Научная статья на тему 'Зарубежный опыт налогового регулирования социально-экономических процессов: возможности использования в России'

Зарубежный опыт налогового регулирования социально-экономических процессов: возможности использования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НДС / АКЦИЗЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / TAX REGULATION / FOREIGN EXPERIENCE / TAX HARMONIZATION / VAT / EXCISE TAXES / INCOME TAX / PERSONAL INCOME TAX / TAX BREAKS / TAX PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я.

В работе проведен детальный анализ зарубежного опыта налогового регулирования социально-экономического развития и возможности его адаптации к российским реалиям. Выявлено значительное сходство основных налогов в европейских странах, имеющих общие политические и экономические интересы, исторически взаимодействующие в решении глобальных вопросов развития. Исследованы механизмы регулирующего влияния на социальное и экономическое развитие зарубежных стран таких налогов, как: НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц. Детерминированы преимущества и недостатки использования в мировой практике налогообложения различных налоговых льгот и преференций, принципов организации налогообложения. Обосновано, за счет какого регулирующего потенциала налогов достигается не только фискальная эффективность их взыскания, но и выравнивание социально-экономического положения населения и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF TAX REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES: OPPORTUNITIES OF USE IN RUSSIA

The work contains a detailed analysis of foreign experience in tax regulation of socio-economic development and the possibility of its adaptation to Russian realities. The significant similarities of the main taxes in European countries that have common political and economic interests, historically interacting in solving global development issues, have been revealed. The mechanisms of regulatory influence on the social and economic development of foreign countries of such taxes as: VAT; excise taxes; corporate income tax; tax on personal income. The advantages and disadvantages of using in the world practice of taxation of various tax benefits and preferences, principles of tax organization are determined. It is substantiated by what regulatory potential of taxes that not only the fiscal efficiency of their recovery is achieved, but also the equalization of the socio-economic situation of the population and the country as a whole is achieved.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт налогового регулирования социально-экономических процессов: возможности использования в России»

Баснукаев М.Ш.,

к.э.н., доцент, зав. кафедрой налогов и налогообложения,

Чеченский государственный университет E-mail: basnukaev@hotmail.com Эльжуркаев И.Я., старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения, Чеченский государственный университет E-mail: basnukaev@hotmail.com

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

JEL classification: Н21

В работе проведен детальный анализ зарубежного опыта налогового регулирования социально-экономического развития и возможности его адаптации к российским реалиям. Выявлено значительное сходство основных налогов в европейских странах, имеющих общие политические и экономические интересы, исторически взаимодействующие в решении глобальных вопросов развития. Исследованы механизмы регулирующего влияния на социальное и экономическое развитие зарубежных стран таких налогов, как: НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц. Детерминированы преимущества и недостатки использования в мировой практике налогообложения различных налоговых льгот и преференций, принципов организации налогообложения. Обосновано, за счет какого регулирующего потенциала налогов достигается не только фискальная эффективность их взыскания, но и выравнивание социально-экономического положения населения и страны в целом.

Ключевые слова: налоговое регулирование, зарубежный опыт, гармонизация налогообложения, НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоговые льготы, налоговые преференции.

M.Sh. Basnukaev, I. Ya. Elzhurkaev

FOREIGN EXPERIENCE OF TAX REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES: OPPORTUNITIES OF USE IN RUSSIA

The work contains a detailed analysis of foreign experience in tax regulation of socioeconomic development and the possibility of its adaptation to Russian realities. The significant similarities of the main taxes in European countries that have common political and economic interests, historically interacting in solving global development issues, have been revealed. The mechanisms of regulatory influence on the social and economic development of foreign countries of such taxes as: VAT; excise taxes; corporate income tax; tax on personal income. The advantages and disadvantages of using in the world practice of taxation of various tax benefits and preferences, principles of tax organization are determined. It is substantiated by what regulatory potential of taxes that not only the fiscal efficiency of their recovery is achieved, but also the equalization of the socio-economic situation of the population and the country as a whole is achieved.

Keywords: tax regulation, foreign experience, tax harmonization, VAT, excise taxes, income tax, personal income tax, tax breaks, tax preferences.

