Научная статья на тему 'Совершенствование кадрового обеспечения сельских территорий'

Совершенствование кадрового обеспечения сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКИЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОД РАЗДАТОЧНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадонова Татьяна Михайловна

В статье рассмотрены возможности укрепления и развития кадрового потенциала сельских территорий на основе подготовки специалистов, знающих теоретические концепции устойчивого сельского хозяйства и развития сельских территорий, программы поддержки и способных применить их в конкретной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование кадрового обеспечения сельских территорий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Улицкий, М.П. Изменения таможенных пошлин на автотранспортные средства в границах Таможенного союза/ М.П. Улицкий, Е.А. Чириканова// Вестник МАДИ. - 2012.- №1.- С.85-90.

2. Чириканова, Е.А.Экономические проблемы и направления развития локализации производства автотранспортных средств/ Е.А. Чириканова// Вестник МАДИ.- 2014.-№2.- С.60-65.

3. Чириканова, Е.А.Тенденции развития производства автомобильных компонентов на территории России в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию/ Е.А. Чириканова// Автотранспортное предприятие.-2013.- №7.- С.21-24.

4. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70292510 (дата обращения: 28.09.2015)

5. Чириканова, Е.А. Мировые тенденции развития рынка продаж автотранспортных средств/ Е.А. Чириканова// Автотранспортное предприятие.-2015.- №1.- С.50-52.

© Е.А. Чириканова, 2015

УДК 331.108.2:353, Ш 162

Шадонова Татьяна Михайловна

канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ, РФ

E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности укрепления и развития кадрового потенциала сельских территорий на основе подготовки специалистов, знающих теоретические концепции устойчивого сельского хозяйства и развития сельских территорий, программы поддержки и способных применить их в конкретной ситуации.

Ключевые слова

Устойчивое развитие сельских территорий, образовательные программы, местное самоуправление, сельские сообщества, социологическое исследование, метод раздаточного анкетирования.

Повышение качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни - одна из важнейших стратегических целей государственной политики [1, с.1]. Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование.

Одним из важных направлений развития села может стать подготовка специалистов, знающих теоретические концепции устойчивого сельского хозяйства и развития сельских территорий, программы поддержки и способных применить их в конкретной ситуации [2, с. 114].

Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих социальные особенности и потребности жителей сельских поселений [3, с. 110]. Для этого на кафедре «Экономика и региональное управление» ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» была разработана анкета сельского жителя. Целью исследования являлось определение социальной характеристики жителя сельского поселения и его потребностей как основы для подготовки планов устойчивого развития. Для решения этой задачи было проведено социологическое обследование различных слоёв населения, которое было осуществлено методом раздаточного анкетирования.

Исходя из поставленных задач, вопросы анкеты были разделены на три смысловых блока.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

1. Отношение сельского населения к институтам местного самоуправления. Эти данные позволяют определить основные направления совершенствования местного самоуправления территориального образования, повышения его эффективности и качества жизни населения.

2. Информированность населения о реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» в Республике Бурятия. Эти данные позволяют выявить наиболее привлекательные для населения направления реализации ФЦП и готовность в них участвовать.

3. Выявление потребностей в профессиональном обучении и получении консультационных услуг для реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельского поселения (обучающие семинары, летние тренинги, курсы повышения квалификации, обучение в магистратуре). Их анализ дает возможность определить необходимость в специалистах, знающих теоретические концепции устойчивого сельского хозяйства, стратегии развития, инновационных процессов, программ поддержки и умеющих применить их к конкретной ситуации с учетом местных особенностей поселения.

Было опрошено 50 человек от 18 лет до 60 лет и старше, относящихся к различным социальным группам - рабочие, пенсионеры, специалисты, безработные, предприниматели.

Анализ отношения населения к социальным институтам местного самоуправления показывает, что многие действия администрации положительно воспринимаются одной частью населения и отрицательно другой. Положительно оценили социально-экономическое развитие своего сельского поселения 30% респондентов, 44% считают - «что-то делается, но заметного прогресса не видно», 26% ответили - «развития нет». При этом наблюдается большой разброс мнений, что можно объяснить действиями сельской администрации в каждом конкретном поселении

Результаты ответов на блок вопросов, направленный на выявление осведомлённости сельских жителей о реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» в Республике Бурятия, показали, что 40 % опрошенных знают о реализации ФЦП, 44% ответили отрицательно, 16% - «что-то слышали». 100% опрошенных сельских жителей выразили готовность участвовать в конкурсе на получение грантовой поддержки. В качестве наиболее привлекательных направлений грантового конкурса респонденты указали благоустройство сельских поселений (прокладка уличных дорог и тротуаров, озеленение, освещение, строительство мостов, устройство колодцев, артезианских скважин и др.) - 60%. Первостепенное внимание при обеспечении условий устойчивого развития сельского поселения необходимо уделить, по мнению респондентов, ремонту дорог, ремонту и строительству социальных объектов, благоустройству - 46 %, созданию новых рабочих мест и повышению заработной платы - 24%, поддержке местной инициативы -16%.

