Научная статья на тему ' особенности построения разумной региональной налоговой политики в депрессивных республиках'

особенности построения разумной региональной налоговой политики в депрессивных республиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
депрессивные территории / региональная экономическая система / налоговая политика / налоговый механизм / структурные элементы. / depressed territories / regional economic system / tax policy / tax mechanism / structural elements Экономическая среда новой региональной экономической системы характеризуется множеством рыча- гов / посредством коих происходит прямое или косвенное воздействие на нее.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. Ш. Баснукаев, М. Д. Чандаева, Х. Х. Хаджиева

Современные условия социально-экономического развития Российской Федерации характеризуются наличием высшего уровня структурного бюджетного дефицита, комплексом действующих экономических и технологических санкций. Также продолжается углубление структурных диспропорций, усложняется демографическая ситуация, отмечается низкий уровень осуществления инвестиционных программ. Все это говорит о необходимости оперативной разработки перспективных направлений развития налоговой политики и структурных элементов налогового механизма с целью обеспечения налоговой безопасности регионов. Налоговую политику мы воспринимаем в качестве эффективного инструмента, регулирующего воздействия на экономику страны и выступающего как логическое следствие постоянно образующихся экономических отношений. Ненадлежащие результаты налоговой политики вызваны организационно-методическими подсчетами в управлении, а также обусловлены воздействием группы внутренних и внешних факторов. Такое положение актуализирует угрозы налоговой безопасности и в дальнейшем способно крайне негативно сказаться на процессах развития бюджетно-финансовой системы государства в целом. Хронические и новые диспропорции социально-экономического развития территорий, во многом, вызваны не только природногеографическими факторами, масштабности инновационного потенциала, но и выбранным вектором и методами задействования составляющих налогового механизма, являющегося основным регулятором реализуемой в регионах налоговой политики. Необходимость углубления теоретических положений и разработки научно-обоснованных практических рекомендаций по рассматриваемой проблематике определила актуальность совершенствования структурных составляющих налогового механизма касательно проблем достижения налоговой безопасности субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUILDING A REASONABLE REGIONAL TAX POLICY IN DEPRESSED REPUBLICS

Modern conditions of socio-economic development of the Russian Federation are characterized by the presence of the highest level of structural budget deficit, a set of existing economic and technological sanctions. Structural imbalances also continue to deepen, the demographic situation is becoming more complex, and there is a low level of implementation of investment programs. All this indicates the need for rapid development of promising areas for the development of tax policy and structural elements of the tax mechanism in order to ensure the tax security of the regions. We perceive tax policy as an effective tool that regulates the country's economy and acts as a logical consequence of constantly forming economic relations. Improper results of tax policy are caused by organizational and methodological calculations in the management, as well as due to the influence of a group of internal and external factors. This situation actualizes the threat to tax security and in the future can have an extremely negative impact on the development of the state's budget and financial system as a whole. Chronic and new imbalances in the socio-economic development of territories are largely caused not only by natural and geographical factors, the scale of innovation potential, but also by the chosen vector and methods of using the components of the tax mechanism, which is the main regulator of the tax policy implemented in the regions. The need to deepen theoretical positions and develop scientifically-based practical recommendations on the issues under consideration has determined the relevance of improving the structural components of the tax mechanism regarding the problems of achieving tax security of the Russian Federation's subjects.

Текст научной работы на тему « особенности построения разумной региональной налоговой политики в депрессивных республиках»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10074

М. Ш. Баснукаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», в.н.с. ФГБУН «Комплексный научно -исследовательский институт им. Х.Н. Ибрагимова РАН», mbc_@mail.ru,

M.Sh. Basnukaev - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Taxes and taxation" of the Chechen state University, v. n. s. FGBUN "Integrated research Institute. H. N. Ibra-gimovawounds ";

М.Д. Чандаева - студентка 2 курса магистратуры, направление «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

M.D. Chandayeva - 2nd year master's student, the direction of "Economics", profile "Taxes and taxation" of the Chechen state University";

Х.Х. Хаджиева - студентка 2 курса магистратуры, направление «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

H. Kh. Hadjieva - 2nd year student of magistracy, the direction of "Economics", profile "Taxes and taxation" of the "Chechen state University".

