Научная статья на тему 'Региональные особенности налоговой политики государства'

Региональные особенности налоговой политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИИ НАЛОГОВ / ХАРАКТЕР НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ФАКТОРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ESSENCE OF A TAX POLICY OF THE STATE / FUNCTION OF TAXES / CHARACTER OF A TAX POLICY / STATE REGULATION OF TAX SYSTEM / FACTORS OF THE STATE TAX POLICY / TAX POLICY METHODS / TAX LOADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Наталия Вячеславовна, Цапулина Фарида Ханнановна, Викторов Валерьян Николаевич

Предложены результаты исследования финансово-правовых основ государственной налоговой политики, обозначающих мероприятия стратегического и тактического характера в финансовом обеспечении деятельности государства. Определена сущность государственной налоговой политики в модернизации современной экономики России на основе анализа действующих методов государственного регулирования и перспектив бюджетной стратегии до 2023 г. Обозначены формы налоговой политики для обеспечения финансовых интересов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF STATE TAX POLICY

Results the research of financially-legal bases of the state tax policy, strategic action strategic and tactical character in financial maintenance of activity of the state are offered. The essence of the state tax policy in modernization of modern economy of Russia on the basis of the analysis of operating methods of state regulation and prospects of budgetary strategy till 2023 is defined. The forms of the tax policy for maintenance of financial interests of the state are designated.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности налоговой политики государства»

УДК 338.23:336.22

Н.В. АЛЕКСАНДРОВА, Ф.Х. ЦАПУЛИНА, В.Н. ВИКТОРОВ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: сущность налоговой политики государства, функции налогов, характер налоговой политики, государственное регулирование налоговой системы, факторы государственной налоговой политики, методы налоговой политики, налоговая нагрузка.

Предложены результаты исследования финансово-правовых основ государственной налоговой политики, обозначающих мероприятия стратегического и тактического характера в финансовом обеспечении деятельности государства. Определена сущность государственной налоговой политики в модернизации современной экономики России на основе анализа действующих методов государственного регулирования и перспектив бюджетной стратегии до 2023 г. Обозначены формы налоговой политики для обеспечения финансовых интересов государства.

N.V. ALEXANDROVA, F.H. TSAPULINA, V.N. VIKTOROV REGIONAL FEATURES OF STATE TAX POLICY

Key words: essence of a tax policy of the state, function of taxes, character of a tax policy, state regulation of tax system, factors of the state tax policy, tax policy methods, tax loading.

Results the research of financially-legal bases of the state tax policy, strategic action strategic and tactical character in financial maintenance of activity of the state are offered. The essence of the state tax policy in modernization of modern economy of Russia on the basis of the analysis of operating methods of state regulation and prospects of budgetary strategy till 2023 is defined.

The forms of the tax policy for maintenance of financial interests of the state are designated.

Важнейшим направлением финансовой политики государства является налоговая политика. Несмотря на значимость и особую роль налоговой политики, законодательно данное определение не закреплено. В научной литературе существуют различные точки зрения, касающиеся определения сущности налоговой политики. Часть исследователей подчеркивает лишь одну ее сторону - фискальной характер Т.Ф. Юткина определяет налоговую политику как «совокупность управленческих решений в области налогового планирования, регулирования и контроля, принимаемых высшим руководством страны» [5. С. 210-211].

Экономист М.И. Кучеров понимает налоговую политику как «совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование» [1. С. 26]. Подход авторов Т.Ф. Юткиной и М.И. Кучерова носит узкий характер в определении налоговой политики и считается не совсем оправданным, поскольку налоговая политика явление многостороннее, сочетающее в себе фискальную, регулирующую и стимулирующую функции.

Помимо фискальной функции налоговая политика служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение и ускорение научно-технического прогресса. Посредством налогов и сборов можно стимулировать и, наоборот, сдерживать активность определенных отраслей экономики.

Существует и ряд определений, подчеркивающих многосторонний характер налоговой политики. Так, Д.Г. Черник рассматривает налоговую политику как «одно из основных направлений воздействия финансово-бюджетного механизма воспроизводства. В.Г. Пансков полагает, что налоговая политика представляет собой «совокупность экономических, социальных, финансовых, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов» [4. С. 24].

Если сравнить два этих определения, то Черник раскрывает понятие налоговой политики в широком смысле, не конкретизируя отличительных черт, а В.Г. Пансков наиболее точно отражает сущность налоговой политики, т.е. небольшие уточнения, касающиеся характеристики мер, используемых государством при реализации налоговой политики, а также определение ее целей позволяет получить наиболее точное определение. Меры, используемые государством, всегда носят нормативно-правовой характер, так как они находят свое отражение в законах и подзаконных актах. Поскольку данные меры осуществляются в рамках финансовых отношений, их неотъемлемой чертой является финансово-правовой характер. Кроме того, все меры имеют свою цель - социальную, политическую и т.д., что позволяет определить характер используемых государством финансово-правовых мероприятий налоговой политики, различающихся в первую очередь областью их применения и поставленными целями.

