Научная статья на тему 'Новый налог на имущество физических лиц: социальное измерение'

Новый налог на имущество физических лиц: социальное измерение Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1251
307
Поделиться
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Пьянова Марина Владимировна

В статье анализируются актуальные изменения в налогообложении имущества физических лиц, которые вступили в силу с 1 января 2015 г. По оценкам аналитиков, налоговая нагрузка для граждан возрастет в 6-10 раз, в связи с чем, целесообразными представляются обязательные на всей территории Российской Федерации меры социальной защиты населения. Целью работы является характеристика отдельных положений Главы 32 НК РФ с точки зрения социальных последствий исчисления налога с кадастровой стоимости объектов недвижимости. Проанализированы основные направления совершенствования и дальнейшего развития налога на имущество физических лиц в России. Сделаны выводы, что несовершенство механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, а также переход к исчислению налога с кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества создает неопределенность, и усложняет выполнение данным налогом его социальной функции.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Пьянова Марина Владимировна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Новый налог на имущество физических лиц: социальное измерение»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х

наиболее существенных количественных и качественных характеристик фактических значений финансовых показателей, определяющих финансовое состояние организации [3, с.115].

При проведении синтетической оценки финансового состояния организации формулируются общие выводы о состоянии объектов финансового анализа и финансовом состоянии организации в целом, проблемы в области финансового состояния организации и резервы для их разрешения.

Оценка финансового состояния организации исключительно по данным бухгалтерского финансового учета и отчетности может искажаться по причине того, что эти данные не являются оперативными. Текущее формирование показателей финансового состояния организации в большей степени обеспечивается с помощью данных управленческого учета и анализа.

Таким образом, существующие методики оценки финансового состояния организации являются базовыми, но по отдельности на практике, как правило, применяются редко. При проведении оценки финансового состояния многие организации используют комбинированные методы оценки, позволяющие обеспечить высокую точность результатов анализа.

Комплексный подход к анализу финансового состояния обусловлен наличием у определенных подходов и методов ограничений и недостатков, которые нивелируются при использовании всестороннего комплексного подхода к оценке финансового состояния организации. Список использованной литературы:

1. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 332 с.

2. Журавлева Т.А. Раскрытие информации для анализа финансового состояния коммерческих организаций в бухгалтерской (финансовой) отчетности / Журавлева Т.А. // Международный бухгалтерский учет. - 2014. -№ 23. - С. 12 - 16.

3. Первова О.Ю. Теоретические аспекты управления финансовыми потоками организации / Первова О.Ю. // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13. - С. 112 - 117.

4. Фомин В.П. Формирование и анализ показателей финансового состояния организации / Фомин В.П., Татаровский Ю.А. // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 6. - С 7 - 11.

© Пучкова Н. В., 2016

УДК 336.22

Пьянова Марина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Российская Федерация marinapyanova@mail. т

НОВЫЙ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье анализируются актуальные изменения в налогообложении имущества физических лиц, которые вступили в силу с 1 января 2015 г. По оценкам аналитиков, налоговая нагрузка для граждан возрастет в 6-10 раз, в связи с чем, целесообразными представляются обязательные на всей территории Российской Федерации меры социальной защиты населения.

Целью работы является характеристика отдельных положений Главы 32 НК РФ с точки зрения социальных последствий исчисления налога с кадастровой стоимости объектов недвижимости.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ^БЫ 2410-700Х

Проанализированы основные направления совершенствования и дальнейшего развития налога на имущество физических лиц в России. Сделаны выводы, что несовершенство механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, а также переход к исчислению налога с кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества создает неопределенность, и усложняет выполнение данным налогом его социальной функции.

Ключевые слова

налог на имущество физических лиц, кадастровая стоимость, объект недвижимости, налоговая льгота,

социальная защита.

Новый порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц вступил в силу с 1 января 2015 года. На настоящий момент 28 субъектов Российской Федерации приняли решение определять налоговую базу по налогу, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, и установили единую дату введения в действие нового порядка - с января 2015 года. В их числе: г. Москва; Республики Бурятия, Татарстан, Мордовия, Коми; Архангельская, Владимирская, Московская, Ивановская, Магаданская, Новосибирская области; Забайкальский край, Ханты-Мансийский АО и прочие. Еще 26 регионов планировали перейти к новому порядку с начала 2016 года, и с 1 января 2020 года порядок расчета налога, исходя из кадастровой стоимости, должен быть установлен на всей территории России.

По оценкам Министерства финансов России, после введения нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц поступления в местные бюджеты могут возрасти в 6 раз - это станет серьезной финансовой базой для развития деятельности органов местного самоуправления [1].