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РАЗУМНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИКАХ FEATURES OF BUILDING A REASONABLE REGIONAL TAX POLICY IN DEPRESSED REPUBLICS

Аннотация. Современные условия социально-экономического развития Российской Федерации характеризуются наличием высшего уровня структурного бюджетного дефицита, комплексом действующих экономических и технологических санкций. Также продолжается углубление структурных диспропорций, усложняется демографическая ситуация, отмечается низкий уровень осуществления инвестиционных программ.

Все это говорит о необходимости оперативной разработки перспективных направлений развития налоговой политики и структурных элементов налогового механизма с целью обеспечения налоговой безопасности регионов.

Налоговую политику мы воспринимаем в качестве эффективного инструмента, регулирующего воздействия на экономику страны и выступающего как логическое следствие постоянно образующихся экономических отношений. Ненадлежащие результаты налоговой политики вызваны организационно-методическими подсчетами в управлении, а также обусловлены воздействием группы внутренних и внешних факторов. Такое положение актуализирует угрозы налоговой безопасности и в дальнейшем способно крайне негативно сказаться на процессах развития бюджетно-финансовой системы государства в целом. Хронические и новые диспропорции социально-экономического развития территорий, во многом, вызваны не только природно-географическими факторами, масштабности инновационного потенциала, но и выбранным вектором и методами задействования составляющих налогового механизма, являющегося основным регулятором реализуемой в регионах налоговой политики.

Необходимость углубления теоретических положений и разработки научно-обоснованных практических рекомендаций по рассматриваемой проблематике определила актуальность совершенствования структурных составляющих налогового механизма касательно проблем достижения налоговой безопасности субъектов РФ.

Annotation. Modern conditions of socio-economic development of the Russian Federation are characterized by the presence of the highest level of structural budget deficit, a set of existing economic and technological sanctions. Structural imbalances also continue to deepen, the demographic situation is becoming more complex, and there is a low level of implementation of investment programs.

All this indicates the need for rapid development of promising areas for the development of tax policy and structural elements of the tax mechanism in order to ensure the tax security of the regions.

We perceive tax policy as an effective tool that regulates the country's economy and acts as a logical consequence of constantly forming economic relations. Improper results of tax policy are caused by organizational and methodological calculations in the management, as well as due to the influence of a group of internal and external factors. This situation actualizes the threat to tax security and in the future can have an extremely negative impact on the development of the state's budget and financial system as a whole. Chronic and new imbalances in the socio-economic development of territories are largely caused not only by natural and geographical factors, the scale of innovation potential, but also by the chosen vector and methods of using the components of the tax mechanism, which is the main regulator of the tax policy implemented in the regions.

The need to deepen theoretical positions and develop scientifically-based practical recommendations on the issues under consideration has determined the relevance of improving the structural components of the tax mechanism regarding the problems of achieving tax security of the Russian Federation's subjects.

Ключевые слова: депрессивные территории, региональная экономическая система, налоговая политика, налоговый механизм, структурные элементы.

Keywords: depressed territories, regional economic system, tax policy, tax mechanism, structural elements

Экономическая среда новой региональной экономической системы характеризуется множеством рычагов, посредством коих происходит прямое или косвенное воздействие на нее.

Под региональной экономикой в нашем исследовании мы понимаем систему размещения и развития производительных сил, происходящие социально-экономические процессы с учетом и взаимосвязью с природ-но-экономическими условиями территории.

Существует комплекс целевых ориентиров социально-экономического развития региона, в т.ч. необходимость становления и развития постиндустриального общества; эффективного использования всего ресурсного потенциала региона; наращивания конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов региона; создания новых рабочих мест; повышения уровня жизни населения и др.

В числе наиболее значимых целей социально-экономического развития региона необходимо отметить обеспечение эффективной реализации региональной налоговой политики. Налоговая политика есть система экономических отношений, которые позволяют реализовать экономические функции и задачи региональных органов в налоговой сфере с целью обеспечения экономического развития. [2]

Для реализации налоговой политики органы власти всех уровней проводят законодательные, нормативно-правовые, социальные и экономические мероприятия, что позволяет, в т.ч., урегулировать состояние производительных сил.[1,4] для этих целей имеется комплекс механизмов, регулирующих устойчивость социально-экономического развития регионов и обеспечивающих реализацию региональной экономической политики, в т.ч. общенациональные, региональные, вариативные и иные механизмы.

