Научная статья на тему 'Повышение эффектвности налогового регулирования в России'

Повышение эффектвности налогового регулирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / TAX REGULATION / TAX SYSTEM / TAX POLICY / TAX BENEFITS / INCOME TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я.

В статье обоснованы подходы к совершенствованию и рационализации системы взыскания налогов, выработке действенной налоговой политики и дальнейшей трансформации налоговых служб. Особое внимание уделено основному инструменту налогового регулирования деятельности промышленных предприятий налогу на прибыль. Представлены данные об основных элементах налога на прибыль организаций в России и некоторых других странах Европы. Внедрение предлагаемого алгоритма налогового регулирования позволит минимизировать фискальный риск государственного бюджета и одновременно создаст конкурентные преимущества для деятельности инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING EFFECTIVENESS OF TAX REGULATION IN RUSSIA

The article substantiates approaches to improving and rationalizing the system of tax collection, developing an effective tax policy and further transformation of tax services. Particular attention is paid to the main instrument of tax regulation of industrial enterprises income tax. The data on the main elements of corporate income tax in Russia and some other European countries are presented. Implementation of the proposed tax regulation algorithm will minimize the fiscal risk of the state budget and at the same time create competitive advantages for investors

Текст научной работы на тему «Повышение эффектвности налогового регулирования в России»

Баснукаев М.Ш.,

к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения, ведущий научный сотрудник лаборатории экономических исследований Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН, Чеченский государственный университет E-mail: basnukaev@hotmail.com Эльжуркаев И.Я., старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения, Чеченский государственный университет E-mail: basnukaev@hotmail.com

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТВНОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

JEL classification: E62, H2

В статье обоснованы подходы к совершенствованию и рационализации системы взыскания налогов, выработке действенной налоговой политики и дальнейшей трансформации налоговых служб. Особое внимание уделено основному инструменту налогового регулирования деятельности промышленных предприятий -налогу на прибыль. Представлены данные об основных элементах налога на прибыль организаций в России и некоторых других странах Европы. Внедрение предлагаемого алгоритма налогового регулирования позволит минимизировать фискальный риск государственного бюджета и одновременно создаст конкурентные преимущества для деятельности инвесторов.

Ключевые слова: налоговое регулирование, налоговая система, налоговая политика, налоговые льготы, налог на прибыль.

M.Sh. Basnukaev, I. Ya. Elzhurkaev

INCREASING EFFECTIVENESS OF TAX REGULATION IN RUSSIA

The article substantiates approaches to improving and rationalizing the system of tax collection, developing an effective tax policy and further transformation of tax services.

Particular attention is paid to the main instrument of tax regulation of industrial enterprises - income tax. The data on the main elements of corporate income tax in Russia and some other European countries are presented. Implementation of the proposed tax regulation algorithm will minimize the fiscal risk of the state budget and at the same time create competitive advantages for investors.

Keywords: tax regulation, tax system, tax policy, tax benefits, income tax.

Введение

Современное общество достигло преобразования налогов из сугубо фискального принудительного государственного института в важный экономический, социальный и политический фактор. Реальное использование общественных благ, обеспечение которых осуществляет государство, является главной причиной, которая должна побуждать каждого индивида платить налоги. Не менее действенное влияние имеет система налогообложения на функционирование и деловую активность предпринимательских структур, где создается финансовый потенциал страны. Это обосновывает внедрение взвешенной налоговой политики на основе сбалансирования интересов общества, государства, территориальных общин и хозяйствующих субъектов.

Материалы и методы

Понятно, что налоговая политика должна осуществляться в контексте общей бюджетной политики [1]. То есть нужно помнить, что несовершенство бюджетного регулирования всегда будет порождать недостатки при построении системы налогообложения. Тем не менее бюджетное регулирование вызывает немало дискуссий как со стороны ученых, так и со стороны практиков. Так, в Послании Президента Федеральному Собранию на 2019 год практически повторялись положения, заложенные в основные направления бюджетной политики на 2019 год. Наряду с неопределенностью конкретных макропоказателей и основных параметров оно содержало принципы и положения, которые ставили перед собой цель обеспечения и поддержания

экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, вхождения по уровню и качеству экономического развития к группе стран - экономических лидеров в мире, доведения уровня жизни населения до высоких мировых стандартов [2].