Введение

Результаты исследований отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что каждое государство имеет собственную неповторимую налоговую систему и налоговый инструментарий воздействия на социальное и экономическое развитие. Налоговые системы существенно различаются по количеству налогов и их конструкции, организации и методике администрирования. Наряду с этим, нельзя не признать значительное сходство основных налогов в странах, территориально приближенных друг к другу, имеющих общие политические и экономические интересы, исторически взаимодействующие в решении глобальных вопросов развития

[1]. В частности, для государств Европы такими налогами являются НДС, индивидуальные акцизы, налог на прибыль организаций (корпораций), налог на доходы физических лиц и т.п. Такое сходство механизмов налогообложения позволяет утверждать о возможности заимствования и адаптации зарубежного опыта налогового регулирования социально-экономических процессов к отечественным реалиям.

Материалы и методы

Установление налоговых ставок и льгот по НДС регламентируется правительствами и парламентами европейских государств. На уровне ЕС действуют директивы, которые в основном носят рекомендательный характер. Однако страны -члены ЕС применяют регулирующий налоговый инструментарий, руководствуясь гармонизированными принципами, определенными в директивах.

Довольно распространенной является практика дифференциации ставок этого универсального налога. Применение пониженных ставок также регламентируется согласованными на уровне ЕС документами, которыми предусмотрены следующие виды ставок: первая и вторая пониженные ставки - не менее 5% (применяются к продуктам питания и безалкогольным напиткам, животным кормам, животным, семенам, растениям, составным частям для приготовления продуктов питания, услугам водоснабжения, фармацевтическим товарам (включая средства гигиены и ветеринарные препараты), медицинским и стоматологическим услугам и пр., медицинскому оборудованию для инвалидов, ритуальным услугам и ритуальным товарам, услугам по уборке улиц, вывозу и переработке мусора).

Самый низкий уровень налоговая ставка имеет в Великобритании - 5%, во Франции - 5,5%, Люксембурге, Нидерландах, Бельгии - 6%.

Перечень товаров и услуг, который облагается налогами по той или иной ставке, определяется на уровне внутреннего законодательства стран в пределах, очерченных директивами ЕС. Так, Дания при-

няла решение вообще не применять пониженные ставки НДС.

В Евросоюзе существует позиция участников по поводу освобождения от НДС. Но опять же вопрос освобождения конкретных товаров, работ и услуг в рамках перечня, указанного в директивах, решается на уровне каждого государства с учетом национальных особенностей. Тем не менее в странах - членах ЕС допустимо предоставление освобождений от НДС без возмещения налогового кредита по:

- услугам общественных почтовых служб;

- услугам по лечению, предоставленным общественными организациями;

- услугам медицинского ухода;

- трансплантации человеческих органов, донорской крови и материнского молока;

- стоматологическим услугам;

- товарам и услугам, оказываемым благотворительными организациями и учреждениями, связанным с социальным обеспечением и социальной помощью, защитой детей и молодежи;

- услугам среднего, профессионально-технического и высшего образования;

- снабжению товаров, предназначенных для обеспечения предоставления просветительских услуг общественными организациями;

- обеспечению кадрами по уходу за больными, защите детей и молодежи, просветительской деятельности в случае предоставления таких услуг религиозными и философскими организациями;

- услугам религиозных, профсоюзных, политических, философских, патриотических, филантропических, гражданских некоммерческих организаций, предоставленных в пользу своих членов или в обмен на членские взносы согласно учредительным документам;

- услугам, связанным со спортом и физическим воспитанием, предоставленным некоммерческими организациями участникам физвоспитания или спортсменам;

- услугам (включая снабжение связанных с ними товаров) общественных учреждений культуры;

- услугам независимых объединений граждан и организаций, деятельность которых освобождена от налогообложения;

- услугам специального транспорта больным или травмированным лицам;

- операциям страховых брокеров и агентов относительно страхования, перестрахования и связанных с этим услуг;

- лизингу и аренде недвижимости;

- снабжению товаров, которые используются для проведения деятельности, освобожденной от налогообложения, если такие поставки не предоставляют возможности контрагентам уменьшить налоговые обязательства;