Примечательно, что, хотя в России уже много десятилетий активно используется на всех уровнях формирования соответствующих бюджетов термин «региональная налоговая политика», но, тем не менее, до сих пор нет ее законодательного закрепления, что, естественно, позволяет ее свободное толкование.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет посредством обобщения наиболее популярных трактовок рассматривать региональную налоговую политику в виде составной части реализуемой социально-экономической политики территории, направленной на эффективное задействование современных налоговых инструментов, способствующих мобилизации налоговых поступлений и рациональному использованию бюджетных доходов, формирующих сбалансированность интересов общества и экономики. [3,7,12]

Значимость налоговой политики в региональной социально-экономической системе характеризует комплекс показателей, в т.ч. таких, как:

- уровень налоговых бюджетов в ВРП;

- алгоритм распределения налоговых поступлений по уровням бюджетов;

- структура поступающих в бюджет налогов и сборов;

- уровень налоговой задолженности в бюджет;

- показатель налоговой нагрузки и др. [5,9]

Инструменты налоговой политики при их надлежащем использовании позволяет активно стимулировать социально-экономическое развитие региона посредством воздействия на повышение инвестиционной активности посредством уменьшения налоговой нагрузки, льготирования наукоемких производств, роста эффективности производства и ускорения НТП. Это также касается и прогрессивного увеличения доходов населения путем задействования определенных налоговых льгот и дифференциации налоговых ставок.

В соответствии с Концепцией стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. налоговая политика определяется как политика обеспечения стабильности экономического развития, построенная на задействовании инновационных процессов, прорывных технологий, формировании условий повышения инвестиционной активности и стимулов для устойчивого развития бизнес-структур.

Однозначно, что налоговую политику необходимо выстраивать с учетом специфики рассматриваемого региона, особенностей его социально-экономического развития; она должна иметь тесную взаимосвязь с финансовым, производственным и инвестиционным потенциалом территории, что дает возможности объективного определения комплекса стимулов их формирования посредством наращивания региональных налоговых доходов бюджета.

В числе фундаментальных элементов действующей налоговой системы можно отметить комплекс налоговых правоотношений, систему участников налоговых отношений, систему налогов и сборов, налоговое законодательство и др.

Реализация фискальных задач позволяет аккумулировать и мобилизовать финансовые ресурсы, необходимые для осуществления государственных целей и функций на соответствующих уровнях системы управления.

Реализация регулирующих задач позволяет обеспечить госрегулирование социально-экономических процессов путем задействования инструментариев налоговой системы.

Налоговая политика проходит сквозь стадии формирования, реализации и корректировки.

В ходе анализа организационно-правовых аспектов политики депрессивных республик Северного Кавказа мы пришли к выводу о необходимости корректировки требований к содержанию реализуемой налоговой политики. В числе стратегических направлений налоговой политики депрессивных республик необходимо избегать роста налоговой нагрузки при одновременном соблюдении сбалансированности регионального бюджета; обеспечить единообразие налоговых ставок, повысить результативность и самостоятельность налоговой системы республик, совершенствовать механизм предоставления налоговых льгот; расширить стимулирующую функцию налоговой системы и повысить ее воздействие на социально-экономическое развитие республики при неизменном воздействии фискальной функции.

Однозначно, что в любом случае региональная налоговая политика должна гармонировать с требованиями государственной налоговой политики.

На эффективность реализации налоговой политики непосредственно влияют такие факторы как финансово-кредитное, материально-техническое, организационно-правовое, кадровое и информационно-аналитическое обеспечение.

