БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УДК 336.2
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Б.Х. АЛИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения E-mail: [email protected]
М.Д. ЭЛЬДАРУШЕВА, ассистент кафедры налогов и денежного обращения E-mail: [email protected] Дагестанский государственный университет
В статье отмечается, что налоговыми органами Республики Дагестан значительно повышена эффективность погашения задолженности по всем формам взыскания, включая процедуры банкротства. Отлаженное налоговое администрирование и принятие комплекса мер по взысканию налоговой задолженности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, являются главным резервом снижения дотационности бюджета Дагестана и ликвидации его дефицита. Доказывается, что этого можно добиться без увеличения налоговой нагрузки, за счет всестороннего развития налогового администрирования, в том числе - принятия мер по регулированию и взысканию задолженности.
Ключевые слова: налоговая задолженность, недоимка, налоговые проверки, санкции, инкассовые поручения
Налоговые органы по результатам камеральных и выездных налоговых проверок:
- выявляют нарушения налогового законодательства;
- определяют суммы недоимки;
- применяют предусмотренные налоговым законодательством санкции.
Анализ контрольной работы налоговых органов Республики Дагестан в ходе таких проверок позволил выявить следующие тенденции:
- доля нарушений, обнаруженных при камеральных налоговых проверках, снижается, однако эффективность (сумма доначислений на 1 камеральную налоговую проверку) возрастает;
- наблюдается уменьшение как доли выявленных нарушений, так и доначисленных сумм по результатам выездных налоговых проверок.
По мнению авторов, налоговое администрирование обязано быть не только эффективным, но и результативным. Имеется в виду, что необходимо не только выявить недоимку, начислить пени и штрафы, но и принять меры по регулированию (в случае невозможности единовременного погашения) возникшей задолженности и по ее взысканию, в том числе во взаимодействии с различными государс-
твенными органами. Действия налоговых органов должны быть направлены:
- с одной стороны, на снижение накопленной налоговой задолженности путем активного применения мер по ее регулированию;
- с другой стороны, на взыскание текущей налоговой задолженности.
По результатам обзора отчетности ф. № 4-НМ за 2009-2012 гг. Управления ФНС России по Республике Дагестан установлено, что в регионе не применяются следующие институты регулирования налоговой задолженности:
- отсрочка (рассрочка);
- инвестиционный налоговый кредит.
Вместо этого основными формами регулирования налоговой задолженности выступают реструктуризация и институт банкротства.
Структура и динамика возможной к взысканию налоговой задолженности представлены в табл. 1.
Из анализа данных табл. 1 видно, что наибольшие суммы задолженности сконцентрированы в следующих ВЭД:
- обрабатывающие производства;
- строительство;
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и т.д.
Именно на организациях этих ВЭД необходимо сосредоточить усилия налоговым органам республики при регулировании и взыскании налоговой задолженности.
а я
К Я
Я
а и
2 «5
а
о "
и ¡в
¡2 ч
« 2
Я г
8 Ь 2
к я
<и
а
«
и о
ч «
я о с
о
I
« О
I °
« Р4
£ 2
и Я
Я 12 и <и
и «
я
Ч ю я ^ н я
и и о <и
я е^
Я м
и ~ § ^
ч И « ^
я н и о X
л
ч
<и н к <и
ч «
О
И и <и т х
г
о X о
а
т
г «
ч я и о X
2 X
я
«
и
2
м са
5Й
>я
о я
И
о
о
и
«
X
г «
я я
ч
я «
а
^
н
гг
^
а н
и
ГЧ
4—(
о !/)
гч сл
ГЧ
сч
г
и
о =
"
и
я
и
ч
:=
§
и и Г г
о =
о
т ч
02
к
К
-
О,
и
X
^
г.
£
«
V
Ч
о
0 )
К
I
и
Ч
и
ч
о;
О.
К
:>
я
и
о
И
-
л
ч ч
п о
я я
^ 5 к
г. я
(р
с -
Й « !
о ч § т и К ^ X Й х о н
X
£ »ё Н (5
« н
Я ц.
к Й
д
О К о л
5 о
О и т п
^ Я ^ Й « <а
я I Я
8 ю о о И Я „ о о о
а В
^ о о « о ю и о
Из анализа данных табл. 2 видно, что в 2012 г. наиболее эффективными формами взыскания налоговой задолженности были:
- выставление инкассовых поручений -34,9%;
- направление требований об уплате налогов и сборов - 15,2%;
- направление постановлений в службу судебных приставов -7,3%;
- применение процедур банкротства - 2,5%.
Наименее эффективной мерой взыскания налоговой задолженности является арест имущества в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ.
В Республике Дагестан наблюдается постепенное смещение центра тяжести от уведомительно-предупредительной к принудительно-досудебной форме взыскания налоговой задолженности.
К уведомительно-предупредительно форме относятся:
- направление уведомления;
-направление требования об уплате налога.
К принудительно-досудебной форме относятся:
- выставление инкассового поручения на счета в банках и электронные денежные средства;
- приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщиков;
- арест имущества в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ;
- взыскание задолженности за счет имущества в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса РФ.
Такая практика в перспективе приведет к усилению тенденций противостояния и массового уклонения от уплаты налогов. Для исправления ситуации авторы предлагают внести изменения в приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469 «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами». Целесообразно перераспределить полномочия в пользу региональных налоговых органов.
На взгляд авторов, полномочия по принятию решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по всем видам налогов следует закрепить за налоговым
Таблица 2
Показатели эффективности взыскания налоговой задолженности в Республике Дагестан за 2009-2012 гг.
