Научная статья на тему 'Система конституционно-правовых принципов регулирования налоговых отношений в Российской Федерации'

Система конституционно-правовых принципов регулирования налоговых отношений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саксон Анна Леонидовна

В статье рассматривается система конституционно-правовых принципов налоговой политики, которые представляют собой объективно существующие закономерности ее формирования и развития, их действие распространяется как на взаимосвязь отдельных элементов налоговой системы, так и на всю налоговую систему в целом. Придание конституционной направленности налоговой политике, налогообложению, улучшение налогового администрирования крайне важно в целях реализации масштабных программ конституционного развития российского общества. По мнению автора, о значимости этой деятельности свидетельствуют решения Конституционного Суда Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL PRINCIPLES GOVERNING TAX RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the system of constitutional and legal principles of tax policy, which are objectively existing laws of its formation and development, how they apply to the relationship of individual elements of the tax system, and on the whole the tax system as a whole. Giving constitutional orientation of fiscal policy, taxation, improving tax administration is crucial in order to implement large-scale programs of the constitutional development of Russian society. According to the author, about the importance of this work suggest the Constitutional Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Система конституционно-правовых принципов регулирования налоговых отношений в Российской Федерации»

Саксон А. Л.

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.2. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саксон Анна Леонидовна, аспирант

Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Sakson_A@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается система конституционно-правовых принципов налоговой политики, которые представляют собой объективно существующие закономерности ее формирования и развития, их действие распространяется как на взаимосвязь отдельных элементов налоговой системы, так и на всю налоговую систему в целом. Придание конституционной направленности налоговой политике, налогообложению, улучшение налогового администрирования крайне важно в целях реализации масштабных программ конституционного развития российского общества. По мнению автора, о значимости этой деятельности свидетельствуют решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Ключевые слова: конституционно-правовые принципы, налоговая система, налогообложение, регулирование, целесообразность

THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL PRINCIPLES GOVERNING TAX RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Sakson Anna L., postgraduate student

Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

Sakson_A@mail.ru

Annotation: The article deals with the system of constitutional and legal principles of tax policy, which are objectively existing laws of its formation and development, how they apply to the relationship of individual elements of the tax system, and on the whole the tax system as a whole. Giving constitutional orientation of fiscal policy, taxation, improving tax administration is crucial in order to implement large-scale programs of the constitutional development of Russian society. According to the author, about the importance of this work suggest the Constitutional Court of the Russian Federation.

Keywords: constitutional and legal principles of the tax system, taxation, regulation, the appropriateness

Анализ конституционных положений, закрепляющих правовую, социальную сущность государства, основы экономических отношений, территориальные начала устройства государства и ряд других норм, позволяет выделить целый спектр конституционных институциональных принципов регулирования налоговых отношений.

Применение основополагающих конституционных принципов в сфере налоговой политики является важной основой целенаправленного, эффективного совершенствования налоговой системы России, укрепления положения и авторитета Конституции Российской Федерации.

Конституционный принцип представляет собой концепцию функционирования и развития какой-либо сферы государственной или налоговой системы. Принципы, получившие закрепление в Конституции, обладают признаком нормативности [2].

А.В. Демин полагает, что конституционные принципы налоговой системы делятся на:

- общие принципы (публичность, справедливость, единство налоговой системы, законодательная форма установления налогов, налоговый федерализм, однократность и определенность налогообложения), которые присущи всей налоговой системе в целом. При этом общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации;

- специальные принципы, относящиеся к отдельным элементам налоговой системы. Специальные принципы делятся автором на процессуальные, принципы налоговой ответственности и принципы налогового учета [1].

Можно выделить различия между конституционными принципами налогообложения и принципами налогообложения налогового права касающиеся, прежде всего, целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

В современной юридической науке выделяются принципы соразмеренности и юридического равенства, связанные с идеей равенства, справедливости и свободы, и как правовые общественные закономерности, и как законы развития общества.

Принцип соразмерности налогообложения заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, которые обусловлены размерами налоговых ставок.