Мы убеждены, что в депрессивных северокавказских республиках необходимо научиться добросовестно соблюдать принципы проведения налоговой политики, обеспечивающих научную обоснованность, гибкость, координацию и учет интересов всех субъектов налоговой политики, прозрачность, согласованность и системность всех этапов реализации налоговой политики. [6,8]

Как видно из вышеизложенного, элементы налогового механизма предназначены для реализации приоритетных направлений и мероприятий налоговой политики, корректировки ее составляющих и результатов при необходимости. Имеется определенная взаимосвязь между налоговой политикой и налоговым механизмом. Так, например, субъекты налоговой политики производят целеполагание и разрабатывают соответствующие концепции, устанавливают поэлементный состав налогового механизма и инструментарии осуществления проводимой налоговой политики, своеобразный рычаг воздействия на комплекс налоговых отношений. Налоговая политика реализуется посредством использования элементов, инструментария и иных составляющих налогового механизма. [5,9,14]

Хотя до сих пор также нет законодательного толкования термина «налоговый механизм», на практике его можно рассматривать в качестве реального налогового производства, функционирующего в определенном пространстве и периоде времени. Здесь также уместно говорить о налоговом администрировании, ибо в таком случае использование налогового механизма сопряжено с определением нормативно установленных конкретных действий налоговых органов и других участников налоговых отношений. Бесспорно, что налоговый механизм - более емкое понятие, чем налоговая система, ибо она состоит из комплекса специальных инструмента-риев и организационно-правовых положений, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, формируют набор количественных и качественных параметров налоговой системы.

Алгоритм формирования налогового механизма состоит из этапа целеполагания, обеспечивающего разработку и взаимосогласованность целей данного механизма с целями налоговой политики; подготовительного этапа (формирование информационной базы, исследование проблемных ситуаций и т.п.); этапа разработки налогового механизма, включающего построение и выбор соответствующих методов и инструментария реализации задач и направлений налоговой политики; этапа практического использования элементов механизма; этапа верификации применяемых методов и форм выстраивания налоговых отношений, осуществления контроллинга, этапа диагностики эффективности реализуемого налогового механизма, корректировки и совершенствования элементов.

В функциональном аспекте элементы налогового механизма функционируют в двух направлениях: фискальная и регулирующая, что сопряжено с необходимостью обеспечения паритета.

Совокупность функций налогового механизма (фискальная, контрольно-учетная, стимулирующая, распределительная, регулятивная) и методов налоговой политики (управление, принуждение, консультирование, информирование, контроль) позволяют определить налоговый механизм как комплекс организационно -правовых норм, инструментариев, методов и форм управления налоговой системой через совокупность его элементов. [10,13,15]

Считаем уместным рассмотреть особенности налогового планирования, рассматриваемого в специальной литературе в виде процесса построения трендов движения и оптимизации налоговых потоков в конкретном временном интервале, основанном на прогнозных значениях. [7] Как видно из данного определения, ключевая роль в налоговом планировании изначально принадлежит анализу, главной задачей которого является исследование полученной информационной базы с целью разработки (на ее платформе) стратегических налоговых планов. Более того, надо отметить, что налоговое планирование как элемент налогового механизма, состоит, в свою очередь, из налогового прогнозирования, стратегического и тактического планирования, налоговой концепции, налогового бюджетирования, ориентированных на конечный результат. Речь идет об эффективном использовании дополнительно полученных денежных средств на целевое финансирование обыденных расходов.

На определенном временном отрезке всегда налоговому планированию должно предшествовать налоговое прогнозирование, что позволяет определить прогнозный уровень налоговых поступлений в рамках единого бюджетно-налогового процесса, выявлять факторы и причины отклонений текущих параметров налоговых бюджетных налогов от заданных для принятия эффективных решений касательно задействования дополнительных мероприятий, ориентированных на обеспечение заданных показателей.

Налоговый менеджмент (управление налоговыми процессами) производится руководителями налоговых органов посредством задействования разных приемов и методов, которые образуют следующие самостоятельные блоки налогового регулирования: льготы и санкции. Налоговый менеджмент, будучи самостоятельным институтом налогообложения, проявляется в качестве связующего звена между научными учреждения, занимающимися разработками налоговых концепций, и налоговыми структурами, реализующими налоговое производство. При этом, будучи структурным элементом налогового механизма, налоговый менеджмент формирует приоритетные направления и определяет вектор решения задач налоговой политики. [11,14]

Государство, стремясь полностью осуществить поставленные цели федеральной налоговой политики, ориентированной на обеспечение желаемых эффектов от образующихся в ее рамках налоговых отношений, что в принципе, и определяет роль и значимость налогового механизма в социо-эколого-экономическом развитии.