Показатель 2009 2010 2011 2012
Вынесено постановлений о наложении ареста на имущество в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ, ед. 7 — 7 16
Общая сумма арестованного имущества, млн руб. 8,9 - 18,6 225,6
Погашено задолженности после ареста имущества в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ, млн руб. 1,2 — 1,7 2,3
Эффективность погашения задолженности, % 13,4 0 9,1 1,0
Направлено постановлений о взыскании задолженности в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса РФ, ед. 1 297 1 793 2 944 3 131
Общая сумма по постановлениям о взыскании задолженности млн руб. 2 178,8 1 699,3 5 673,0 2 857,9
Погашено в результате проведения исполнительных действий, млн руб. 297,4 239,0 296,8 209,8
Эффективность погашения задолженности, % 13,6 14,0 5,2 7,3
Находилось дел в процедурах банкротства на сумму, млн руб. 536,5 1 574,8 3 389,7 3 459,3
Погашено задолженности в ходе дел о несостоятельности (банкротстве), млн руб. 50,7 190,5 28,2 88,9
Эффективность погашения задолженности, % 9,4 12,1 0,8 2,5
Направлено требований об уплате налога, сбора, пени и штрафа, ед. 43 995 48 496 60 126 79 640
Общая сумма по требованиям об уплате налога, сбора, пени и штрафа, млн руб. 6 536,7 7 177,2 10 400,9 6 154,6
Погашено задолженности после направления требований об уплате налогов и сборов, пени и штрафов, млн руб. 2 115,6 2 227,4 1 596,0 939,5
Эффективность погашения задолженности, % 32,3 31,0 15,3 15,2
Выставлено инкассовых поручений, ед. 33 881 25 692 27 728 26 874
Общая сумма по инкассовым поручениям, млн руб. 2 921,2 2 124,9 7 547,8 2 588,2
Погашено должниками по инкассовым поручениям, млн руб. 896,8 894,9 419,7 902,2
Эффективность погашения задолженности, % 30,7 42,1 5,5 34,9
органом, где состоит на учете налогоплательщик. При этом договор залога имущества и заключение независимого оценщика по нему направлять в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по субъекту РФ. Одновременно предусмотреть механизм ответственности за принимаемые решения.
По результатам анализа деятельности налоговых органов по взысканию налоговой задолженности сделан вывод о необходимости более тесного взаимодействия налоговых органов со службой судебных приставов, в первую очередь в рамках ст. 47 Налогового кодекса РФ.
Учитывая, что подавляющая часть сумм задолженности, приостановленной к взысканию в процедурах банкротства, приходится на конкурсное производство (свыше 98%), налоговые органы должны тщательно анализировать финансовое положение должников на предмет наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства в действиях руководства или собственников. Для этого было бы целесообразно привлекать и экспертов.
При применении института банкротства налоговые органы должны решать следующие задачи:
- ликвидация неэффективных производств;
- оказание консультативной и методической помощи в реструктуризации налоговой задолженности (через мировое соглашение) социально значимых организаций;
- применение исчерпывающего комплекса мер по полному взысканию налоговой задолженности совместно со службой судебных приставов в рамках ст. 47 Налогового кодекса РФ.
Эффективное налоговое администрирование и принятие всего комплекса мер по взысканию нало-
говой задолженности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, являются главным резервом снижения дотационности бюджета Республики Дагестан и ликвидации его дефицита. По мнению авторов, этого можно добиться без увеличения налоговой нагрузки, а исключительно за счет эффективного взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами власти, в первую очередь -со службой судебных приставов, органами МВД и муниципальными образованиями.
В сложившихся условиях проблема роста налоговых доходов в Республике Дагестан заключается не столько в повышении эффективности налогового контроля, сколько в принятии мер по регулированию и взысканию начисленной задолженности.
Постановка задачи в такой плоскости требует серьезных корректировок и координации работы органов власти республики, прежде всего в сфере информационного обмена и взаимодействия с федеральными органами власти. С другой стороны, для решения данной проблемы необходимо также пересмотреть сложившуюся практику взаимодействия самих федеральных органов власти, представленных в республике.
Список литературы
1. Гираев В.К. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам: курс лекций. Махачкала: ИПЦ ДГТУ. 2011. 108 с.
2 . Перонко И.А., Горелко А.И. Теория и история налогообложения. Краснодар: Феникс-2000. 2008. 512 с.
3. URL: http://www.consultant.ru/.
4. URL: http://www.nalog.ru/.
5. URL: http://www.r05nalog.ru/.
Regional economics: theory and practice Budgetary regulation
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF TAX DEBTS COLLECTION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Basir Kh. ALIEV, Madina D. EL'DARUSHEVA
Abstract
The article notes that the tax authorities of the Republic of Dagestan considerably improved efficiency of debt repayment on all forms of collecting, including
bankruptcy procedures . The efficient tax administration and adopting a set of measures for collecting tax debts provided for by the Tax code of the Russian Federation are the main reserve to reduce the dependence on
subsidies of the budget of Dagestan and the elimination of its deficit The authors prove that this can be achieved without increasing the tax burden, through comprehensive development of tax administration, including management measures and debt collection
Keywords: tax debt, arrears, tax audit, sanctions, collection orders
References
1. Giraev V. K . Restrukturizatsiya zadolzhennosti po nalogam i sboram [Restructuring debts for taxes and duties: a course of lectures]. Makhachkala, Dagestan State Technical University Publ., 2011, 108 p.
2. Peronko I.A., Gorelko A.I. Teoriya i istoriya nalogooblozheniya [Theory and history of taxation]. Krasnodar, Feniks-2000 Publ., 2008, 512 p.
Basir Kh. ALIEV
Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation [email protected]
Madina D. EL'DARUSHEVA
Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation dagmadina2@gmail . com