Научная статья на тему ' региональная налоговая политика как структурный элемент социально-экономической политики'

региональная налоговая политика как структурный элемент социально-экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономическая система / региональная налоговая политика / налоговый потенциал / налоговая нагрузка / налоговое планирование. / regional economic system / regional tax policy / tax potential / tax burden / tax planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. Ш. Баснукаев, Д. В. Исанбаева, З. Я. Ташанова

Для анализа эффективности функционирования налогового механизма используется комплекс специальных показателей, таких как налоговый показатель, налоговая нагрузка, налоговое планирование и контроль. Формированиесоответствующей аналитической информационной базы, позволяющей объективно оценить действенность и результативность проводимой налоговой политики, требует тщательного исследования порядка построения и структуры налогового потенциала региона. Налоговый потенциал мы рассматриваем, в первую очередь, как финансовую категорию. Непосредственно на процесс формирования налогового потенциала напрямую воздействует комплекс составных элементов структуры налоговой системы. Так, например, когда в структуре налоговой системы не регламентирован специальный налоговый платеж с выплат в виде страховых премий и включения подобного вида доходов в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, то рассматриваемый доход не отражается в параметрах налогового потенциала. Однако, в это же самое время, без учета зависимости от специфики действующей налоговой системы и применяемых в ее рамках инструментария воздействия, этот вид доходов необходимо учитывать при финансировании финансового потенциала территории. На результативность диагностирования налогового потенциала довольно активно воздействует комплекс показателей социо-эколого-экономического развития региона, характеризующих возможности модернизации налогового планирования и прогнозирования бюджетных доходов путем сплошного мониторинга факторов и возможных последствий наблюдаемых изменений. Недостаточная теоретико-методологическая и научно-практическая проблематика определила необходимость дальнейшего исследования развития структурных элементов налогового потенциала при построении эффективной налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TAX POLICY AS A STRUCTURAL ELEMENT OF SOCIO-ECONOMIC POLICY

To analyze the effectiveness of the tax mechanism, a set of special indicators is used, such as the tax indicator, tax burden, tax planning and control. The formation of an appropriate analytical information base that allows an objective assessment of the effectiveness and efficiency of the tax policy requires a thorough study of the order of construction and structure of the tax potential of the region. Tax potential we are considering, first and foremost, as a financial category. The complex of constituent elements of the tax system structure directly affects the process of tax potential formation. For example, when the structure of the tax system does not regulate a special tax payment from payments in the form of insurance premiums and the inclusion of this type of income in the taxable base for personal income tax, the considered income is not reflected in the parameters of the tax potential. However, at the same time, without taking into account the specifics of the current tax system and the impact tools used within it, this type of income must be taken into account when financing the financial potential of the territory. The effectiveness of diagnosing the tax potential is quite actively influenced by a set of indicators of socioecological and economic development of the region, which characterize the possibilities of modernizing tax planning and forecasting budget revenues by continuous monitoring of factors and possible consequences of observed changes. Insufficient theoretical and methodological and scientific and practical problems have determined the need for further research on the development of structural elements of tax potential in the construction of an effective tax policy.

Текст научной работы на тему « региональная налоговая политика как структурный элемент социально-экономической политики»

6. Полянин А.В. Реализация концептуальной модели региональной инновационной системы / Полянин А.В., Докукина И.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 4. С. 40-44.

7. Проняева Л.И. Механизмы государственного управления развитием малого бизнеса в регионе / Проняева Л.И., Проняев Д.С. // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2019. № 1 (3). С. 169-174.

8. Рудакова О.В. Проблемы государственной политики в области поддержки российского предпринимательства / Рудакова О.В., Полянин А.В., Головина Т.А., Строков М.А. // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 2 (37). С. 59-71.

9. Соболева Ю.П. Концептуальные основы формирования и развития региональных систем предпринимательства / Соболева Ю.П., Полянин А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 3 (32). С. 74-85.

Sources:

1. Avdeeva I. L. Risk-oriented state management in the digitalization of the economy / Avdeeva I. L., Shchegolev A.V., Polyanin A.V. / Management in Russia and abroad. 2019. No. 5. Pp. 55-61.

2. Barsukov D. p. Algorithm for creating a socially oriented business structure / Barsukov D. P., Polyanin A.V., Soboleva Yu. P. / / Petersburg economic journal. 2019. No. 2. Pp. 112-120.