Поимущественные налоги в большинстве стран также преимущественно местные, однако их доля в доходах местных бюджетов достигает: в Нидерландах - 95%, в Великобритании и Австралии - по 90%, в Канаде - 81%, в Германии - 80%, в Дании - 73%, в Швеции - 69%, во Франции - 52%, в США - от 10 до 70% в зависимости от штата [10]. За счет поступлений налога на имущество местные власти финансируют пожарную охрану, полицию, школы, здравоохранение и т. п.

В современной России фискальная роль налога на имущество физических лиц незначительна (рис. 1) [7].

■ налог на прибыль ■ НДФЛ

■ НДС ■ налог на имущество физических лиц

■ прочие налоги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

за январь-ноябрь 2015 г.

Такое положение в России, по мнению большинства авторов, объясняется недооценкой фискального потенциала данного налога и несовершенством механизма его исчисления и взимания [2, с.25].

Целью нововведений, тем не менее, является не повышение налоговой нагрузки для граждан, а переход к более справедливому налогообложению, и повышение фискального значения налога на имущество [3, с.291].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Однако ожидается, что суммы налога, уплачиваемые гражданами, существенно возрастут. Результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, которая уже завершена в ряде субъектов РФ, демонстрируют неравномерное возрастание стоимости объектов для целей налогообложения (табл. 1).

Таблица 1

Результаты кадастровой оценки объектов имущества

Отличие кадастровой стоимости

Тип Количество %

„ „

от инвентаризационной от рыночной

Квартира, комната 4 605 436 53 В 10 раз ± 1%

Жилой дом 1 794 804 20 В 4 раза - 50%

Садовый домик, дача 763 697 8 В 3,5 раза - 50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гаражи, стоянки 461 730 6 В 7 раз - 30%

Нежилые объекты 117 287 13 В 5 раз - 70%

(Составлено автором по данным Миэкономразвития)

Как следует из данных таблицы, более всего увеличивается налогооблагаемая база по налогу в отношении объектов, которые являются самыми распространенными в России, - квартир и комнат.

Кадастровая оценка объектов недвижимого имущества не является однозначной и неизменной для налогоплательщика, у последнего есть возможность оспаривать результаты оценки в судебном порядке (табл. 2).

Таблица 2

Оспаривание кадастровой стоимости в 2015 г.

Субъекты РФ Оспорено количество объектов Уменьшение кадастровой стоимости

Москва 44 16,8 млрд. руб.

Кемеровская область 21 2,58 млрд. руб.

Новосибирская область 15 1,1 млрд. руб.

Тульская область 58 966 млн. руб.

Магаданская область 5 341 млн. руб.

Удмуртская Республика 4 86,5 млн. руб.

(Составлено автором по данным Росреестра)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По прогнозам аналитиков переход к исчислению налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества приведет к увеличению налоговой нагрузки граждан, как минимум в 10 раз [6, с.148], а значит - к снижению реальных доходов, прежде всего, социально незащищенных слоев населения.

В связи с этим целесообразно рассмотреть отдельные положения нового законодательства о налоге на имущество физических лиц для оценки предусмотренных мер социальной защиты населения.

Во-первых, для жилых объектов установлены налоговые вычеты. Вычеты различаются по видам имущества: для комнат - 10 м2, для квартир - 20 м2, для жилых домов - 50 м2, для единых недвижимых комплексов - 1 млн. рублей. По данным Росстата, большая часть жилья в России состоит из малогабаритных (1-2-х комнатных) квартир, площадь которых не больше 80 кв. м., а размеры комнат - не больше 15 кв. м [8]. В таких условиях налоговые вычеты уменьшают налоговую нагрузку для владельцев квартир на 25%, для владельцев комнат - на 75%. Представительные органы муниципальных образований вправе также

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

увеличивать размеры налоговых вычетов. Следовательно, предусмотренные Главой 32 НК РФ меры социальной защиты населения будут действенными, так как существенно снизят сумму налога к уплате.

Во-вторых, сохранились ранее действовавшие налоговые льготы. Для пенсионеров, инвалидов, и т.д., имеющих в собственности один объект имущества, налоговая нагрузка не увеличится. Самая распространенная категория льготников по налогу на имущество физических лиц - пенсионеры. Например, в Москве, их доля составляет около 95% всех лиц, имеющих право на льготы (табл. 3).

Таблица 3.

Льготы по налогу на имущество физических лиц в г. Москве [9]

Категория Количество, Доля от общего числа льготников, %

тыс. чел.

Инвалиды и лица, нуждающиеся в соц. поддержке 83 4,9

Пенсионеры 1600 94,4

Ветераны, герои, военнослужащие и члены их семей 12 0,7

Иные категории 0,046 0,003

Всего 1695,046 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенно изменены условия предоставления льгот: если в собственности гражданина, имеющего право на льготу, находится два и больше объектов имущества одного вида, то льгота будет действовать только на один из объектов каждого вида. Налоговые льготы также не будут предоставляться на недвижимость стоимостью более 300 млн. руб., на торговые и бизнес - центры. По нашему мнению, данные меры являются рациональными, поскольку меры государственной поддержки должны распространяться только на лиц, действительно в них нуждающихся.