Посредством надлежащей организации налогового механизма государство получает возможность целенаправленного воздействия на эффективное развитие производства, формирование конкурентных преимуществ отечественной экономики, на активацию процессов накопления капитала, на устойчивость возрастающей динамики личного потребления, на уровень инвествложений и т.п.

Нам представляется, что в депрессивных республиках, в первую очередь, необходимо стремиться к оптимизации налогового механизма, исключающего влияние субъективных интересов региональных органов власти и управления. Такой подход позволит реализовать принципы законности, установить разумное сочетание налогов, стимулировать малый бизнес.

Источники:

1. Агарков С.А. Экономические и институциональные аспекты государственной региональной политики в России //Вестник Мурманского технического государственного университета. - 2005. - №2. С.194-200

2. Барулин С.В. Налоговый менеджмент. - М.: Изд. Дом «Омега-Л» ,2007

3. Баснукаев М.Ш. Анализ и оценка поступления налоговых платежей в региональный бюджет /В сборнике: Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 232-239.

4. Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономического развития //Kant. - 2019. - № 4 (33). - С. 29-33.

5. Баснукаев М.Ш., Эльжуркаев И.Я. Зарубежный опыт налогового регулирования социально-экономических процессов: возможности использования в России //Финансовые исследования. - 2019. № 2 (63). - С. 99-108.

6. Баснукаев М.Ш., Батаев И.Т. Трансформационные процессы и макроэкономические значения налоговых показателей //Экономические науки. - 2018. - № 163. - С. 89-95.

7. Богданов А.С. Методические основы анализа и оценки налогового потенциала региона //Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - №2. - С. 97-100

8. Гуркин А.С. Регулятивная функция налога и регулятивная функция налогового права //Налоги и налогообложение. - 2011. - №5. - С.51-56

9. Жаркова Е.Б. Методологические аспекты реализации налоговой политики //Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2006. - №4-6. - С.108-115

10. Коростелкина И.А. Исследование принципов многоуровневой налоговой политики //Управленческий учет. - 2015. - №5. - С.81-90

11. Никулина Е.В. Экономика региона: проблемы, стратегия, мониторинг: Монография. - М.: Издательский дом «Научное обозрение»,2014. - 143 с.

12. Ревякина Т.Ю. Роль налоговой политики в формировании налогового потенциала региона //Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - №7. - С.78-82

13. Селюков М.В. Исследование концептуальных положений налоговой политики как базового регулятора налогового механизма //Управленческий учет. - 2017. - №4. - С.60-70

14. Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики //Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - №1. - С.87-97

15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М,2003. - 576 с.

16. Болгучева Р.Б. Некоторые аспекты повышения эффективности налогового стимулирования инвестиционной деятельности в депрессивных республиках СКФО / Р.Б. Болгучева, Б.М. Мусаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). - С. 39-43.

17. Кипкеева А.М. Перспективы развития налогового администрирования в Российской Федерации / Х.К. Кипкеева, Х.К. Урусов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 98-102.

Sources:

1. Agarkov S. A. Economic and institutional aspects of state regional policy in Russia / / Bulletin of the Murmansk technical state University. - 2005. - №2. Pp. 194-200

2. Barulin S. V. Tax management. - M.: Publishing House. House "Omega-L",2007

3. Basnukaev M. Sh. Analysis and assessment of tax payments to the regional budget / In the collection: Theoretical and practical aspects of the transformation of the tax system of Russia. Materials of the all-Russian scientific and practical conference. -

2018. - Pp. 232-239.

4. Basnukaev M. sh., Elzhurkaev I. Ya. Tax policy in the system of state regulation of economic development / / Kant. -

2019. - No. 4 (33). - Pp. 29-33.

5. Basnukaev M. sh., Elzhurkaev I. Ya. Foreign experience of tax regulation of socio-economic processes: opportunities for use in Russia / / Financial research. - 2019. No. 2 (63). - Pp. 99-108.

6. Basnukaev M. sh., Bataev I. T. Transformational processes and macroeconomic values of tax indicators / / Economic Sciences. - 2018. - No. 163. - Pp. 89-95.

7. Bogdanov A. S. Methodological bases of analysis and assessment of the tax potential of the region / / Economic and humanitarian Sciences. - 2014. -No.2. - P. 97-100

8. Gurkin A. S. The Regulatory function of tax and the regulatory function of tax law / / Taxes and taxation. - 2011. - No. 5.

