Научная статья на тему 'Налоговая политика как механизм государственного регулирования экономического развития страны'

Налоговая политика как механизм государственного регулирования экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1755
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чириканова Елена Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы влияния налоговой политики на экономику страны. Анализируется структура бюджетной системы страны и перспективы развития налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика как механизм государственного регулирования экономического развития страны»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 338.242

Чириканова Елена Алексеевна

канд. экон. наук, доцент МАДИ, г. Москва, РФ, E-mail: [email protected]

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния налоговой политики на экономику страны. Анализируется структура бюджетной системы страны и перспективы развития налогообложения.

Ключевые слова Государственное регулирование, налоговая политика.

Налоговая политика любого государства должна направляться на развитие экономических условий для создания налогового потенциала, основного инвестиционного компонента экономики страны. Совокупность налогов, методов, форм и принципов их формирования составляют основу налоговой системы. Налогообложение является одним из важных экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В целом налоговая система базируется на ряде принципов теории налогообложения в отношениях между государством и хозяйствующими субъектами. В границах существующей системы налогообложения формируются взаимоотношения налогоплательщиков страны с бюджетами всех уровней, при этом не только с бюджетом, а также с вышестоящими организациями, банками и другими субъектами налоговых правоотношений. Взаимосвязь общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, организаций различных форм собственности и организационно-правовой формы организации, достигается посредством применения налогов как одного из экономических методов управления.

При этом система налогообложения способна в какой-то определенной степени само регулироваться, то есть автоматически увеличивать налоговые поступления при сокращении государственных расходов в период подъема и их уменьшение при увеличении расходов в период спада, за счет существующих взаимосвязей [1, c.86]. Государственная политика в области налогообложения, определяется экономической политикой государства и имеет свои собственные принципы. Она может быть макроэкономическим эффективным инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс существующих экономических проблем. При всем этом, бессистемная, непродуманная политика в области налогообложения, преследующая лишь фискальные цели, может спровоцировать ситуацию, при которой оплачивать налоги уже будет не из чего, и следствием этого может стать распад всей финансовой системы государства.

Нахождение налога в определенном уровне налоговой системы (федеральном, региональном или местном) не означает, что он является источником дохода именно бюджета этого уровня. В соответствии с налоговым законодательством РФ, возможно полное или частичное закрепление определенных федеральных налогов в качестве источника дохода регионального или местного бюджетов. Например, налог на прибыль организаций, несмотря на то, что он является федеральным налогом, при ставке 20%, только 2% поступают в федеральный бюджет, а 18% в региональный.

Важную роль в налоговом регулировании экономики имеет решение проблемы финансирования бюджетов всех уровней, так как это влияет на экономический рост регионов и как следствие страны в целом [2, c.62]. Российская Федерация имеет трехуровневую бюджетную систему страны (федеральный, региональный, местный), соответственно налоговая система тоже имеет структуру, состоящую из налогов федеральных, направленных на финансирование федерального бюджета, региональных и местных. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается налоговой и бюджетной политикой осуществляемой государством. Общая мировая практика придерживается различных подходов к решению вопроса структуризации доходов бюджета. Внутри бюджетной системы и обеспечения региональных и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

местных бюджетов различными налоговыми поступлениями применяются возможные разграничения налогов. При этом мировая практика показывает, что система налогообложения является действующим экономическим механизмом государственного регулирования экономики. Правильная политика в области налогообложения должна быть направлена не столько на безоговорочное выполнение организациями и физическими лицами своих налоговых обязательств, сколько на поддержание их предпринимательской активности и развития [3, с.23]. Проблема создания справедливой, целостной, активно действующей системы налогообложения может решиться оптимальной структуризацией доходов бюджетов различного уровня, посредством разграничения налоговых поступлений внутри бюджетной системы. Эффективная структуризация обеспечит региональные и местные бюджеты дополнительным источником дохода в виде налоговых поступлений.