3. Vertakova Yu. V Management of business processes of integrated structures based on the principles of joint use of digital technologies / Vertakova Yu. V., Golovina T. A., Polyanin A.V. / Scientific and technical Vedomosti of Saint Petersburg state Polytechnic University. Economics. 2019. Vol. 12. No. 4. Pp. 32-43.

4. Golovina T. A. State support for the activities of business structures in modern economic conditions of Russia / Golovina T. A., Polyanin A.V., Soboleva Yu. P. / Corporate governance and innovative development of the Northern economy: Bulletin of the Research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University. 2019. No. 3. Pp. 14-25.

5. Dokukina I. A. Organization of decentralized management based on digital platforms of the distributed registry / Dokukina I. A., Polyanin A.V. // Natural and humanitarian research. 2020. No. 1 (27). Pp. 76-80.

6. Polyanin A.V. Implementation of a conceptual model of a regional innovation system / Polyanin A.V., Dokukina I. A. // Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2013. No. 4. Pp. 40-44.

7. Pronyaeva L. I. Mechanisms of state management of small business development in the region / Pronyaeva L. I., Pronyaev D. S. // Scientific Yearbook Of the center for analysis and forecasting. 2019. No. 1 (3). Pp. 169-174.

8. Rudakova O. V. Problems of state policy in support of Russian entrepreneurship / Rudakova O. V., Polyanin A.V., Golovina T. A., Strokov M. A. // Region: systems, economy, management. 2017. No. 2 (37). Pp. 59-71.

9. Soboleva Yu. P. Conceptual bases of formation and development of regional business systems / Soboleva Yu.P., Polyanin A.V. // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2019. Vo

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10073

М.Ш. Баснукаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», в.н.с. ФГБУН «Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.Н. Ибрагимова РАН», mbc_@mail.ru,

M.Sh. Basnukaev - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Taxes and taxation" of the Chechen state University, v. n. s. FGBUN "Integrated research Institute. H. N. Ibra-gimovawounds»;

Д.В. Исанбаева - студентка 2 курса магистратуры, направление «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

D.V. Isanbaeva - 2nd year student of magistracy, the direction of "Economics", profile "Taxes and taxation" of the "Chechen state University";

З.Я. Ташанова - студентка 2 курса магистратуры, направление «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

Z.Ya. Tashanova - 2nd year master's student, the direction of "Economics", profile "Taxes and taxation" of the Chechen state University".

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ REGIONAL TAX POLICY AS A STRUCTURAL ELEMENT OF SOCIO-ECONOMIC POLICY

Аннотация. Для анализа эффективности функционирования налогового механизма используется комплекс специальных показателей, таких как налоговый показатель, налоговая нагрузка, налоговое планирование и контроль. Формированиесоответствующей аналитической информационной базы, позволяющей объективно оценить действенность и результативность проводимой налоговой политики, требует тщательного исследования порядка построения и структуры налогового потенциала региона.

Налоговый потенциал мы рассматриваем, в первую очередь, как финансовую категорию. Непосредственно на процесс формирования налогового потенциала напрямую воздействует комплекс составных элементов структуры налоговой системы. Так, например, когда в структуре налоговой системы не регламентирован

специальный налоговый платеж с выплат в виде страховых премий и включения подобного вида доходов в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, то рассматриваемый доход не отражается в параметрах налогового потенциала. Однако, в это же самое время, без учета зависимости от специфики действующей налоговой системы и применяемых в ее рамках инструментария воздействия, этот вид доходов необходимо учитывать при финансировании финансового потенциала территории.

На результативность диагностирования налогового потенциала довольно активно воздействует комплекс показателей социо-эколого-экономического развития региона, характеризующих возможности модернизации налогового планирования и прогнозирования бюджетных доходов путем сплошного мониторинга факторов и возможных последствий наблюдаемых изменений.

Недостаточная теоретико-методологическая и научно-практическая проблематика определила необходимость дальнейшего исследования развития структурных элементов налогового потенциала при построении эффективной налоговой политики.

Annotation. To analyze the effectiveness of the tax mechanism, a set of special indicators is used, such as the tax indicator, tax burden, tax planning and control. The formation of an appropriate analytical information base that allows an objective assessment of the effectiveness and efficiency of the tax policy requires a thorough study of the order of construction and structure of the tax potential of the region.

