НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Гуров А.А., аспирант, РАГС при Президенте РФ.
Аннотация: в статье проанализировано основное содержание понятия «налоговая система», рассмотрены конституционно-правовые принципы, лежащие в основе ее формирования, исследованы особенности их закрепления в Конституции Российской Федерации.
Ключевые слова: законы, конституция, налоговая система, налоги, принципы, правовое регулирование.
TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS LEGAL INSTITUTE
Gurov A., Place of study: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation.
Summary: In article the basic maintenance of concept «tax system» is aanlyysd, koostitutsioono-legal principles, its underlying formations are considered, features of their fastening in the Constitution of the Russian Federation are investigated.
Keywords: Laws, the constitution, tax system, taxes, principles, legal regulation.
Понятие «налоговая система» является основополагающим при исследовании различных аспектов налогообложения Российской Федерации. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах ряда зарубежных государств, в российской юридической науке данное понятие до сих пор не обрело единого понимания, а потому не имеет легальной дефиниции.
В законодательстве Российской Федерации только однажды была предпринята попытка дать определение налоговой системы. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 2, ч. 2) определял налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Данное определение неоднократно подвергалось критике со стороны многих ученых и юристов-практиков [4, 12]. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26 ноября 2008 г.) в ст. 1 (п. 2) определяет предмет правового регулирования данного нормативного правового акта следующим образом: «... кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации...».
Таким образом, понятие «налоговая система» шире, чем понятие «система налогов и сборов», в свою очередь, последняя является элементом налоговой системы. Следуя логике системного анализа, а также основываясь на предложенном Ю.А. Тихомиро-
вым понятии «центр правовой системы» [14], следует констатировать, что система налогов и сборов представляет собой центральный элемент налоговой системы государства.
Таким образом, налоговую систему современного государства можно определить как совокупность взаимосвязанных правоотношений, направленных, с одной стороны, на аккумулирование денежных средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондов государства для осуществления финансирования его основных функций, а с другой - на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Элементами налоговой системы являются:
система налогов и сборов как совокупность обязательных платежей, взимаемых в бюджеты различных уровней, установленных и действующих в настоящее время на определенной территории;
налогоплательщики и их представители, с одной стороны и налоговые органы государства - с другой;
система налогообложения, которая, в свою очередь, включает в себя порядок установления, введения, изменение, отмену налогов и сборов; порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых правоотношений и защиту прав налогоплательщиков и интересов государства.
Налоговая система является сложной динамической системой, а потому, характеризуется целостностью и единством; сущность налоговой системы определяется связанностью элементов, реальными отношениями, взаимодействием компонентов, из которых она образована. Выявление подобных связей важно как для налогового, так и для конституционного права, поскольку именно в этом заключается понимание комплексного характера правового воздействия на налоговые отношения. Поэтому важное значение для юридической науки и практики имеет выявление принципов формирования и функционирования налоговой системы, которые представляют собой ее основание. Их действие распространяется как на взаимосвязь между отдельными элементами налоговой системы, так и на всю налоговую систему в целом.
Полагаем наиболее правильным сформированный российской юридической наукой подход к правовым принципам как к объективно существующим закономерностям развития определенной группы правоотношений [3, 11]. Принципы формирования и регулирования налоговой системы следует определить как закономерности развития правоотношений, складывающихся внутри налоговой системы как сложной динамической целостной системы.
Правовые принципы, получившие закрепление в Конституции государства, обладают признаком нормативности, они аккумулируют наиболее важные социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества (соответственно, конституционно-правовые принципы налоговой системы - наиболее важные закономерности развития налоговой системы). Таким образом, конституционно-правовые принципы налоговой системы -это закрепленные в Конституции и/или вытекающие из нее объективные закономерности функционирования и развития налоговой системы государства, имеющие высшую степень обобщенности и значимости правовых требований в налоговой сфере, определяющие ведущее направление и тенденции
Г уров А. А.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
правового регулирования налоговой системы, устанавливая основные начала правотворчества и правоприменения, а также гарантии соблюдения и реализации прав и свобод граждан, основ конституционного строя.
