Научная статья на тему 'Совершенствование налога на прибыль как условие привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона'

Совершенствование налога на прибыль как условие привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И.А.

В нашей стране налоговое стимулирование предприятий малого бизнеса осуществляется в форме разрешения перехода на упрощенную систему налогообложения. В этом случае кроме упрощения системы учета и отчетности, малые предприятия могут рассчитывать на существенное понижение налоговой нагрузки путем замены ряда налогов единым налогом, ставка которого значительно ниже налога на прибыль, который данные налогоплательщики перестают платить в числе других отмененных для них налогов. Вместе с тем практика показала, что замена льготы по налогу на прибыль возможностью перехода малых предприятий на специальные режимы налогообложения не способствовала интенсивному образованию новых малых предприятий. Мало того, эта замена не привела к повышению заинтересованности действующих предприятий малого бизнеса в развитии производства, росту накоплений и соответствующему увеличению поступлений в бюджетную систему страны. Автор полагает, что следовало бы кардинально пересмотреть систему налогового стимулирования развития среднего и малого бизнеса в России. Налоговое стимулирование среднего и малого бизнеса должно осуществляться через упрощенную систему налогообложения и через налог на прибыль организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налога на прибыль как условие привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КАК УСЛОВИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

и.а. митрофаиова

Волгоградский государственный университет

Налог на прибыль введен Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-11 и взимается с юридических лиц. А только 6 августа 2001 г. Федеральным законом Российской Федерации от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ2 Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен гл. 25 «Налог на прибыль организаций», которая начала действовать с 1 января 2002 г. Этот Закон отменил все прежнее законодательство по налогу на прибыль. Вместе с ним произошла отмена большого количества льгот, в том числе и инвестиционных.

Налог на прибыль как инструмент воздействия государства на развитие экономики играет важнейшую роль. Поэтому задача повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость выработки эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования. С начала экономических преобразований в нашей стране одним из таких инструментов являлись налоговые льготы и преференции. Сформированная на рубеже 1980-1990-х гг. налоговая система России впитала в себя весь накопленный западными налоговыми системами опыт налогового регулирования и стимулирования, но с началом налоговой реформы многие налоговые регуляторы были ликвидированы3. И одной из важнейших причин этого стала их недостаточная экономическая эффективность. Между тем, как показывает анализ, большинство из отмененных налоговых льгот и преференций не являлись неэффективными сами по себе, это было связано с недостаточной продуманностью условий и нечет-

1 См.: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

3 Горский И. В., Медведева О. Л. Налоговая политика России: про-

блемы и перспективы. — М.: Финансы и статистика, 2007. С. 212.

кой обоснованностью целей их предоставления. И вместо того, чтобы укрепить целевое предназначение налоговых льгот и на этой основе изменить условия их предоставления, было принято наиболее легкое решение об их отмене или по существенному снижению их стимулирующей роли. Особенно ярко это проявилось в части налогового стимулирования малого бизнеса, инвестиционной льготы по налогу на прибыль, а также при принятии решений о сокращении прав региональных и местных органов в области предоставления льгот по налогам, зачисляемым в соответствующие бюджеты4.

Между тем мировой опыт показывает, что решение проблемы существенного роста инвестиций в развитие экономики невозможно без укрепления прав и ответственности региональных и местных органов власти, в том числе и в налоговой области. Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков на 4 %, т. е. с 17,5 до 13,5 %. Максимально возможная сумма льготирования налога на прибыль составляет в этих условиях около 300 млрд руб., или чуть более 4 % уплачиваемых налогоплательщиками налогов в бюджетную систему страны 5.

Как показывает практика, существенное ограничение прав законодательных органов субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных налоговых льгот не привело к желаемым результатам, а лишь уменьшило масштабы налогового укрывательства, что не смогло кардинально решить проблему. Между тем данное положение существенно ограничивает возможности субъектов Российской Федерации (при полном отсутствии таких возможностей у муниципалитетов) в привле-

4 Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах и примерах (гл. 25 НК РФ). - М.: Бератор-Пресс, 2007. С. 62.