Современные российские экономисты расходятся в мнении по поводу роли государства в области налоговой политики по выводу страны из кризиса. Одни считают, что государство должно усилить свое вмешательство в экономику, увеличить рост налоговых поступлений и за счет этого государственными средствами стимулировать инвестиционный процесс в сфере материального производства. Другие считают, что необходимо сместить функции налогов в сторону стимулирующей и регулирующей. Снижение налогового бремени за счет расширения налогооблагаемых баз по отдельным видам налогов, перераспределение налоговой нагрузки, способно дать макроэкономический эффект.

В соответствии с «Основные направления налоговой политики России на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе [4]. Приоритетными целями налоговой политики РФ на ближайшие годы продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. В меры налогового стимулирования в соответствии с принятой налоговой политикой планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим актуальным направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра.

3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.

4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.

6. Налогообложение добычи природных ресурсов.

Для реализации поставленных задач, необходимо согласование общественных, корпоративных и личных экономических интересов, что требует определенной тактики и стратегии. Экономически необоснованные шаги по координации налогообложения препятствуют реализации налоговой стратегии и деформируют весь экономический курс государства. Исходя из объективной действительности, налоговая стратегия государства должна преследовать следующие задачи: экономические - для обеспечения экономического роста, развития и расширения производства, преодоления инфляционных процессов; социальные - решающие вопросы перераспределение валового национального дохода в интересах отдельных социальных групп за счет стимулирования роста прибыли и предотвращения возможности падения доходов населения страны; фискальные - пополнение бюджета государства на всех уровнях; международные - эти задачи укрепляют экономические связи с другими странами [5, с.51]. Противоречия между действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения проводимой государством приводит к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме и в конечном итоге к кризису. Играет огромную роль при проведении налоговой политики обоснованность тактических действий. Функция государства должна заключаться в регулировании процессов и тенденций, поскольку экономика развивается по объективным экономическим законам, складывающихся в экономике в связи с действием этих законов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Улицкий, М.П. Изменения таможенных пошлин на автотранспортные средства в границах Таможенного союза/ М.П. Улицкий, Е.А. Чириканова// Вестник МАДИ. - 2012.- №1.- С.85-90.

2. Чириканова, Е.А.Экономические проблемы и направления развития локализации производства автотранспортных средств/ Е.А. Чириканова// Вестник МАДИ.- 2014.-№2.- С.60-65.

3. Чириканова, Е.А.Тенденции развития производства автомобильных компонентов на территории России в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию/ Е.А. Чириканова// Автотранспортное предприятие.-2013.- №7.- С.21-24.

4. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70292510 (дата обращения: 28.09.2015)

5. Чириканова, Е.А. Мировые тенденции развития рынка продаж автотранспортных средств/ Е.А. Чириканова// Автотранспортное предприятие.-2015.- №1.- С.50-52.

© Е.А. Чириканова, 2015

УДК 331.108.2:353, Ш 162

Шадонова Татьяна Михайловна

канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ, РФ

E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности укрепления и развития кадрового потенциала сельских территорий на основе подготовки специалистов, знающих теоретические концепции устойчивого сельского хозяйства и развития сельских территорий, программы поддержки и способных применить их в конкретной ситуации.

Ключевые слова

Устойчивое развитие сельских территорий, образовательные программы, местное самоуправление, сельские сообщества, социологическое исследование, метод раздаточного анкетирования.

Повышение качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни - одна из важнейших стратегических целей государственной политики [1, с.1]. Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование.

Одним из важных направлений развития села может стать подготовка специалистов, знающих теоретические концепции устойчивого сельского хозяйства и развития сельских территорий, программы поддержки и способных применить их в конкретной ситуации [2, с. 114].

Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих социальные особенности и потребности жителей сельских поселений [3, с. 110]. Для этого на кафедре «Экономика и региональное управление» ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» была разработана анкета сельского жителя. Целью исследования являлось определение социальной характеристики жителя сельского поселения и его потребностей как основы для подготовки планов устойчивого развития. Для решения этой задачи было проведено социологическое обследование различных слоёв населения, которое было осуществлено методом раздаточного анкетирования.

Исходя из поставленных задач, вопросы анкеты были разделены на три смысловых блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.