Tax potential we are considering, first and foremost, as a financial category. The complex of constituent elements of the tax system structure directly affects the process of tax potential formation. For example, when the structure of the tax system does not regulate a special tax payment from payments in the form of insurance premiums and the inclusion of this type of income in the taxable base for personal income tax, the considered income is not reflected in the parameters of the tax potential. However, at the same time, without taking into account the specifics of the current tax system and the impact tools used within it, this type of income must be taken into account when financing the financial potential of the territory.

The effectiveness of diagnosing the tax potential is quite actively influenced by a set of indicators of socio-ecological and economic development of the region, which characterize the possibilities of modernizing tax planning and forecasting budget revenues by continuous monitoring of factors and possible consequences of observed changes.

Insufficient theoretical and methodological and scientific and practical problems have determined the need for further research on the development of structural elements of tax potential in the construction of an effective tax policy.

Ключевые слова: региональная экономическая система, региональная налоговая политика, налоговый потенциал, налоговая нагрузка, налоговое планирование.

Keywords: regional economic system, regional tax policy, tax potential, tax burden, tax planning.

Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепил нормативное понятие «налоговый потенциал» при оценке бюджетной обеспеченности городских и муниципальных образований.

Он отражает возможные налоговые доходы с учетом уровня экономического развития территории, отраслевой специфики и фактической налоговой базы в расчете на одного жителя. [7]

Анализ специальной литературы по различным подходам к оценке понятия «налоговый потенциал» позволит говорить о наличии его широкой и ограниченной трактовки.

В первом случае, налоговый потенциал предлагается рассматривать в виде совокупного объема ресурсов рассматриваемого региона (муниципального образования), подлежащих налогообложению, с учетом воздействия комплекса показателей социально-экономического развития территории, уровня собираемости и тран-закционных налоговых издержек. Как видно из сказанного, налоговый потенциал предлагается определять в виде определенной части доходов исследуемой территории, мобилизуемой в бюджет в соответствии с правовым регламентом рассматриваемого процесса.

Во втором случае предлагается налоговый потенциал рассматривать в виде максимально возможных объемов налоговых поступлений, рассчитанных в соответствии с методикой действующего законодательства.

Термин «налоговый потенциал» в специальной литературе довольно подробно рассмотрен с институционального, ресурсного и комплексного подходов.

С позиции качественного аспекта налоговый потенциал являет собой комплекс определенных экономических отношений, проявляющихся в возможностях отчуждения части доходов субъектов налоговых отношений (речь идет о финансовых потоках), образующихся в экономическом пространстве.

Он также проявляется в виде структурного финансового потенциала, выступает как комплекс объектов налогообложения конкретной территории хозяйствования при действующих параметрах правового поля и системы налогообложения. [1,2]

Задействование Концепции налогового потенциала позволяет конкретизировать группу приоритетных направлений налоговой политики на соответствующих уровнях, путем реализации коих происходит мобилизация возможных финансовых ресурсов, требуемых для осуществления стратегических задач, как на уровне территорий, так и в масштабах страны.

Непосредственно Концепция налогового потенциала строится на комплексном подходе при реализации приоритетных направлений налоговой политики путем задействования метода цепочек: цель-задачи-решения-методика.

Цель построения территориального налогового потенциала (своеобразный ключевой индикатор формирования налоговой безопасности региона) задает вектор роста инвестиционной привлекательности региона территории, развития регионального фондового рынка, эффективного задействования государственной и муниципальной собственности, повышения собираемости налогов в бюджет. [6]

Такое положение требует надлежащего учета всех взаимосвязей и взаимоотношений между самим потенциалом (максимально возможными налоговыми поступлениями), структурными элементами налогового механизма (это - налоговое планирование и прогнозирование, администрирование и регулирование) и налоговыми ресурсами.

Для того, чтобы успешно реализовать основные принципы, задачи и цели действующей налоговой политики, нужна эффективная и результативная деятельность органов государственной власти и управления. Бесспорно, использование методов диагностирования налогового потенциала позволяет осуществить оценку эффективности проводимой в регионе налоговой политики.