- P. 51-56

9. Zharkova E. B. Methodological aspects of tax policy implementation / / Taxes. Investment. Capital. - 2006. -No.4-6. -Pp. 108-115

10. Korostelkin I. A. Study of the principles of multi-level tax policy //Management accounting. - 2015. - No. 5. - P. 81-90

11. Nikulina E. V. The region's Economy: problems, policies, monitoring: the Monograph. - Moscow: publishing house "Scientific review", 2014. - 143 p.

12. Revyakin Y. T. Role of tax policy in determining the tax potential of the region //Problems of Economics and management. - 2012. - No. 7. - P. 78-82

13. Selyukov M. V. Research of conceptual provisions of tax policy as the basic regulator of the tax mechanism / / Management accounting. - 2017. - N4. - P. 60-70

14. Trusova N. S. Regional features of tax policy / / Economics and management of innovative technologies. - 2014. - No. 1. - P. 87-97

15. Utkina T. F. Taxes and taxation. Moscow: INFRA-M, 2003. - 576 p.

16. Bolgucheva R.B. Some aspects of increasing the efficiency of tax incentives for investment activity in depressed republics of the North Caucasus Federal District / RB Bolgucheva, B.M. Musaeva // Natural humanitarian studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 39-43.

17. Kipkeeva A.M. Prospects for the development of tax administration in the Russian Federation / Kh.K. Kipkeeva, H.K. Urusov // Natural humanitarian studies. - 2019 . - No. 26 (4). - S. 98-102.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10075

О.В. Белицкая - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, к.э.н., Краснодарский государственный институт культуры, ov.belitskaya@gmail.com,

O.V. Belitskaya - associate Professor of Art business and advertising Department, Cand. Ekon.D., Krasnodar State Institute of Culture.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ:

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ TRADITIONAL APPROACH TO ASSESSING THE FINANCIAL SUSTAINABILITY OF ORGANIZATIONS:

APPLICATION PROBLEMS

Аннотация. Являясь одной из ключевых характеристик стабильности функционирования хозяйствующего субъекта и индикатором эффективности его финансового менеджмента, финансовая устойчивость продолжает быть объектом научного интереса как отечественных, так и зарубежных исследователей, оставаясь при этом противоречивой и недостаточно проработанной категорией. Так, до сих пор отсутствует единый взгляд как на содержание самого понятия, так и на методики, алгоритмы, критерии и показатели его диагностики. Данная статья рассматривает сложившуюся множественность имеющихся подходов к оценке финансовой устойчивости, выделяет традиционный подход в качестве наиболее популярного как в научной среде, так и в практике финансово-экономического анализа, описывает ключевые его приемы и рассматривает ряд методических проблем, связанных с его практическим использованием.

Annotation. Being one of the key characteristics of the stable functioning of the economic entity and an indicator of the efficiency of its financial management, financial stability continues to be the object of scientific interest of both domestic and foreign researchers, while remaining a contradictory and insufficiently developed category. Thus, there is still no single view of both the content of the concept itself and the methods, algorithms, criteria and indicators of its diagnosis. This article reviews the multiplicity of approaches available to assessing financial sustainability, identifies the traditional approach as the most popular in both the scientific environment and the practice of financial and economic analysis, describes its key practices and considers a number of methodological problems related to its practical use.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, традиционный подход, финансовые коэффициенты, методика

анализа

Keywords: financial sustainability, traditional approach, financial factors, analysis methodology

Многогранность понятия «финансовая устойчивость» сформировала множественность методик и подходов к ее оценке. Так, Н. П. Любушин выделяет традиционный, ресурсный, ресурсно-управленческий подходы, подход на основе множественного дискриминантного анализа, на основе теории нечетких множеств и подход, объединяющий другие специальные методы и модели расчета [8].

Первые три подхода основываются на использовании коэффициентного метода, который, несмотря на попытки расширить методологические приемы финансового анализа, продолжает оставаться наиболее распространенным и применяемым, поскольку, как выразился Л. А. Бернстайн, «анализ коэффициентов может выявить условия и тренды, которые нельзя обнаружить, рассматривая индивидуальные компоненты коэффициента» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.