В третьих, для недопущения резкого роста сумм налога предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога [3, с.293]. Значение коэффициента в первый год применения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества как налоговой базы составляет 0,2, во второй - 0,4, в третий - 0,6, в четвертый - 0,8. Начиная с пятого года коэффициент не применяется. На настоящий момент только 28 субъектов РФ перешли к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Значит, в муниципальных образованиях этих регионов налог на имущество физических лиц за 2015 год будет исчисляться с коэффициентом 0,2. В следующие три года налоговая нагрузка будет последовательно возрастать - на 20% ежегодно, что поможет населению постепенно привыкнуть к новым правилам.

Однако существуют отдельные нормы НК РФ, которые, по нашему мнению, могут привести к негативным социальным последствиям введения нового налога на имущество физических лиц.

Во-первых, предельные налоговые ставки установлены на федеральном уровне, а местной власти дано право уменьшить до нуля или увеличить налоговую ставку (но не более чем в 3 раза). По мнению экспертов, местные администрации, скорее склонны увеличивать ставки, чем уменьшать их. В результате применения предельной ставки налог для граждан может вырасти в 20 раз [7].

Во-вторых, повышенная ставка налога применяется для имущества, которое стоит больше 300 млн. руб. Данная норма достаточно выгодна для владельцев дорогой недвижимости, но не способствует выполнению данным налогом социальной функции. При действующих правилах гражданин, имеющий квартиру стоимостью 10 млн. руб., будет платить налог по такой же ставке, как лицо, имеющее недвижимость стоимостью 299 млн. руб. Многие авторы считают, что 100 млн. руб. - достаточно высокая стоимость, с которой нужно начинать облагать налогом недвижимость по максимальной ставке. Кроме того, некоторые ученые предлагают установить большее количество интервалов стоимости недвижимости и соответствующих им налоговых ставок в целях реализации принципа справедливости налогообложения [3, с.295].

В третьих, структура применяемых налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц имеет определенную особенность: преобладают льготы, установленные федеральным законодательством. Объемы предоставляемых льгот по регионам прямо не коррелируют с объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, но наблюдается тенденция, что дотационные регионы не заинтересованы в проведении самостоятельной налоговой политики в части социальной поддержки граждан [5, с.684].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Сегодня нельзя однозначно утверждать, что введение новых правил исчисления налога на имущество физических лиц будет способствовать реализации его фискальной и социальной функции, поскольку практические данные появятся только во второй половине 2016 года. Но расчет налога на основе кадастровой оценки имущества, по нашему мнению, является основным способом увеличения доходов местных бюджетов и существенным шагом вперед [4, с.55]. Расширение финансовой самостоятельности муниципальных образований создает возможность реализации региональных программ на местах оперативно и эффективно, с учетом местной специфики, независимо от дотаций из федерального бюджета. Список использованной литературы:

1. Основные направления Налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2. Налогообложение физических лиц // Учебник под ред. Л. И. Гончаренко. - М.: Инфра-М. - 2012.

3. Курков И.И, Пьянова М.В. 2015. Налог на недвижимость физических лиц в России: проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение - № 4 (130). - с. 289-299.

4. Подъяблонская Е. П. 2013. Оптимизация государственных расходов на социальную поддержку граждан и направления повышения ее эффективности // Финансы и кредит. - № 40 (568). - с. 52-62.

5. Пьянова М.В. 2015. Роль имущественного налогообложения организаций в обеспечении социальной поддержки граждан // Налоги и налогообложение - № 9 (135). - с. 680-688.

6. Пьянова М.В., Лавник Р.В. 2015. К вопросу об эффективности налоговых льгот социального характера // Евразийский союз ученых. - №10 (19). - с. 146-150.

7. Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальный сайт Росстата www.gks.ru

9. Официальный сайт Правительства Москвы www.mos.ru

10. Данные U.S.Census Bureau: Tax Foundation calculations.

© Пьянова М.В., 2016

УДК 330

Рамиева Лилиана Винеровна

студент Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, РФ e-mail: liliana.ramieva@mail.ru Жданов Алексей Юрьевич доктор экон. наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, РФ e-mail: stjd@yandex.ru Киселев Константин Михайлович канд. экон. наук, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, РФ e-mail: k_kiselev@mail.ru

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОМПАНИИ ПУТЕМ СЛИЯНИЯ

(ПОГЛОЩЕНИЯ)

Аннотация

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с человеческим фактором и кадровой