_________________________ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОй ОБЛАСТИ)
М.М. Безденежных,
доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Новосибирского государственного технического университета
Н.Б. Севастьянова,
старший преподаватель кафедры экономической теории и прикладной экономики Новосибирского государственного технического университета
В статье рассмотрены основные направления, связанные с переходом на расчет налогов на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Отмечена необходимость социальной направленности проводимой реформы налога на имущество физических лиц. Дана предварительная оценка изменениям в налоговых ставках и сборах налогов по Новосибирской области.
Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, жимости, налоговые ставки.
УДК 336.221.4 ББК 65.261.411
Совокупность установленных налогов, как форм, методов и принципов их установления, внесения изменений, ввода или отмены, взимания и контроля, все это в целом и образует налоговую систему любого государства, в том числе и нашего. Налоговая система постоянно совершенствуется.
Рассмотрим изменения в налоговом законодательстве в отношении налогообложения имущества физических лиц. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 4 октября 2014 года подписан Федеральный закон № 284-ФЗ, которым Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» признан утратившим силу, а вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 32 «Налог на имущество физических лиц». Начиная с 2016 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам в соответствии с главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ. Органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли решение о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы, в том числе Новосибирской области.
Суть проходящей реформы заключается в том, что с 1 января 2015 г. станет возможен переход на расчет налога по кадастровой, а не инвентаризационной стоимости как было до сих пор. При этом установлено, что первый платеж по новым правилам (за 2015 год) будет произведен до 1 октября 2016 года; полная сумма налога — не ранее 2020 года. За 2014 год налог на имущество физических лиц будет исчислен в 2015 году ещё по старым правилам, то есть в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1.
По некоторым оценкам вследствие проводимой реформы, налоги на дома и квартиры в следующем году могут увеличиться в несколько раз. Некоторые граждане будут вынуждены продавать свое нынешнее жилье, чтобы поменять его на более дешевое. В течение 5 лет, налог на жильё может вырасти более чем втрое, в соответствии с законопроектом, разработанным в министерстве финансов. Нагрузка будет увеличиваться на 20% в год и в среднем по России составит 1915 рублей против 642 руб. в 2012 году. В Москве за пять лет средняя величина налога увеличится до 6990 руб.
Инвентаризационная стоимость определяется в бюро технической инвентаризации (БТИ) на основе себестоимости жилья при строительстве здания и может быть ниже рыночной в десятки раз. Для объектов, сопоставимых по рыночной стоимости инвентаризационная стоимость различается в разы. Кадастровая стоимость недвижимости максимально соответствует рыночной — при её определении учитывается качество жилья, его месторасположение, стоимость старых квартир ниже рыночной, близость к транспортным развязкам, этажность и
налоговые льготы, кадастровая стоимость объекта недви-
др. Предложенные новые ставки налога на недвижимое имущество в 2015 г., прежде всего, заденут собственников жилья в «хрущевках» и «сталинках», так как налог будет рассчитываться на основании рыночных цен на квадратный метр объекта недвижимости. Инвентаризационная стоимость нового жилья практически соответствует кадастровой, а, следовательно, владельцы новых квартир от изменений могут даже выиграть из-за снижения налога.
Введение нового налога может вызвать много исков со стороны населения, так как собственники имущества попытаются через суд оспорить кадастровую стоимость своего жилья. В первую очередь это коснется менее обеспеченных граждан, так как другой путь снизить налоговую нагрузку для них — это сменить жилье на более дешевое. Состоятельные граждане возьмут на себя бремя повышенной налоговой нагрузки. Ответственность за реализацию законопроекта ложится на местные власти. Они и определяют налоговую ставку. По мнению члена экспертно-консультативного Совета минэкономразвития Светланы Табаковой, могут быть реализованы различные формулы подсчета налоговой ставки. Это несправедливо, чтобы одна часть граждан платила бы налог по инвентаризационной стоимости, а другая часть по близкой к рыночной кадастровой стоимости жилья, а это произойдет, так как не все регионы страны одновременно переходят на новые правила исчисления налога. Она полагает, что должна существовать единая формула расчета стоимости налога для всех. Регулирование размера налоговой ставки может происходить применительно к разным социальным группам и регионам. «Если местные власти заинтересованы, они и должны формировать социально-справедливые правила налогообложения», — полагает она. Тем не менее, переход на единую налоговую базу — справедлив [6].
