений, %
Период Поступило налогов и сборов, млрд. руб. Совокупная задолженность, млрд. руб. Поступило налогов и сборов, млрд. руб. Совокупная задолженность, млрд. руб. РФ РД
На 01.01.10 На 01.01.11 На 01.01.12 На 01.01. 13 6288,3 7662,9 9719,6 10958,2 1153,9 1100,0 1004,7 1047,6 14,1 16,1 17,7 21,4 3,4 8,3 14,1 13,9 18,3 14,3 10,3 9,6 24,6 51,5 79,2 65,0
(Источник: www.nalog.ru Раздел: Статистическая отчетность: отчетные данные форм №№1-НМ, 4-НМ по состоянию на 15 марта соответствующих годов).
Как видно из данных, соотношение суммарной задолженности к сумме поступлений налогов и сборов по РФ характеризуется снижением удельного веса с 18,3 % в 2009 году до 9,6 % в 2012 году при росте налоговых поступлений с 6288,3 млрд. рублей до 10958,2 млрд. рублей, т.е. в 1,74 раза.
В РД показатель соотношения суммарной задолженности к сумме поступлений за анализируемый период 2009-2012 гг. возрос с 24,6% до 65,0% при резком увеличении с 51,5% в 2010 г. до 79,2% в 2011 году. То есть наблюдается значительный рост суммарной налоговой задолженности, превышающая более половины сумм поступивших налогов и сборов.
В сложившихся условиях налоговые органы РД должны применять весь комплекс предусмотренных российским законодательством мер по ее снижению. Эта работа должна вестись как путем применения мер принудительного взыскания, так и списания безнадежной к взысканию задолженности.
Одной из важнейших направлений деятельности налоговых органов республики остается
повышение эффективности администрирования налоговой задолженности и обеспечения процедур банкротства.
Управлением ФНС России по РД принимаются меры по ужесточению требовательности к налогоплательщикам в целях принудительного взыскания налоговой задолженности. В арсенале налоговых органов имеются следующие меры:
- направление требований об уплате налогов и сборов;
- приостановление операций по счетам должников;
- наложение ареста на имущество организаций-должников;
- выставление инкассовых поручений на счета в банках;
- направление постановления об аресте имущества в Службу судебных приставов;
- применение процедур банкротства.
За 2012 год налоговыми органами направлено налогоплательщикам 79640 требований об уплате налогов и сборов, пеней и штрафов на сумму 6154,6 млн. рублей, по результатам которой погашено 939,5 млн. рублей, что составляет 15,3%. В 2011 году этот показатель составил 10,7 %.
Направлено банкам решений о приостановлении операций по счетам должников в 27351 случае (за 2011 год-25173) на сумму 2407,2 млн. рублей (за 2011 год-3774,5 млн. рублей).
Вынесено в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [3] 16 постановлений о наложении ареста на имущество организаций (за 2011 год - 7 на сумму 18,6 млн. рублей).
За истекший 2012 год на счета предприятий-недоимщиков было выставлено 26874 инкассовых поручения на бесспорное взыскание налоговой задолженности на сумму 2588,2 млн. рублей, из которых погашено 902,2 млн. рублей. Эффективность взыскания составила 34,9 %. В 2011 году этот показатель составил 17,8%.
В Службу судебных приставов направлено 3131 постановление о взыскании задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам за счет имущества в соответствии со ст. 47 НК РФ на сумму 2857,9 млн. рублей. В результате проведения исполнительных действий погашена задолженность на сумму 209,9 млн. рублей. Эффективность взыскания составила 7,3%. В 2011 году этот показатель составил 7,1%.
На 01.01. 2013 года в процедурах банкротства было 44 предприятия на общую сумму задолженности 7449,1 млн. рублей. Погашено в ходе реализации процедур банкротства 88,9 млн. рублей. Эффективность взыскания составила 1,2 %. В 2011 году этот показатель составил 0,3%.
Таким образом, по результатам анализа деятельности налоговых органов РД за 2012 год установлено, что наиболее эффективной формой взыскания налоговой задолженности выступает такая мера, как выставление инкассовых поручений (34,9%), далее - направление требований об уплате налогов и сборов-15,3%, затем - направление постановлений в Службу судебных приставов -7,3%. Наименее эффективной мерой взыскания налоговой задолженности является применение процедур банкротства - 1,2%. Описанные выше тенденции были характерны для республики и в предыдущие годы.
