Научная статья на тему 'Налоговая политика государства - основной инструмент стимулирования инвестиционной деятельности'

Налоговая политика государства - основной инструмент стимулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пупкова Г. А.

Налоги представляют собой основной фискальный инструмент государственного регулирования и стимулирования экономических проиессов, позволяющий менять величину и направленность денежных потоков. Налоги и налоговый механизм неотъемлемая часть налоговой политики государства и средство косвенного воздействия на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика государства - основной инструмент стимулирования инвестиционной деятельности»

налоги и инвестиционная

активность

налоговая политика государства -

основной инструмент стимулирования

инвестиционной деятельности

Налоги представляют собой основной фискальный инструмент государственного регулирования и стимулирования экономических

_процессов, позволяющий менять величину и направленность

денежных потоков. Налоги и налоговый механизм -

_неотъемлемая часть налоговой политики государства

_и средство косвенного воздействия на экономику.

Пупкова Г.А.

аспирантка факультета экономики предприятия Орловского государственного института экономики и торговли, экономист планово-экономического отдела ОАО «Михайловский ГОК»

Правительство строит налоговую политику с учетом экономического состояния страны и отбирает те принципы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. Налоговая политика, с одной стороны, способна обеспечить потребности общественного воспроизводства и рост благосостояния страны, а с другой, может законсервировать налоговую систему страны. Делая упор на те или иные виды налогов, определяя их ставки, порядок взимания, сферу применения и т.п., государство пытается достичь баланса различных целей, главными из которых являются экономическая эффективность и социальная справедливость.

Несовершенство налоговой системы на первых этапах ее становления

Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ № 2118-1 от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также соответствующих законов, посвященных отдельным налогам - на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество предприятий, акцизам и т.д. Именно эти нормативные акты послужили

/"российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

22-^=

отправной точкой в формировании и дальнейшем развитии системы налогообложения. Она должна была стать одним из важнейших инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений, ограничивающих их стихийность, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, снизить инфляцию. В первые годы реформ налоговая система России лишь в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению финансовых ресурсов в бюджет. Однако высокое налоговое бремя, наличие значительного числа льгот, многочисленных возможностей для сокрытия доходов способствовали развитию теневой экономики. Она приобрела массовый характер, а укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли на развитие производства и переводились на счета в зарубежные банки. Сложившаяся в стране кризисная ситуация потребовала от правительства внесения существенных корректив в основные направления проводимой в стране налоговой политики и осуществления налоговой реформы. На сегодняшний день она находится на стадии завершения. Налоговая система, действующая на данном этапе, по форме организации во многом приближена к зарубежным аналогам.

Несколько слов о налоговых ставках

Оптимально построенная налоговая система не только обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, но и не создает препятствия у налогоплательщика к развитию предпринимательской деятельности. Показателем качества налоговой системы страны является налоговая нагрузка. Ее величина оказывает решающее действие на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта и влияет на темпы экономического роста государства. Необходимость научного обоснования предела налоговой нагрузки, т.е. оптимальной величины ставки налогов, как для государства, так и для налогоплательщика, является особенно акту-

оптимальная налоговая система не только обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, но и не препятствует налогоплательщику развивать его предпринимательскую деятельность

налоги и налогообложение

в последнее время _в экономическом .развитии России _наблюдаются

альной. Впервые попытку установить зависимость между налоговыми платежами и ставками налогов предпринял А. Лаффер1. Согласно его теории, рост ставок способствует увеличению налоговых доходов государственного бюджета, но только до определенного предела, после чего поступления начинают снижаться. Данную закономерность достаточно легко объяснить тем, что высокие ставки сдерживают предпринимательскую активность, а часть плательщиков переходит из легального бизнеса в теневой сектор экономики, что ведет к падению налоговых поступлений в бюджет. И наоборот, снижение нагрузки приводит к росту поступлений, так как у предпринимателей появляется возможность получения большей прибыли, что в свою очередь способствует росту базы налогообложения.

