Муталимова Патимат Муталимовна
соискатель кафедры налогов и денежного обращения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала [email protected]
урегулирование налоговой задолженности:
комплексное решение
_Аннотация
В статье рассматриваются вопросы урегулирования налоговой задолженности с позиции комплексного подхода. Его суть заключается в дифференциации налогоплательщиков-должников по группам в зависимости от частоты допускаемых ими налоговых нарушений и возможности взыскания налоговой задолженности. Рекомендуемые налоговым органам действия вытекают из особенностей выделяемых групп.
Ключевые слова: налоговая задолженность, классификация групп налогоплательщиков, баланс интересов бюджета и хозяйствующих субъектов, Республика Дагестан
Повышение эффективности налогового контроля и качества работы налоговых органов рассматривается как фактор роста доходов бюджетной системы России. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет установленных законодательством налогов и сборов.
В практической деятельности налоговых органов большой проблемой на пути решения данной задачи является существование налоговой задолженности, которая возникает у налогоплательщиков по причинам, как зависящим, так и не зависящим от них.
В связи с этим вопросы урегулирования налоговой задолженности должны найти свое решение в комплексном подходе, учитывающем баланс контрольных и сервисных функций налоговых органов с одной стороны, и социально-экономических функций хозяйствующих субъектов - с другой. Для достижения баланса интересов бюджета и хозяйствующих субъектов предлагаются различные методы, к числу которых относятся меры как добровольного, так и принудительного характера, в том числе и судебные. Существует непосредственная взаимосвязь налоговой задолженности со степенью эффективности социальной политики государства, инфляцией и т.д.
* Источник: Отчетные данные УФНС России по РД (фф. №1-НМ, 4-НМ), ТО ФСГС по РД за соответствующие годы).
Показатели годы
2009 2010 2011
1. ВРП, млн руб. 257832,7 285278,9 307530,6
2. Поступило налогов и сборов, млн руб. 14135,9 16086,8 17772,8
3. Суммарная задолженность по налогам и сборам,
возможная к взысканию, млн руб. 2295,6 4621,3 7465,5
4. Удельный вес поступивших налогов и сборов в
структуре ВРП, % 5,48 5,64 5,78
5. Удельный вес задолженности в структуре ВРП, % 0,89 1,62 2,42
6. Удельный вес задолженности к сумме поступивших
налогов и сборов, % 16,2 28,7 42,0
Наличие налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов может быть определена как один из существенных дестабилизирующих факторов, ограничивающих финансовые возможности регионов Российской Федерации и неэффективного налогового администрирования. В качестве примера приведем данные по Республике Дагестан (см. табл. 1 выше).
Ситуация с налоговой задолженностью в Республике Дагестан
За анализируемый период ВРП в Республике Дагестан увеличился в 1,2 раза, тогда как задолженность возросла в 3,3 раза на фоне роста поступлений налогов и сборов в 1,3 раза. Удельный вес налоговой задолженности возрос с 0,89 до 2,44 процента, а к сумме поступлений налогов и сборов - с 16,2% до 42,0%.
Из данных таблицы можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в деятельности налоговых органов Республики Дагестан в сфере урегулирования налоговой задолженности. С позиций налогового администрирования задолженность перед бюд-
жетом по налогам и сборам имеет довольно сложную структуру, в которой выделяется:
1) задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию;
2) задолженность перед бюджетом, невозможная к взысканию;
3) задолженность перед бюджетом по пеням и санкциям.
Структура и динамика налоговой задолженности имеет объективные различия по регионам, как по структуре, так и по динамике. Данные по задолженности по Республике Дагестан приведены в табл. 2 (см. на с. 192).
существует непосредственная взаимосвязь налоговой задолженности со степенью эффективности социальной политики государства, инфляцией и т.д.
* Источник: Отчетные данные УФНС России по РД (фф. №1-НМ, 4-НМ) за 2009-2011 гг.
Структура и динамика налоговой задолженности по Республике Дагестан за 2009-2011 гг.
№ Показатели годы
п/п 2009 2010 2011
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, возможная к взысканию, млн руб. 2295,6 4621,3 7465,5
в том числе:
- недоимка 1715,5 2482,7 3159,6
1. - урегулированная задолженность 580,1 2138,5 4305,9
в том числе:
- реструктурированная 105,3 98,8 87,3
- задолженность, приостановленная в связи с введнием процедур банкротства 115,1 1696,3 3089,4
- задолженность, взыскиваемая судебными приставами 359,7 343,4 1129,2
2. Задолженность перед бюджетом, невозможная к взысканию, млн. руб. 10,9 32,5 41,5
3 Задолженность перед бюджетом по пеням и санкциям, млн руб. 1177,9 1939,5 3520,9
Как видно из данных таблицы, за 20092011 гг. суммарная задолженность перед бюджетом увеличилась в 3, 3 раза. При этом недоимка увеличилась в 1,8 раза: с 1715,5 млн руб. до 3159,6 млн руб.