Принцип юридического равенства налогоплательщиков перед законом вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Данный принцип заключается в том, что плательщики определенного налога или сбора по общему правилу должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса.

В отечественной юридической литературе принцип юридического равенства налогоплательщиков не имеет однозначного толкования. Так, по мнению Пепеляе-ва, принцип юридического равенства выражает требование равного налогового бремени, что предполагает, прежде всего, ликвидацию параллельных систем исчисления налога, утверждение одной универсальной системы исчисления налога, обложение на основе имущественного положения, а не каких-либо иных признаков. А.В. Брызгалин и другие авторы рассматривают данный принцип как общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

Одним из следствий реализации принципа юридического равенства налогоплательщиков в налоговой системе Российской Федерации является принцип всеобщности налогообложения.

Всеобщность налогообложения и принцип юридического равенства вытекают из характера правовых норм, как универсальных регуляторов поведения гражданина. Нормы права, а именно принцип юридического равенства налогоплательщика, всеобщности налогообложения

Бизнес в законе

6'2015

устанавливают, как следует поступать в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном правоотношении.

Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, отметим, что каждой сфере и уровню налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы: экономические принципы налогообложения; правовые принципы налогообложения (принципы налогового права); организационные принципы налоговой системы.

Конституционный Суд РФ, выделяя принципы, имеющие конституционную природу, однозначно указывает на то, что положения налогового права должны им полностью соответствовать. С научной точки зрения данную позицию поддерживают В.И. Леушин и В.Д. Перевалов, считающие, что содержание Конституции РФ позволяет выделить общие принципы права, имеющие приоритет перед отраслевыми. В числе конституционных принципов налоговой политики следует назвать - демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции, равноправие, правосудие.

Таким образом, на наш взгляд, из текста Конституции РФ могут быть выделены как принципы, свойственные всей системе права в целом, так и межотраслевые принципы, а также принципы отдельных правовых отраслей, подотраслей, институтов. При этом основополагающую роль играют конституционные принципы, изложенные в основах конституционного строя Конституции РФ. Именно они и являются базовыми ориентирами налоговой политики.

Перечень принципов налоговой политики, сформулированный в Налоговом кодексе РФ, ограничивает как открытый перечень прав гражданина, так и применение всей совокупности принципов, императивов и норм Конституции РФ. Подтверждением этому служит то, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях установил такие принципы налоговой системы, которые не указаны в Налоговом кодексе РФ.

Детальный анализ Налогового кодекса РФ показывает наличие норм, позволяющих их двоякое толкование. Так, пункт 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ гласит, что «законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах»; таким образом, можно предположить, что с точки зрения законодателя Конституция РФ не признается основным источником налогового права и, соответственно, не регулирует налоговую систему Российской Федерации.

Относя к общим принципам налогообложения всю совокупность основных институтов налогового законодательства, а также регулятивные и охранительные нормы налогового права, Налоговый кодекс РФ неправомерно исключает из сферы правового регулирования конституционные принципы, правовой статус которых неоднократно подтвержден Решениями Конституционного Суда РФ.

Более того, детальный анализ показывает, что Налоговый кодекс РФ признает только экономическую обоснованность налогообложения (ст. 3).

С данными утверждениями находятся в противоречии решения Конституционного Суда РФ установившего, что основные начала налогового права содержатся

в комплексе конституционных норм и институтов, в том числе, в институте экономических (ст. 8) и социальных (ст. 7) основ конституционного строя; в институте правового положения человека и гражданина в системе налоговых отношений и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Соответственно конституционные принципы имеют прямое действие и могут и должны непосредственно применяться не только правотворческими, но и правоприменительными органами государственной власти, а также определять поведение налогоплательщиков.

Как справедливо отмечает Н.П. Колдаева, внутренняя согласованность права, действующего в том или ином государстве, проявляется в органическом единстве основных принципов регулирования общественных отношений, в конкретизации наиболее общих правовых установлений в конституции государства. Поэтому именно конституционные нормы и принципы должны лежать в основе любой системы законодательства. В том числе в основе государственной налоговой политики.

