Научная статья на тему 'Новый подход к трактовке экономической сущности оборотного капитала'

Новый подход к трактовке экономической сущности оборотного капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ / АКТИВЫ / ЛЕВЕРИДЖ / РЕАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ ФИРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец Александр Викторович

В статье приведены определения понятия оборотный капитал с точки зрения бухгалтерского учета и с точки зрения ученых-экономистов. Рассмотрено, что включает в себя оборотный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый подход к трактовке экономической сущности оборотного капитала»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

2. Сангадиева И.Г. Грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ как фактор устойчивого развития сельских территорий / И.Г. Сангадиева, Т.М. Шадонова / Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ, 2014. - №1(34). - С.111-117.

3. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления / Р.В. Бабун. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 103-111.

© Т.М. Шадонова, 2015

УДК 33

Швец Александр Викторович,

преподаватель кафедры экономики и предпринимательства ЧВУЗ «Международный технологический университет «Николаевская политехника»

sabugaenko@mail. т

НОВЫЙ ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА

Аннотация

В статье приведены определения понятия оборотный капитал с точки зрения бухгалтерского учета и с точки зрения ученых-экономистов. Рассмотрено, что включает в себя оборотный капитал.

Ключевые слова

оборотный капитал, активы, леверидж, реализация, концепция, производственный капитал фирмы.

На бухгалтерском языке оборотным капиталом обычно называют разницу оборотных средств и краткосрочных обязательств. Однако это определение включает статьи, которые могут быть недоступны для нужд оборотного капитала (например, средства или краткосрочные финансовые вложения, сохраняются для срочной оплаты основных средств или других долгосрочных капиталовложений). Иногда оборотные средства сами по себе называются валовым оборотным капиталом, а разница между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами - чистым оборотным капиталом. При этом в суммарном выражении объем оборотного капитала и оборотных активов предприятия совпадают, хотя выделяются обязательства корпорации, подлежащие уплате в течение одного года или одного операционного цикла (в зависимости от того, что длительное). Недостаток этого определения в том, что оборотный капитал не отличается от чистого оборотного капитала. Так, В.В. Краснова, Б.А. Жнякин определяют оборотный капитал как наиболее подвижную часть капитала предприятия, в отличие от основного капитала является более текучей и легко трансформируемой в денежные средства. Оборотный капитал отождествляется с оборотными фондами предприятия, а с точки зрения бухгалтерского баланса представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами. Это определение исходит из узкого, микроэкономического понимания природы предприятия [4].

Другая часть экономистов считает, что оборотный капитал - это мобильные активы предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла. При этом, как синонимы, рассматриваются оборотные средства, оборотный капитал и оборотные активы, собственные оборотные средства, чистые оборотные активы и чистый оборотный капитал.

Оборотный капитал можно классифицировать в зависимости от фазы цикла (постоянный и переменный) и от принадлежности оборотного капитала - собственный уставный (средства от продажи акций и паевые взносы) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; резервы, накопленные предприятием; другие взносы юридических и физических лиц, заемный оборотный капитал, краткосрочные и долгосрочные заемные средства [6].

В литературе представлены две трактовки понятия «постоянный оборотный капитал». Согласно первому - постоянный оборотный капитал находятся в постоянном ведении предприятия. Согласно второму

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

трактовкой, постоянный оборотный капитал определен как минимум текущих активов, необходимых для осуществления производственной деятельности (постоянный остаток денежных средств на расчетном счете, некоторый аналог резервного капитала) [5]. Сменный оборотный капитал - дополнительные текущие активы, необходимые в пиковые периоды или как страховой запас (рис. 1).

Активы j 1

Варьирующая часть оборотных активов _

Системна часть оборотных активов

Т__

-► час

Рисунок 1 - Классификация оборотного капитала

В условиях глобализации все более важным источником финансовых ресурсов становятся заемные средства. Их отношение к собственным - кредитное плечо (леверидж) - в современных условиях - определяет потенциальные источники поступления капитала в виде прибыли от реализации продукции и имущества, доходов от финансовых операций, дивидендов и процентов по ценным бумагам. В то же время, леверидж определяет финансовый риск, то есть вероятность неполучения ожидаемых доходов и потери капитала [3 ].

