Научная статья на тему 'Современные принципы налогового регулирования экономики'

Современные принципы налогового регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2251
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / PRINCIPLES OF TAXATION / THE TAX SYSTEM / TAX REGULATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багдасарян Л. Ю.

В связи с усилением регулирующей функции налогообложения в статье формулируются современные принципы налоговой системы, ориентированные на рост уровня жизни населения и развитие бизнеса, повышение эффективности государственного регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern principles of the economy fiscal management

In connection with the strengthening of the regulatory function of the taxation, the author formulates the modern principles of the tax system, oriented by the growth of the living standards of the population and the development of business, increase of the effectiveness of state regulation of economy.

Текст научной работы на тему «Современные принципы налогового регулирования экономики»

НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

БАГДАСАРЯН Л.Ю.,

ассистент кафедры финансов и налогообложения, Институт сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск,

е-mail: [email protected]

В связи с усилением регулирующей функции налогообложения в статье формулируются современные принципы налоговой системы, ориентированные на рост уровня жизни населения и развитие бизнеса, повышение эффективности государственного регулирования экономики.

Ключевые слова: принципы налогообложения; налоговая система; налоговое регулирование экономики.

In connection with the strengthening of the regulatory function of the taxation, the author formulates the modern principles of the tax system, oriented by the growth of the living standards of the population and the development of business, increase of the effectiveness of state regulation of economy.

Keywords: principles of taxation; the tax system; tax regulation of the economy.

Коды классификатора JEL: H20, H21, H27.

Структура национальной налоговой системы строится с учетом уровня развития страны и политической платформы органов власти, исходя из поставленных стратегических целей и основываясь на определенном соотношении принципов налогообложения. Существующие проблемы реализации принятой в России налоговой модели обусловлены некоторым несоответствием ставок, методов налогообложения и налогового контроля текущему состоянию российской экономики, сложившейся системе экономических отношений. Это проявляется, в частности, в уклонении от уплаты налогов, в негативном отношении хозяйствующих субъектов и граждан к системе налогообложения.

При формировании налоговой модели необходимо учитывать такие современные реалии налоговой политики, как: интенсификация процессов «глобализации» и заметное облегчение возможностей миграции людей и капиталов, в связи с чем налоговая система каждой страны вынужденно должна проходить проверку на ее совместимость и конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами других стран [1, с. 92]; возрастающие потребности в бюджетном финансировании социальных и экономических реформ при неустойчивом развитии экономики, следовательно, и налоговых баз;

недостаточность налоговых баз или сложность контроля за их исчислением по сравнению с копируемыми налоговыми системами развитых стран, при сравнимом уровне налогового бремени; сложность налогового законодательства, возрастание объема дополнительных обязанностей и затрат налогоплательщиков и налоговых агентов (кроме уплаты налога, по ведению налогового учета, составлению отчетности, предоставлению информации в налоговые органы и др.);

отсутствие сформировавшейся налоговой культуры налогоплательщиков при недостаточной открытости, эффективности налогово-бюджетной системы.

Вносимые изменения в налоговую систему зачастую носят политический характер, и при их обсуждении обычно рассматривается возможность реализации классических принципов налогообложения, сформулированных А. Смитом: справедливости, удобства времени и способов взимания, экономичности.

Среди установившихся и общепринятых в настоящее время в сфере налоговой политики относят принципы всеобщности, справедливости, стабильности, монополии государства на взимание налогов [1, с. 92].

Справедливость налогообложения стала пониматься как изъятие с большего дохода большей доли налога, что служит обоснованием введения прогрессивные налоговых ставок. Но в ряде стран высокая степень прогрессии уже считается чрезмерной, поощряющей праздность и высокий уровень безработицы, в связи с чем шкалы ставок были скорректированы в сторону большей пологости.

© Л.Ю. Багдасарян, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

23000102010266014802

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

48

ЛЮ. БАГДАСАРЯН

Современными экономистами предложено множество принципов налогообложения, исполнение которых одновременно невозможно в силу противоречивости и различной значимости для отдельно взятой страны и конкретного исторического периода [4]. В контексте данного исследования считаем целесообразным учитывать один из принципов, сформулированных Т.Ф. Юткиной - принцип выбора социально-экономических предпочтений при формулировании экономико-правовых принципов организации и функционирования государственной налоговой системы [7].

Сформулированные А. Смитом принципы налогообложения, как и большая часть перечисленных выше современных требований, направлены в большей мере на защиту прав налогоплательщиков. Однако для построения рациональной структуры системы налогообложения их недостаточно. В конце XIX в. принципы А. Смита были дополнены А. Вагнером, исходя из теории коллективных потребностей.

