Т.В. Федосова
НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Важнейшая функция государства состоит в создании экономической системы, стимулирующей инновационно-производственные процессы в предпринимательских структурах. Создавая определенные льготы предпринимателям в области инноваций, государство поступает как разумный кредитор, вкладывающий средства в очень эффективное мероприятие с коротким сроком окупаемости инвестиций и постоянно возрастающим эффектом. Государственная экономическая система стимулирования инновационной деятельности включает следующие основные подсистемы: финансирования (бюджетного и коммерческого), финансово-кредитную, налоговую и некоторые другие, которые создают привлекательность этого вида деятельности и значительно повышают экономическую устойчивость инновационных предприятий. Ввиду венчурного характера инновационно-инвестиционной деятельности система должна использовать многообразие источников и форм поддержки и применять их дифференцированно, с учетом того, что инновационные и инвестиционные процессы являются следствием как индивидуальной политики каждого предприятия, так и общественных потребностей.
Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке [3].
К этой деятельности относится, в частности, совокупность или сочетание следующих направлений научно-технических и посреднических работ:
• организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;
• проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;
• патентно-лицензионная деятельность [3].
Схема инновационного процесса представлена на рис. 1.
В развитых странах принято считать проблемы освоения инновационных технологий первостепенными, поэтому проводятся работы по созданию единой базы данных, концентрации финансов на ключевых направлениях, поддержке малых и средних предприятий, внедряющих у себя инновации. Такие предприятия имеют существенные налоговые льготы, для них создается надлежащий налоговый климат, стимулируется обучение их работников. Таким образом, инновации в развитых странах мирового сообщества являются экономическим двигателем роста этих стран и основой их благополучия.
Рис. 1. Схема инновационного процесса
Налоговые меры, примененные в западных странах, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них. С учетом этих результатов представляется интересным детально проанализировать механизмы, применяемые в различных странах.
Наиболее часто применяемой в мире формой особого налогообложения затрат на НИОКР является налоговый кредит, при котором или процент затрат фирмы на НИОКР, или процент дополнительно (например, по сравнению с прошлым годом) затраченных средств на НИОКР могут непосредственно вычитаться из задолженности фирмы по налогу. Упрощенно говоря, цель особого налогообложения затрат на НИОКР состоит в том, чтобы путем снижения фактических предельных издержек на НИОКР активизировать частные усилия в области НИОКР. В Японии, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Корее налоговое законодательство предусматривает возможность стопроцентного вычета из облагаемого налогом дохода сумм, идущих на финансирование текущих издержек по НИОКР и инвестиций на оборудование для НИОКР. В Австралии 150 % затрат на НИОКР могут вычитаться из облагаемого налогом дохода.
Широко практикуется создание технопарков, инкубаторов технологий и аналогов им. Привлекательность функционирования фирм в технопарках обеспечивается льготами по аренде земли (до 1/3 против реальной стоимости), бесплатной связью, фактически бесплатной инфраструктурой, возможностью безвозмездно получать в пользование помещения, оборудование на 2-3 года, в течение которых проект должен быть отработан.
Значительные средства выделяются государством на трансферты технологий. Для оплаты специалистов предусмотрены кредиты, до 50 % которых — безвозвратные.
Интересной формой поддержки трансферта технологий является система, когда ссуда на создание малого предприятия (беспроцентная) выделяется физическому лицу; это может быть (и часто это именно так) известный, зарекомендовавший себя способным организатором в прошлом, пенсионер. Условием возврата ссуды является успешная реализация проекта.
В Бельгии инновационный процесс стимулируется так называемой кластерной политикой: своего рода единение институтов и предприятий. При этом в процесс трансферта технологий вовлекаются и ученые, и студенты. Малым предприятиям, участвующим в инновационном процессе, по федеральному закону налог может снижаться на 110 %. Во Фландрии существует закон об инвестициях, согласно которому бюджетные средства для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ. Из научно-технического бюджета до 150 млн евро предусматриваются на продвижение результатов в промышленность. Стимулами
инновациям в компаниях являются и беспроцентные кредиты, и субсидии, размер которых может достигать 25 % стоимости.
Научно-техническая деятельность в Российской Федерации характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12 % от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции доля России оценивается лишь в 0,3 %, в то время как доля США составляет 36 %, Японии - 30 % [1].
Учитывая вышеперечисленные факты, можно сделать вывод, что если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает программы с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правовое (в том числе налоговое) поле инноваций и механизмы его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть в зависимость от внешних технологий.
Рис. 2. Налогообложение инвестирования инноваций
Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные ограниченные средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала. Механизмы взаимодействия НИИ и заводов, так необходимые для перевода экономики на инновационные рельсы, встречают противодействие со стороны государства. Рассмотрим стандартную ситуацию, при которой завод заключает договор с НИИ на предоставление прав интеллектуальной собственности, оценка налоговых изъятий представлена на рис. 2.