Как правило, в конституциях европейских государств, принятых во второй половине ХХ в., регламентации конституционно-правовых принципов налоговой системы, отводятся целые главы конституций или их разделы, и, прежде всего, в них закрепляются наиболее важные принципы налоговых систем соответствующих государств. Так, например, в Конституции Бельгии 1831 г. (в ред. 2000 г.) содержится специальная часть V «О финансах», где получили развернутое закрепление конституционно-правовые принципы налоговой системы данного государства [9]. В Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 г. основы налоговой системы также закрепляются в главе 3 «Финансовое устройство» [10]. Основной закон ФРГ 1949 г. закрепляет не только принципы построения налоговой системы государства, но и перечень федеральных, земельных и местных налогов и сборов.
В отличие от зарубежных государств, Конституция Российской Федерации 1993 г. не уделила достаточного внимания налоговой системе, отдельные вопросы налоговых отношений закрепляются в ее различных главах. Вместе с тем, как совершенно верно отмечает Н.П. Колдаева, внутренняя согласованность права проявляется в органическом единстве основных принципов регулирования общественных отношений, в конкретизации наиболее общих правовых установлений в конституции государства. Поэтому именно конституционные принципы должны лежать в основе любой отрасли (подотрасли) права, а том числе, в правовом регулировании налоговой системы [8].
В этой связи следует отметить роль Конституционного Суда Российской Федерации в выявлении, формулировании и систематизации конституционных принципов налоговой системы России. Конституционный Суд создает предпосылки, чтобы конкретные нормы и принципы стали реальными факторами общественной жизни. При осуществлении полномочий, закрепленных в ст. 125 Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» он осуществляет толкование конституционных норм и положений налогового законодательства, именно он является тем органом государственной власти, который выявляет «скрытые» конституционно-правовые принципы налоговой системы [3].
К изучению конституционно-правовых принципов налоговой системы следует подходить с позиций системно-структурного анализа. Такой подход предполагает не только выявление конкретных принципов, но и установление взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности между ними, т.е. их классификацию и систематизацию.
Российскими учеными - специалистами, как в области конституционного права, так и налогового права предложен ряд классификаций конституционных принципов налоговой системы [1, 5, 7, 15]. Полагаем более рациональной классификацию конституционных принципов налоговой системы, представленную С.Г. Пепеляевым, в основу которой положен юридический критерием (структура отрас-
ли конституционного права), поскольку конституционные принципы налоговой системы развивают более общие конституционные начала и являются их логическим продолжением. Он выделяет:
а) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя; б) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщика;
в) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма [13].
Следует также иметь в виду, что в структуре конституционного права как отрасли права кроме норм, сгруппированных в подотрасли и институты - институт основ конституционного строя, подотрасль основ правового положения человека и гражданина, институт федеративных отношений, существуют и нормы-принципы, «пронизывающие» всю отрасль конституционного права и имеющие общеправовой характер. Анализ налогового законодательства во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации позволяет выделить следующие общеправовые принципы формирования налоговой системы: а) принцип законности; б) принцип приоритета человека, его прав и свобод; в) принцип гласности;
г) принцип взаимной ответственности государства и гражданина; д) принцип применения мер юридической ответственности только на основании закона и в порядке, установленном законом.
Значение данных общих принципов в системе правового регулирования налоговой системы Российской Федерации велико. Еще в 1997 г. Конституционный Суд указал, что из Конституции Российской Федерации вытекает, что общие принципы налоговой системы относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловливает верховенство общих конституционных принципов формирования и правового регулирования налоговой системы.
Список литературы:
1. Винницкий Д.В. Концепция автономии налогового права и ее влияние на законодательство и судебную практику // Законодательство. 2003. № 5.
2. Гаджиев Г.А. Объективная природа правовых принципов и их учет в хозяйственном законодательстве // Законодательство и экономика. 2004. №5.
3. Гаджиев Г.А. Роль конституционного права и Конституционного Суда должна быть более активна // Юридический мир. 2004. № 11.
4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.
5. Демин А. Общие принципы налогообложения // Хозяйство и право. 1998. № 2.
6. Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. № 9.
7. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993.
8. Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. №2.
9. Конституция Бельгии // Конституции государств Европы. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.
10. Конституция Швейцарской Конфедерации // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2003.
11. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.
12. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997.
13. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004.
14. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982.
15. Франк Ф.К. Влияние конституционных принципов налогового права на развитие законодательства о налогах и сборах. // Законодательство и экономика. 2003. № 7.