В украинской теории и практике сложилась классификация производственного капитала, исходя из его материально-вещественного состава. При этом выделяются оборотные средства - денежные ресурсы, авансированные в оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и фонды обращения (готовая и отгруженная продукция, денежные средства, дебиторская задолженность) и основные средства, инвестированные на приобретение и создание средств труда и нематериальных активов.

Этот подход соответствует условиям индустриальной экономики, когда фирма выступала как микроэкономическая категория. Ее функции заключались в производстве и реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с планом (при административно-командной экономике) или собственной маркетинговой программы. В постиндустриальной экономике фирма все чаще выступает как мезоэкономических категория.

Концепция воспроизведения оборотного капитала исходит из того, что условия воспроизводства капитала определяет продолжительность его авансирование, то есть невозможность использования по другим направлениям до завершения периода обращения капитала [2].

С этих позиций производственный капитал фирмы представляют ее активы - хозяйственные средства, обладающие способностью к самовозрастанию стоимости. Они делятся на необоротные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные инвестиции в основные средства и нематериальные активы) и оборотные. Внеоборотные средства являются основным капиталом компании. К нему относятся не только средства труда (здания, машины, оборудование и т.д.), но и все действующие амортизированные активы (их срок воспроизводства и обращения превышает один год), расходы на приобретение таких активов и затраты на незавершенное строительство.

Соответственно, оборотный капитал - средства, авансированные на покрытие текущих расходов фирмы, связанных с производством продукции (работ, услуг), и на ее финансовую деятельность, цикл воспроизводства (обращения) которых не превышает одного года. В состав оборотного капитала входят, таким образом, все краткосрочные по длительности воспроизведения активы - не только запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства и дебиторская задолженность, но и краткосрочные финансовые вложения - займы другим организациям, приобретение ценных бумаг с целью их продажи в течение года, покупка собственных акций и облигаций на фондовом рынке и у акционеров (инвесторов), инвестиции в зависимые (аффилированные) компании [1].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Представленная концепция капитала стала методологической базой нового подхода к трактовке экономической сущности оборотного капитала и амортизации основного капитала. Список использованной литературы:

1. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред.. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 601с.

2. Дропа Я.Б. Ощнкаджерелформування оборотного кашталувгтчизнянихшдприемств [Електронний ресурс]. / Я.Б. Дропа // Економiчнi науки. Серiя «Облш i фшанси»: Збiрникнауковихпраць. - Луцьк, 2007. - Випуск 4 (16). - Ч. 1. - С. 120. - Режим доступу до журналу:

http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/en_oif/2007_4_1/zbirnuk_O_FN_4has_1_120.pdf

3. Зятковська Л.1. Методичш засади фшансовогозабезпеченняшдприемств // ФшансиУкраши. - 2007. - №6. -С. 148-149.

4. Краснова В.В. Фшансовий менеджмент шдприемства: Навч. пошбник / В.В. Краснова, Б.О. Жняюн. -Донецьк: ДонНУ, 2004. - 21 7 с.

5. Лиса О.В. Особливоспвизначення потреби в оборотномукаппат / О.В. Лиса // Економша: проблемитеори та практики. - 2006. - Вип. 217. - С. 598-603.

6. Максютов А. Экономика и управление предприятием. Учебно-практическое пособие. - М.: Бератор-Пресс, 2002. - 304 с.

© А.В. Швец, 2015

УДК 338. 48

Штейнгольц Борис Исакович

канд. экон. наук, декан социально-гуманитарного факультета НГУЭУ,

г. Новосибирск, РФ E-mail: b.i.shtejngolts@nsuem Назаркина Валерия Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса НГТУ

Г. Новосибирск, РФ E-mail: valeria [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРА ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы разработки автомобильного тура туроператорами и самодеятельными туристами; выявляются общие и отличительные моменты. Приведен пример разработки тура повышенной сложности «Полярный экспресс»: Салехард-Игарка.

Ключевые слова

Автомобильный туризм, технология разработки тура, маршрут, туроператорская и турагентская деятельность.

Автомобильный маршрут, как любой другой туристский маршрут, представляет собой заранее спланированную трассу передвижения туриста в течении определенного времени и предоставление ему качественных услуг, предусмотренных программой. Исходя из этого, технология разработки автомобильного туристского маршрута предусматривает выбор направления маршрута, установление времени его выполнения и длительности, формирование базового туристского пакета, включающего услуги транспорта, размещение, питание и также экскурсионные и досуговые услуги. Некоторые туристы ошибочно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.