2'2013
Пробелы в российском законодательстве
1.5. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саксон Анна Леонидовна, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяства и государственной службы при Президенте РФ. Е-mail: [email protected]
Аннотация: В статье раскрывается содержание комплексного воздействия конституционных норм и принципов на процесс правотворчества в налоговой сфере Российской Федерации. На основе анализа статей Конституции РФ, постановлений Конституционного суда РФ, автор представляет свое видение данного вопроса.
Ключевые слова: Конституция, налоговая система, право, принципы, регулирование.
FEATURES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION TAX SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERA TION
Sakson Anna Leonidovna, postgraduate student. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration. Е-mail: [email protected]
Annotation: In article the content of complex influence of the constitutional norms and the principles on law-making process in the tax sphere of the Russian Federation reveals. On the basis of the analysis of articles of the Constitution of the Russian Federation, resolutions Constitutional the vessels Russian Federation, the author represents the vision of the matter.
Keywords: Constitution, tax system, right, principles, regulation.
Конституцией Российской Федерации сформулирован целый ряд принципов, которые предопределяют общую направленность осуществления правового регулирования налоговых отношений. Они подразделяются на две части: принципы, определяющие правовой статус и основы поведения субъектов - участников налоговых отношений; принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами.
Конституционные нормы и принципы в обобщенном виде содержат общеобязательность правовых требований, закрепляют масштаб поведения налогоплательщиков, иных обязанных лиц, должностных лиц уполномоченных органов в сфере налогообложения. Тем самым они оказывают правовое воздействие как непосредственно на налоговые отношения, так и на правосознание налогоплательщиков, их правовую культуру, правотворческий процесс. Конституционные нормы и принципы являются правообразующим фактором налогового законотворчества, поскольку позволяют выявить и определить объект законодательного регулирования любого налогового нормативного правового акта.
Однако, как отмечают некоторые исследователи, налоговые правоотношения должны регулироваться не только на основе норм, содержащихся непосредственно в тексте Конституции РФ, но и под воздействием конституционных принципов, которые не закреплены ни в одной конституционной норме, но определяются из их совокупности, их общего смысла и значения.
Нормативность конституционных принципов обусловлена тем, что они действуют в качестве правовых ориентиров, которыми обязаны руководствоваться все правотворческие органы, иные уполномоченные органы государства и муниципальных образований, налогоплательщики и иные обязанные лица.
Такие правовые принципы, как справедливость, признание прав и свобод гражданина и человека, являются правовыми ограничителями для законодателя при установлении конкретного размера налогового платежа, закреплении в правовом акте конкретных прав налогоплательщика, влекущих за собой возникновение конкретных обязанностей у сотрудника налогового органа.
Для полного представления о конституционных принципах налоговой системы необходимо учитывать, что они выработаны именно в рамках правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в его постановлениях и определениях. Так, например, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П Суд сформулировал ряд основополагающих подходов, постановив, что к принципам налоговой системы относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.
Проведя анализ решений Конституционного Суда РФ, можно утверждать, что в понимании Конституционного Суда РФ конституционно-правовые принципы налоговой системы сочетают в себе ценности, сформулированные с разной степенью обобщения, кроме собственно конституционно-правовых принципов налоговой системы, которые в зависимости от объема регулирования можно подразделить на общие (касаются в основном конституционного строя, а также разделения налоговых полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления) и специальные (являются значимыми для отдельных институтов налоговой системы или их групп), на них оказывает серьезное влияние общеправовые (базовые) принципы, которые характерны для права в целом и отражены в той или иной форме во всех отраслях права как публичного, так и частного, и являются универсальными.
Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации, прежде всего в ее статье 114 (пункт «б» части 1), согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Конституционный Суд РФ также постановил, что данные принципы имеют конституционную природу, в связи с чем другие положения налогового права должны им соответствовать.
Сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции служат основой устранения неопределенностей и расхождений в понимании конституционных принципов и ценностей, выявления новых свойств в системе реализации налоговых правоотношений, развития доктрины налогового права.
В определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. № 69 указывается, что принципы налогообложения «относятся к основным гарантиям, закрепление которых в федеральном законе обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и граждани-
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Саксон А.Л.
