Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TAX POLICY / STATE REGULATION / TAX REGULATION / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баснукаев Муса Шамсудинович, Эльжуркаев Ислам Янарсович

В статье исследуются основные теоретические принципы налоговой политики в контексте элементов налогового регулирования в ходе развития мировой и отечественной экономической мысли, позволяющие найти основные альтернативы решения налоговых проблем и сформировать оптимальные научно обоснованные механизмы государственного регулирования и стимулирования инновационно инвестиционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax policy in the system of state regulation of economic development

The article explores the basic theoretical principles of tax policy in the context of the elements of tax regulation during the development of world and domestic economic thought, allowing to find the main alternatives for solving tax problems and to form optimal scientifically based mechanisms of state regulation and stimulation of innovative investment processes.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

TAX POLICY IN THE SYSTEM OF STA TE REGULA TION OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Basnukaev Musa Shamsudinovich, PhD of Economics, Associate Professor; Leading Researcher of laboratory of economic research, Comprehensive research institute named after Kh.i. ibragimov RAS, Grozny, Chechen Republic Alzhurkaev Islam Yanarsovich, Senior Lecturer, Department of Taxes and Taxation, Chechen State University, Grozny, Chechen republic

The article explores the basic theoretical principles of tax policy in the context of the elements of tax regulation during the development of world and domestic economic thought, allowing to find the main alternatives for solving tax problems and to form optimal scientifically based mechanisms of state regulation and stimulation of innovative investment processes.

Keywords: tax policy; state regulation; tax regulation; tax incentives.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье исследуются основные теоретические принципы налоговой политики в контексте элементов налогового регулирования в ходе развития мировой и отечественной экономической мысли, позволяющие найти основные альтернативы решения налоговых проблем и сформировать оптимальные научно обоснованные механизмы государственного регулирования и стимулирования инновационно инвестиционных процессов.

Ключевые слова: налоговая политика; государственное регулирование; налоговое регулирование; налоговое стимулирование.

В современных условиях осложнения процессов макроэкономического регулирования, конкурентным преимуществом для России в международном масштабе является способность создания благоприятного налогового климата сучетом новейших тенденций и факторов экономического развития [1].

Важность исследования развития экономической мысли относительно основных подходов, критериев и принципов формирования налоговой политики в системе государственного регулирования экономики в контексте эволюции экономической теории заключается в том, что такой анализ дает возможность накопить знание о процессах налогового регулирования экономиченских процессов и обосновать эффективную государственную политику в этой сфере на современном этапе.

Эволюция теоретических подходов налоговой политики стимулирования экономических процессов характеризуется не ограниченными по времени периодами доминирования тех или иных концепций, а, скорее, определением новых акцентов, которые отразились в следующих этапах развития экономической теории.

Основоположник классической политической экономии, английский экономист Уильям Пэтти (1623-1687) одним из первых систематизировал теорию налогов в своем труде "Трактат о налогах и сборах" (1662). Как сторонник вмешательства государства в экономическую жизнь подчеркивал важность налогов для государства, разработал систему их уплаты. В контексте разработки новой доктрины налогообложения У. Петти обосновал действенность объективных экономических законов и природы богатства, указывая на зависимость величины прибыли как источника инвестиций от величины налогов. Описывая причины недовольства налогоплательщиков, он отметил, что "какой бы не был большой налог, но, если он ложится на всех пропорционально, никто не теряет из-за него какого-либо богатства" [2]. Эти суждения не потеряли актуальность в наши дни, ведь важной является не столько величина налоговых поступлений, сколько их справедливое распределение, равнозначность и пропорциональность, равенство и недопущение

УДК 336.2 ВАК РФ 08.00.01

© Баснукаев М.Ш., 2019 ©Эльжуркаев И.Я., 2019

оэ

1-Н

о си

-О Q-

LQ <

СО

со =г

г

V

S

29

БАСНУКАЕВ Муса Шамсудинович, кандидат экономических наук, доцент; ведущий научный сотрудник лаборатории экономических исследований, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Грозный, Чеченская республика

ЭЛЬЖУРКАЕВ Ислам Янарсович, старший преподаватель, кафедра Налогов и налогообложения, Чеченский государственный университет, Грозный, Чеченская республика

налоговой дискриминации, социальная справедливость, стимулирование инвестиционной активности.