Для оценки налогового потенциала используются различные модели, основанные на секторальном подходе, в т.ч.:

- аддитивная модель, позволяющая определять сумму налоговых поступлений с учетом параметров налогооблагаемой базы и налоговой ставки;

- детерминированная факторная модель, построенная на основе плановых значений мобилизации бюджетных доходов. [9]

Приведенные модели позволяют определить налоговый потенциал посредством задействования оценочных методов, основу коих составляют такие показатели экономического дохода как среднедушевые доходы населения, ВРП, совокупные налоговые ресурсы и др., а также ряд показателей налоговых баз, рассчитываемых, в т.ч. посредством прямого счета формирования репрезентативной налоговой системы и т.д., на данных о фактических налоговых поступлениях и их корректировке.

Вместе с тем, надо отметить и некоторые достоинства и упущения рассматриваемых моделей оценки налогового потенциала. Нам представляется, что мы имеем дело с определенной ограниченностью выбора методов оценки, что не позволяет обеспечить наиболее достоверные результаты по итогам их задействования. Тем более, что большинство методов оценки налогового потенциала довольно просты в расчетах и доступны для их использования. Особенно, это касается метода прямого счета, который, в отличие от так называемого фактического метода расчета, более точен, хотя и более трудоемок. В целом, индекс налогового потенциала надо рассматривать в виде относительного показателя оценки бюджетных доходов, определяемого с учетом уровня социально-экономического развития и структурных составляющих налоговой базы. Непосредственно, индекс налогового потенциала эффективен при сравнении уровней бюджетной обеспеченности регионов. [6,12,10]

Все вышеизложенное говорит о том, что в налоговом потенциале региона проявляется и структура налоговых поступлений, и налоговая задолженность, и результативность комплекса проводимых государством мероприятий для его наращивания, обеспечения устойчивости поступательного развития и достижения налоговой безопасности территории.

Другим, не менее важным показателем оценки результативности проводимой региональной налоговой политики, является показатель «налоговая нагрузка». Его расчет позволяет установить эффективность налогового механизма и его элементы, уровень тяжкости налогового бремени для хозяйствующих субъектов и экономической системы в целом, степень прозрачности межбюджетного перераспределения финансовых средств, их сбалансированности и т.п.

Налоговая нагрузка характеризует воздействие структурных значений реализуемой государственной налоговой политики на процессы социально-экономического развития региона. Он также является расчетным показателем микроуровня, предназначенным для оценки эффективности корпоративной налоговой политики хозяйствующего субъекта. [1,9,13]

Таким образом, все вышеизложенное позволяет рассматривать налоговую нагрузку в качестве важнейшего аналитического показателя, характеризующего как объемы налоговых изъятий и их удельный вес в общих расходах предприятий, так и корреляцию уровня социально-экономического развития страны и объемов налоговых поступлений в бюджет.

Однако, надо помнить, что показатель «налоговая нагрузка», впрочем, как и любой показатель, зависит от особенностей применяемой методики расчета, сопоставимости и точности показателей, их объективности и т.д., необходимых для расчета.

Теоретические исследования и практические наблюдения позволяют говорить о наличии прямой зависимости между ростом налоговой нагрузки на предприятие и показателем эффективности налоговой системы до достижения определенного механизма, после которого наблюдается резкий спад эффективности налоговой системы.

В этих условиях представляется правомочным рассмотрение показателя налоговой нагрузки в качестве параметра эффективности налогового администрирования. [3,12]

В соответствии с кривой зависимости роста налоговой нагрузки и суммы налоговых поступлений в госбюджет, построенной А. Лаффером, налоговую систему можно оценивать как эффективную в случае, когда

она позволяет обеспечить финансирование рациональных и необходимых потребностей государства, осуществляя, при этом, сбор не менее трети доходов налогоплательщиков.

Показатель налоговой нагрузки целесообразно использовать в ходе разработки государственной, региональной и фирменной налоговой политики; построения соответствующей социально-экономической политики; сравнения с аналогичными показателями зарубежных стран; прогнозирования экономического поведения предприятий. [4,11,13]

Можно также добавить, показатель налоговой нагрузки эффективен и для организации контроллинга за объемами налоговых поступлений и возможностей развития предприятий, планирования и прогнозирования бюджетных налоговых доходов, осуществления сбалансированной региональной экономической политики.