5 Пансков В. Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М.: МЦФЭР, 2008. С. 23.

чении дополнительных инвестиций в экономику регионов путем создания благоприятного налогового климата 6.

По нашему мнению, в Налоговый кодекс Российской Федерации необходимо внести соответствующие поправки. При этом, осуществив комплекс мер, препятствующих использованию налоговых привилегий для решения чисто корпоративных интересов, в частности:

1) в целях создания муниципальным органам условий для налогового стимулирования привлечения инвестиций следует восстановить ставку отчислений от налога на прибыль в бюджеты муниципальных образований, за счет соответствующего снижения ставки налога, по которой он уплачивается в бюджеты субъектов Российской Федерации (в региональные бюджеты);

2) представляется целесообразным установить право региональных и местных органов власти уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль в региональные и местные бюджеты, вплоть до полного освобождения от уплаты данного налога;

3) в федеральном законодательстве следовало бы предусмотреть, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, может предоставляться региональными и муниципальными органами исключительно тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы и поставлены на налоговый учет на соответствующей территории, но и осуществляют на ней деятельность в сфере материального производства.

Однако эти меры не дадут положительного эффекта, если одновременно с этим не будут внесены соответствующие поправки в закон о государственной регистрации и в Налоговый кодекс Российской Федерации в части постановки на налоговый учет налогоплательщиков.

Дело в том, что неурегулированность с постановкой на налоговый учет создает серьезную проблему в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В стране начался и постепенно расширяется процесс «переманивания» организаций на налоговый учет в другие субъекты Российской Федерации за счет предоставления соответствующими региональными органами дополнительных налоговых льгот.

Только при комплексном решении вышеобоз-наченных проблем у законодательной и исполнительной власти регионов и муниципалитетов

6 Лозовой М. А., Челышева Э. А. Налоги и налогообложение: конспект лекций. — М.: Феникс, 2006. С. 171.

появится реальная заинтересованность и реальные механизмы в использовании налоговых инструментов для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику соответствующей территории.

Также сфера российского среднего и малого бизнеса нуждается в серьезной экономической и финансовой поддержке государства, и в первую очередь в области налогообложения. До 2002 г. такая налоговая поддержка оказывалась путем предоставления налоговой льготы по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий малых предприятий. Указанные малые предприятия в первые два года их работы освобождались от уплаты налога на прибыль, в третий и четвертый годы работы они платили данный налог по общеустановленной налоговой ставке, уменьшенной, соответственно, на 75 % и 50 % 7.

Практика применения указанной льготы показала, что большинство предприятий малого бизнеса, наращивая объемы производства и, соответственно, прибыли в льготный период, после снижения размеров льгот или прекращения их действия значительно снижали объемы производства, увеличивали его издержки, что, естественно, приводило к снижению размера прибыли и уплачиваемых в бюджет налогов.

Неэффективность льгот по налогу на прибыль по малым предприятиям в значительной мере была вызвана тем, что организации в соответствии с законом не были обязаны вести соответствующий учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных налоговых льгот, и направления их использования. Законом не было определено, на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот. В результате дополнительные финансовые ресурсы от получения льгот, как правило, расходовались на цели, не связанные с повышением эффективности производства и созданием новых рабочих мест в регионе 8.

Учитывая эти обстоятельства, в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации эту льготу, как и все другие льготы по налогу на прибыль организаций, отменили.

В настоящее время в нашей стране налоговое стимулирование предприятий малого бизнеса осуществляется в форме разрешения перехода на упрощенную систему налогообложения. В этом случае кроме упрощения системы учета и отчетности, малые предприятия могут рассчитывать на существенное понижение налоговой нагрузки путем

7 Шаталов С. Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. — М.: МЦФЭР, 2008. С. 75.