Размеры будущего налога будут зависеть от правильности оценки имущества, так как процесс определения рыночной цены довольно сложен и имеет ряд особенностей. В регионах с развитым рынком недвижимости риелторы имеют информацию о динамике спроса и предложения жилья, сложившихся в регионе ценах, количестве сделок. В тех регионах, где сделок немного, оценить недвижимость будет сложнее. Именно потому необходимо создать карты ценового зонирования. Если такая карта будет создана, то каждый собственник недвижимости сможет узнать диапазон цен на его жилье, риелторы также выступают за создание таких карт.
Наиболее же рациональный способ снять социальную напряженность, связанную с введением налога — это регулирование размеров налоговой ставки для различных социальных групп или удаленных регионов. Решение этих вопросов в компетенции местных властей, именно они должны формировать в своем регионе социально справедливую ставку налога на недвижимость.
277
I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
О необходимости изменения порядка налогообложения недвижимого имущества говорилось достаточно долго, в том числе во всех Бюджетных посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Необходимость реформирования налога на имущество физических лиц, прежде всего, вызвана тем, что:
- налог не основывался на рыночной стоимости имущества;
- налогом не облагались отдельные объекты, введенные в эксплуатацию, начиная с 2008 г.;
- все объекты, введенные в эксплуатацию, начиная с 2013 г.;
- допускалась возможность злоупотреблений льготами;
- это был единственный налог, который не был включен в Налоговый кодекс [5].
Из положения Федерального закона № 284-ФЗ следует, что законодательный (представительный) орган каждого субъекта Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года должен принять закон о начале применения на подведомственной ему территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
До тех пор пока такой закон принят не будет — налоговая база определяется по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2013 г., увеличиваемой на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно Министерством экономического развития Российской Федерации, например, на 2015 год он равен 1,147.
Таким образом, с 1 января 2015 года основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, являются:
- часть первая Налогового кодекса Российской Федерации;
- глава 32 «Налог на имущество физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации;
- закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий порядок определения налоговой базы (либо исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, либо из кадастровой).
Для Новосибирской области таким законом является Закон Новосибирской области от 31.10.2014 № 478-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Новосибирской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (Решение о налоге на имущество физических лиц, принятое представительным органом муниципального образования). Для города Новосибирска таким решением является решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.11.2014 № 1210 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Новосибирска».
Проанализируем особенности отдельных положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации:
1. Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения. Право собственности подтверждается: Свидетельством о праве собственности; Свидетельством о праве на наследство; прочими правоустанавливающими документами.
2. Объектом налогообложения признается:
- жилой дом (в том числе расположенный на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
- жилое помещение (квартира или комната);
- гараж (машино-место, чего не было ранее в законе);
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства (данное положение распространяется лишь на объекты, проектируемое назначение которых является — жилой дом. При этом многоквартирные дома — исключаются);
- иные объекты — здание, строение, сооружение, помещение.
3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в зависимости от принятого законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации закона, исходя либо из инвентаризационной, либо из кадастровой стоимости объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
4. Согласно 32 главе Налогового кодекса Российской Федерации, если регион устанавливает порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, то она определяется как стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января того года, который считается налоговым периодом. Если недвижимость образовалась в течение налогового периода, то налоговая база в этом случае определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки этого объекта на государственный кадастровый учет.
Определение налогооблагаемой базы в Новосибирской области осуществляется на основании Постановления Правительства Новосибирской области от 26.09.2012 г. № 448-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области» (для объектов недвижимости, состоящих на кадастровом учете по состоянию на 22.11.2011 г.) При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на кадастровую стоимость 10 кв.м. в отношении комнат, 20 кв.м. в отношении квартир, 50 кв. м. в отношении жилых домов. Для единого недвижимого комплекса (с жилым помещением) кадастровая стоимость уменьшается на 1 млн руб. Исходя из тех данных, которыми располагают в настоящее время налоговые органы, в связи с установленными вычетами, в Новосибирской области из-под налогообложения выпадают:
- 2% квартир (10 тыс. из 598 тыс.);
- 3% комнат (1 тыс. из 28 тыс.);
- 49% домов (70 тыс. из 144 тыс.).
Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.
5. В случае если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
В 2015 году, как уже говорилось, для расчета налога на имущество физических лиц будет использоваться кадастровая стоимость в муниципальных образованиях 28 (32%) из 87 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Забайкальский край, г. Москва, Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Амурская, Архангельская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области).
6. Налоговым периодом, как и было ранее, признается календарный год.
7. Базовые размеры ставок определены Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае определения налоговой базы по кадастровой стоимости они равны:
- для жилых домов, помещений, гаражей (машино-мест), объектов незавершенного строительства (жилого предназначения), единых недвижимых комплексов (с жилым помещением), хозяйственных строений или сооружений площадью до 50 кв.м. установлена налоговая ставка 0.1%, которая может быть уменьшена до 0 или увеличена, но не более чем в три раза;
- для объектов стоимостью более 300 млн руб. ставка не более 2%;
- для прочих объектов недвижимости не более 0,5%
Налоговые ставки могут дифференцироваться:
- от размера кадастровой стоимости или суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициентдефлятор;
- вида объекта налогообложения;
- места нахождения объекта налогообложения;
- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
278
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Л
В случае определения налоговой базы от инвентаризационной стоимости:
- при стоимости до 300 тысяч рублей ставка установлена в размере 0,1%;
- если суммарная инвентаризационная стоимость имущества выше 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, применяется налоговая ставка в размере 0,3%;
- если свыше полумиллиона — 2%.
Конкретные размеры налоговых ставок, которые должны действовать на соответствующей территории муниципального образования, устанавливаются нормативно- правовым актом представительного органа данного муниципального образования. На 2015 год на территории 291 (63%) муниципального образования Новосибирской области, в т.ч. города Новосибирска, в отношении жилых домов и жилых помещений установлена ставка налога в размере 0,1% от кадастровой стоимости объекта.
На территории 68 (15%) муниципальных образований области на 2015 год в отношении жилых домов и жилых помещений установлен максимально допустимый размер ставки налога — 0,3% от кадастровой стоимости объекта. Минимальная ставка — 0,023% установлена в п. Линево Искитимского района.
8. В новом законе сохранены все существующие льготы по уплате налога на имущество физических лиц, при этом данные льготы будут предоставляться в отношении одного объекта недвижимого имущества каждого вида, который должен быть выбран самим налогоплательщиком. В случае отсутствия заявления о выборе объекта, подлежащего льготированию, налоговый орган выберет его самостоятельно по большей сумме исчисленного налога. Вопрос о систематизации налоговых льгот по недвижимому имуществу граждан впервые был поставлен в Бюджетном послании Президента России «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» от 29.06.2011 г.
Затем этот вопрос рассматривался на разных площадках: в Госдуме, Совете Федерации, на заседании Государственного совета. В итоге Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июня 2014 г. проанализировать эффективность предоставления налоговых льгот и представить предложения по повышению стимулирующего воздействия на развитие экономики.
Представительные органы муниципальных образований могут устанавливать дополнительные налоговые льготы. В нормативно-правовых актах региона должны быть перечислены категории граждан, которые имеют право на эти льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
В целом льготы имеют социальную направленность. Существенным преимуществом методики предоставления льгот можно считать наличие экспертной оценки. Это особенно важно для социально значимых льгот, поскольку появляется возможность макроэкономического расчета прогнозируемой совокупной общественной экономии затрат и выбора оптимальной модели поддержки социально незащищенных категорий населения. Они представляются определенным категориям граждан [2].
Федеральные льготы в размере 100% предоставляются 15 категориям граждан, имеющих право на льготу. Условием предоставления льготы является наличие объекта стоимостью менее 300 млн руб. и если объект не используется для предпринимательской деятельности.