- денежно-кредитным операциям (предоставление и возврат кредитов; управление кредитами со стороны лиц, которые их предоставили; операции с текущими и депозитными счетами; платежами, переводами, долгами, чеками, и т.п.; операции с валютой, банкнотами, монетами, которые являются законными платежными средствами (кроме коллекционных));

- операциям (кроме управления и хранения) с ценными бумагами и паями;

- управлению специальными инвестиционными фондами;

- поставкам марок (почтовых, гербовых и др.) за нарицательную стоимость и для использования по назначению;

- лотереям, азартным играм, пари;

- оснащению зданий, их частей, земли;

- конечному импорту товаров, поставка которых на территории страны подлежала бы освобождению или которые не подлежат обложению таможенными сборами;

- реимпорту товаров в страну, из которой они были экспортированы, лицами, которые их экспортировали, если они не подлежат обложению таможенными сборами;

- импорту товаров, освобожденных от таможенных сборов, согласно дипломатическим и консульским соглашениям;

- импорту товаров определенными органами власти принимающего государства международными организациями и их участниками в пределах и на условиях

международных конвенций или соглашений о штаб-квартирах;

- импорту товаров (включая продовольствие) вооруженными силами участников НАТО на территорию государства-члена для использования формированиями НАТО и вспомогательными гражданскими подразделениями;

- доставке рыболовецкими предприятиями необработанного или консервированного (для последующей реализации) улова в порты, которые подлежат дальнейшей поставке;

- сопутствующим услугам по импортированию, если их стоимость включается в базу налогообложения;

- импорту центральными банками золота;

- импорту газа и электроэнергии;

- поставкам товаров (включая багаж путешествующих) за границы ЕС, если они отправлены (или транспортированы): продавцом (или за счет продавца); покупателем (или за счет покупателя), который не имеет постоянного места предпринимательской деятельности на территории страны;

- поставкам топлива и продовольствия на морские суда, которые находятся за пределами государства, и для воздушных (для перевозок на международных авиалиниях) судов;

- ремонту, модификации, содержанию, фрахтованию и найму за пределами ЕС морских и воздушных (для перевозок на международных авиалиниях) судов;

- экспорту за границы ЕС товаров определенными органами власти принимающего государства международными организациями и их участниками в пределах и на условиях международных конвенций или соглашений о штаб-квартирах;

- экспорту товаров (включая продовольствие) вооруженными силами участников НАТО на территорию государства-члена для использования формированиями НАТО и вспомогательными гражданскими подразделениями;

- экспорту золота центральным банкам;

- импорту товаров, не предназначенных для конечного потребления в стране и размешенных под иным режимом, чем таможенный;

- поставке товаров, которые должны быть представлены таможенным органам и по необходимости представлены на временное хранение, размещенные в фран-козонах или на франкоскладах.

Помимо вышеуказанного, возможно предоставление освобождений от налогообложения с компенсацией налогового кредита (при применении ставки 0%) следующих категорий:

- экспорт товаров и услуг;

- товары и услуги, которые являются важными для той или другой страны, учитывая решение особенно значимых проблем социального и экономического характера (медикаменты, продукты питания, специальное оборудование, периодические издания, продукция приоритетных отраслей промышленности и предприятий, которые выпускают малоприбыльные изделия социального назначения).

Значительные масштабы в ЕС имеют льготы по НДС, предоставляемые для малых предприятий. Применение указанных льгот обосновано необходимостью формирования среды, способствующей развитию мобильных бизнес-систем, которые наиболее быстро адаптируются к постоянно изменяющейся рыночной среде, обеспечивая, таким образом, общественную социальную и экономическую стабильность. «Деловая инициатива, предпринимательство, которое трансформируется в массовый малый бизнес, - весомый фактор общественной стабильности и экономического развития в государствах с рыночной экономикой» [2].

Следующий универсальный и распространенный в Европе налог, интересующий нас в контексте данного исследования, является индивидуальный акциз. В разных странах также различны перечень подакцизных товаров, ставки и льготы по налогу. При этом указанное является фактором недопоступлений в бюджеты и ослабления регулирующего воздействия на производство и реализацию подакцизных

товаров в государствах с более низкими акцизами. Вследствие этого на уровне сильных экономических союзов проявилась проблема унификации индивидуальных акцизов. Конечно, в целом процесс взыскания акцизов не гармонизирован полностью, но в Европе в данном направлении предпринимаются определенные действия, как, например, урегулирование вопроса по номенклатуре подакцизных товаров, применение общих принципов администрирования по движению подакцизных товаров и унификации правил взыскания налога, установление единых минимальных ставок и освобождений.