на, принципов федерализма в Российской Федерации».
Вместе с тем, пункт 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ гласит, что «законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах»; таким образом, с точки зрения законодателя, Конституция РФ не признается основным источником налогового права и, соответственно, не регулирует налоговую систему Российской Федерации. Более того ст. 3 Налогового кодекса РФ признает экономическую обоснованность налогообложения и налоговой системы с основным началом законодательства о налогах и сборах
Между тем, основные начала налогового права содержатся в комплексе конституционных норм и институтов, в том числе, в институте экономических и социальных основ конституционного строя; в институте правового положения человека и гражданина в системе налоговых отношений и др.
В Конституции РФ 1993 г., отсутствует специальный раздел (глава или статья), отражающий вопросы налоговой политики, налогообложения, налоговой системы и т.д., где соответственно могли бы быть указаны императивы и принципы. Подобная практика в ряде зарубежных конституций присутствует.
Федеральный законодатель сформулировал в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации такие основные принципы законодательства о налогах и сборах, как всеобщность и равенство налогообложения, обязательность учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, обоснованность, недопустимость произвольных налогов, а также налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, обязательность определения в законе всех элементов налогообложения, толкование неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах в пользу налогоплательщика.
Вместе с тем, данный перечень содержит далеко не все принципы, на основании которых осуществляется правовое регулирование налоговой системы. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях установил, что в число общих принципов налоговой системы входят также принципы обеспечения единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единства налоговой системы; равного налогового бремени; установления налоговых изъятий только на основании закона.
Таким образом, верховенством в системе правовых принципов налоговой политики обладают общеправовые закрепленные в Конституции РФ принципы, что обусловлено особенностями объекта конституционно-правового регулирования. Данные принципы имеют высшую степень обобщенности и значимости правовых требований в налоговой политике, определяют основные направления правового регулирования налоговой системы, устанавливают основные начала правотворчества и правоприменения.
Соответственно в качестве основного, первичного конституционно-правового принципа налоговой политики современного государства, обеспечивающего реализацию и соблюдение Конституции РФ, выступает принцип приоритета конституционной цели при формировании налоговой политики, соразмерности налогообложения конституционно значимым целям.
Таким образом, возникает необходимость по аналогии с теорией конституционной экономики формирования теории конституционного налогообложения. Через содержание налоговой политики можно определить степень соответствия реальных и декларируемых норм и принципов Конституции России.
Список литературы:
1. Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. -2007. - № 7.
2. Затулина Т.Н. Конституционное регулирование налоговых правоотношений // Налоги. - 2007. - № 4.
3. Терехина А.П. Правовые принципы налогообложения // Финансовое право. - 2012. - № 5.
Literature list:
1. Dyomin A.V. Legislation on taxes and fees: concept, structure, problems // Financial right. - 2007 . - No. 7.
2. Zatulina T.N. Constitutional regulation of tax legal relationship // Taxes. - 2007 . - No. 4.
3. Terekhina A.P. Legal principles of the taxation // Financial right. - 2012 . - No. 5.
Рецензия
на статью аспирантки Саксон А.Л. на тему: Особенности конституционно-правового регулирования налоговой системы в Российской Федерации
В последние годы в Российской Федерации органами федеральной государственной власти предпринимаются определенные действия по совершенствованию правового регулирования налоговых отношений как одного из способов государственного управления общественными процессами. Однако эти действия зачастую не носят системного характера, не имеют стратегических целей, способных дать эффективные результаты.
Поэтому выявление особенностей конституционно-правового регулирования налоговой системы в Российской Федерации, раскрытие содержания конституционно-правовых принципов налоговой системы в современных условиях является актуальным и своевременным.
В своей статье Саксон А.Л. дает подробный анализ сущности конституционно-правовых принципов налоговой системы, которые выступают ядром налогового права и определяют его и структуру.
Автор приходит к научно обоснованному выводу о том, что верховенством в системе правовых принципов налоговой политики обладают общеправовые закрепленные в Конституции РФ принципы, что обусловлено особенностями объекта конституционно-правового регулирования.
Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из различных источников. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.
Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых
Г.Н. Щедролюбова