Научная статья на тему 'Изменения регионального налогообложения, проблемы и пути совершенствования'

Изменения регионального налогообложения, проблемы и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2084
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходова Карина Руслановна

В связи с постоянным изменением налогового законодательства необходимо регулярно проводить его мониторинг для своевременного получения информации. В данной статье рассмотрены основные изменения, которые коснулись региональных налогов, а также предложены некоторые направления совершенствования регионального налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения регионального налогообложения, проблемы и пути совершенствования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

коэффициента автономии оптовой и розничной торговли будет увеличиваться на 0,273%

Оценка статистической значимости параметров регрессии проверяется с помощью t- статистики Стьюдента. Выдвигаем гипотезу Н0 о статистически не значимом отличии показателей от нуля: a=bi= 0 и определяем t- критерий Стьюдента. ta=3,1 ; tb5=9,7.

Оценку надежности уравнения регрессии в целом и показатели тесноты связи дает F- критерий Фишера. По данным дисперсионного анализа (рис. 1) Fфакт=93. Вероятность случайно получить такое значение F- критерия составляет 1,104, что не превышает допустимый уровень значимости. Следовательно, полученное значение сформировалось под влиянием существенных факторов, подтверждается статистическая значимость всего уравнения тесноты связи.

Таким образом, торговым организациям необходимо обратить внимание на данные факторные признаки, поскольку управление ими способно оказать значительное влияние на величину коэффициента автономии.

Список использованной литературы:

1. Снатенков А.А. Оценка финансовых показателей организаций строительного комплекса (по материалам Оренбургской области): монография / А.А. Снатенков, И.В. Воюцкая, Б.А. Батанов. - Оренбург, 2015.

2. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / Шеремет А.Д., Негашев Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.

3. Снатенков А.А., Тимофеева Т.В. Практикум по финансовой статистике: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.

4. Снатенков А.А. Финансово-экономическая оценка строительного сектора Оренбургской области // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4 (2)

© Федорова А.В., 2016

УДК 336.221, 336.226.2

Ходова Карина Руслановна

Студентка 3го курса

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: khodova_k@mail.ru Научный руководитель: Каширина Марина Валентиновна Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Российская Федерация E-mail: askvm@ya.ru

ИЗМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

В связи с постоянным изменением налогового законодательства необходимо регулярно проводить его мониторинг для своевременного получения информации. В данной статье рассмотрены основные изменения, которые коснулись региональных налогов, а также предложены некоторые направления совершенствования регионального налогообложения.

Ключевые слова

Региональное налогообложение, доходы субъектов Российской Федерации, региональная налоговая

политика, администрирование региональных налогов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Законодательство о налогах и сборах одна из самых активных отраслей права, изменения в котором происходят очень часто. Однако незнание нововведений по налогам не освобождает налогоплательщика от обязанности исполнения обязательств перед бюджетом. В данной статье рассмотрены изменения в налоговой системе, которые вступили в законную силу в 2016 году, а также проблемы и пути совершенствования регионального налогообложения.

Региональные налоги - это налоги, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ [6]. На сегодняшний день к региональным относятся три налога: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. В 2016 году в законодательство о налогах и сборах внесены некоторые изменения, которые коснулись и региональных налогов.

С 1 января 2016 года претерпели изменения нормы, установленные Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Теперь в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2015 № 396-Ф3, если произошла смена собственника транспортного средства в середине месяца, то платит налог только один из них - до 15-го числа платит новый владелец, после 15-го числа - прежний владелец. До этого времени, данное правило не функционировало для транспортного налога.

Другой новеллой является то, что в п. 2 ст. 362 НК РФ уточнено, что перечень дорогих автомобилей будет применяться только в отношении того периода, в котором он опубликован. То есть в отношении добавленных моделей уплаченный ранее налог с повышающим коэффициентом пересчитывать не нужно, что очень выгодно для налогоплательщиков.

27 февраля 2015 года на сайте Министерства промышленности и торговли был размещен перечень дорогих автомобилей, который расширен по сравнению с действовавшим ранее. В начале Министерство финансов указало, что по тем автомобилям, которые включены в новый перечень, однако отсутствуют в ранее опубликованном, необходимо пересчитать транспортный налог за 2014 год без уплаты пеней и штрафов. Позже ведомство изменило позицию: при уплате налога за 2014 год повышающие коэффициенты используются только в отношении транспортных средств, которые упоминались в размещенном в том же году перечне. Новый перечень применяется только при расчете авансовых платежей и налога за 2015 год. ФНС с этим подходом согласилась [8].

Следует отметить, что в 2015 году в Государственную Думу был внесен законопроект об отмене транспортного налога с 2016 года. Депутаты приняли во внимание зарубежный опыт, в частности введение подобной системы в КНР 8 лет назад, и тот факт, что народ выступил «за» отмену налога. Например, Федерация автовладельцев России за месяц собрала 100 тысяч подписей автомобилистов, поддержавших эту идею. И, наконец, контраргументом стала статистика, согласно которой собираемость данного налога в регионах не превышает 50%.