оговая политика, имулирующая инвестиг активность

На инвестиционную направленность финансовых потоков, а также активизацию хозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации оказывает влияние множество факторов. Среди них немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика в области налогов и налогообложения. Следует отметить, что проблема налогового стимулирования капиталовложений в России возникла в начале рыночных преобразований, но по сей день сохраняет свою актуальность. Инвестиционная деятельность напрямую зависит от государственной политики, проводимой в области экономики и налогообложения, так как своими действиями государство может как затормозить, так ускорить этот процесс.

Долгое время российской экономике был характерен невысокий и даже отрицательный уровень инвестиционной активности, а также

положительные _тенденции

1 А. Лаффер - американский экономист, обосновавший прямую зависимость между прогрессивностью налогообложения, национальным производством и доходами бюджета - прим. ред.

россий

ссийское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

ш

отсутствие стимулов и возможностей для экономического роста. Данная ситуация была связана с ошибочным курсом реформ, проводимым в стране в 90-х годах ХХ века, которые привели к массовому вывозу капитала из страны. Кроме того, за годы преобразований произошло разрушение научного и производственного потенциала страны, а также снижение конкурентоспособности национальной экономики.

В последнее время в экономическом развитии России наблюдаются положительные тенденции. Происходит активизация инвестиционных процессов, но уровень инвестиционных ресурсов по-прежнему недостаточен. Безусловно, трудно переоценить в данной связи значение проводимой в стране реформы системы налогообложения. Многие экономисты придерживаются сдержанных оценок в характеристике заслуг налоговой реформы, а природу экономического роста видят в значительной привязке экономики страны к экспорту энергоносителей. В этом есть доля правды. В будущем подобный тип роста национального хозяйства не может способствовать его развитию, и даже в определенной степени будет усиливать технико-экономическую отсталость. В настоящее время в нашей стране назрела необходимость смены источников и факторов экономического роста. Налоговая политика государства как основной инструмент экономической политики должна содержать в себе эффективный механизм стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов.

Механизмы налогового стимулирования

В рыночной экономике применяются различные инструменты и методы стимулирования инвестиционной деятельности, но главная роль принадлежит системе налогов. В рамках налоговой системы в мировой практике существуют следующие основные механизмы стимулирования инвестиций:

инвестиционная

деятельность

напрямую зависит

от государст-

венной политики,

проводимой

в области

экономики и

налогообложения

налоги и налогооблож<

_налоговая

_политика

_государства

_должна

содержать в себе

_эффективный

_механизм

_стимулирования

_предприни-

_мательской

и инвестиционной _активности

- освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения;

- инвестиционный налоговый кредит;

- ускоренная амортизация.

На сегодняшний день государство должно быть более активным в вопросах использования инструментов налогового регулирования и стимулирования. Это обусловлено тем, что сложившаяся в стране ситуация требует реформирования действующей экономической политики, направленной на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом не стоит забывать о том, что система государственного регулирования и стимулирования должна быть построена так, чтобы политика государства в области инвестиций и налогов бы ла выгодна как экономическим субъектам, так и государству. Результатом эффективной политики станет стабильное экономическое развитие, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в России.

Литература

1. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

2. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. - М.: КноРус, 2006. - 352 с.

3. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Д.Г. Черника. - М.: МЦФЭР, 2006. - 528 с.

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.

5. Пансков В.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной активности // Финансы. - 2007. - №11.

- С. 29-35.

6. Кузнецова И. Налогообложение как фактор экономического роста // Человек и труд. - 2007. - №№2-3.

7. Новосельский В. Налоговые факторы государственного регулирования // Экономист. - 2007. - №5.

- С. 17-21.

8. Исаков В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано // Налоговая политика и практика. -2007. - №3. - С. 4-6.

4российское предпринимательство, 2008, № 11 (2) 26-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.