Научная статья на тему 'Инструменты налоговой политики в условиях инновационного типа экономического развития'

Инструменты налоговой политики в условиях инновационного типа экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГ ФАКТОРОВ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петечел Татьяна Александровна

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетных направлений социальноэкономического развития предусматривается переход от экспортносырьевой к инновационной модели экономического роста. Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию и в устранении препятствий для предложения инноваций. Международный опыт и российская практика инновационной деятельности и ее налогового стимулирования рассматриваются в рамках данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OOLS OF A TAX POLICY IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE TYPE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The concept of social and economic development of the Russian Federation till 2020 one of priority directions of social and economic development provides transition from export-raw to innovative model of economic growth. The role of tax system in support of innovative activity consists in creation of conditions for demand for innovative production and in removal of obstacles to offer еру innovations. The international experience and the Russian practice of innovative activity and of tax stimulation are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Инструменты налоговой политики в условиях инновационного типа экономического развития»

УДК 336.2

Т. А. Петечел1

ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетных направлений социальноэкономического развития предусматривается переход от экспортносырьевой к инновационной модели экономического роста. Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию и в устранении препятствий для предложения инноваций. Международный опыт и российская практика инновационной деятельности и ее налогового стимулирования рассматриваются в рамках данной статьи.

Ключевые слова: концепция долгосрочного социально — экономического развития, инновации, инновационная модель экономического роста, показатели инновационной деятельности, международный опыт и российская практика налогового стимулирования, налоговые стимулы к инновационной деятельности, рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 — 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Это достигается путем перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, который требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и

1 © Татьяна Александровна Петечел, доцент кафедры налогов и налогообложения Института менеджмента и бизнеса Дальневосточного федерального университета, ул. Октябрьская, 27, г. Владивосток, Приморский край, 69G6GG, Россия, E-mail: [email protected]

инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции.

Основными показателями достижения данной цели являются следующие:

- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 15 процентов в 2010 году и до 40 — 50 процентов в 2020 году (в 2007 году — 13 процентов);

- доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5 — 10 процентов в 5 — 7 и более секторах к 2020 году;

- удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 процентов в 2020 году (в 2007 году — 0,3 процента);

- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 — 20 процентов в 2020 году (в 2007 году — 10 — 11 процентов);

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6 — 7 процентов в 2010 году и до 25 — 35 процентов в 2020 году (в 2007 году — 5,5 процента);

- внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 — 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2007 году — 1,1 процента), из них больше половины — за счет частного сектора.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях экономики, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.

Вместе с тем, «в то время как другие страны наращивают свой научный потенциал, Россия едва удерживается на имеющемся уровне, и даже скатывается назад в областях, в которых она была исторически сильна — в таких, как физика и изучение космоса», — считает один из авторов исследования ТЬошБОп Яе^еге Джонатан Адамс. В докладе отмечено, что в 2007 году бюджеты самых престижных российских научноисследовательских организаций составляли не более 3-5% от бюджетов сравнимых по размеру американских институтов, а средний возраст члена

Российской академии наук превышает 50 лет. Согласно опросу 2006 года, лишь 1% россиян считают работу ученого престижной.1

Среди стран БРИК Россия занимает худшие позиции в инновационной деятельности. Есть явное разграничение в инновационной сфере между вкладываемыми ресурсами и отдачей, в то время как частный сектор не заинтересован во взаимодействии с научными кругами в госсекторе. Текущие проблемы усугубляются отрицательной демографической динамикой, что приводит к «старению» персонала в сфере исследований и разработок (Я&Б). Инновации в реальности не рассматривались как путь к выходу из кризиса, госрасходы на исследования и разработки были сокращены в 2009 году на 30%.2

По данным Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За десять с небольшим лет наша страна переместилась во вторую сотню. В СССР в 1991 г. было подано 190 тысяч заявок на изобретения. В настоящее время эта цифра сократилась до 22 тысяч. По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических инноваций. В конце 80-х годов таких предприятий было 60-70%. Инновационная продукция в России составляет менее 1% ВВП, этот же показатель в Финляндии — более 30%, в Италии, Португалии, Испании — от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает

0,3 — 0,5 %. Для сравнения: доля США — 36 %, Японии-30 %, Г ермании — 17 %, Китая — 6 %.3

Продолжает устаревать производственная база ключевых отраслей, износ основных фондов в большинстве из которых превышает 70%. Наиболее прибыльные высокотехнологичные сегменты национального хозяйства представляют собой по большей части «рудименты» советской эпохи. Велико отставание и в других, критически важных с точки зрения НТР областях — информационных технологиях, биотехнологиях, производстве новых материалов и др. Качество подготовки в большинстве ВУЗов России не соответствует требованиям инновационной экономики.