Правительство РФ высказалось отрицательно по этому поводу, отметив, что в условиях кризиса налог не может быть отменен, в связи с тем, что напрямую влияет на наполняемость региональных и местных бюджетов. Кроме того, отмена налога предполагает рост акцизов на топливо, что в свою очередь приведет к росту бензина и дизельного топлива. А это в итоге повлияет на стоимость всех товаров в России, что в условиях финансового кризиса не приемлемо.

В 2016 году нововведения в порядке расчета коснулись и налога на имущество организаций, теперь за месяц перехода права собственности налог на имущество платит только один владелец.

Уточнен порядок расчета коэффициента, используемого для исчисления налога на имущество организаций, когда в течение года меняется собственник объекта (п. 5 ст. 382 НК РФ). Это касается имущества, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимости.

Величина коэффициента зависит от количества полных месяцев владения объектом. Если право собственности возникло до 15-го числа включительно, то для нового владельца этот месяц учитывается при расчете коэффициента, соответственно, прежний собственник этот месяц при расчете не учитывает. Если же переход права собственности зарегистрирован после 15-го числа, налог за этот месяц не платит новый собственник.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

До 2016 года ФНС разъясняла, что за полный месяц принимается любое количество дней в месяце возникновения права собственности [9].

Также с 1 января 2016 года унитарные предприятия определяют налог на имущество по кадастровой стоимости недвижимости. Правило касается юридических лиц, владеющих на праве хозяйственного ведения объектом недвижимости, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

До 2016 года было предусмотрено, что исчислять налог на имущество организаций по кадастровой стоимости объекта должны только их собственники. Если недвижимое имущество, по которому налоговую базу следовало определять по кадастровой стоимости, принадлежало организации на праве хозяйственного ведения и учитывалось у нее на балансе как объект основных средств, то налог нужно было исчислять исходя из среднегодовой стоимости объекта. Такой позиции придерживался Минфин России [10].

В 2016 году налога на игорный бизнес изменения не коснулись. Единственное, что можно отметить, это увеличение пени за просрочку уплаты налога. Однако это связано с повышением ставки рефинансирования.

Региональные налоги в общей структуре доходов занимают около 15-17%, и бюджеты субъектов РФ формируется в основном за счет федеральных налогов и сборов, и безвозмездных поступлений. Это свидетельствует о существовании проблем в региональном законодательстве.

Рассмотрим проблемы региональных налогов подробнее. В России собираемость транспортного налога составляет менее 50%. Это связано с такими факторами как наличие налоговых льгот, уклонение от уплаты налога, а также недополучение достоверной информации о владельцах автотранспортных средств.

Для решения этих проблем можно предпринять следующее:

1. Статья 360 НК РФ регламентирует, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетные периоды предусмотрены только для юридических лиц. Для равномерного распределения налоговой нагрузки и сокращения задолженности по данному налогу целесообразно будет ввести отчетные периоды и для налогоплательщиков - физических лиц. Предоставить возможность введения этой нормы необходимо органам государственной власти РФ.

2. В связи с тем, что ставки налога не учитывают разную степень влияния тех или иных транспортных средств на дорожную сеть страны и на экологию, уместно будет установление дифференцированной схемы налогообложения. Это значит, что можно взимать налог с владельцев мощных и больших машин, и предоставлять льготы или освобождать от уплаты небольшие машины.

3. Несовершенство информационного обмена, а, следовательно, и недополучение актуальной информации налоговыми органами, необходимой для исчисления транспортного налога, приводит к потерям доходов региональных бюджетов. Решение проблемы видится в создании единой базы данных с автоматическим учетом, которая объединит информацию обо всех налогоплательщиках и позволит разделять по требованиям налоговых органов.

Налог на имущество организаций является основным налогом в структуре доходов региональных бюджетов. Главная проблема данного налога заключается в том, что в качестве налоговой базы используются показатели, которые не соответствуют реальной стоимости имущества. В разных регионах существуют разные методологии оценки недвижимости, что отрицательно сказывается на объеме поступлений этого налога.

Кроме этого, еще одной проблемой является отсутствие точного представления об объектах, подлежащих обложению данным налогом. Налоговые органы каждый год выявляют сотни зданий, незарегистрированных в БТИ, но прошедших техническую инвентаризацию. Также очень много зданий вообще не имеют инвентаризационной стоимости. Следует отметить, что инвентаризация выполняет важную роль, в частности, выявляет фактическое наличие имущества и неучтенные объекты в целях налогообложения, сопоставляет данные о фактическом наличии с данными бухгалтерского учета. Все вышесказанное еще раз указывает на отсутствие единой системы учета и оценки имущества, и разрозненность организаций и органов, участвующих в оценке имущества. Поэтому необходимо законодательно установить на федеральном уровне модель оценки недвижимости.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Также можно обратиться к зарубежному опыту. За рубежом налогообложение имущества имеет разные формы, в частности налог на собственность и налог на недвижимость, которые включают или не включают налог на землю (Австрия, Швейцария). Зачастую данные налоги направлены на то, чтобы вывести из-под налогообложения части имущества в установленном размере, а также предполагают обязательную дифференциацию ставок (США). В некоторых странах, например в Германии, в составе промыслового налога облагается и скорректированная стоимость имущества, которая участвует в производстве. Однако, несмотря на некоторые различия в налогообложении имущества, во всех странах эти налоги являются региональными.