Следовательно, указанное обусловливает предпосылки анализа общих подходов к конструкции регулирующего налогового инструментария, встроенного в акциз.

Относительно всего перечня подакцизных товаров общими для членов ЕС являются освобождения от налогообложения акцизным сбором тех, что реализуются в магазинах беспошлинной торговли, ввезенные как выставочные образцы или же поставленные военным формированием НАТО, миссиям и представительствам международных организаций, дипломатическим и консульским представительствам иностранных государств.

На уровне сообщества определены льготы относительно акцизного сбора по энергоносителям, спирту и алкогольным напиткам. Большинство стран применяют их в форме освобождений, однако некоторые - в форме пониженных ставок. Кроме того, на усмотрение правительства государства - члена ЕС могут вводиться не все потенциальные преференции, поэтому перечень льгот по странам значительно различается. Например, под льготы в основном подпадают:

- энергоносители, предназначенные для использования в ходе реализации проекта по совершенствованию экологически чистых технологий и технологий получения топлива из возобновляемых источников;

- энергоносители, которые используются для производства электроэнергии,

воздушного и морского судоходства, другой навигации во внутренних водах ЕС;

- энергоносители, которые используются благотворительными организациями, в домохозяйствах, сельском и лесном хозяйстве, садоводстве, рыболовстве;

- биотопливо;

- горючее, которое используется для разработки, производства, испытания и техобслуживания самолетов и кораблей, для грузовых перевозок железной дорогой, пассажирских перевозок метрополитеном, трамваями и троллейбусами;

- электроэнергия, полученная на основе использования солнечной, ветреной, геотермальной энергии, энергии приливов и отливов, переработки и сжигания мусора, выделения энергии из биомасс;

- газ (естественный и сжиженный), который используется как горючее для двигателей;

- спирт и алкогольные напитки, которые используются как образцы для научных исследований, анализов и тестирований продуктов, в медицинских целях, для производства безалкогольных продуктов;

- пиво, произведенное независимыми субъектами малого бизнеса, годовой объем производства которых менее 200 тыс. ге-калитров;

- вина и продукты брожения (кроме пива) с содержанием алкоголя менее 8,5%;

- промежуточные алкогольные продукты с содержанием алкоголя менее 15%.

Интересно, что директивами ЕС абсолютно не предполагаются льготы относительно акцизного сбора по табачным изделиям. Данный факт, по нашему мнению, можно объяснить, во-первых, вредностью прямого потребления соответствующих продуктов и, во-вторых, отсутствием других сфер и направлений их использования, которые приносили бы пользу индивидам или обществу.

Очень большой интерес в современной научной литературе вызывают вопросы налогового регулирования посредством налога на прибыль организаций (корпораций). Он обусловлен тем, что на протяжении последних десятилетий развитые страны не ориентируются в использовании

данного налога преимущественно на достижение фискальной цели, сосредоточиваясь в основном на его регулирующем и социальном аспекте [4].

Необходимо признать, вопросы установления ставок и вопросы льготной политики налогообложения прибыли практически нигде на межгосударственном уровне не согласованы. Не является исключением и ЕС, хотя в рамках данного объединения прилагались значительные усилия и попытки гармонизации системы прибыльного налогообложения юридических лиц. Некоторая унификация и международное согласование элементов налога на прибыль могли бы значительно упростить взаимный доступ стран к внутренним товарным рынкам и инвестиционным ресурсам. В частности, дифференциация ставок - довольно распространенный регуля-торный инструмент в Европе, хотя способы его применения значительно различаются [5]. Такие мощные в экономическом плане страны, как Германия, Австрия и Финляндия, вообще не используют его. Великобритания, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Испания, Люксембург, Португалия, Нидерланды, Франция, Швеция практикуют, однако, с применением различных подходов [6]. Дифференциация ставок по нескольким признакам характерна для Греции (в зависимости от вида (области) деятельности, организационно-правовой формы предприятия, источника прибыли, территориального размещения субъекта хозяйствования), Испании (в зависимости от вида (области) деятельности, организационно-правовой формы предприятия, территориального размещения и размера субъекта хозяйствования), Италии, Португалии (в зависимости от вида (области) деятельности и территориального размещения субъекта хозяйствования), Франции (в зависимости от источника прибыли и размера субъекта хозяйствования), Великобритании (в зависимости от объемов прибылей и размера субъекта хозяйствования), Бельгии (в зависимости от объемов прибылей и вида (области) деятельности). Ирландия, Дания, Швеция дифференцируют ставки лишь в зависимо-

