Научная статья на тему 'Налоговая система Российской Федерации как правовой институт'

Налоговая система Российской Федерации как правовой институт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1145
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ / КОНСТИТУЦИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГИ / ПРИНЦИПЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LAWS / THE CONSTITUTION / TAX SYSTEM / TAXES / PRINCIPLES / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуров А. А.

в статье проанализировано основное содержание понятия «налоговая система», рассмотрены конституционно-правовые принципы, лежащие в основе ее формирования, исследованы особенности их закрепления в Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax system of the Russian Federation as legal institute

In article the basic maintenance of concept «tax system» is analysed, konstitutsionno-legal principles, its underlying formations are considered, features of their fastening in the Constitution of the Russian Federation are investigated.

Текст научной работы на тему «Налоговая система Российской Федерации как правовой институт»

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Гуров А.А., аспирант, РАГС при Президенте РФ.

Аннотация: в статье проанализировано основное содержание понятия «налоговая система», рассмотрены конституционно-правовые принципы, лежащие в основе ее формирования, исследованы особенности их закрепления в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: законы, конституция, налоговая система, налоги, принципы, правовое регулирование.

TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS LEGAL INSTITUTE

Gurov A., Place of study: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation.

Summary: In article the basic maintenance of concept «tax system» is aanlyysd, koostitutsioono-legal principles, its underlying formations are considered, features of their fastening in the Constitution of the Russian Federation are investigated.

Keywords: Laws, the constitution, tax system, taxes, principles, legal regulation.

Понятие «налоговая система» является основополагающим при исследовании различных аспектов налогообложения Российской Федерации. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах ряда зарубежных государств, в российской юридической науке данное понятие до сих пор не обрело единого понимания, а потому не имеет легальной дефиниции.

В законодательстве Российской Федерации только однажды была предпринята попытка дать определение налоговой системы. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 2, ч. 2) определял налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Данное определение неоднократно подвергалось критике со стороны многих ученых и юристов-практиков [4, 12]. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26 ноября 2008 г.) в ст. 1 (п. 2) определяет предмет правового регулирования данного нормативного правового акта следующим образом: «... кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации...».

Таким образом, понятие «налоговая система» шире, чем понятие «система налогов и сборов», в свою очередь, последняя является элементом налоговой системы. Следуя логике системного анализа, а также основываясь на предложенном Ю.А. Тихомиро-

вым понятии «центр правовой системы» [14], следует констатировать, что система налогов и сборов представляет собой центральный элемент налоговой системы государства.

Таким образом, налоговую систему современного государства можно определить как совокупность взаимосвязанных правоотношений, направленных, с одной стороны, на аккумулирование денежных средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондов государства для осуществления финансирования его основных функций, а с другой - на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Элементами налоговой системы являются:

система налогов и сборов как совокупность обязательных платежей, взимаемых в бюджеты различных уровней, установленных и действующих в настоящее время на определенной территории;

налогоплательщики и их представители, с одной стороны и налоговые органы государства - с другой;

система налогообложения, которая, в свою очередь, включает в себя порядок установления, введения, изменение, отмену налогов и сборов; порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых правоотношений и защиту прав налогоплательщиков и интересов государства.

Налоговая система является сложной динамической системой, а потому, характеризуется целостностью и единством; сущность налоговой системы определяется связанностью элементов, реальными отношениями, взаимодействием компонентов, из которых она образована. Выявление подобных связей важно как для налогового, так и для конституционного права, поскольку именно в этом заключается понимание комплексного характера правового воздействия на налоговые отношения. Поэтому важное значение для юридической науки и практики имеет выявление принципов формирования и функционирования налоговой системы, которые представляют собой ее основание. Их действие распространяется как на взаимосвязь между отдельными элементами налоговой системы, так и на всю налоговую систему в целом.

Полагаем наиболее правильным сформированный российской юридической наукой подход к правовым принципам как к объективно существующим закономерностям развития определенной группы правоотношений [3, 11]. Принципы формирования и регулирования налоговой системы следует определить как закономерности развития правоотношений, складывающихся внутри налоговой системы как сложной динамической целостной системы.

Правовые принципы, получившие закрепление в Конституции государства, обладают признаком нормативности, они аккумулируют наиболее важные социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества (соответственно, конституционно-правовые принципы налоговой системы - наиболее важные закономерности развития налоговой системы). Таким образом, конституционно-правовые принципы налоговой системы -это закрепленные в Конституции и/или вытекающие из нее объективные закономерности функционирования и развития налоговой системы государства, имеющие высшую степень обобщенности и значимости правовых требований в налоговой сфере, определяющие ведущее направление и тенденции

Г уров А. А.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

правового регулирования налоговой системы, устанавливая основные начала правотворчества и правоприменения, а также гарантии соблюдения и реализации прав и свобод граждан, основ конституционного строя.