В научной литературе подчеркивается, что конституционные принципы налоговой политики Российской Федерации - это основополагающие установки, которым должна соответствовать налоговая политика России. Принципы налоговой политики должны действовать не только в целях обеспечения оптимального налогового режима для экономической деятельности и развития хозяйствующих субъектов, и соблюдение которых обязательно при любом изменении существующего в стране порядка налогообложения, с учетом оптимального соотношения интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) и государства, как считает А.А. Овсянников.

Принципы налоговой политики должны действовать, прежде всего, в целях обеспечения конституционного строя. В этой связи анализ применяемых в государстве принципов налоговой политики позволяет судить о соответствии или несоответствии существующего налогового правопорядка Конституции страны [2].

Построенная на конституционных принципах налоговая политика может быть описана посредством соответствующих им характеристик. Так, если в основе налоговой политики находится принцип справедливости, то построенный в государстве налоговый правопорядок должен соответствовать признакам, характеризующим справедливое налогообложение. Если в Конституции РФ установлено, что Россия является правовым, демократическим, федеративным, социальным государством, то и налоговая политика должна формулироваться в рамках этих императивов - принципов.

В этой связи интерес представляют критерии классификации конституционных принципов налоговой политики, предложенные С.Г. Пепеляевым, выделяющим: принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя; принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщика; принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Указанная классификации отражает формы влияния конституционно-правовых положений на принципы налоговой системы и соответствует практике Конституционного Суда Российской Федерации.

Относя к общим принципам налогообложения всю совокупность основных институтов налогового законодательства, а также регулятивные и охранительные нор-

Саксон А. Л.

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

мы налогового права, Налоговый кодекс РФ неправомерно исключает из сферы правового регулирования конституционные принципы, правовой статус которых неоднократно подтвержден Решениями Конституционного Суда РФ. Более того, детальный анализ показывает, что Налоговый кодекс РФ признает только экономическую обоснованность налогообложения (ст. 3).

Исходя из решений Конституционного Суда Российской Федерации, исследований ученых-юристов, осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений в сфере формирования налоговой политики государства и определяя принципы налогообложения и функционирования налоговой системы, законодатель должен, прежде всего, учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя России, включая правовой демократический, федеративный, социальный характер государства.

Список литературы:

1. Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. № 7.

2. Затулина Т.Н. Налоговая политика Российской Федерации (конституционно-правовой аспект) // Гражданин и право 2010. № 9.

3. Рамазанова Б.К. Истоки принципов налогообложения и их значение в современных условиях // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.

3. Терехина А.П. Правовые принципы налогообложения // Финансовое право. 2012. № 5.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Саксон А.Л. «Система конституционно-правовых принципов регулирования налоговых отношений в Российской Федерации» От эффективности государственной налоговой политики зависит экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в системе мировой экономики, а также благосостояние всех граждан России. В настоящее время все более востребованными становится исследования конституционных основ налоговой политики. Поэтому статья, в которой рассматривается система конституционно-правовых принципов регулирования налоговых отношений в Российской Федерации, является актуальной в современных условиях.

В правовом государстве совершенствование налоговой политики в рамках конституционного права, несомненно, связано с укреплением основ конституционного строя. Заслуживает положительной оценки мнение автора о том, что применение основополагающих конституционных принципов в сфере налоговой политики является важной основой целенаправленного, эффективного совершенствования налоговой системы России, укрепления положения и авторитета Конституции Российской Федерации.

Исходя из решений Конституционного Суда Российской Федерации, высказываний ученых-юристов, автор приходит к научно обоснованному выводу о том, что осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений в сфере формирования налоговой политики государства и определяя принципы налогообложения и функционирования налоговой системы, законодатель должен, прежде всего, учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя России, включая правовой, демократический, федеративный, социальный характер государства.

Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

Г.Н. Щедролюбова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.