сти от вида (области) деятельности; Люксембург и Нидерланды - в зависимости от объемов прибылей.

Важно подчеркнуть, что большинство стран, которые дифференцируют ставки налога в зависимости от объемов прибылей, пользуются при этом прогрессивной шкалой (Бельгия, Люксембург, Нидерланды). В Люксембурге прогрессивная система дополняется плоской: для компаний, объемы прибыли которых не превышают 15000 EUR, действует прогрессия (20% с суммы до 10 000 EUR; 26% с суммы от 10 001 до 15 000 EUR); из прибылей сверх 15 000 EUR взыскивается 22% налога из общей суммы (без градации). Великобритания применяет комбинированную шкалу с элементами регресса (0% - из прибыли малых предприятий до 10 000 фунтов стерлингов; 23,75% - из прибыли малых предприятий от 10 001 до 50 000 фунтов стерлингов; 19% - из прибыли малых предприятий от 50 001 до 300 000 фунтов стерлингов; 32,75% - из прибыли от 300 001 до 1 500 000 фунтов стерлингов; 30% - из прибыли свыше 1 500 000 фунтов стерлингов). По законодательству страны ставки могут изменяться ежегодно.

Элементы регресса, по нашему мнению, встроены для снижения заинтересованности субъектов хозяйствования в те-низации собственных оборотов.

С целью регулирования финансовой стабильности предприятий, стимулирования реинвестирования прибыли и пенсионного страхования работников используются необлагаемые финансовые резервы, представляющие собой фонды для покрытия безнадежной задолженности. Их формирование, как правило, производится путем отчисления от прибыли в пределах разрешенных законом норм, что приводит к уменьшению объекта налогообложения.

Ускоренная амортизация позволяет форсировать списание стоимости основных средств, уменьшить срок их окупаемости за счет сокращения налоговой базы по налогу на прибыль и стимулировать обновление. Она используется во всех странах Европейского союза и, как правило, распространя-

ется на инвестиции в определенные виды капитальных активов (энергосберегающие, экологически защитные и др.) или активы, которые эксплуатируются в определенных отраслях, регионах.

Во всех странах ЕС применяется линейный метод расчета амортизации, в отельных случаях дополнительно используется метод уменьшаемого остатка и производственный метод.

Стимулированию инвестиций в Европе также способствуют такие элементы налога на прибыль организаций, как инвестиционная налоговая скидка и инвестиционный налоговый кредит. При определенной схожести назначения данных элементов их регулирующий инструментарий различается механизмами применения (скидка предоставляется в форме уменьшения налоговой базы, кредит - в форме уменьшения суммы налога). Их использование, как правило, является временным. Решив основные задачи регулирования направлений инвестирования, структуры инвестиций в основной капитал и НИОКР, развитые страны в последнее время более сдержанно и в ограниченном виде применяют названные преференции. Австрия, Греция, Германия, Финляндия и Швеция раньше активно пользовались ими при решении проблем инвестиционной политики, однако в настоящее время отказались от этих инструментов.