В настоящее время потребность во внедрении существенных (в том числе системных) изменений в налоговой политике очевидна.

В России с самого начала построения новой налоговой системы за основу был взят фискальный ориентир. Такая тактика была оправдана в краткосрочной перспективе: бюджет получал постоянные поступления для финансирования государственных расходов. В результате отечественная налоговая система эклектично соединила в себе фискальные ориентиры европейской (в которой преобладает принцип налогообложения оборота в виде налога на добавленную стоимость) и американской (в которой преобладает прибыльный принцип налогообложения) налоговых систем. Жесткость российской налоговой системы долгие годы была определена базовой целью - ликвидация дефицитности бюджета.

Модернизацию налоговой системы, как правило, связывают с принятием Налогового кодекса. Однако в российском обществе до настоящего времени не достигнут единый консенсус относительно того, какой должна быть налоговая система. В то же время обострение политического противостояния усиливает значимость экономической и, в частности, фискальной политики и препятствует проведению либеральной налоговой реформы, которая угрожает определенным периодом снижения кассовых поступлений. Окончательно не решены также вопросы согласования экономической, в том числе налоговой политики РФ на пространстве СНГ.

В данном контексте целесообразно говорить о постепенных изменениях существующего законодательства.

Предположения о том, что все проблемные вопросы разрешаться с принятием Налогового кодекса, являются ошибоч-

ными. Налоговое законодательство на протяжении всего периода формирования налоговой системы РФ претерпевает систематические и значительные изменения [3]. С 2001 года Правительство РФ настойчиво принимало меры, направленные на реализацию налоговой реформы, одним из результатов которой явилось принятия Налогового кодекса РФ.

Обеспечение долгосрочного экономического роста и качественной структурной перестройки национальной экономики предусматривает концентрацию на этой задаче в целом социально-экономической политики государства. И прежде всего формирование налоговой политики должно быть направлено на усиление регулирующей и стимулирующей функции налогов. Одно из направлений реализации указанного является применение в практике налогообложения научно обоснованных налоговых льгот. Как верно отмечено в работе [4], «налоговые льготы являются апробированным в мире механизмом реализации экономической политики, направленной на изменение структуры экономики, создание условий для увеличения производительности определенных видов деятельности, преодоление депрессивности регионов, обеспечение высоких темпов экономического роста».

Налоговая реформа должна осуществляться в комплексе с мероприятиями по стимулированию конверсии некриминального теневого капитала.

Сомнительным является распространенное утверждение о том, что чем меньше количество налогов, тем эффективнее система налогообложения. Для качественного регулирования экономических процессов методами налоговой политики необходимо адекватно подобрать инструменты налогового регулирования, налоговые льготы и специальные налоговые режимы.

Не нужно ориентироваться на снижение уровня перераспределения средств через государственный бюджет. Наоборот (это подтверждает, в частности, опыт многих стран), со временем уровень фискальной нагрузки на ВВП в России будет возрастать. Реальное содержание бюджетно-

налоговой реформы должно состоять в переориентации налоговой системы и бюджетных расходов на стимулирование процессов развития.

С целью преодоления значительных диспропорций, которые вносит в бюджетно-налоговые отношения нарастание задолженности по возмещению НДС, следует продумать методику, позволяющую избежать привлечение к преодолению задолженности дополнительных денежных средств, которая блокируется кассовым методом выполнения бюджета, а также может иметь определенный антиинфляционный эффект. Для того чтобы преодолеть дальнейшее накопление долга в будущем, необходимо, во-первых, ввести отдельный режим налогообложения для новообразованных предприятий, расширить возможности налоговых органов относительно проведения проверок претендентов на возмещение, отказаться от широкого использования отсрочки уплаты обязательств с НДС.