1 иКЬ:Ь11р://’№№^тпоуасуа.га/тпоуасп-у-гоззп/

2 ИКЬ: ЬИр://’№№^Ь1ш.га/аг11с1ез/2009/12/17/тпоуасп-у-гоззп-1-ёг^1Ь-з1гапаЬ-Ьпк.Ь1ш1

3

Инновационная политика и инновационный бизнес в России /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму, №15 (146)- 2001 . ЦКЬ:

http://www.budgetrf.ru/Pub1ications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf146-15/vestniksf146-

15070.htm

Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США — 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП. Сегодня бюджет одного хорошего западного университета равен бюджету всей РАН. Численность занятых в научном секторе планируется к сокращению с 788,5 тыс. чел. (2007 год) до 754,1 тыс. чел. в 2010 году. Продолжение деградации научного потенциала страны привело к тому, что Россия остается единственной крупной страной в мире с сокращающейся численностью ученых.

Таблица 1

Показатели инновационной деятельности российских организаций в

2006 -2007 гг.

Количество организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации Объем инноваций товаров (работ, услут) Затраты на технологические инновации

число к % от общего числа организаций млн. руб. в % от общего объема оггруженны х товаров (работ, услут) млн. руб. в % от общего объема отгруженны х товаров (работ, услуг)

2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007

Российская Федерация 3285 3339 17.9 17.9 777458 2 958928 ,80 7.4 6.5 211392 ,6 234057 ,7 2.1 1=8

В 1.4. Приморски й край 14 19 4.4 6.8 2333,1 880,1 4,24 1,4 208,0 162.5 0,4 0,3

Источник: Индикаторы инновационной деятельности: 2009 г.

Статистический сборник, М., ГУ-ВШЭ, 2009.

иЯЬ: http://www.gks.ги/ёое_2009/паика/тё_тпоу2009.рё/

Приведенные в статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности» данные инновационной деятельности в регионах свидетельствуют о самом низком удельном весе организаций Приморского края, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации в общем количестве организаций как в ДВФО, так и в целом по РФ (табл.1). Причем, в большинстве из них (71,4%), инновационная деятельность связана с приобретением машин и оборудования. Затраты на технологические инновации финансируются на 91.9 % из собственных средств инноваторов, на 8.1% — за счет средств бюджета субъектов и местных бюджетов.

Рейтинг факторов, сдерживающих осуществление инноваций в РФ, позволяет условно разделить их на две основные группы — экономические

и производственные.1 На пути реализации нововведений инноваторы сталкиваются, прежде всего, с экономическими трудностями. К числу наиболее весомых из них на протяжении всех последних лет относится недостаток собственных денежных средств — его рейтинг, по оценкам самих предприятий, достигает 2.3 (рис. 1). Среди тормозящих

инновационную деятельность факторов организации отмечают также недостаточную финансовую поддержку со стороны государства (рейтинг 2.1), высокую стоимость нововведений (рейтинг 2.2) и высокий экономический риск (рейтинг 1.9). В составе факторов производственного характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство инноваторов вызывает их собственный низкий инновационный потенциал (рейтинг 1.8), определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью организаций к освоению новейших научно-технических достижений.

Рис. 1 — Рейтинг факторов, препятствующих инновационной

деятельности в РФ

Недостаток информации о новых технологиях (рейтинг 1.5) и рынках сбыта (рейтинг 1.4), возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (рейтинг 1.4) — все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва сложившихся в

1 Методологические аспекты инновационного развития России. Проектно-аналитическая записка по итогам работы КИР за 2009 год.