Каждым государством предусмотрен свой спектр действия и механизм получения данных преференций. Наибольший перечень скидок ввели Нидерланды. Здесь используются следующие скидки:

- на инвестиции объемом от 2000 до 279 000 EUR, направленные в капитальные активы (кроме приобретения жилых домов, земли, автотранспорта, ценных бумаг, гудвиллов, концессий, активов для заграничных представительств, передачи активов между родственниками). Система норм (ставок) скидок регрессивная (наибольшая норма 25% - на инвестиции от 2000 до 33000 EUR), что свидетельствует о стимулировании развития преимущественно субъектов малого бизнеса;

- на инвестиции объемом от 2000 до 103 000 000 EUR, направленные в энергосберегающие технологии (норма - 55% от суммы соответствующих расходов);

- на инвестиции объемом от 2000 до 103 000 000 EUR, направленные в капитальные активы природоохранного назначения (нормы - 15%, 30% и 40% в зависимости от объектов инвестирования). В случае превышения максимального ограничения объема инвестиций скидка применяется лишь к сумме превышения;

- на инвестиции объемом сверх 2000 EUR, направленные в киноиндустрию (норма - 47% расходов на производство кинофильма при условии, если последний одобрен Еврокомиссией и Министерством экономики);

- на инвестиции в НИОКР (нормы -40% от расходов на оплату труда до 90 756 EUR; 13% от расходов на оплату труда сверх 90 756 EUR. При этом расходы по оплате труда на одного работника не должны превышать 7 941 154 EUR);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на расходы объемом до 2 470 000 EUR, направленные на финансирование подготовки кадров (инвестиции в человеческий капитал) (нормы дифферен-цированны в зависимости от сумм).

Налоговые каникулы - еще один мощный инструмент стимулирования экономического развития, который, как правило, используется в составе налога на прибыль. Однако он характеризуется также наличием существенного недостатка - возможностью использования с целью уклонения от налогообложения. Так, хозяйствующие субъекты могут специально создавать новые структуры, на которые распространяется режим налоговых каникул, и проводить через них свои операции с целью уменьшения общих сумм налоговых обязательств. Очевидно, именно по этой причине в современных условиях большинство развитых стран Европы отказались от использования данной налоговой преференции. Сохранили ее Италия (в применении к хозяйствующим субъектам южной и центральной частей страны, а также северных горных регионов) и Франция (в применении к новообразованным акционерным об-

ществам, для которых обязанность полной уплаты налога на прибыль наступает лишь с шестого года функционирования). В первые два года они могут не платить данный налог, на третий - уплате подлежит лишь 25% за этот год, на четвертый - 50%, на пятый - 75%.

Инструменты налогового регулирования, которые используются в составе налога на доходы физических лиц, также отмечаются сильным влиянием на социально-экономические процессы в целом и социально-трудовые в частности, а следовательно, зарубежный опыт их применения не менее интересен в контексте нашего исследования. Данный налог как целостная система объединяет в своем составе механизмы, которые дают возможность государству влиять на население как субъектов экономической деятельности, индивидов, личностей, определяя их поведение через доходное положение. Ведь «основой формирования прибыльного налогообложения населения в мире являются социально-трудовые отношения. Они характеризуют экономические, правовые и психологические аспекты взаимосвязей между отдельными людьми и социальными группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Центральной подсистемой названных отношений считается рынок труда, представленный в совокупности объективных законов, функциональных механизмов и факторов влияния» [7].

К отдельным видам доходов применяются пропорциональные (плоские) ставки (в частности, к процентам, доходам от капитала, акций, паев, долей), что позволяет стимулировать привлечение накоплений физических лиц в экономический оборот. В целом же ставки довольно высоки (по сравнению с российскими), достигая в отдельных странах 50% и более. При этом обеспечивается неприкосновенность права каждого члена общества на вещи и услуги, необходимые для его существования, прежде чем другие удовлетворят свои менее важные потребности. Инструментом реализации этого права служит универсальная налоговая льгота - необлагаемый минимум. Так, в Австрии он составляет

10 000 EUR в год; в Германии - 7664 EUR для одного плательщика и 15 329 EUR в год для семейной пары, которая облагается налогами совокупно; в Италии зависит от категории плательщика и видов его доходов (базовый минимум - 3000 EUR, если плательщик получает доходы от профессиональной деятельности - 4500 EUR, для пенсионеров - 7000 EUR, если плательщик получает доходы от работы по найму -7500 EUR).

С регулирующей целью широко используются механизмы налоговых кредитов, налоговых вычетов и налоговых скидок. В Европе они (по преобладающей практике) охватывают расходы плательщиков на образование, здравоохранение, пенсионное страхование, социальное страхование, медицинское страхование, страхование жизни, содержание нетрудоспособных членов семьи (детей, родителей преклонного возраста, инвалидов), уплату процентов по ипотечным кредитам, некоторые виды инвестирования (приобретение активов), благотворительность.