Действительно, завод платит по такому договору (роялти) из чистой прибыли после налогообложения, т.е. предварительно теряет 24% от вырученных для этой цели средств. Институт, получая роялти, тоже отдает 24%, так как по дейст-
вующему законодательству это - налогооблагаемая прибыль. Кроме того, НДС к уплате в бюджет - 18 %. Итого сумма пунктов налоговых изъятий при попытке самофинансировать инновационный процесс через механизм лицензионных платежей составляет 66 %. Несмотря на декларации о важности инновационного пути развития, Налоговый кодекс ухудшил стимулирование инноваций, отобрав у научных организаций льготу по налогу на имущество. Инвестиционной льготы на техническое перевооружение нет у всех субъектов, включая заводы и НИИ.
Государственная поддержка инновационных процессов, по сути, имитируется. Исключением в этом отношении является установленный первой частью Налогового кодекса инвестиционный кредит, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплате суммы кредита и начисленных процентов. Основанием для получения инвестиционного налогового кредита являются:
• проведение НИОКР или технологического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения;
• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
• выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Это не очень выгодный, но существующий случай реального стимулирования инновационного процесса в Российском законодательстве.
Еще одна льгота инвесторам - вариант уменьшения облагаемой прибыли на суммы, направленные предприятиями на проведение НИОКР, но не более 10 % в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли [1].
Анализ налогообложения инновационной деятельности в ряде стран и оценка современного состояния налогообложения российской инновационной деятельности позволило высказать соображения о налоговом аспекте инновационной деятельности в России.
Основным направлением совершенствования налоговой политики в Российской Федерации в области науки должно стать обеспечение «равновесия» в государственном стимулировании деятельности как научных организаций, так и производственных предприятий наукоемких высокотехнологичных отраслей, а также инвесторов, предоставляющих услуги преимущественно в научно-технической и инновационной сфере. Задачей должно стать повышение инновационной активности и структурная перестройка экономики в целом и, как результат, количественное увеличение субъектов налогообложения и их налогооблагаемой базы. Для этого необходимо:
1. Максимальное освобождение от налогообложения налогоплательщиков, осуществляющих деятельность преимущественно в области обеспечения национальной безопасности государства, в том числе фундаментальных исследований, оборонных разработок, охраны окружающей среды и содержания государственных эталонов (критические приоритеты). Для иных налогоплательщиков, инвестирующих средства в данные сферы (банки, фонды, страховщики и т.д.), при исчислении налога на прибыль следует исключить из налогооблагаемого дохода расходы на НИОКР и трансфер технологий в размере не менее 150 % (в полуторном размере по отношению к фактически осуществленным).
2. В отношении налогоплательщиков, осуществляющих техническую и производственную деятельность, способную изменить сложившееся разделение труда на мировом рынке в пользу России (прорывные приоритеты), а также направленную на импортозамещение, в том числе высокотехнологичные предприятия, обеспечивающие создание новых рабочих мест (социально ориентированные приоритеты), необходимо предусмотреть:
а) освобождение от налога на прибыль доходов, направляемых на освоение в производстве новых видов техники и материалов на 100-120 % от фактических затрат;
б) предоставление льготного инвестиционного налогового кредита на 3-5 лет и 1-2 года соответственно;
в) освобождение от налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин импортируемого оборудования, сырья, материалов, лицензий, ноу-хау, необходимых для реализации инвестиционных проектов, не составляющих конкуренцию отечественным производителям по прорывным приоритетам, либо понизить налоги на 50-75 % по социально ориентированным приоритетам;
г) предоставление налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сфере материального производства, права учитывать расходы на НИОКР, подготовку и освоение производства не как разовые затраты, а как расходы будущих периодов и вычитать их из доходов в течение планируемого срока освоения, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (определив при этом санкции при его нарушении);
д) изменение порядка применения ускоренной амортизации научного и технологического оборудования, исходя при определении амортизационного срока из морального, а не из физического износа;
е) исключение при исчислении налога на имущество из налогооблагаемой базы налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере материального производства, стоимости машин, оборудования, опытных образцов, макетов и других изделий, переданных (в том числе временно) для испытаний и экспериментов или безвозмездно переданных научной организации в процессе выполнения договора (заказа) на создание научно-технической продукции в соответствии с его условиями.
Цель действия налоговой системы - не только формирование государственного бюджета, но и проведение государственной воспроизводственной политики, которая без создания предпринимательским структурам определенных условий проводиться не будет, т.е. она призвана выполнять функции не только фискальные, но и регулирующие инновационно-инвестиционные процессы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лесков Л.В. Потенциал российской науки. Проблемы и пути его эффективного использования // Материалы проекта FinRus 9804 Европейского Союза, Инновационные центры и наукограды.- М., 2001.
2. Кулагин А.С. Законодательная база научно-технического и инновационного развития в России и странах ЕС. Проект ЕтЯш 9804 Европейского Союза, Инновационные центры и наукограды РФ.- М., 2001.
3. Письмо Минфина РСФСР от 14.05.91 № 16/135В «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности», Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19.04.91 № 14-448.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.