.. .можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в деятельности налоговых органов Республики Дагестан в сфере урегулирования налоговой задолженности
В 2011 г. за счет принятия налоговыми органами мер в Дагестане урегулирована задолженность на сумму 4305,9 млн руб., что в 7,5 раза больше, чем в 2009 году. При этом значительный удельный вес приходится на судебную форму урегулирования налоговой задолженности: применение процедур банкротства - 71,7%) и взыскание Службой судебных приставов РД по решениям судебных органов - 26,2%. Применение экономических инструментов регулирования налоговой задолженности (отсрочка, рассрочка) имеет отрицательную динамику, что свидетельствует об отсутствии каких-либо четких критериев и системности в деятельности налоговых органов республики по урегулированию налоговой задолженности.
Дифференцированный подход при взыскании налоговой задолженности
Поиск эффективных мер взыскания налоговой задолженности должен базироваться на принципе поддержания стабильности в сфере исполнения налоговых обязательств. Представляется целесообразным выработать определенную программу в целях взыскания образовавшейся задолженности и устранения факторов, приводящих к ее образованию в последующем.
Для эффективного управления налоговой задолженностью предлагаем дифференцированный подход, опирающийся на классификацию налогоплательщиков-должников и действий
в 2011 г. за счет принятия налоговыми органами мер в Дагестане урегулирована задолженность на сумму 4305,9 млн руб., что в 7,5 раза больше, чем в 2009 году
налоговых органов по следующим группам (см. табл. 3 ниже). Проставив в правой колонке оценочные показатели, налоговые органы имеют возможность системной организации работы с должниками. Другими словами, регулирующие действия
№ п/п Налогоплательщики Мероприятия налоговых органов Уд. вес в группе, %
1. Исполняют налоговые обязательства без нарушений Информирование, консультирование, помощь
2. Нарушения налогового законодательства не допускают, но не всегда получается Информирование, рекомендации, консультации, диалог
3. Соблюдают налоговое законодательство при постоянном контроле Контроль, санкции, ежемесячный мониторинг расчетов с бюджетом
4. Игнорируют налоговое законодательство, прикрываются административными и иными властными полномочиями и т.д. Контроль, штрафные санкции, передача дел в органы МВД или вышестоящий налоговый орган
5. Имеют недоимку, задолженность по пеням и штрафам, безнадежную к взысканию Списание задолженности в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@
6. Недействующие юридические лица Списание задолженности в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@
Таблица 3
Классификация налогоплательщиков-должников группам
поиск эффективных мер
взыскания налоговой задолженности должен базироваться на принципе поддержания стабильности в сфере исполнения налоговых обязательств
экономического характера, направленные на соблюдение норм закона, носят более дифференцированный подход.
Предложенную группировку можно провести как в разрезе налогоплательщиков - юридических и физических лиц, так и по видам экономической деятельности и уплачиваемых налогов.
Заключение
Рассмотрев классификацию групп и проанализировав полученные данные можно сделать выводы о результативности мер урегулирования налоговой задолженности.
Результаты анализа также свидетельствуют об активности и слаженности государственных органов власти по реальному взысканию налоговой задолженности.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Гираев В.К. Реструктуризация налоговой задолженности: курс лекций: учебное пособие. - Махачкала: ИПЦ ДГТУ, 2011.
3. Мешков Р.А. О действенности механизма регулирования налоговой задолженности организаций // Все для бухгалтера. - 2008. - № 11.
Patimat M. Mutalimova
Applicant of the Academic Department of Taxes and Money Circulation, Dagestan State University, Makhachkala
Settlement of Tax Arrears: a Comprehensive Solution
_Abstract
The article deals with the issues of settlement of tax arrears from the position of a comprehensive approach. Its essence lies in the differentiation of the taxpayers in debt by groups from the perspective of the frequency of their tax violations and the possibility of collecting the tax arrears. The actions recommended to the tax authorities result from the features of identified groups. Keywords: tax arrears, classification of groups of taxpayers, balance between the interests of the budget and economic entities, Republic of Dagestan