8 Толкушкин А. В. История налогов в России. — М.: Юристъ, 2002.С. 145.

замены ряда налогов единым налогом, ставка которого значительно ниже налога на прибыль, который данные налогоплательщики перестают платить в числе других отмененных для них налогов.

Кроме того, малые предприятия отдельных сфер деятельности в принудительном порядке переводятся на уплату единого налога на вмененный доход. При его введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и т. п.

Вместе с тем практика показала, что замена льготы по налогу на прибыль возможностью перехода малых предприятий на специальные режимы налогообложения не способствовала интенсивному образованию новых малых предприятий. Мало того, эта замена не привела к повышению заинтересованности действующих предприятий малого бизнеса в развитии производства, росту накоплений и соответствующему увеличению поступлений в бюджетную систему страны 9.

Автор полагает, что следовало бы кардинально пересмотреть систему налогового стимулирования развития среднего и малого бизнеса в России. Представляется, что дальнейшее развитие и совершенствование их системы налогообложения должно осуществляться в следующих направлениях.

Налоговое стимулирование среднего и малого бизнеса должно осуществляться через упрощенную систему налогообложения и через налог на прибыль организаций. Прежде всего, следовало бы более четко определить два других критерия (кроме численности работников), согласно которым налогоплательщики могут быть отнесены к категории средних или малых — объем производства и стоимость основных средств и нематериальных активов. В Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ 10 право введения этих критериев предоставлено Правительству Российской Федерации. Данные критерии являются для системы налогообложения этой категории налогоплательщиков важнейшим элементом налогообложения. Поэтому они, безусловно, должны быть установлены в законе. Соответственно законодательно установленному делению следовало бы осуществлять и налоговое стимулирование указанных налогоплательщиков. Упро-

9 Пансков В. Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. — М.: МЦФЭР, 2008. С. 37.

10 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

щенную систему налогообложения целесообразно сохранить исключительно для тех организаций малого бизнеса, которые относятся к микропредприятиям (до 15 работников), поскольку их возможности для ведения полноценного бухгалтерского и налогового учета и соответствующей отчетности существенно ограничены. Одновременно с этим для отдельных видов деятельности всех категорий малого бизнеса должна быть сохранена и система уплаты единого налога на вмененный доход.

Что касается малых и средних фирм, то они не должны иметь права перейти на упрощенную систему налогообложения. Для вновь образованных малых и средних предприятий необходимо восстановить действовавшую до 2002 г. для малого бизнеса льготу в части освобождения от уплаты налога на прибыль в первые четыре года работы, и уменьшенной вдвое ставки налога на прибыль в последующие два года. При этом необходимо установить определенные условия применения данных налоговых преференций в целях повышения их эффективности и достижения конечных целей их предоставления. В частности, применение нулевой и пониженной ставки налога на прибыль следовало бы увязать с направлением полученных от налоговой льготы средств на развитие производства. По крайней мере, на эти цели должно быть направлено не менее половины от полученных в виде налоговых льгот финансовых ресурсов. Одновременно с этим следовало бы уточнить соответствующие нормативные документы, регулирующие регистрацию и перерегистрацию организаций, в целях недопущения регистрации новых компаний на «старых» производственных площадях, а также регистрации фиктивных фирм. Эти меры необходимы в целях недопущения свертывания производства на малых и средних хозяйствующих субъектах, получавших налоговые преференции при организации новых производств того же профиля для получения новых налоговых льгот.

Для действующих предприятий этих категорий следовало бы восстановить ранее действовавшую налоговую льготу в виде полного освобождения от налога на прибыль той части прибыли, которая была использована ими на инвестиции. При этом важно исключить какие-либо ограничения по размеру уменьшаемого налога на прибыль.

Предложенные меры при внесении ощутимых изменений на законодательном уровне будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в России и ее регионах, что расширит возможности субъектов Российской Федерации в привлечении дополнительных инвестиций в экономику регионов за счет более благоприятного налогового климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.