2'2011
Пробелы в российском законодательстве
11.6. ОБЩИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Орешков Сергей Валерьевич, аспирант. Место учебы: Российская академия государственной службы при Президенте РФ.
Аннотация: В статье рассматриваются общие принципы налоговой системы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, в частности, их основополагающие признаки, функции, закономерности. Также автор анализирует особенности и характерные черты элементов государственного механизма, являющиеся основой для формирования принципов, присущих исключительно налоговой системе.
Ключевые слова: налоговая система, налоги, принципы, регулирование, сборы
THE GENERAL CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF REGULATION THE TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Oreshkov S.V., postgraduate student. Place of study: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation.
Annotation: In article the general principles of tax system fixed in the Constitution of the Russian Federation, in particular, their basic signs, functions, laws are considered. Also the author analyzes features and characteristic features of elements of the machinery of government, being a basis for formation of the principles inherent in exclusively tax system.
Keywords: tax system, taxes, principles, regulation, gathering.
Большинство авторов признают, что общие принципы налоговой системы закреплены в Конституции Российской Федерации и находят свою конкретизацию в ст. 3 Налогового кодекса РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах».
В.А. Парыгина полагает, что ст. 3 Налогового кодекса РФ содержит не конституционные принципы налоговой системы как целостного механизма управления социально-экономическими процессами государства и общества, а несколько отрывочные нормы-принципы о гарантиях прав и свобод налогоплательщиков и едином налогообложении на экономическом пространстве российского рынка1. В то же время из Конституции РФ вытекает сложная и многофункциональная структура принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской Федерации.
А.В. Демин справедливо определяет общие принципы правового регулирования налоговой системы как универсальные категории, действие которых проявляется во всех элементах налоговой системы - в системе налогов и сборов, их установлении и введении, исполнении налоговой обязанности, правовом статусе участников налоговых правоотношений, механизме налогового контроля и ответственности, обжаловании и т.д.
1 Парыгина В.А. Спорные вопросы порядка установления региональных налогов в Российской Федерации // Налоги. - 2008. - № 14.
В этом и состоит базовый характер данных принципов - заложить правовой «фундамент» обособленной группы норм, не сливаясь с ними по содержанию. Он также полагает, что общие (общеправовые) принципы правового администрирования налоговой системы сконцентрированы в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, он предлагает переименовать данную статью в «Общие принципы налоговой системы»2.
Указание на «общий» характер в наименовании принципов налоговой системы означает, во-первых, их универсальный характер, единство для всей территории Российской Федерации, для всех налогоплательщиков. Они формулируются и применяются как унифицированные правовые категории на всем налоговом пространстве Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налоговой системы устанавливаются федеральным законом и не могут произвольно изменяться (дополняться) законами субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, их следует понимать как общеотраслевые - исходные, основополагающие начала всего налогового законодательства в целом, то есть присущие всей системе налогообложения. На этот аспект прямо указывает эпитет «основные начала» в наименовании ст. 3 Налогового кодекса.
В-третьих, речь идет о предписаниях максимальной степени нормативного обобщения (нормативной абстракции), обусловливающей тот факт, что все иные налоговые нормы относятся к ним как специальные к общим. Мы видим, что в первом случае для обозначения характеристики «общие» используется территориально-субъектный критерий, во втором - нормативноотраслевой, в третьем - технико-юридический.
Общие конституционные принципы правового регулирования налоговой системы обладают рядом специфических признаков по отношению к иным, закрепленным в Конституции Российской Федерации и вытекающим из ее содержания принципам налоговой системы:
- базовый характер. Общие принципы, являясь предписаниями исходного, основополагающего характера, определяют цели, содержание, структуру, функциональную направленность всех иных элементов налоговой системы. Они несут важнейшую идеологическую и концептуальную нагрузку, обладают декларативной направленностью, задают своеобразную программу развития налоговой системы в целом и отдельных ее составных частей;
- данные принципы определяют самые важные, ключевые аспекты правового регулирования налоговой системы. Они выступают в качестве обобщающих правовых категорий, соотносясь с иными принципами элементов налоговой системы как общие и специальные. Именно поэтому общие принципы правового регулирования налоговой системы незаменимы при толковании остальных норм налогового законодательства;
- общие принципы правового регулирования налоговой системы, на наш взгляд, обладают приоритетом по отношению к иным принципам налоговой системы. Все нормы налогового законодательства, на наш взгляд, должны соответствовать сформулированным в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации общим
2 Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. - 2004. - № 4.
ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Орешков С. В.
принципам налогообложения; в случае противоречий действуют именно указанные нормы-принципы, выступающие в налоговых спорах своеобразной «истиной в последней инстанции».
Общие принципы налогообложения выполняют следующие функции:
- доктринально-ориентационная. Поскольку теоретическая база современного налогового права России проходит этап начального формирования, стоит задача, прежде всего, выработать доктринальные основы налогообложения и уже на этой базе оптимизировать иные составляющие налоговой системы;
- нормативно-ориентационная функция связана с реформой налогового законодательства. Структурирование российской налоговой системы еще не закончено, поэтому законодательство о налогах и сборах по сравнению с другими отраслями - самая нестабильная и динамично изменяющаяся совокупность правовых норм. В этих условиях возрастает значение общих принципов, определяющих устойчивые ориентиры в развитии налогового законодательства;
- индивидуально-ориентационная функция предполагает использование общеправовых принципов для толкования нормативного материала в процессе применения норм налогового законодательства, прежде всего, при разрешении налоговых споров.
Как справедливо замечает С.Г. Пепеляев, общие принципы налоговой системы являются своего рода «эталоном» при рассмотрении вопроса о применении закона или подзаконного акта, его оценки как соответствующего Конституции РФ и закону3.
Значение данных общих принципов в системе правового регулирования налоговой системы Российской Федерации велико.
В постановлении от 21 марта 1997 г. Конституционный Суд указал, что из Конституции РФ, а именно из закрепленных в ней равенства прав и свобод человека и гражданина, запрета на их ограничение иначе как федеральным законом, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, защиты государством всех форм собственности, свободы экономической деятельности вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федера-ции4. Это обусловливает верховенство конституционных принципов правового регулирования налоговой системы, конкретизированных в ст. 3 Налогового кодекса РФ над остальными нормами налогового законодательства.
Анализ налогового законодательства во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации позволяет выделить шесть общеправовых принципов правового регулирования налоговой системы, все они закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ:
1) принцип законности налоговой системы;
2) принцип приоритета человека, его прав и свобод в налоговой системе;
3) принцип гласности;
4) принцип равенства налогообложения;
5) принцип взаимной ответственности государства и налогоплательщика;
6) принцип надлежащего получения и закрепления доказательств.
Таким образом, под закрепленными в Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами налоговой системы следует понимать универсальные закономерности, присущие не только ей, но и иным элементам государственного механизма, являющиеся основой для формирования принципов, присущих исключительно налоговой системе, определяющие важные, ключевые аспекты правового регулирования налоговой системы, обладающие приоритетом по отношению к иным принципам налоговой системы и стабильностью.
Список литературы:
Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. - 2004. - № 4.
Косаренко Н.Н. Налоговое право. - М.: Волтерс Клу-вер, 2010.
Налоговое право: Учебник / Под ред.: С.Г. Пепеляе-ва. - М.: Юристъ, 2004.
Парыгина В.А. Спорные вопросы порядка установления региональных налогов в Российской Федерации // Налоги. - 2008. - № 14.
Шепенко Р.А. Налоговое право. Конституционные нормы. - М.: Статут, 2007.
Рецензия
на статью Орешкова С.В. «Общие конституционные принципы регулирования налогообложения в Российской Федерации»
В своей статье Орешков С.В. дает подробный анализ сущности общих принципов регулирования налогообложения, закрепленных в Конституции Российской Федерации, их характерных черт и особенностей. Рассматривая точки зрения различных исследователей на природу понятия «принципы налогообложения», автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения на данный вопрос.
Автор рассматривает налоговое законодательство во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации и приходит к обоснованному выводу о том, что для обозначения характеристики «общие» принципы налогообложения необходимо использовать совокупность критериев.
Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из различных источников. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.
Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых Г.Н. Щедро-любова
3 Налоговое право: Учебник / Под ред.: С.Г. Пепеляева. -М.: Юристъ, 2004.
4 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 13. - Ст. 1602.