Выступая за свободную конкуренцию и против любой ограничительной и патернали-стической деятельности государства, французский экономист Пьер де Буагильбер (16461714), в своих научных поисках отмечал важность реформирования налоговой системы как единственного средства взаимодействия производителей и государства, а также считал, что низкий уровень прибыли сужает уровень налоговой базы, следовательно, и доходов государства. За счет получаемых налогов, по мнению П. Буагильбера, государство должно инвестировать и поддерживать производства с большим сроком окупаемости [3].

Адам Смит (1723-1790), шотландец - представитель классической школы политической экономии продолжил развитие теории, которой положил начало У. Пэтти. В ракурсе исследования налоговой политики стимулирования экономических процессов особенно ценным является вклад А. Смита относительно фундаментальных законов налогообложения [4], его принципы определенности в налогообложении, а именно:точности и определенности времени уплаты, ясности способов взыскания, размеров и количества налогов, как для плательщиков так и общества в целом. Он разработал правила экономичности налогов, в основе которых лежит принцип оптимизации расходов по сбору налогов. Исследователь считал, что избыточный налоговый груз "служит большим искушением для обмана", потому растет количество уклонений от уплаты налогов. Следовательно, взгляды А. Смита являются ценными в контексте нашего исследования, ведь неопределенность в принципах налогообложения и избыточный налоговый прессявляют-ся одними из наиболее дестимулирующих факторов хозяйственной деятельности.

Дж. Лодердейл в своем труде, анализируя фискальную политику, первый показал влияние налоговой политики государства на общественное развитие, отразил связь фискальной политики и инвестиций. Инвестиционная теория лорда Джеймса Лодердейла (1759-1839), которую он изложил в книге "Исследования природы и происхождение общественного богатства" [5], формулировалась в контексте политических проблем и основывалась на доктринах управления государственным долгом и распределением доходов. Согласно его теории, средства, полученные от налогообложения, в процессе погашения государственного

долга переходят к владельцам государственных ценных бумаг. У них накапливаются средства, которые нуждаются в инвестиционном приложении. А в тот момент, когда часть средств изымается у населения в виде налогов, снижается потребление и спрос. Поэтому государство не должно ставить себе задачу только погасить государственный долг в определенный срок, а должно исходить из того, какие средства есть в его распоряжении и какой уровень налогообложения приведет к эффективному потреблению и спросу. Это является актуальным для правительств государств и сегодня, поскольку база, ставки, льготы относительно косвенного налогообложения имеют прямое влияние на уровень потребления и платежеспособный спрос в стране, что в свою очередь способствует высвобождению средств, увеличению сбережений и их вложению в экономическое развитие.

Весомый вклад в развитие теории и практики налогообложения внес английский экономист, классик политической экономии Давид Рикардо (1772-1823). Автор поднимал проблемы инвестирования капиталов и их влияния на развитие производства. Ученый уточнил много положений относительно роли налогов в развитии и стимулировании инвестиционных процессов, по его мнению, нет налогов, которые не тормозили бы экономическое развитие, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству [6].

В трудах швейцарского и французского экономиста и историка Симона де Сисмонди (17731842) в противовес классике политической экономии было впервые рассмотрено инвестирование как явление, которое оказывает негативное влияние на экономику, порождает кризисное состояние в ней. По мнению С. Сисмонди, чтобы предотвратить процессы избыточной концентрации капитала, государство должно сдерживать рост сбережений и инвестиций, перераспределяя и выравнивая доходы через налоговую систему. По теории С. Сисмонди, прибыль, не удержанная налогами, может способствовать приливу капиталов, но при других условиях обеспечивать и отток избыточных средств. Избыток капиталов в стране содействует развитию производства, но уменьшает занятость, а "побег" капиталов -обедняет страну. Следовательно, вне контроля государства этот процесс дестабилизировал экономику. Ученый отмечал то, что государство должно сдерживать быстрый прогресс новых изобретений, обеспечить медленную и постепенную эволюцию общества, такой порядок

обеспечил бы как бедному, так и богатому удовлетворение, радость и покой, такой порядок, при котором никто не страдает [7].