Среди них наиболее важными с точки зрения регулирования экономики представляются народнохозяйственные принципы: надлежащего выбора источника налогообложения, правильной комбинации налогов, которые требуют постоянной корректировки структуры налоговой системы в соответствии с изменяющимися экономическими, политическими, международными условиями. Учитываться также должны уровень развития страны и намеченные приоритеты социально-экономической политики, на основе чего устанавливается оптимальное на данный момент соотношение различных групп налогов, затем уточняется конкретный состав налогов.

В последние десятилетия, независимо от выбранной модели налоговой политики, во всех странах возросла регулирующая роль налоговой системы, которая реализуется в правильной комбинации налогов, и в такой их конструкции, которая позволяет государству решать социальные проблемы и стимулировать инвестиции.

Основные причины экономических кризисов называет Ж. Сисмонди. Он отмечает, что цель, стоящая перед политэкономией - рост богатства, накопление капитала. «Однако можно было уже заметить, что капиталы способны накопляться быстрее, чем растет спрос на изделия, производимые при их помощи, что процент, который они приносят, понижается; таким образом, они увеличивают производство и в то же время уменьшают потребление, и каждое превращение оборотного капитала в основном влечет за собой в будущем производство без соответствующего потребления ... Если нет возможности охвата новых районов, нового населения на новой земле, то... вскоре ... наступает страшнейшая диспропорция между производством и потреблением. Приходится думать, что порядок в человеческих обществах призваны устанавливать страшнейшие бедствия ...» [6, с. 120].

Несоответствие между спросом и предложением усугубляется растущим разрывом между уровнем доходов и жизни богатого и бедного населения, что происходит во всех странах. Несмотря на увеличение богатства, численность бедного населения в большинстве государств не уменьшается. Все это сопровождается повсеместным наступлением на права работников.

Таким образом, современная национальная бюджетно-налоговая политика должна ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и достаточности, эластичности налоговой системы. Основные усилия государства должны быть направлены на выработку и проведение политики, стимулирующей подъем уровня жизни населения и развитие бизнеса. В основу этой политики должны быть положены принципы, разработанные в соответствии с новой ролью налогов в экономической системе, связанной с повышением значимости налоговых инструментов в системе государственного регулирования.

Считаем, что, в связи с переносом акцента на регулирующую функцию налогов в современном мире, принципы А. Вагнера должны быть дополнены. Наряду с современным пониманием принципов справедливости и эффективности, налоговая система должна корректироваться, принимая во внимание следующие требования (принципы):

1) единство налоговой и бюджетной систем;

2) выравнивание доходов населения;

3) социальная защита населения: необложение доходов, которые ниже так называемого безусловного дохода (гарантирующего минимум человеческого существования); налогообложение совместного дохода семьи с у четом количества детей; снижение бремени налогообложения на сделки с товарами социальной значимости и др.;

4) стабилизация и развитие экономики;

5) принцип «обратной связи», требующий усиления таких функций налогового менеджмента, как планирование, информирование, контроль;

6) системное согласование механизмов взимания налогов;

7) гармонизация национальной налоговой системы в мировой экономике (объединительных союзах), с целью снижения налоговой конкуренции [3, с. 86-87].

Требование единства налоговой и бюджетной систем исходит из необходимости подчинения процессов налогообложения и расходования полученных бюджетных средств целям государственной экономической политики. Такое требование предполагает согласованный подбор инструментов и методов бюджетного и налогового механизма, и позволяет расширить сферу использования налогов в целях регулирования экономики.

Предлагаемые принципы выравнивания доходов и социальной защиты рассматриваются в контексте выравнивания налоговых обязательств по вертикали [2]. Принцип выравнивания доходов направлен на сокращение разрыва в их неравенстве путем более высокого обложения налогом богатых. Принцип социальной защиты, в дополнение к первому, обосновывается потребностью в оказании адресной материальной поддержки социально уязвимым группам населения путем предоставления налоговых льгот. Узость доходной базы государственного бюджета не позволяет финансировать в должном объеме социальные услуги, оказываемые отраслями социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, фундаментальная наука, спорт). К тому же основная часть средств, предназначенных на социальную помощь, направляется адресатам не напрямую, а путем оплаты расходов организаций, предоставляющих

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

49

общественные блага. Налоговые же льготы позволяют учесть состояние налогоплательщика, реализовать его право на получение адресной помощи.

Научная постановка вопроса о положительном влиянии налогов на производство является заслугой финансовой науки с конца XIX-начала XX вв. (Дж. Р. Мак-Куллох). Начиная со второй половины XX в. теоретические положения о позитивном воздействии налогов на воспроизводственные процессы и о необходимости налогового регулирования экономики стали аксиомами в экономической теории.