Результаты

Исследование зарубежного опыта налогового регулирования социально-экономических процессов показало, что страны - члены ЕС применяют регулирующий налоговый инструментарий, руководствуясь гармонизированными принципами.

В европейских странах допустимо предоставление освобождений от НДС без возмещения налогового кредита. Значительные масштабы в ЕС имеют льготы по НДС, предоставляемые для малых предприятий.

На уровне сообщества определены льготы относительно акцизного сбора по энергоносителям, спирту и алкогольным напиткам. Большинство стран применяют их в форме освобождений, однако некоторые - в форме пониженных ставок. Кроме того, на усмотрение правительства государства - члена ЕС могут вводиться не все потенциальные преференции, поэтому перечень льгот по странам значительно различается.

Нерешенность проблемы гармонизации системы прибыльного налогообложения юридических лиц не означает отсутствия возможностей заимствования опыта налогового регулирования отдельных стран.

Политика правительств зарубежных государств (особенно европейских) демонстрирует стремление максимально исключить освобождение от налога на прибыль, однако при этом широко используется инструментарий инвестиционного налогового кредита и инвестиционных скидок, налоговых каникул, ускоренной амортизации, необлагаемых фондов (резервов) и дифференциации ставок, которое имеет стимулирующее значение относительно развития процессов инвестирования и служит поддержанию стабильного финансового состояния хозяйствующих субъектов.

Важно подчеркнуть, что большинство стран, которые дифференцируют ставки налога в зависимости от объемов прибылей, пользуются при этом прогрессивной шкалой.

Опыт развитых стран относительно использования инвестиционных налоговых скидок и инвестиционных налоговых кредитов подтверждает необходимость параллельного внедрения отдельных ограничений пользователям этих преференций. Такие ограничения направлены как на усиление стимулирующего действия налога на прибыль, так и на предупреждение возможного снижения его фискальной эффективности и избыточных потерь бюджета. В этом вопросе также существуют значительные вариации решений согласно национальным особенностям развития экономики и традиций налогообложения. Так, могут ограничиваться: временные периоды пользования преференциями, предельные суммы, объемы расходов на инвестиционные цели, территориальные границы применения преференций, перечень областей - пользователей преференций, размеры предприятий - пользователей.

Взыскивая налог с доходов физических лиц, развитые страны, как правило, применяют прогрессивную шкалу ставок. Уровень прогрессии зависит от конкрет-

ных социально-экономических условий каждого государства и одновременно позволяет как регулировать потребительский спрос, так и противодействовать расслоению населения по доходам, перераспределяя через ВВП суммы, полученные индивидами из различных источников.

Обобщение опыта зарубежных государств относительно подоходного налогообложения населения позволяет утверждать, что в основном развитые страны придерживаются следующих принципов налогообложения доходов физических лиц:

- обеспечение неприкосновенности прожиточного минимума (путем применения необлагаемого минимума, индивидуальных льгот или нулевых ставок);

- учет основных расходов плательщика, связанных с его жизнеобеспечением и достижением и поддержанием необходимого профессионального уровня (путем применения налоговых кредитов и скидок с доходов);

- учет семейного состояния плательщика (путем предусмотрения возможности налогообложения совокупных доходов семьи с учетом количества ее членов и уровня доходов каждого, предоставление скидок и дополнительных необлагаемых минимумов на детей, индивидуальных льгот);

- применение прогрессивной шкалы ставок.

Первые три принципа порождают значительные фискальные потери при взыскании налога с доходов физических лиц. Однако видно, что они компенсируются довольно высокими ставками, применяемыми к доходам, выше среднего уровня.

Таким образом, государство не только обеспечивает определенную фискальную эффективность взыскания, но и достигает выравнивания доходов населения путем их перераспределения, реального перенесения бремени налогов на более обеспеченных граждан.

