Научная статья на тему 'Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации'

Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 330

Кунец Анастасия Андреевна

магистр гр. ДФЭТМ- 11АГТУ Г. Астрахань, Российская Федерация Халидшаев Ахмед Магомедович Студент гр. ДФЭФ -41 АГТУ Г. Астрахань, Российская Федерация магистр гр. ДФЭТМ- 11АГТУ Г. Астрахань, Российская Федерация Научный руководитель: Тургаева Аксана Альбековна к.э.н., доцент АГТУ, г. Астрахань, Российская Федерация

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Процедуры бюджетного регулирования занимают центральное место в межбюджетных отношениях. С целью регулирования этих отношений в Бюджетном кодексе Российской Федерации определены пути обеспечения соответствия между полномочиями по осуществлению расходов, закрепленных законодательством РФ, и бюджетными ресурсами для обеспечения этих полномочий. Основным средством межбюджетных отношений является механизм проведения перераспределения бюджетных ресурсов между субъектами Российской Федерации.

В международной практике получили распространение принципы бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм - это форма межбюджетных отношений в странах с федеральным государственным устройством.

В развитых зарубежных странах существуют разные классификации форм межбюджетных отношений в соответствии с определенными критериями, которые положены в их основу. Межбюджетные отношения между центральными бюджетами и региональными могут характеризоваться следующими направлениями: четким разграничением бюджетных поступлений; комбинированием собственных доходов местных бюджетов с трансфертными поступлениями из вышестоящих бюджетов; распределение доходов и система межбюджетных субсидий; зависимостью от дотаций центрального бюджета.

Отдельные страны (Австралия, Индия) используют на практике разграничительную систему, то есть четкое разграничение налоговых источников между разными уровнями бюджетов. Однако большинство стран объединяют разграничительную систему с распределением определенных налоговых поступлений между бюджетами всех уровней, что получило название «комплексная система». Ярким представителем применения такой системы является Германия. В соответствии с конституцией Германии основным заданием центральных органов власти является обеспечение всех граждан страны, не зависимо от места проживания, одинаковыми условиями жизни, поэтому большое значение имеет система финансового выравнивания.

Германия - одна из стран, где действует уникальная система финансового выравнивания: вертикальная и горизонтальная. Инструментами вертикального финансового выравнивания являются: гранты, дотации, субсидии, различные фонды, компенсационные выплаты и т.п. Федерация в лице федерального правительства имеет право предоставлять отдельным землям, осуществляющим важные инвестиции, необходимые для поддержания рыночного равновесия, финансовую помощь для выравнивания экономического развития и содействия экономического роста. Финансово слабым землям предоставляются федеральные дотации. Кроме того, Федерация финансирует в новых землях различные программы экономического и социального развития.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Обеспечение равенства в жизненных условиях требует дополнения системы вертикальных трансфертов горизонтальным финансовым выравниванием между отдельными землями.

В Германии важным инструментом финансового выравнивания является налог на добавленную стоимость. Его поступление распределяется между бюджетами земель не по месту взимания, а в расчете на душу населения. Так, 25% поступлений этого налога в землях с высоким налоговым потенциалом (Бавария, Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) резервируется в фонде для субсидирования «бедных» земель с низким уровнем налоговых доходов (Саксония, Шлезвиг-Гольштейн и др.). Таким образом, в Германии действует комбинированный (кооперативный) бюджетный федерализм, сущность которого состоит в применении регулирующих и закрепленных налогов, дополненных системой субсидий.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации четко конкретизирован состав доходов бюджетов всех уровней, а также предусмотрено распределение налогов с доходов юридических и физический лиц между бюджетами субъектов Российской Федерации. Для бюджетной системы РФ характерной является определенная степень централизации бюджетных ресурсов, сосредоточение властных полномочий на уровне

центральных органов власти. Поэтому главным инструментом проведения финансового выравнивания региональных бюджетов субъектов Российской Федерации являются бюджетные трансферты.

В настоящее время все доходные источники, включая межбюджетные трансферты, поступающие на территорию Астраханской области проходят через единый счет казначейства и распределяются строго в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством между уровнями бюджетной системы РФ.[5, с.99]

Исключительное значение финансового регулирования для достижения положительного экономического развития в регионе, реализации задач региональной политики, обеспечения социальной справедливости и политической стабильности в обществе обусловливает соблюдение следующих подходов в период его осуществления:

- необходимо учитывать объективные причины расхождения в экономическом и социальном развитии регионов, особенностей их размещения, природно-климатические, экологические и другие условия, которые определяют дифференциацию бюджетных расходов;

- механизм финансового выравнивания должен быть согласован с определенными целями и приоритетами региональной политики, учитывать утвержденные критерии и перечень депрессивных территорий, которые требуют дополнительных финансовых ресурсов;

- выравниванию расходов региональных бюджетов должно предшествовать выравнивание их доходной базы как необходимое условие для создания равных возможностей функционирования всех региональных территорий, то есть для осуществления ими одинаковых расходов;

- важным элементом механизма финансового выравнивания является степень выравнивания доходов региональных бюджетов, которую целесообразно устанавливать для обеспечения заинтересованности органов регионального самоуправления в увеличении доходных источников;

- конечной целью выравнивания расходов региональных бюджетов должно быть обеспечение предоставления общественных услуг населению каждой территориальной единице на одинаковом уровне. Одной из важных и сложных проблем государственных финансов в каждой стране является эффективная организация отношений между бюджетом центральной власти и бюджетами региональных органов власти, проведение перераспределения бюджетных ресурсов, обусловленного объективными отличиями в уровнях социально-экономического развития отдельных регионов; осуществление финансового выравнивания с целью обеспечения конституционных гарантий населению не зависимо от места его проживания.