Рекомендации русских финансистов Н. И. Тургенева и И. X. Озерова использовались в качестве мероприятий по укреплению финансового хозяйства страны. В частности, обобщая взгляды А. Смита и его последователей, И. Озеров (1869-1942), считал, что облагать налогом капитал - значит его уничтожить, - это убить курицу, которая несет золотые яйца [8].

Позицию стимулирования уплаты налогов таким образом, чтобы они не наносили вред промышленности и не отворачивали людей от ремесла,отстаивал Н.Тургенев (1789-1871). По мнению Н. Тургенева, налог должен изыматься из дохода и причем чистого, а не из самого капитала [9]. Забирая у промышленности часть капитала, налоги сдерживают ее развитие. Разделяя мнение экономиста, очень важно осторожно устанавливать налоги, особенно те, которые влияют на развитие инвестиций в стране.

Одним из представителей альтернативной инвестиционной теории был Генри Чарльз Кэрри (1793-1879). Она базировалась на законе, который заключается в гармонии истинных интересов разных классов человеческого общества [10], а общеобщественный интерес должен стать определяющим относительно индивидуального. Автор утверждает, что государство должно стимулировать инвестиции в производство через льготные режимы налогообложения.

В последующем развитии экономической теории сформировалась плеяда ученых, которые рассматривали роль и влияние государства на развитие экономики путем использования инвестиционных рычагов.

Последователь классической школы Джон Стюарт Милль (1806-1873), в своем труде "Принципы политической экономии" (1848) разделяет мнение предшественников (А. Смита, Д. Ри-кардо), что налоговая система является основным рычагом влияния государства на экономическое развитие). [11 ]. Мы разделяем мнение Дж. С. Милля, но при этом считаем, что необходимо придерживаться общих принципов налогообложения: социальной справедливости, экономической обоснованности, стимулирования предпринимательской производственной и инвестиционной активности и тому подобное.

Адольф Вагнер (1835-1917) - немецкий классик финансовой науки одним из способов сочетания интересов индивида и государства

считал: "продуманный выбор источников налогообложения, особенно между налогами на доходы, национальное богатство и капитал" [12]. Мы соглашаемся с утверждением ученого, что с целью заинтересованности уплаты налогов стоит использовать разные способы освобождения от налогообложения: снижение ставок налогов, освобождения от уплаты налогов мелкихдоходов,учета проблемы переложения налогов.

Шведский ученый Кнут Викселль (18511926), рассматривая предмет финансовой науки, сконцентрировал свое внимание на проблеме справедливого распределения общей суммы налогов, которая необходима для финансирования предусмотренных бюджетом расходов. Налоги, по его утверждению, не должны нарушать благосостояния отдельных социальных групп. Если за счет государственных услуг благосостояние отдельных слоев населе-г ния не повышается, то они должны быть освобождены от налогов [13]. Соглашаемся с ученым в том, что налоги должны исполнять стимулирующую роль и это будет иметь большое влияние на развитие и стимулирование экономики.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), представляющий налоги как инструмент государственного регулирования экономики, предложил использовать стимулирующую систему налогообложения. В своих экономических доктринах ученый подчеркивал особенную роль налогов в регулировании пропорций воспроизводства, назвал их "встроенными механизмами гибкости" [14]. Хотя Дж. Кейнс исходил из позиции "высоких налогов" и считал, что при повышении налогов увеличиваются размеры государственных доходов, а их снижение предопределяет экономическую нестабильность, вместе с тем, привлечение иностранных инвестиций через систему налоговых мероприятий, по Дж. Кейнсу, и по нашему мнению, является актуальным в контексте нашего исследования.

Американские неокейнсианцы считают государственный бюджет основным регулятором экономики, "встроенным стабилизатором", который "провоцирует" инвестиции. "Встроенный" стабилизатор - это автоматическое приспособление налоговой и бюджетной политики для регулирования экономического цикла. По неокейнсиански, во время быстрого экономического роста необходимо повышать налоги стем, чтобы ослабить функцию потребления и сдержать инвестиции, а в периоды спадов, наоборот, - снижать налоги и увеличивать расходы, искусственно поддерживать спрос.