Обсуждение

Льготный режим налогообложения НДС малых предприятий заимствован из мировой практики Россией. Наше государство также предоставляет право субъектам

хозяйственной деятельности, обороты которых не превышают 2 млн руб. за квартал, на собственное усмотрение решать, быть или не быть плательщиком НДС [3]. Казалось бы, постановка вопроса очевидна - решение будет в пользу того, чтобы не быть плательщиком. Однако именно в данном случае проявляются регулирующие свойства администрирования налогов. Не являясь плательщиком НДС, хозяйствующий субъект не только сам теряет право на возмещение налога (если для этого будут возникать основания), но и не может выдавать налоговые накладные своим покупателям. Последние же в связи с этим не имеют права учитывать у себя налоговый кредит по соответствующим оплатам, который снижает их заинтересованность в отношениях со структурами-льготниками. Поэтому многие отечественные малые предприятия добровольно регистрируются плательщиками НДС (даже при условии льготных оборотов), что расширяет круг контрагентов.

Следует подчеркнуть, что акциз оказывает определенное регулирующее влияние. Например, природоохранное значение акцизов на пластиковую и бумажную упаковку, химические соединения и растворители, применяемых в Дании; «французские» акцизы на масла из морской фауны и т.п.

Исследование исторического опыта позволяет утверждать также о социальной значимости данного налога, учитывая его применение к потреблению предметов роскоши (в свое время таковыми считались чай, кофе, кондитерские изделия). Налогообложение этих товаров позволяло частично производить дополнительные изъятия доходов зажиточных слоев населения и перераспределять их, в определенной мере служа социальному выравниванию.

Заключение

Вышеизложенное подтверждает значительное сходство инструментов налогового регулирования социально-экономических процессов в разных странах, вызванное историческими, географическими и экономико-глобализационными факторами. В свою очередь, это позволяет использовать достоинства зарубежного

опыта в России, адаптировав отдельные его элементы к отечественным условиям и учитывая особенности развития национальной экономики и специфику обстоятельств формирования налоговой системы нашего государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговые системы зарубежных стран : учебник для бакалавриата и магистратуры / [Л.Н. Лыкова, И.С. Букина]. -М.: Юрайт, 2017. - 429 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

2. Система налоговых льгот в контексте европейского опыта / [А.М. Соколовская, Т.И. Ефименко, И.О. Лунина и др.]. - СПб.: НДФИ, 2009. - 320 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 февраля 2000 г. № 117-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 11.10.2018 № 396-ФЗ) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».

4. Механизм формирования и налогообложения прибыли организаций : монография / [Е.П. Пешкова и др.]. - М.: МУИВ, 2015. - 181 с.

5. Алиев Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень - магистр), специальностям/профилю «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 215 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66237.html. -ЭБС «IPRbooks».

6. Taxation of companies. International Bureau of Fiscal Documentation. - Режим доступа: http://www.ibfd.org

7. Драненко Л.П., Питиляк Д.А. Налог на доходы физических лиц: разви-

тие и роль в налоговой системе РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. -2018. - № 3. - С. 35-46.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Tax systems of foreign countries: textbook for undergraduate and graduate / [L.N. Lykova, I.S. Bukin]. - M.: Yurayt,

2017. - 429 p. - Series: Bachelor and Master. Academic course.

2. The system of tax benefits in the context of the European experience / [A.M. Sokolovskaya, T.I. Efimenko, I.O. Lunina and etc.]. - SPb.: NDFI, 2009. -320 s.

3. Tax Code of the Russian Federation (Part 2) of February 5, 2000. № 117 (in the last edition of the Federal Law of October 10, 2018 N 396) // Legal Reference System «GARANT».

4. The mechanism of formation and taxation of profits of organizations: a monograph / [E.P. Peshkova and etc.]. - M.: MUIV, 2015. - 181 p.

5. Aliyev B.Kh. Tax systems of foreign countries [Electronic resource]: textbook for university students enrolled in «Economics» (master's degree), specialties / profile «Finance and Credit», «World Economy» and «Taxes and Taxation» / B.Kh. Aliyev, H.M. Musaeva. - Electron. text data. - M.: UNITY-DANA, 2015. - 215 c. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/66237. html. - EBS «IPRbooks».

6. Taxation of companies. International Bureau of Fiscal Documentation. - Access mode: http://www.ibfd.org

7. Dranenko L.P., Pitilyak D.A. Tax on personal income: development and role in the tax system of the Russian Federation // Economy and business: theory and practice. -

2018. - № 3. - P. 35-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.