Продуктивной является идея постепенного перехода в подоходном налоге к налогообложению домохозяйства вместо лица. Это разрешает учесть при налогообложении личного дохода наличие потребителей - нетрудоспособных, детей, пенсионеров, которые находятся на содержании работающего.

Политические, экономические и другие преобразования, которые происходят в России, требуют новых подходов не только к системе взыскания налогов, но и к дальнейшей трансформации налоговых служб.

ФНС России подошла к новому этапу - формированию новой психологии сборщиков налогов, новой атмосферы общения с плательщиками.

С целью установления партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (клиентами) на принципах добропорядочности, беспристрастности и прозрачности необходимо проводить дальнейшие изменения в обслуживании клиентов (реализации функции сопровождения вследствие осуществления постоянного мониторинга финансового со-

стояния клиента). То есть речь идет об организации наблюдения за деятельностью налогоплательщика и анализе результатов его экономической активности на основании максимально полной информации, которую можно получить без дополнительного вмешательства в деятельность предприятия. Это позволит всесторонне проанализировать деятельность клиента и еще к началу тщательной проверки спрогнозировать, какие нарушения возможны во время осуществления деятельности плательщика [5]. А это исключит влияние человеческого фактора на принятие решения о проведении налогового аудита, улучшит качество отбора предприятий для его целей и сделает его более эффективным.

Результаты

Совершенствование и рационализация налоговой системы России должны проходить с использованием зарубежного опыта, адекватного современным вызовам и проблемам развития отечественного политического и экономического процесса [6].

Существуют общие тенденции налогообложения, характерные для многих стран мира. Основным инструментом налогового регулирования деятельности промышленных предприятий остается налог на прибыль.

Данные об основных элементах налога на прибыль организаций в России и некоторых других странах Европы приведены в таблице 1.

Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что стандарты и нормы налогообложения прибыли в России не в полной мере отвечают международным тенденциям. Во-первых, ставка налогообложения прибыли выше многих среди стран Восточноевропейского региона, что ограничивает действие налоговых стимулов развития отечественной промышленности. Во-вторых, масштабы налоговых льгот, которые применяются в разных формах, практически во всех странах значительно меньшие. Это означает, что налог на прибыль в России в большей степени остается налогом фискально ориентированного, а не регулятивного типа.

Таблица 1 - Элементы налога на прибыль в России и некоторых других странах Восточноевропейского региона [7]

Страна Основная ставка налога, % Налоговые льготы Доля налога в ВВП (2018 год), % Доля налога в доходах бюджета (2018 год), %

Россия 20 + 3,5 16,6

Белоруссия 18 + 2,96 8,18

Украина 20 + 3,8 15,6

Латвия 15 + 2,25 7,47

Литва 15 + 2,34 7,9

Эстония 20 (дивиденды) + 1,5 4,85

Венгрия 16 + 1,97 5,3

Чехия 21 + 4,46 12,33

Словения 23 + 3,02 7,72

Словакия 19 + 2,83 9,7

Болгария 10 + 3,3 9,6

Румыния 16 + 2,81 9,85

Польша 19 + 2,38 7,05

В течение исследуемого периода во многих странах осуществлялись реформы в направлении уменьшения налоговой нагрузки или такие реформы запланированы на ближайшую перспективу. В частности, постепенное уменьшение ставки налога на прибыль с 20 до 19% в Чехии, в Словении - с 21 до 20% [7]. То есть налог на прибыль выступает одним из главных регулятивных инструментов развития и стимулирования деятельности субъектов хозяйствования во многих странах. Соответствующие мероприятия должны быть осуществлены в среднесрочной перспективе и в России.

С целью стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в экономике необходимо уменьшить ставку налога на прибыль организаций до уровня 18% объекта налогообложения. Однако такое уменьшение должно быть градационным -осуществляться последовательно на протяжении пяти лет. Внедрение такого механизма налогового регулирования позволит минимизировать фискальный риск государственного бюджета и одновременно создаст конкурентные преимущества для деятельности инвесторов. Временное уменьшение налоговых поступлений от уплаты налога на прибыль, которого избежать невозможно, может быть быстро нивелиро-

вано за счет расширения базы налогообложения, для чего в России существует соответствующий потенциал.