Интересен подход Белостицкой А.Н., предлагающей рассматривать налоговую нагрузку в виде отношения суммы налоговых поступлений к валовой добавленной стоимости, ибо он позволяет рассчитывать налоговую нагрузку и по регионам, и в разрезе отраслей народного хозяйства. В соответствии с ее предложениями, налоговая нагрузка определяется с учетом коэффициента соотношения ВРП и общей численности населения территории, показателя среднедушевой налоговой квоты и коэффициента уровня налогообложения. [6]

Также уместно рассмотреть и методику расчета и оценки налоговой нагрузки макроуровня, предложенную специалистами Российского союза промышленников и предпринимателей. В соответствии с данной методикой налоговая нагрузка определяется в виде отношения суммы налоговых доходов бюджета (налоги, сборы, страховые взносы) от предприятий (являющихся налоговыми агентами) к валовой добавленной стоимости.

Достоинством данного подхода является то, что здесь отражается отраслевая специфика экономики национального хозяйства, что дает возможность оценки вклада каждой отрасли в процесс формирования бюджетной системы и обеспечения налоговой безопасности.

В ходе нашего исследования налоговой обеспеченности в республиках Северного Кавказа мы установили, что в регионе уровень налогового планирования определяется в виде отношения налогового потенциала к фактическим параметрам поступивших доходов в бюджет. При этом, чем меньше разница между налоговым потенциалом республик и уровнем полученных налоговых поступлений, надо предполагать, что уровень налогового планирования и дисциплины выше.

Говоря о налоговом потенциале региона, нельзя обойти стороной вопросы налоговых льгот. В депрессивных республиках необходимо разработать реальную систему гарантий в отношении высвобождающихся финансовых ресурсов - они должны для налогоплательщиков иметь строго целевое назначение, направленные на заранее объявленные цели касательно реализации инновационных проектов и инвестиционных программ.

Задействование системы налогового стимулирования путем сокращения параметров налоговых ставок или освобождения от обязанностей исчисления и уплаты отдельных видов налогов не позволят предоставить подобные гарантии, ибо, в принципе, действующее законодательство не принуждает налогоплательщиков вкладывать освободившиеся финансовые средства в модернизацию производства, в задействование инновационных технологий. [4,12,14]

Вообще, надо отметить, что проблема предоставления налоговых льгот и на сегодня недостаточно изучена и одновременно дискусионна. Это говорит о необходимости теоретико-методологических обоснований по эффективному использованию налоговых льгот, разработки научно-обоснованных критериев и способов установления фактических значений результативности их использования расчетным методом. Более того, размеры недополученных доходов бюджета (причем, и в Российской Федерации, и ее субъектов) путем применения реализуемой системы налоговых льгот из года в год растет и достигло уже крайне существенных объемов в сравнении с показателями ВВП и ВРП. Здесь можно указать на то, что льготы, преференции и иные налоговые освобождения, предоставляемые предприятиям, ИП и физлицам по всем видам налогов и сборов, уже превышает половину всего объема администрируемых ФНС РФ налогов и сборов... Так, в частности, только лишь по имущественным налогам российский бюджет недополучает свыше 20% доходов, причем, на что конкретно эти средства используют - нет статистической отчетности, что лишает анализа эффективности их использования.

Также бюджет недополучает значительных сумм из-за того, что ряд операций, оборотов и отдельных предприятий освобождены от налогообложения посредством уменьшения налогооблагаемой базы, либо имеют право льготного использования льготных налоговых ставок.

В заключение можно отметить, что региональная налоговая политика есть структурный элемент социально-экономической политики, определяющей бюджетные полномочия, положение налогового федерализма, содействующий устойчивости развития предпринимательских структур и стимулирующий инвестиционную деятельность. Овладение искусством эффективного использования структурных элементов налогового механизма в условиях активной реализации региональной налоговой политики формирует высокий уровень налоговой безопасности, стабилизирует развитие российской экономики, мобилизует предпринимательские ресурсы, наращивает конкурентные преимущества российских предприятий на мировых рынках, наращивает объемы иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Источники:

1. Александров И.Н. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс,2002. - 180 с.

2. Баснукаев М.Ш. Анализ и оценка поступления налоговых платежей в региональный бюджет /В сборнике: Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 232-239.

3. Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономического развития //Kant. - 2019. - № 4 (33). - С. 29-33.

4. Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я. Зарубежный опыт налогового регулирования социально-экономических процессов: возможности использования в России //Финансовые исследования. - 2019. № 2 (63). - С. 99-108.