Как правило, в конституциях европейских государств, принятых во второй половине ХХ в., регламентации конституционно-правовых принципов налоговой системы, отводятся целые главы конституций или их разделы, и, прежде всего, в них закрепляются наиболее важные принципы налоговых систем соответствующих государств. Так, например, в Конституции Бельгии 1831 г. (в ред. 2000 г.) содержится специальная часть V «О финансах», где получили развернутое закрепление конституционно-правовые принципы налоговой системы данного государства [9]. В Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 г. основы налоговой системы также закрепляются в главе 3 «Финансовое устройство» [10]. Основной закон ФРГ 1949 г. закрепляет не только принципы построения налоговой системы государства, но и перечень федеральных, земельных и местных налогов и сборов.

В отличие от зарубежных государств, Конституция Российской Федерации 1993 г. не уделила достаточного внимания налоговой системе, отдельные вопросы налоговых отношений закрепляются в ее различных главах. Вместе с тем, как совершенно верно отмечает Н.П. Колдаева, внутренняя согласованность права проявляется в органическом единстве основных принципов регулирования общественных отношений, в конкретизации наиболее общих правовых установлений в конституции государства. Поэтому именно конституционные принципы должны лежать в основе любой отрасли (подотрасли) права, а том числе, в правовом регулировании налоговой системы [8].

В этой связи следует отметить роль Конституционного Суда Российской Федерации в выявлении, формулировании и систематизации конституционных принципов налоговой системы России. Конституционный Суд создает предпосылки, чтобы конкретные нормы и принципы стали реальными факторами общественной жизни. При осуществлении полномочий, закрепленных в ст. 125 Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» он осуществляет толкование конституционных норм и положений налогового законодательства, именно он является тем органом государственной власти, который выявляет «скрытые» конституционно-правовые принципы налоговой системы [3].

К изучению конституционно-правовых принципов налоговой системы следует подходить с позиций системно-структурного анализа. Такой подход предполагает не только выявление конкретных принципов, но и установление взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности между ними, т.е. их классификацию и систематизацию.

Российскими учеными - специалистами, как в области конституционного права, так и налогового права предложен ряд классификаций конституционных принципов налоговой системы [1, 5, 7, 15]. Полагаем более рациональной классификацию конституционных принципов налоговой системы, представленную С.Г. Пепеляевым, в основу которой положен юридический критерием (структура отрас-

ли конституционного права), поскольку конституционные принципы налоговой системы развивают более общие конституционные начала и являются их логическим продолжением. Он выделяет:

а) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя; б) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщика;

в) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма [13].

Следует также иметь в виду, что в структуре конституционного права как отрасли права кроме норм, сгруппированных в подотрасли и институты - институт основ конституционного строя, подотрасль основ правового положения человека и гражданина, институт федеративных отношений, существуют и нормы-принципы, «пронизывающие» всю отрасль конституционного права и имеющие общеправовой характер. Анализ налогового законодательства во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации позволяет выделить следующие общеправовые принципы формирования налоговой системы: а) принцип законности; б) принцип приоритета человека, его прав и свобод; в) принцип гласности;

г) принцип взаимной ответственности государства и гражданина; д) принцип применения мер юридической ответственности только на основании закона и в порядке, установленном законом.

Значение данных общих принципов в системе правового регулирования налоговой системы Российской Федерации велико. Еще в 1997 г. Конституционный Суд указал, что из Конституции Российской Федерации вытекает, что общие принципы налоговой системы относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловливает верховенство общих конституционных принципов формирования и правового регулирования налоговой системы.

Список литературы:

1. Винницкий Д.В. Концепция автономии налогового права и ее влияние на законодательство и судебную практику // Законодательство. 2003. № 5.

2. Гаджиев Г.А. Объективная природа правовых принципов и их учет в хозяйственном законодательстве // Законодательство и экономика. 2004. №5.

3. Гаджиев Г.А. Роль конституционного права и Конституционного Суда должна быть более активна // Юридический мир. 2004. № 11.

4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

5. Демин А. Общие принципы налогообложения // Хозяйство и право. 1998. № 2.

6. Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. № 9.

7. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993.

8. Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. №2.

9. Конституция Бельгии // Конституции государств Европы. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.

10. Конституция Швейцарской Конфедерации // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2003.

11. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.

12. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997.

13. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004.

14. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982.

15. Франк Ф.К. Влияние конституционных принципов налогового права на развитие законодательства о налогах и сборах. // Законодательство и экономика. 2003. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.