Значительный опыт налогового стимулирования развития производства наработали развитые страны. Система налогообложения построена так, чтобы постоянно делать авансы в инвестиции, внедрение инноваций, предпринимательскую инициативу, осуществление маркетинговых мероприятий.

Необходимо на научно обоснованной базе добиться того, чтобы налоги реализо-вывали свой регулирующий и стимулирующий потенциал. Количество налогов и сборов целесообразно сократить, прежде всего это касается тех взысканий, которые нельзя обосновать с точки зрения экономической теории и которые являются незначительными в структуре бюджетных поступлений.

Обсуждение

Таким образом, по нашему мнению, целесообразно ввести подход по дальнейшей оптимизации налоговой политики, которая позволит усилить стимулирующее действие основных налогов без потери бюджетных доходов.

Необходимо также предотвратить скачкообразную динамику общего налогового коэффициента и налоговых коэффициентов по отдельным налогам. Налоговая

стратегия не может основываться на широкомасштабном снижении ставок, поскольку наша страна должна ставить цель и постепенно приближаться к лучшим мировым стандартам, в том числе и относительно развития налоговой системы.

Целесообразно совершенствовать практику применения механизмов стимулирования развития субъектов и производств, расположенных в свободных экономических зонах и на территориях приоритетного развития. Указанное может быть эффективно только при условии внедрения жесткого регламентирования порядка реализации соответствующих налоговых льгот и усиления государственного контроля за выполнением соответствующих инвестиционных проектов.

Заключение

Основной задачей налоговой политики выступает ее формирование, исходя из экономической эффективности, стабильности, прозрачности и приближения ее к международным стандартам, а также урегулирования (исправления) отдельных норм налогового законодательства с целью избежания неоднозначного толкования и их применения; сближения налогового и бухгалтерского учета; обеспечения проведения мероприятий по легализации доходов и имущества, полученных с нарушением налогового законодательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баснукаев М.Ш., Мусостова Д.Ш., Шамурзаева А.А., Албастов А.Р., Дудаев Т.А.М. Инструменты налоговой политики государства // Миллионщиков-2019 : Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «ГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова». - 2019. - С. 215-218.

2. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/59863

3. Морозов А.А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения. - М.: Знание, 2018. - 104 с.

4. Налоговый процесс / Н.Д. Эриа-швили и др. - М. : Огни, 2018. - 376 с.

5. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок. -М. : Юрайт, 2015. - 416 с.

6. Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я. Зарубежный опыт налогового регулирования социально-экономических процессов: возможности использования в России // Финансовые исследования. - 2019. -№ 2 (63). - С. 99-108.

7. Налоги в Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxinv/w elcome.do

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Basnukaev M.Sh., Musostova D.Sh., Shamurzaeva A.A., Albastov A.R., Dudaev T.A.M. State tax policy tools // Millionaires-2019: Materials of the II All-Russian scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists dedicated to the 100th anniversary of the FSBEI HE «GNTU im. Acad. M.D. Millionschikova». - 2019. -Р. 215-218.

2. Message from the President to the Federal Assembly [Electronic resource]. - Access mode: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/59863

3. Morozov A.A. The tax system and legislative regulation of taxation. - M.: Knowledge, 2018. - 104 p.

4. The tax process / N.D. Eriashvili et al.

- Moscow: Lights, 2018. - 376 p.

5. Ordynskaya E.V. Organization and methodology of tax audits. - M.: Yurayt, 2015.

- 416 p.

6. Basnukaev M.Sh., Elzhurkaev I.Ya. Foreign experience of tax regulation of socioeconomic processes: possibilities of use in Russia // Financial studies. - 2019. - № 2 (63).

- Р. 99-108.

7. Taxes in Europe [Electronic resource].

- Access mode: http://ec.europa.eu/taxa-tion_customs/taxinv/welcome.do

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.