Чтобы налоговая система выполняла не только фискальную, но и в значительной степени регулирующую функцию, необходимы: развитая система планирования, наличие информационных связей между управляющей и управляемой подсистемами (информирование налогоплательщиков, сбор информации об их состоянии, платежеспособности), совершенствование налогового контроля на принципах открытости и др. Таким образом, должен выполняться принцип «обратной связи», требующий усиления таких функций налогового менеджмента, как планирование, информирование, контроль.

На смену дискуссиям о соотношении (пропорциях) прямого и косвенного налогообложения должна прийти новая теоретическая проблема - о согласовании механизмов взимания налогов, учитывая их влияние на поведение налогоплательщиков, с целью достижения синергетического эффекта налогово-бюджетного регулирования. Таким образом, можно сформулировать следующий современный принцип формирования налоговой системы - принцип согласования механизмов взимания налогов.

Принцип системного согласования механизмов взимания налогов следует трактовать как требование учета при формировании конструкций конкретных налогов возможных последствий для поведения экономических субъектов, связанных с их стремлением к минимизации налогового бремени. Например, регулирующее воздействие оказывает соотношение ставок налога на доходы физических лиц, особенно максимальных, социальных взносов, налога на прибыль организаций. Чрезмерное занижение ставок подоходного налога для богатых людей, по сравнению со ставками налога на прибыль организаций, ограничивают их стремление вкладывать средства в основной капитал организаций, предоставляет возможность применения схем, занижающих налоговые платежи в бюджет и лишающие производственные предприятия финансовых источников развития [5]. Тем более что ставки социальных взносов для них становятся несущественными, так как они снижаются с ростом доходов. Несогласованность механизмов косвенного и подоходного налогообложения в России приводит к относительному снижению налогового бремени для людей с высокими доходами, что противоречит принципу справедливости.

По этому поводу В.Г. Пансков отмечает: «Налоговая система любой страны должна представлять единое целое, поскольку все налоги тесно связаны между собой через элементы налоговой базы, а также через объекты налогообложения. Поэтому непродуманность установленных ставок отдельных видов налогов неизбежно создает условия для укрывательства от налогообложения, использования различного рода схем, позволяющих формально, не нарушая действующее налоговое и иное законодательство, существенно минимизировать налоговые обязательства» [5, с. 31].

Согласование механизмов отдельных налогов представляется необходимым также потому, что изменение элемента одного налога приводит к снижению (росту) поступлений другого. Так, увеличение ставки по налогу на добавленную стоимость приводит к росту цен на рынке товаров и услуг и соответственно ограничивает покупательские возможности хозяйствующих субъектов, происходит снижение оборота и прибыли, уменьшение платежей налога на прибыль.

Наблюдаемая в последние десятилетия тенденция снижения фискальной нагрузки на бизнес за счет снижения ставок, введения различных весомых льгот инвестиционного и социального характера приводит к увеличению налоговых потерь бюджета и вынуждает компенсировать их за счет косвенных налогов.

Выполнение поставленных в настоящее время задач наращивания экономического потенциала России, опережающего развития социально значимых отраслей (здравоохранения, образования, культуры), требует существенного устойчивого увеличения налоговых доходов государства. Учитывая при этом влияние рисков налогово-бюджетной системы (нестабильность макроэкономической среды, разрастание теневой экономики), следует стремиться к формированию социально-ориентированной модели налогообложения, предполагающей минимальные искажающие воздействия при увеличении общего налогового бремени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование / А.В. Аронов, В.А. Кашин. М.: Экономистъ, 2006. 591 с.

2. Бескоровайная Н.С. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и пути их решения / Н. С. Бескоровайная // Финансы и кредит. 2012. № 12. С. 24-29.

3. Кузьменко В.В. Институциональные направления противодействия налоговым правонарушениям / В.В. Кузьменко, Т.В. Никитенко // Вопросы теории и практики налогообложения: сборник научных статей Финансового университета при Правительстве РФ. М.: Цифровичок, 2010. С. 83-90.

4. Лабзин А.А. О некоторых принципах налогообложения / А.А. Лабзин, Н.А. Насонов // Вестник Удмуртского университета. 2006. № 2. С. 111-118.

5. Пансков В.Г. О принципах налогообложения физических лиц / В. Г. Пансков // Финансы. 2008. № 1. С. 28-33.

6. Сисмонди Ж. Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению / Ж. Сисмонди. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.

7. Юткина Т.Ю. Налоги и налогообложение. М.: 2001.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.