Эффективность действий местной администрации по созданию привлекательных условий для проживания молодежи положительно оценили 44% опрошенных, 40% считают, что у администрации недостаточно средств для решения этих задач, 1 6 % дали неудовлетворительную оценку.

Вопрос, направленный на выявление потребностей в профессиональном обучении и получении консультационных услуг для реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельского поселения, показал, что 60% опрошенных готовы пройти обучение и профессиональную подготовку, 12% ответили отрицательно, 28% затруднились ответить. Несмотря на наличие значительного пессимизма в возможности влияния сельской администрации на развитие территории, 30% респондентов положительно оценили социально-экономическое положение своих сельских поселений. Опрос показывает, что наибольшее беспокойство у сельских жителей вызывают проблемы, связанные с состоянием объектов социальной и инженерной инфраструктуры, вопросы занятости и доходов населения.

Таким образом, в настоящее время население сельских поселений выступает не только как объект, но и субъект воздействия, способный к самоорганизации в рамках местного сообщества и имеющий потребность в профессиональном обучении и получении консультационных услуг для реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельского поселения.

Список использованной литературы: 1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. №151-р.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

2. Сангадиева И.Г. Грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ как фактор устойчивого развития сельских территорий / И.Г. Сангадиева, Т.М. Шадонова / Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ, 2014. - №1(34). - С.111-117.

3. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления / Р.В. Бабун. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 103-111.

© Т.М. Шадонова, 2015

УДК 33

Швец Александр Викторович,

преподаватель кафедры экономики и предпринимательства ЧВУЗ «Международный технологический университет «Николаевская политехника»

sabugaenko@mail. т

НОВЫЙ ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА

Аннотация

В статье приведены определения понятия оборотный капитал с точки зрения бухгалтерского учета и с точки зрения ученых-экономистов. Рассмотрено, что включает в себя оборотный капитал.

Ключевые слова

оборотный капитал, активы, леверидж, реализация, концепция, производственный капитал фирмы.

На бухгалтерском языке оборотным капиталом обычно называют разницу оборотных средств и краткосрочных обязательств. Однако это определение включает статьи, которые могут быть недоступны для нужд оборотного капитала (например, средства или краткосрочные финансовые вложения, сохраняются для срочной оплаты основных средств или других долгосрочных капиталовложений). Иногда оборотные средства сами по себе называются валовым оборотным капиталом, а разница между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами - чистым оборотным капиталом. При этом в суммарном выражении объем оборотного капитала и оборотных активов предприятия совпадают, хотя выделяются обязательства корпорации, подлежащие уплате в течение одного года или одного операционного цикла (в зависимости от того, что длительное). Недостаток этого определения в том, что оборотный капитал не отличается от чистого оборотного капитала. Так, В.В. Краснова, Б.А. Жнякин определяют оборотный капитал как наиболее подвижную часть капитала предприятия, в отличие от основного капитала является более текучей и легко трансформируемой в денежные средства. Оборотный капитал отождествляется с оборотными фондами предприятия, а с точки зрения бухгалтерского баланса представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами. Это определение исходит из узкого, микроэкономического понимания природы предприятия [4].

Другая часть экономистов считает, что оборотный капитал - это мобильные активы предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла. При этом, как синонимы, рассматриваются оборотные средства, оборотный капитал и оборотные активы, собственные оборотные средства, чистые оборотные активы и чистый оборотный капитал.

Оборотный капитал можно классифицировать в зависимости от фазы цикла (постоянный и переменный) и от принадлежности оборотного капитала - собственный уставный (средства от продажи акций и паевые взносы) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; резервы, накопленные предприятием; другие взносы юридических и физических лиц, заемный оборотный капитал, краткосрочные и долгосрочные заемные средства [6].

В литературе представлены две трактовки понятия «постоянный оборотный капитал». Согласно первому - постоянный оборотный капитал находятся в постоянном ведении предприятия. Согласно второму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.