МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 2410-700Х
Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
14.Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.
15.Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
16. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
17.Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМ0)-160с.
© Довженко М.В., 2017
УДК 338
Ильясова М.К.
К.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
г. Симферополь, Российская Федерация
Новикова Е.А.
Студентка 4 курса специальности «Менеджмент» ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
г. Симферополь, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Аннотация
Рассмотрены особенности системы налогообложения предприятий сферы туризма. Выделены основные характеристики уплачиваемых налогов. Обоснована значимость предприятий туристского бизнеса для экономики в целом.
Ключевые слова
Налогообложение, сфера туризма, туристский бизнес, налог на добавленную стоимость, земельный налог.
В настоящее время предприятия туристского бизнеса занимают весомую нишу в мировой экономике. В условиях глобализации и открытости границ, туристический бизнес как никогда испытывает подъем, и для экономик многих государств является практически основным источником формирования бюджета. Учитывая особенности данного бизнеса, предприятия туристической индустрии имеют специальную систему налогообложения. Поэтому руководителям предприятий туристического бизнеса необходимо владеть информацией об особенностях налогообложения в туристической сфере.
Согласно Федеральному Закону РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 года, туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [1].
Далее рассмотрим особенности налогообложения предприятий туристского бизнеса [2, с. 178]:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС).
Объектом налогообложения выступают обороты по реализации услуг туризма на территории РФ. Данный налог не распространяется на путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки, платные медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видео-показ, обороты казино, игровых автоматов и т. п.
Данные льготы имеют место быть, если между туристом и турфирмой был заключен договор, оформленный в виде туристско-экскурсионной путевки. К туристским услугам установлены требования известные как ГОСТ Р50890-94, данные требования должны быть включены в калькуляцию себестоимости путевки. Руководитель туристского предприятия утверждает проводимую калькуляцию. Налог на добавленную стоимость распространяется на услуги, предоставляемые туристам, такие как проживание в гостинице, питание, транспортные услуги. Ставка данного налога устанавливается государством.
При обязательной продаже части валютной выручки от экспорта товаров (услуг, работ), налог на добавленную стоимость уплачивается в валюте в соответствии с порядком, установленным для обязательной ее продажи, за счет средств, поступивших на текущий валютный счет, и в рублях - за счет средств, причитающихся от обязательной продажи валюты с расчетного счета. Если же часть валютной выручки не подлежит обязательной продаже, налог на добавленную стоимость уплачивается в валюте с текущего валютного счета.
2. Земельный налог.
Согласно Закону РФ «О плате за землю» предприятия туристского бизнеса не поддаются обложению данным налогом. Однако, для такой льготы предприятие должно соответствовать определенным условиям:
1. Туристское предприятие должно обладать документами, которые подтверждают отнесение данного предприятия к предприятиям сферы туризма;
2. Туристское предприятие, которое занимается международным туризмом, должно обладать соответствующей лицензией. Льгота распространяется только на те туристские предприятия, которые имеют в наличии соответствующую требованиям лицензию [4, с. 69].
3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы и налог на пользователей автомобильных дорог.
Применение данных налогов в туризме привязаны к юридическому аспекту - является ли данное туристское предприятие агентом или принципалом.
Агент - юридическое или физическое лицо, которое совершает операции по имеющемся поручении другого лица, иначе говоря принципала. Агент выполняет данные операции за счет и от имени принципала, однако, при этом не находясь в его подчинении.
Принципалом является физическое или юридическое лицо, участвующее в сделке за собственный счет, а также способное уполномочить другое лицо действовать в качестве агента. В туристической сфере принципалом выступает туристское предприятие, которое формирует стоимость путевки, приобретая услуги по туризму. Данные услуги могут быть связаны с размещением, питанием, транспортным обслуживанием и прочим. Если принципал в данной ситуации является продавцом, то объектом налогообложения на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы или налогом на пользователей автомобильных дорог для принципала является выручка от реализации туристского продукта. В таком случае сумма как одного, так и другого налога начисляется по ставке в процентах к сумме реализованного туристского продукта [5, с. 226].
4. Налог на прибыль.
Налог на прибыль подлежит уплате на общих основаниях, предусмотренных в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Объекты размещения, такие как гостиницы, не имеют льгот по капитальным вложениям, так как не относятся к сфере материального производства. Прибыль получаемая в ходе осуществления туристской деятельности облагается нормированным налогом, в размере 20% от суммы получаемой прибыли [2, с. 152].
Таким образом, учитывая особенный характер деятельности данных предприятий, следует заметить, что такие предприятия имеют особенную систему налогообложения. Знание и информационное обеспечение о системе налогообложения предприятий сферы туризма открывает руководителям возможность
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х
своевременно и в полной мере осуществлять уплату налогов в бюджет. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4.10.1996 г. № 132-Ф3 [Электронный ресурс] - Консультант Плюс - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль; Амалфея - Москва, 2012. - 178 c.
3. Башарина А. В., Черненко А. Ф. Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях; Феникс -Москва, 2011. - 120 c.
4. Александрова А.Ю: Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М., 2012. - 69 с.
5. Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2013. - 226 с.
© Ильясова М.К., Новикова Е.А., 2017
УДК 33
Кабирова Эльвира Камиловна
Студент БГАУ, г.Уфа E-mail: elvirakk85@mail.ru Газизов Асгат Мазхатович д.т.н, профессор УГЛТУ, г. Екатеринбург E-mail: ashatgaz@mail. ru
НОВАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАЛОГОВ Аннотация
В данной статье авторами рассматривается новые методы расчета налогов на имущество физических и юридических лиц.
Ключевые слова
Налоговая база, кадастровая стоимость, имущество.
Новая методика расчета налогов на имущество физических и юридических лиц была принята еще в 2014 году, и она будет рассчитываться по кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, как было раньше. Согласно статье 402 Налогового кодекса РФ, реформа налогообложения имущества физических и юридических лиц должна по расчетам произойти до 2020 года. С 2016 года в 28 регионах России уже действуют новые расчеты, а с 1 января 2017 года начались второй и третий этапы изменения базы налогов (кадастровой стоимости) на имущество. В первый год этого периода собственники недвижимости будут платить только 20% от общей суммы налога, а к 2020 году - полную сумму.
Первые четыре года сумму налогов планируют поднимать с помощью понижающих коэффициентов, который составит: в первый год - 0,2 от кадастровой стоимости, во второй год планируется увеличение - 0,4, в третий год уже- 0,6, а в четвертый увеличится данный коэффициент до 0,8 . Достигнет же своего максимума только на пятый год. Если это основное жилье, то кадастровую стоимость при расчете можно снизить на 20 кв. м. Уже в этом году сумма имущественного налога с учетом этих 20 кв. м и коэффициента 0,2 повысят примерно в 2-3 раза. Для того чтобы было более понятно предлагаем рассмотреть формулу расчета имущественного налога:
(Н1 - Н2)хК + Н2,
где Н1 - это сумма имущественного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
Н2 - размер имущественного налога, рассчитанный из инвентаризационной стоимости.