Анализ работы налоговых органов по взысканию налоговой задолженности в процедурах банкротства выявил низкий уровень эффективности данного института (1-3%). Тогда как эффективность ареста и последующей реализации имущества должника Службой судебных приставов на порядок выше и составляет, как было отмечено выше, 7,3%. Кроме того, учитывая фактор времени (исполнительное производство длится 2 месяца, а процедуры банкротства могут продолжаться несколько лет) налоговые органы должны шире применять нормы ст. 47 НК РФ о взыскании налоговой задолженности путем ареста имущества должника.
Для этого необходимо пересмотреть сложившуюся практику взаимодействия налоговых органов республики со Службой судебных приставов. Следует активизировать совместную работу по анализу имущественного и финансового положения должников и изыскать возможности погашения налоговой задолженности путем ареста и последующей реализации их имущества.
С другой стороны, считаем, что необходимо более активно применять процедуры банкротства. Ведь общеизвестно, что банкротство в широком смысле (и по экономическому назначению) есть институт перераспределения собственности от неэффективных к эффективным владельцам. То есть, с помощью банкротства можно значительно улучшить структуру экономики и сформировать класс эффективных собственников с максимальным рыночным эффектом.
Налоговыми органами республики в целях урегулирования задолженности в рамках реализации Приказа ФНС России от 19.08.2010г. № ЯК-7-8/392@ «Об утверждении Порядка списания признанной безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся за организациями по состоянию на 01.01.2010 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица» принято решений о списании задолженности 42 организаций на общую сумму 42,1 млн. рублей [4].
Кроме того, в рамках реализации Приказа ФНС России от 19.08.2010г. №ЯК-7-8/393@ «Об
утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» принято решений о списании задолженности 344 организаций на общую сумму 403,0 млн. рублей [5].
Необходимо отметить, что одной из острых правовых и экономических проблем выступает налоговая задолженность государственных (РД) и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП), учреждений и бюджетных организаций, образующаяся, в том числе, из-за несвоевременного финансирования указанных организаций из республиканского и муниципального бюджетов. С другой стороны, отсутствие расчетных счетов в банковских учреждениях (а у большинства бюджетных организаций имеются только лицевые счета в органах федерального казначейства, с которых не представляется возможным бесспорное взыскание денежных средств для погашения налоговой задолженности) значительно затрудняет реализацию мероприятий по снижению налоговой задолженности. На долю указанных организаций приходится (на 01.01. 2013 г.) 1428,6 млн. рублей, что составляет 10,2 % от совокупной налоговой задолженности.
В целях снижения налоговой задолженности главным образом налоговые органы, на наш взгляд, должны активизировать информационно-разъяснительную работу. Следует также шире практиковать инструменты, предусмотренные НК РФ, в том числе и с применением института реструктуризации налоговой задолженности путем предоставления отсрочки и (или) рассрочки. Эта форма наиболее оптимальна для ГУПов и МУПов, по заключенным соглашениям которых поручителями должны выступить учредители и собственники. Такая мера значительно повысила бы ответственность учредителей и послужила бы индикатором экономической целесообразности учреждения в республике множества малоэффективных организаций с вышеуказанным статусом.
Под эгидой Правительства РД следует создать комиссии совместно с налоговыми органами (куратор-Минэкономики РД) с участием представителей муниципальных образований и обязать ежемесячно отчитываться о результатах работы. В результате, помимо реального снижения налоговой задолженности, такая работа будет способствовать легализации теневой экономики и ее «обелению», о необходимости которой говорится в приоритетных проектах Президента республики.
Таким образом, применение предложенного комплекса мер позволит снизить налоговую задолженность, повысить налоговую ответственность, что в конечном счете, приведет к снижению дотационности бюджета республики и повышению собираемости налогов и сборов.
Социальный эффект выразится в повышении налоговой культуры и скорейшем формировании в республике основ гражданского общества-общества добросовестных налогоплательщиков.
Литература
1. Перонко И.А., Горелко А.И. Теория и история налогообложения. Краснодар: «Феникс-2000», 2008.
2. Гираев В.К. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам: курс лекций. Махачкала, ИПЦ ДГТУ, 2011.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2012.
4. Приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@ «Об утверждении Порядка списания признанной безнадёжной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадёжной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица».
5. Приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадёжными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».