Основой межбюджетных отношений является разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, проведенное в соответствии с распределением полномочий органов государственной и региональной власти. Однако разграничение доходов, которое осуществляется на единых принципах для бюджетов разных уровней, не дает возможности сбалансировать все бюджеты.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Организация межбюджетных отношений в первую очередь зависит от того, каким образом разграничены доходы между уровнями бюджетной системы. В мировой практике используют следующие способы разграничения доходов:

1. Распределение налогов и других доходов между бюджетами различных уровней.

2. Распределение поступления налогов путем закрепления за каждым уровнем бюджетной системы части налога в пределах единой ставки налогообложения.

3. Установление территориальных надбавок к общегосударственным налогам в пользу региональных органов власти.

4. Установление территориальных надбавок к местным налогам в пользу государственных органов власти.

Бюджетный федерализм, как правило, предусматривает первый из указанных выше способов разграничения доходов между центральным бюджетом, бюджетами членов федерации и местными бюджетами. Кроме того, для бюджетного федерализма характерной чертой является самостоятельность субъектов федерации в установлении собственных налогов. Поступление доходов может распределяться между отдельными уровнями бюджетной системы соответственно с уровнем управления. При этом разграничение доходов между бюджетами имеет преимущество в сравнении с распределением налоговых поступлений.

Еще в 1926 году профессор Сиринов М.А. отмечал, что система разграничения налогов и других доходов между государством и местными органами власти теоретически является наиболее целесообразной. [4, с.23].

В Российской Федерации преимущественно используется система разграничения налоговых поступлений. Так, в Бюджетном кодексе РФ определен состав доходов бюджетов всех уровней. Кроме того, предусмотрено распределение отдельных налогов между федеральным бюджетом и региональными бюджетами.

Главным вопросом региональной экономической политики в странах с трансфертным финансированием территорий является вопрос повышения эффективности бюджетного перераспределения, а также снижения финансовой зависимости региональных органов власти от центральных с целью усиления их финансовой автономии.

С целью повышения эффективности перераспределения бюджетных средств в зарубежных странах создаются фонды бюджетных трансфертов. Источниками формирования таких фондов являются:

1. Частичные отчисления от одного или нескольких налогов, которые поступают в государственный бюджет;

2. Ежегодные ассигнования из государственного бюджета.

Считается, что наиболее стабильной частью бюджетных трансфертов являются те, источник которых привязан к доходу бюджета.

Финансовое выравнивание регионального бюджета осуществляется путем предоставления бюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации. Более половины всех предоставляемых трансфертов приходится на дотации. Дотации предоставляются для финансового выравнивания на безвозвратной, безвозмездной и нецелевой основе. В связи с этим трансфертное бюджетное финансирование, особенно в части дотаций, имеет ряд отрицательных моментов. Во-первых, не заинтересовывают региональные органы власти эффективно использовать бюджетные средства. Во-вторых, не стимулируют региональные управления федеральной налоговой службы увеличивать поступления общегосударственных налогов.

На наш взгляд региональный бюджет должен сбалансироваться не за счет предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации, а путем расщепления общегосударственных налогов мобилизованных на территории региона в пропорциях необходимых для финансового выравнивания регионального бюджета.

Прежде всего, это касается налога на добавленную стоимость. При таком распределении регионы будут заинтересованы в максимальной мобилизации НДС на своей территории и повышении

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

ответственности за правильность начисления и изъятия НДС как в региональный, так и в федеральный бюджеты Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

2. Левина В.В. Оценка эффективности распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне. Финансы №2, 2015, с.14-20.

3. Налогово-бюджетная политика в странах с экономикой переходного периода / под ред. Вито Танзи. Вашингтон: МВФ. -1993. -414с.

4. Сиринов Н.А. Местные финансы. М.: ГИЗ, 1926. -216с.

5. Поляков А.А., Тургаева А.А. Источники формирования местных бюджетов. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики и финансов современной России» - 2015г.- с. 99-102

6. Тургаева А.А. Сбалансированность бюджетов региональных финансов. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Новые задачи экономики и пути их решения» Уфа: Изд-во Аэтерна, 2014.- С. 285-287

© Кунец А.А., Халидшаев А.М., Тургаева А.А., 2016

УДК 378.1

Левашов Евгений Николаевич

старший преподаватель, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

г. Череповец, РФ E-mail: levashov_evgenii@mail.ru

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В РОССИИ

Аннотация

В статье автор рассматривает критерии оценки эффективности деятельности российских вузов. Дается характеристика мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Министерством образования и науки РФ. Подробно анализируются критерии оценки эффективности вузов, определяются их недостатки, а также выявляются проблемы в методике проведения мониторинга.

Ключевые слова

Мониторинг эффективности вузов, критерий эффективности, вуз, высшее образование.

Важнейшей задачей государства является приоритетное внимание к вопросам образования. От развития системы высшего образования в стране зависит качество человеческого капитала, конкурентоспособность экономики страны в целом. В 2000-ые годы в России наблюдался значительный рост числа вузов в основном за счет негосударственного сектора. Это привело к снижению качества подготовки выпускников вузов и в какой-то степени к девальвации диплома о высшем образовании. В связи с этим Министерством образования и науки РФ были приняты меры по оценке эффективности деятельности вузов и реорганизации неэффективных образовательных учреждений. Ещё одним мотивом для проведения такой оценки стали так называемые «майские указы Президента РФ». В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» требовалось «проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.