URL:/http://www.perspektivy.mfo/ras/gos/metodologicheskije_aspekty_mnovacюnnogo_razvi й] a_rossii_2010-02-19.htm

доперестроечные времена производственно-экономических и

информационных связей.1

Решение концептуальной задачи по обеспечению перехода к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития требует поддержания макроэкономической стабильности путем осуществления мер по ряду приоритетных направлений, одно из которых состоит в усилении «стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции».

Анализ международного опыта и российской практики налогового регулирования инновационной деятельности показывает, что в настоящее время для России еще не характерен комплексный подход к формированию действенных стимулов инновационной деятельности, а существующие нормы (положения) налогового законодательства применительно к данной сфере малоэффективны. В России фактически происходит налоговое дестимулирование инноваций, что характерно и для некоторых государств Западной Европы. Сопоставление России с другими странами ВЫС (Бразилия, Россия, Индия, Китай) по используемым в мировой практике показателям В-тёех (показывает, каков удельный вес собственных финансовых ресурсов организации в единице расходов на инновации) и налоговых субсидий на инновационную деятельность (свидетельствует о степени участия государства в инновациях путем предоставления хозяйствующим субъектам налоговых преференций), показывает, что у нас имеются наихудшие налоговые условия для инноваций.2

В западных странах еще с 1950 — 1960 гг. активно применялась система налоговых льгот, позволявших бизнесу наращивать инвестиции в основной капитал и увеличивать собственные расходы на НИОКР. Сегодня в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, — от исследовательского и инвестиционного налогового кредита до целевых инвестиционных и инновационных налоговых льгот, предоставляемых под выполнение важных заказов, программ и проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства. В США к расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль относят и стоимость переданных безвозмездно объектов интеллектуальной собственности (патентов) в пользу университетов и других некоммерческих

1 Индикаторы инновационной деятельности: 2009 г. Статистический сборник, М., ГУ — ВШЭ, 2009. иЯЬ: http://www.gks.ru/doc_2009/nauka/ind_innov2009.pdf

2 А. С. Кизимов. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности// «Финансы». — 2008.-№7.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

организаций. Допустимая величина безвозмездной передачи при этом ограничивается 10% от налогооблагаемой прибыли компании. Аналогичная практика существует в Австрии и Мексике.

В России в настоящее время потребность в развитии инновационного типа экономики, новые аспекты в социально-экономических процессах (демографический спад, затем рост, преобразования в системе образования, медицины и т.п.), повышение качества контрольной деятельности налоговых органов заставили пересмотреть негативную оценку налоговых льгот на более взвешенную. Поддержка инноваций с помощью инструментов налоговой политики должна быть реализована по двум направлениям:

- поддержка спроса на инновации (создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок);

- поддержка предложения инноваций (создание стимулов для эффективной деятельности организаций, формирующих предложение инновационных разработок).

В российской практике в качестве налоговых стимулов к инновационной деятельности следует рассматривать механизм ускоренной амортизации основных средств, ускоренное списание затрат на НИОКР при налогообложении прибыли (в течение 1 года), введение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в расходах по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено по более чем 120 — направлений исследований (налоговые субсидии), а также освобождение от уплаты НДС операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (по Перечню, утверждаемому федеральным Правительством). В 2008 г. были введены льготные условия принятия расходов на НИОКР в целях налогообложения прибыли. Согласно ст. 262 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право равномерно списывать расходы на НИОКР в течение 1 года (ранее — в течение 3 лет) в состав прочих расходов, уменьшая, таким образом, налогооблагаемую прибыль. При этом расходы, содержащиеся в утвержденном Правительством РФ Перечне (Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988), могут вычитаться с применением повышающего коэффициента 1,5 как затраты на приоритетные НИОКР. Расходы налогоплательщика в форме отчислений в Российский фонд технологического развития, а также другие отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР признаются научно-исследовательскими расходами и могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в объеме до 1,5% от валовой выручки налогоплательщика. Вместе с тем, по заявлению министра экономического развития Э. Набиуллиной на заседании Правительственной комиссии 27.12.2009 из-за отсутствия четких критериев отнесения НИОКР к приоритетным данная налоговая льгота в реальной фискальной практике не применяется.