оэ

1-Н

о си

-0 О-

ш <

со со

г

Ё

31

Одной из самых совершенных современных моделей конкурентоспособности национальной экономики является модель Майкла Портера (1947). По его мнению, государство должно играть роль катализатора в процессах развития приоритетных отраслей экономики. М. Портер отмечал, что одним из простых принципов, который необходимо применить правительству для создания сильной и стабильной экономики, - это создание условий для формирования факторов производства за счет притока инвестиций, то есть формирования благоприятной инвестиционной среды [15]. Основными элементами деятельности правительства, которые будут способствовать стимулированию технологического прогресса и инвестиционного процесса, ученый считал проведение оптимальной налоговой политики относительно новой продукции и поддержку новых предприятий, которые работают на передовых направлениях производства [15]. Эти принципы являются актуальными и в настоящее время, поскольку роль государства в создании благоприятного инвестиционного климата является самой главной, т.к. налоговые рычаги находятся в руках именно государства.

Проведение государством либеральной налоговой реформы поддержали представители "теории предложения": американский экономист А. Лаффер и его единомышленники М. Фелдстайн, П. Роберте. Одними из элементов экономической политики государства, по мнению ученых, были: снижение налогов с юридических лиц с целью высвобождения части прибылей для инвестирования; внедрение налоговых и амортизацион-ныхльгот; снижение ставок налогообложения доходов от собственности, которая повысит склонность населения к сбережению и увеличению предложения заемного капитала и будет способствовать оживлению инвестиционных процессов [16]. Согласно известной кривой Лаффера, налоговая нагрузка должна составлять не больше 30-35 %, а в условиях превышения оптимального уровня налогообложения наблюдается снижение заинтересованности в сбережении и инвестировании, сокращение деловой активности [16]. Однако "эффект Лаффера" проявляется лишь в случае нормального функционирования свободных рыночных механизмов, где роль налогов как регулятора экономики растет. Освобождая от налогообложения средства, которые направляются на инновацию или модернизацию, государство содействует развитию НТП.

Исследование теоретических принципов налоговой политики в контексте элементов налогового регулирования в ходе развития мировой и отечественной экономической мысли поможет найти основные альтернативы решения налоговых проблем и сформировать оптимальные научно обоснованные механизмы государственного регулирования и стимулирования инновационно инвестиционных процессов.

Научные поиски, направленные на исследование новых форм и методов налогового регулирования и стимулирования экономических процессов, внедрение передового мирового опыта в данной сфере будут способствовать активизации инвестиций в экономику страны, наращиванию экономического потенциала и решению многих социальных проблем.

Литература:

1. Basnukaev M.S., Klukovich Т.к., Mambetova A.A., DodokhyanT.M.The Fiscal mechanism in Russia: development and trends / Basnukaev M.S., Т.к. Klukovich, A.A. Mambetova, T.M. Dodokhyan // Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. 2018. T. 100. C. 93-100.

2. Петти У. Классика экономической мысли: [Произведения] /Уильям Петти, Адам Смит, Давид Ри-кардо и др. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 895 с.

3. Буагильбер П. Рассуждение о природе богатства, денег и налогов... Гл. VI // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. Т. 1.- М.: Мысль, 2004.-С. 259.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. - М. : Изд-В соц.-эк. лит-ры, 1962. - 513 с.

5. ЛаудердэпьДж. М. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

6. Рикаро Д. Произведения : в 2 т. / Давид Рикаро ; [пер. под ред. M. Н. Смит]. - М. : Гос. изд-во полит, лит-ры, 1955. - Т. 1 : Начало.

7. Сисмонди С. Новые начала политической экономии. - М.: Соцэкгиз, 1935.

8. Озеров И.Х. Итоги экономического развития XIX века.-СПб., 1902.

9. Тургенев А.И., Тургенев Н.И. Избранные труды. - М. : РОССПЭН. 2010. - 594 с.

Ю.Аникин A.B. Американская политическая экономия после Франклина // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. -2-е изд. - М. : Политиздат, 1975. - С. 149-151. - 384 с.