Объекты, на которые могут быть предоставлены льготы:
- квартира или комната (один вид объекта);
- жилой дом;
- гараж (машино-место);
- творческие мастерские, ателье, студии, негосударственные музеи, галереи, библиотеки;
- хозяйственные строения площадью не более 50 кв.м., расположенные на земельном участке, предоставленном для
ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Представительным органам муниципальных образований предоставлено право самим устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные статьей 407 главы 32, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Большинство представительных органов муниципальных образований Новосибирской области своими решениями расширили перечень льготников, поименованных в статье 407 НК РФ, различными категориями налогоплательщиков, полностью, либо частично освободив их от уплаты налога. Например, полностью освобождены в отношении одного объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика, и не используемого в предпринимательской деятельности:
- в г. Новосибирске — лица, имеющие на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей, а также несовершеннолетние дети, находящиеся на иждивении указанных граждан; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- в г. Искитиме — гражданам, выполняющие функции старших по многоквартирным домам на общественных началах; председатели уличных комитетов, принимающие активное участие в организации работ по благоустройству улиц частного сектора;
- на 50% освобождены в г. Бердске за объекты жилого назначения: многодетные родители, имеющие на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей, а также несовершеннолетние дети, находящиеся на иждивении указанных граждан; родители детей-инвалидов.
Рассмотрим порядок расчета налога по кадастровой стоимости на переходный период до 2020 г. в Новосибирской области.
По новым объектам, по которым ранее налог на имущество физических лиц не исчислялся:
Н = НБ * Ставка * К,
где Н — сумма налога, подлежащая уплате;
НБ — налоговая база (кадастровая стоимость с учетом вычета);
Ставка — применяемая ставка для исчисления налога;
К — коэффициент плавного увеличения нагрузки (первый год — 0,2; второй год 0,4; третий год — 0,6; четвертый год — 0,8).
По объектам, по которым уже исчислялся налог на имущество физических лиц:
Н = (Н1 - Н2) * К + Н2 , где Н — сумма налога, подлежащая уплате;
Н1 — сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости с учетом вычета;
Н2 — сумма налога, исчисленная от инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента дефлятора за последний налоговый период;
К — коэффициент плавного увеличения нагрузки (первый год — 0,2; второй год — 0,4; третий год — 0,6; четвертый год — 0,8).
Н и Н2 определяются с учетом доли налогоплательщика в праве собственности, с учетом коэффициента, определяющего период владения и с учетом права на налоговую льготу.
По оценкам специалистов, в одной только Москве после окончания переходного периода сборы могут увеличиться до 17,7 млрд руб., а по всей стране — до 94 млрд руб. По предварительным расчетам по г. Новосибирску только по многоквартирным домам эта цифра возрастет более чем в три раза. В данный момент доля налога с недвижимости в общих доходах регионов составляет всего 22,3 млрд руб. из 8,2 трлн руб. В то же время именно этот налог является одним из самых важных источников доходов в бюджет.
Литература
1. Безденежных М.М. Севастьянова Н.Б. Стимулирование инноваций: российское налоговое законодательство и практика // Идеи и идеалы. — 2015. — №1 (23) т. 2 — C. 57-67.
2. Безденежных М.М. Севастьянова Н.Б. Экономика общественного сектора (для бакалавров). — М.: Кнорус, 2015. — 208 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 2-я часть. Глава 32. http://www.assessor.ru/zakon/nk/gl32/
279
I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ___________________________________________________
4. Литвинцева Г.П., Сидоренко О.А. Рынок жилья и проблемы его развития в Новосибирской области // Вестник НГУЭУ. — 2014. — № 1. — С. 205-225.
5. Лобанов В.А., Литвинцева Г.П. Направления и проблемы нового этапа налоговой реформы в Российской Федерации // Сибирская финансовая школа. — 2004. — № 3 (52). — С. 36-44.
6. Николаев Я. Метры подорожают // РГ-Неделя. — 2014. — № 6425 (153).
7. Пинская М.Р. Оценка эффективности налоговых льгот: анализ имеющихся подходов // Налоговая политика и практика. — 2014. — №8. — С. 24-28.
8. Решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.11.2014 № 1210 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Новосибирска». http://docs.cntd.ru/document/5494701
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТУВЫ
Д.Ф. Дабиев,
заведующий лабораторией региональной экономики Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),
кандидат экономических наук [email protected]
У.М. Дабиева,
научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (г. Кызыл)
В статье дана общая характеристика сельского хозяйства Республики Тыва, основные характеристики развития перерабатывающих отраслей АПК. Рассчитан потенциальный объем сбыта сельскохозяйственной продукции, предложены рекомендации по развитию сельского хозяйства центрального макрорайона республики. Предложенные меры позволят удовлетворить потребности населения республики качественными и недорогими продуктами первой необходимости.