5. Баснукаев М.Ш., Батаев И.Т. Трансформационные процессы и макроэкономические значения налоговых показателей //Экономические науки. - 2018. - № 163. - С. 89-95.

6. Белостоцкая В.А. Системный подход к изучению налоговой нагрузки //Финансы. - 2003. - №3. - С.36-37

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации т 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

8. Васильева М.В. Анализ способов оптимизации налогового потенциала региона //Управленческий учет. -2011. - №6. - С.82-86

9. Власова Е.В. Концепция развития налогового потенциала //Концепт. - 2014. - Т.20. - С.1436-1440

10. Ендронова В.Н. Концепция развития налогового потенциала территории как ключевой момент совершенствования региональной налоговой политики //Финансы и кредит. - 2005. - [Электронный ресурс]. -https:// cyberleninka. ru/ article/n/kontseptsia

11. Заринова Н.Д. Налоговое регулирование организаций через налоговые льготы //Экономические науки. -2011. - №6. - С.182-185

12. Коростелкина И.А. Приоритетные направления государственной налоговой политики //Экономические и гуманитарные науки. - 2013. - №3. - С.109-113

13. Пансков В.Г. взаимосвязь налоговых рисков налогоплательщиков и государства //Налоги и налогообложение.- 2008. - №12. - С.146-152

14. Селюков М.В. Концепция влияния элементов налогового механизма на налоговую безопасность государства // Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - №9. - С.65-71

15. Болгучева Р.Б. Особенности формирования современной налоговой политики в секторе индивидуального предпринимательства / Р.Б. Болгучева, М.М. Мусаев // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). -С. 35-39.

16. Кипкеева А.М. Перспективы развития налогового администрирования в Российской Федерации / Х.К. Кипкеева, Х.К. Урусов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 98-102.

Sources:

1. Alexandrov I. N. Tax systems of Russia and foreign countries. Moscow: Berator-Press, 2002. - 180 p.

2. Basnukaev M. Sh. Analysis and assessment of tax payments to the regional budget / In the collection: Theoretical and practical aspects of the transformation of the tax system of Russia. Materials of the all-Russian scientific and practical conference. -

2018. - Pp. 232-239.

3. Basnukaev M. Sh., Elzhurkaev I. Ya. Tax policy in the system of state regulation of economic development / / Kant. -

2019. - No. 4 (33). - Pp. 29-33.

4. Basnukaev M. Sh., Elzhurkaev I. Ya. Foreign experience of tax regulation of socio-economic processes: opportunities for use in Russia / / Financial research. - 2019. No. 2(63). - Pp. 99-108.

5. Basnukaev M. Sh., Bataev I. T. Transformational processes and macroeconomic values of tax indicators / / Economic Sciences. - 2018. - No. 163. - Pp. 89-95.

6. Belostotskaya V. A. System approach to the study of the tax burden / / Finance. - 2003. - No. 3. - P. 36-37

7. Budget code of the Russian Federation of 31.07.1998 No. 145-FZ (ed. from 29.07.2017)

8. Vasileva M. V. Analysis of ways to optimize the tax potential of the region / / Management accounting. - 2011. - No. 6. -

P. 82-86

9. Vlasova E. V. The Concept of development of tax potential of the economy. - 2014. - T. 20. - Pp. 1436-1440

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Yendronova V. N. Concept of development of tax potential of the territory as a key moment of improvement of regional tax policy / / Finance and credit. - 2005. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsia

11. Sarin N. D. Tax regulation organizations through tax incentives //Economic science. - 2011. - No. 6. - Pp. 182-185

12. Korostelkin I. A. Priority directions of state tax policy //Economic and the Humanities. - 2013. - No. 3. - Pp. 109-113

13. Panskov V. G. Interrelation of tax risks of taxpayers and the state / / Taxes and taxation.- 2008. - No.12. - Pp. 146-152

14. Selyukov M. V. Concept of influence of elements of the tax mechanism on the tax security of the state / / Economic and humanitarian Sciences. - 2014. - No.9. - P. 65-71

15. Bolgucheva R.B. Features of the formation of modern tax policy in the sector of individual entrepreneurship / RB. Bol-gucheva, M.M. Musaev // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 35-39.

16. Kipkeeva A.M. Prospects for the development of tax administration in the Russian Federation / Kh.K. Kipkeeva, H.K. Urusov // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 98-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.