- 33 -

Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

С 1 января 2008 г. освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также прав на их использование на основании лицензионного договора. Такая льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т. п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности. Вместе с тем, такая льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы РФ, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.1

Инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный ст. ст. 66 и 69 Налогового кодекса РФ, по своей сути отличается от налогового кредита на НИОКР в зарубежных странах. При этом различают абсолютный налоговый кредит, который представляет собой вычет полной суммы осуществленных затрат на НИОКР из суммы налога на прибыль, а также приростной налоговый кредит, который связан с вычетом из суммы налога на прибыль

1 Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности// Налоги (газета).- 2009. — № 48. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

по итогам года не всей суммы затрат на НИОКР, а только ее прироста по сравнению с базовым периодом.

Международный опыт показывает, что предоставление налогового кредита в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР стимулирует компании к более активному наращиванию этих затрат. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается и тенденция отказа государства от предоставления налоговых кредитов, связанных с динамикой роста объемов затрат на НИОКР, и перехода к кредитам, основанным на конечном объеме расходов на НИОКР. Это связано и с тем, что при предоставлении налоговых кредитов, базирующихся на конечном объеме затрат на НИОКР, существует возможность прогнозирования налоговых потерь для бюджетной системы. Кроме того, предоставление налоговых льгот связано с определенными рисками, обусловленными неправомерным их использованием. В Германии, например, в середине 1990-х годов были отменены налоговые кредиты в связи с имевшими место злоупотреблениями ими.

В отличие от мировой практики, где инвестиционный кредит трактуется как единовременный вычет из налогооблагаемой базы, Налоговый кодекс РФ трактует эту льготу как отсрочку платежа с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Однако практика показывает, что использование данных налоговых льгот неэффективно: суммы расходов на НИОКР в составе общих расходов предприятий, организаций весьма незначительны и составляют от 0,5 до 2%; инвестиционная премия по отношению к общему объему инвестиций в основной капитал также варьируется в диапазоне от 0,8 до 2,2%; в целом же, суммы, направляемые на научные исследования и разработки в российской экономике, минимальны — около 1,5% ВВП (рассчитано по данным Росстата, http://www.gks.ru). С сентября 2010 г. увеличен размер инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 % стоимости оборудования для НИОКР, технического перевооружения или осуществления инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

В российском законодательстве установлены специальные правила амортизации оборудования, позволяющие использовать специальный коэффициент не выше 3 к основной норме в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. С 2006 г. в качестве инвестиционной льготы была введена амортизационная премия — право организации единовременно списывать в расходы отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости, а с 2009 г. — не более 30% для оборудования со сроком полезного использования от 3 до 20 лет. Однако выгода от использования амортизационной премии действует, по сути, как отсрочка по уплате НП, так как уменьшенная единовременно сумма амортизационных

отчислений не позволяет организации в течение последующего срока эксплуатации оборудования снижать налогооблагаемую базу. Поэтому далеко не все налогоплательщики стремятся воспользоваться данной льготой. При этом ряд зарубежных стран практикует списание капитальных затрат на НИОКР в год приобретения основных средств.1

Российские эксперты высказываются за возрождение такого вида налоговой льготы, как налоговые каникулы по налогу на прибыль для организаций инновационного типа. Целесообразность использования данной льготы обусловлена тем, что именно на старте своей деятельности организации инновационного типа испытывают финансовые затруднения. Налоговое бремя для них велико именно в первые годы существования. В последующем сама суть организации инновационного типа предполагает, что практическое использование инноваций обеспечит высокую прибыльность хозяйственной деятельности и уплачиваемые суммы налоговых платежей не будут столь обременительны.

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. Абзацем 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытноконструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. По налогу на имущество организаций и земельному налогу налоговые каникулы установлены сроком на 5 лет (п.17 ст. 381 и п. 9 ст. 395 НК РФ). По транспортному налогу резидентам ОЭЗ в отдельных регионах ставки значительно снижены, в других — предоставлены налоговые каникулы.

Перспективным механизмом привлечения инвестиций в инновационную деятельность является создание эндаумент-фонда. Эндаумент — это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило, общественно-значимые. Создание эндаумент-фондов в российских условиях целесообразно через механизм целевого капитала, порядок реализации которого установлен Федеральным законом № 275-ФЗ от 30.12.2006г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

1 Караваева, И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита// «Финансы».-2010.- №1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

Налоговый режим для эндаумент-фондов следующий: передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала не облагается НДС, а доходы в виде денежных средств, полученных на формирование целевого капитала, доходы от доверительного управления целевым капиталом и доходы от использования целевого капитала не подлежат налогообложению налогом на прибыль.

Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. предусмотрены и дополнительные меры поддержки инноваций, в том числе:

- расширение льготного (1,5-кратное списание расходов) Перечня НИОКР, совершенствование администрирования данной льготы, в том числе через формирование перечня научных организаций, уполномоченных давать заключение налоговым органам о соответствии проводимых компаниями НИОКР льготному Перечню;

- предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности;

- установление сроков амортизации для нематериальных активов, непосредственно используемых в научно-технической и производственной деятельности (изобретения, полезные модели, патенты и т.д.) по выбору компании: от 2 до 10 лет или на основании имеющихся документов;

- поддержка через институты развития, федеральные целевые программы создания «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных и крупнейших корпораций, включая компании с госучастием.

Дополнительно к вышеуказанным мерам в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов рассматривается возможность сохранения (до 2020 г.) пониженных ставок страховых взносов (14%) в государственные внебюджетные фонды в тех сферах, где в большей степени концентрируются разработки новой продукции, для резидентов технико-внедренческих особых зон, разработчиков и экспортеров программных средств, малых инновационных предприятий при вузах, проектных (инжиниринговых) организаций; уточняются критерии предприятий, которые будут относиться к сфере производства и инновационной деятельности; освобождение от налогообложения налогом на имущество энергоэффективного оборудования сроком до трех лет с начала эксплуатации и оборудования, используемого для создания научно — технической продукции для стимулирования массового внедрения такого нового оборудования; передача полномочий по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, поступающих в региональные бюджеты на уровень субъектов РФ; освобождение организаций в области

науки и образования от налога на прибыль.1 Предполагается также разрешить организациям создавать резервы под предстоящие расходы на НИОКР; создать специальные инспекции для инновационных организаций, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам.

Вместе с тем, введение таких льгот должно основываться на тщательном анализе последствий от него, прежде всего с позиции достаточной эффективности для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и объемов потерь для бюджетной системы. Кроме того, необходимо считаться с возможными налоговыми злоупотреблениями, связанными с использованием данных преференций (в Германии, например, в середине 1990-х годов были отменены налоговые кредиты в связи с имевшими место злоупотреблениями ими). Необходимы качественные изменения в системе налогообложения, направленные на активизацию регулирующей (стимулирующей) роли того ее сегмента, который обеспечит повышенную для хозяйствующих субъектов инвестиционную привлекательность инноваций; любое облегчение налогового бремени экономики следует увязывать с инвестиционной и инновационной активностью бизнеса. Налоговый механизм стимулирования инвестиционной активности бизнеса должен быть направлен на качественные изменения в структуре российской экономики, опережающее развитие обрабатывающих производств, придание экономике инновационного характера, на повышение сравнительной экономической привлекательности инновационной деятельности как направления инвестирования свободных ресурсов экономическими субъектами.

1. Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования

инновационной деятельности// Налоги (газета). — 2009. — № 48. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

2. Инновационная политика и инновационный бизнес в России /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму, №15 (146) — 2001. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf146-

15/vestniksf146-15070. htm

3. Индикаторы инновационной деятельности: 2009 г. Статистический

сборник, М., ГУ — ВШЭ, 2009. URL:

/ http ://www.gks.ru/doc_2009/nauka/ind_innov2009.pdf

1 Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

4. Караваева, И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита// «Финансы».-2010. — №1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

5. Кизимов А. С Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности // «Финансы».-2008. — №7. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08 №1662—р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

7. Методологические аспекты инновационного развития России.

Проектно-аналитическая записка по итогам работы КИР Института философии РАН за 2009 год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL:/http://www.perspektivy.info/rus/gos/metodologicheskije_aspekty_innovacio nnogo_razvitij a_rossii_2010-02-19.htm

8. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.

9. Рогов.С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? // Независимая газета. -22.01.2010

10. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

11. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. [Электронный ресурс].

— Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

12. Обзор изменений и перспективы налоговой политики России // «Налоги и налогообложение». — 2010. — N 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru — БД «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.