Что касается налога на игорный бизнес, то Федеральным законом №244-ФЗ от 29.12.2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в РФ создано пять игорных зон: Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область, Республика Крым [7]. Легальное казино может работать только на этих территориях. Основной причиной принятия такого закона стала социальная защита граждан. И с этой позиции закон оправдал себя. Однако если рассматривать этот вопрос с экономической точки зрения, то закон отрицательно сказался на доходах бюджета. Так, например, если проследить динамику поступлений денежных средств по этому налогу на примере бюджета Краснодарского края, то начиная с 2009 года поступления - незначительны.

Рисунок 1 - Поступления налога на игорный бизнес в бюджет Краснодарского края, 2007-2014гг., тыс. руб.

Таким образом, налог на игорный бизнес является для государства одним из эффективных, и в то же время проблемных налогов. На данном этапе в первую очередь необходимо бороться с нелегальным бизнесом, в частности с маскировкой запрещенных казино под лотереи и спортивные клубы. Далее, необходимо на законодательном уровне определить развитие игорных зон для привлечения инвесторов, то есть оценить возможность строительства новых казино, игровых столов и прочее. Кроме этого, необходим регулярный контроль нелегальной лотерейной деятельности, постоянная проверка возможных местонахождений нелегальный казино. Как вариант, ужесточение ответственности за ведение нелегальной игровой деятельности. Вследствие этого, налог на игорный бизнес вновь восстановит свою значимость в структуре доходов и начнет приносить государству существенные доходы.

Таким образом, основные проблемы регионального налогообложения в России на данном этапе заключаются в следующем. Имеет место уменьшение поступлений по налогу на имущество организаций, что связано с существующими федеральными льготами по налогу, отсутствием в законодательстве сроков регистрации имущества, а также отсутствием единой системы оценки имущества.

По транспортному налогу также наблюдается сокращение поступлений в бюджеты, в связи с предоставлением многочисленных налоговых льгот, а также вследствие недостоверной информации о собственниках автотранспортных средств, и массовым уклонением от данного налога.

Сокращение поступлений по налогу на игорный бизнес связано, в первую очередь, с введением игорных зон, следовательно, увеличились размеры федеральной финансовой помощи.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Еще одной проблемой является то, что федеральное законодательство ограничивает полномочия органов государственной власти субъектов РФ, отсюда вытекает, что региональные налоги могут покрыть только 15% расходных потребностей региональных бюджетов. Это связано в первую очередь с тем, что произошло значительное сокращение количество региональных налогов: с 23-х в 1998 году до 3-х налогов в настоящее время. Поэтому необходимо рассмотреть возможность введения новых налогов, или закрепление некоторых федеральных налогов (например, налог на прибыль организаций) на региональном уровне. Расширение перечня региональных налогов, пересмотр налоговых ставок и льгот позволит увеличить налоговый потенциал регионов и создать более благоприятный режим для налогоплательщиков.

Список использованной литературы

1. Каширина М.В., Порядок уплаты транспортного налога изменен, Учет в строительстве, №11, 2013 г. -М.: ЗАО «Актион-Медиа», тираж 3250 экз.

2. Каширина М.В., Расчет налога на имущество, Учет в строительстве, №1, 2014 г. - М.: ЗАО «Актион-Медиа», тираж 2900 экз.

3. Каширина М.В., Порядок уплаты налога на имущество, Учет в строительстве, №7, 2014 г. - М.: ЗАО «Актион-Медиа», тираж 2580 экз.

4. Каширина М.В., Что изменилось в налогах с 2016 года, Учет в строительстве, №1, 2016 г. - М.: ООО «Актион группа Главбух», тираж 3100 экз.

5. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №32.

6. Федеральный закон №244-ФЗ от 29.12.2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)»

7. Федеральный закон от 28.11.2015 N 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189503.

8. Федеральный закон от 29.12.2015 N 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191296.

9. Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=171490.

© Ходова К.Р., 2016

УДК 364 (470)

Махова Анна Владимировна

К.э.н., доцент кафедры социально-экономических дисциплин Филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Славянске-на-Кубани

г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: mahova.av05@yandex.ru Чумак Лиана Юрьевна

Студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Экономика» Филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Славянске-на-Кубани

Краснодарский край, Славянский район, ст. Петровская, РФ

E-mail: Lapulia.94@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ НА КУБАНИ

Аннотация

В данной статье будут рассмотрены социальные программы на региональном уровне на примере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.