11.Миль Дж. С. Основы политической экономии : в 2 т. / Дж. С. Миль. - М. : Прогресс, 1980. - T. 1. -1980. - 496 с. - Т. 2. - 1980. - 480 с.

12.Вагнер А. Русские бумажные деньги / пер. Н.Бунге. - Киев : Университетская типография, 1871.-392 с.

13.Wickseil К. Lectures on Political Economy, and v.2, Ludwig von Mises Institute, 2007.

14.Альтер Л. Б. Буржуазная политическая экономия США. - М„ 1971.

15. Конкурентное преимущество: Как достичь вы- 1б.Черник, Д.Г. Теория и история налогообложе-

сокого результата и обеспечить его устойчивость ния: учебник для академического бакалавриата /

/ пер. с англ. Е. Калининой. - М.: Альпина Пабли- Д.Г.Черник,Ю.Д.Шмелев.-Люберцы:ЮРАЙТ,201б.

шер, 2008. - 720 с. -364 с.

1-H

o

IMPROVING THE COMPANY'S BUSINESS PROCESSES BASED ON THE ASSESSMENT OF THE CONCEPT OF VIEWS Vorobiev Nikoiay Nikolaevich, DSc of Economics, Professor, Department of Economics and Management, Q-Nevinnomyssk State Humanitarian Technical institute, Nevinnomyssk ^

Zhuravleva Anastasia Igorevna, Undergraduate student, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol ^

The content of this article is an author's view of the essence of various approaches to improving business processes ^ in a company, from the point of view of innovation in the modern realities of market relations. The article attempts CO to isolate the stage of the business process life cycle, as well as to determine the most effective and used methods for implementing the business process both in general and in private, as applied to a particular company.

Keywords: business process; optimization; reengineering; modification; engineering; benchmarking; efficiency; new technologies; reconstruction; statistical analysis; competitive position; market.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ удк 336.221.14 НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ КОНЦЕПЦИИ ВЗГЛЯДОВ ВАК РФ 08.00.05

Содержание статьи представляет собой авторский взгляд на суть различного © Воробьев H.H., 2019

СО =г

г

©Журавлева А.И., 2019

К,

;дмт С

рода подходов к совершенствованию бизнес-процессов в компании с точки зрения инновации в современных реалиях рыночных отношений. В статье предпринята попытка определения стадий жизненного цикла бизнес-процесса, а также самых действенных и используемых методов реализации бизнес-процесса как в целом, так и в частном порядке, применительно к определенной компании. 33 Ключевые слова: бизнес-процесс; оптимизация;реинжиниринг;модификация; инжиниринг; бенчмаркинг; эффективность; новые технологии; реконструкция; статистический анализ; конкурентная позиция; рынок.

S

На сегодняшний день в современных экономических условиях для создания финансового равновесия в среднесрочных и долгосрочных перспективах каждой компании необходимо повышать свои конкурентные преимущества.

Направление на закрепление полученных точек оборота конкурентности и его совершенствования влечет за собой требование регулярного улучшения работы компании, как в управленческом потенциале, так и в производственном.

За последние несколько лет все чаще компания воспринимается как комплекс регулируемых между собой бизнес-процессов, которые по своей сути являются процессами по планированию и управлению, ресурсными процессами, процессами совершенствования и так далее.

По мнению В.В. Репина, бизнес-процессы являются горизонтальными иерархиями внутреннего и зависимого между собой функционального действия, результатом чего есть выпуск продукта или отдельного его компонента [1].

Дж. Чампи и М. Хаммер выделяют бизнес-процесс как "комплекс разновидностей деятельности (activities), имеющей один или более видов входящих потоков и выход, который имеет ценность для клиента" [2].

Е.Г. Ойхманом и Э.В. Поповым дополняется высказывание М. Хамме-ра и Дж. Чампи: "Бизнес-процессом - это такое множество внутренних шагов работы, которые начинаются с одного или более входов и заканчиваются получением продукта, необходимого клиенту" [3].

ВОРОБЬЕВ Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры Экономики и управления, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

ЖУРАВЛЕВА Анастасия Игоревна, магистрант, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.