Ключевые слова: Республика Тыва, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, перерабатывающие, отрасли, население, регион, продукция.
УДК 332.1 ББК 65
Общая характеристика АПК Республики Тыва.
Период реформ отрицательно сказался на динамике и структуре агропромышленного комплекса республики. Такие факторы как нарушение экономических связей между предприятиями сельского хозяйства, перерабатывающими и сбытовыми предприятиями, диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности, установление демпинговых цен на импортные продовольственные товары обусловили беспрецедентное сокращение продукции сельского хозяйства в 90-х годах XX в. Отсутствие железной дороги, относительно небольшой грузооборот автомобильных перевозок, высокая стоимость горюче-смазочных материалов, а также быстрый износ автотранспортных средств увеличивает себестоимость и существенно уменьшает конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, которую республика могла бы вывозить как на внутренний российский рынок, так и на внешние рынки.
Общий объем продукции агропромышленного комплекса в 2014 г. во всех категориях хозяйств составил 5425,2 млн рублей или 99,1% в сопоставимой оценке к уровню 2013 г. (Табл. 1). По данным 2013 г. объем продукции агропромышленного комплекса Республики Тыва составил 1,08% объема продукции сельского хозяйства всех регионов, входящих в состав Сибирского федерального округа. Республика по данному показателю стоит на последнем месте среди регионов Сибирского федерального округа и 74 место среди регионов России [1].
Таблица 1
Динамика объема производства сельскохозяйст-
венной продукции в РТ за период 2005—2014 гг. (млн рублей; до 1998 г. — млрд руб.) [2]
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2013 г. 2014 г.
Объем продукции сельского хозяйства 2460 2873 2994 4077 5423 5425
По объему выпускаемой продукции по данным 2013 г. в структуре ВРП сельское хозяйство занимает 14%, в ней заняты 13,5% населения. Около половины населения проживает в сельской местности.
Растениеводство. По итогам 2014 г. индекс продукции сельского хозяйства республики в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году составил 99,1%, при этом индекс производства продукции растениеводства составил 83,7%, индекс продукции животноводства — 102,3% [2].
Отметим, что значительный урон в ходе реформ понесли хозяйства, занимающиеся растениеводством. Так, например, объем посевных площадей всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в республике в 2008 г. в сравнении с 1990 г. сократился в 14 раз и составил 20,4 тыс. га. В среднем по России и Сибири произошло сокращение посевных площадей за указанный период в 1,5 раз. При этом посевные площади зерновых и зернобобовых культур в республике за аналогичный период сократились в 9,4 раз и составили 15,5 тыс. га. Это обстоятельство повлияло на значительное сокращение сбора урожая зерна с 59 тыс. т в 1990 г до 12,4 тыс. т в 2008 г. По данным 2014 г. сбор зерна составил 7513 т., что ниже уровня 2013 г. в два раза.
В республике значительно уменьшились посевные площади овощей с 0,8 в 1990 г. до 0,3 тыс. га в 2008 г., тогда, как в большинстве регионов происходит обратный процесс — увеличение посевных площадей овощных культур. Например, посевные площади овощей в целом по регионам Сибири за указанный период увеличились с 60,1 в 1990 г. до 65,7 тыс. га, в том числе в Республике Алтай с 0,3 до 1,2 тыс. га, в Хакасии с 2,1 до 3,1 тыс. га и т.д. Это обстоятельство не могло не отразиться на значительном сокращении валового сбора овощей с 7,9 тыс. т до 3,1 тыс. т по данным 1990 и 2014 гг. соответственно.
Посевные площади картофеля по статистическим данным на начало 2014 г. составили 2,7 тыс. га. Для сравнения в 1990 г. они составляли 3,6 тыс. га. Валовой сбор картофеля по сравнению с аналогичным периодом практически не изменился и составил в 2014 г. 26,8 тыс. т.
Животноводство. Значительно меньше пострадало от реформ животноводство. Более того, такие факторы как, неутраченные вековые традиции животноводства коренного населения, наличие в республике значительного по масштабу
280