Таким образом, налоговая политика - это совокупность проводимых уполномоченными государственными органами финансово-правовых мероприятий стратегического и тактического характера, предусматривающих аккумуляцию денежных средств в бюджетную систему, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, а также косвенное финансирование в целях регулирования развития различных отраслей экономики.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Известно, что существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические), и хотя в ряде конкретных случаев такое деление оказывается условным, а иногда его просто трудно провести, в целом же при анализе регулирования тех или иных процессов данное деление целесообразно. Специфика прямых (административных) методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности (это властно-распорядительные отношения). Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Это создание степени экономической заинтересованности в экономических действиях. Экономические методы составляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов и являются более эффективными. Поэтому налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и более широко применяется в рыночных системах, чем метод прямого регулирования.

Содержание и цели налоговой политики зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач стоящих перед государством. Задачей первостепенной важности является формирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесие финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Проводимая государством налоговая политика во многом зависит от экономической и политической ситуации в стране. Каждый этап развития экономики требует от государства проведения такой налоговой политики, которая будет эффективной в налоговой системе страны.

Общественная теория и практика выработала три формы проведения налоговой политики государством.

Одной из форм проведения налоговой политики является политика максимальных налогов, при которой государство устанавливает достаточно высокие

ставки налогов, сокращает налоговые льготы и вводит большое количество налогов. Цель такой политики - изъять от налогоплательщиков денежные ресурсы в пользу государства. Такая форма может использоваться при неблагоприятной экономической конъектуре (экономический кризис, форс-мажорные обстоятельства, война). Естественно, подобный метод налоговой политики встречает противодействия со стороны налогоплательщиков, что приводит к массовому укрывательству от налогообложения, сокрытию доходов, «уходу в тень». Это тормозит экономическое развитие, приводит к финансовому кризису в стране.

Так называемая «теневая экономика» является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках. Однако указанные негативные тенденции сохраняются и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с таковым в 1992-2000 гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения [1].

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, в рамках которой государство сдерживает социальные программы и создает благоприятные налоговые условия для организаций и предпринимателей. Цель такой политики - стимулирования инвестиционной деятельности, повышение экономической активности, создание благоприятного налогового климата. Примером такой политики является налоговая политика Р. Рейгана, проводимая в 1981 г. в США. Впоследствии в научной литературе такая политика получила название «рейганомика». За восемь лет президентства Р. Рейгана, налоговые поступления от юридических лиц выросли в 4 раза, от физических - в 7 раз.

В начале ХХ1 в. такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, снижении ставок, повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, осталось только 2 налога. Важно заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отраслях производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий. Таким образом, правительство России не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, а выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов [1].

Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов. Суть ее состоит в балансировании учета интересов и государства, и налогоплательщиков. Цель такой политики - создание налогового механизма, обеспечивающего экономический рост.

На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы. Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков, направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки со стороны государства [1].

Комплекс мероприятий по реализации налоговой политики определяется исходя из тех стратегических ориентиров, которые поставлены правительством на долгосрочную перспективу. Согласно бюджетной стратегии на период до 2023 г., направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, которая, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой - отвечает потребностям правительства в доходах для представления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. Реализация обозначенных принципов налоговой политики в краткосрочной перспективе обеспечивается Правительством Российской Федерации через основные направления налоговой и финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу, озвучиваемые президентом в его ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Такой подход приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Особое значение основных направлений налоговой политики заключается в определении среднесрочных ориентиров в налоговой сфере, исходя из запланированных стратегических целей и задач, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории России, а также защищает экономику от принятия необдуманных решений в области реформирования налогообложения [3]. Основные приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики на протяжении нескольких лет остаются в большей части неизменными и ориентированными на создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы. Подобная налоговая политика Правительства Российской Федерации обеспечивает стабильность налоговой системы и укрепление авторитета налогового законодательства в глазах российских граждан и организаций, иностранных инвесторов и мировых рейтинговых агентств, что является немаловажным условием укрепления инвестиционной привлекательности России. В связи с возникшим мировым финансово-экономическим кризисом правительства многих стран стали проводить мероприятия, направленные на поддержку отраслей национальных экономик. Помимо обычных инструментов субсидирования большинство стран приняли меры по стимулированию потребительского спроса путем снижения налогового бремени на предприятия и граждан. Кипр и Мальта приняли меры по снижению налогового бремени на туризм. В Дании снизили ставки по НДФЛ с 5,26% до 3,76%. Правительство РФ также осуществило ряд мероприятий, направленных на снижение налогового бремени: в экономике снижены ставки налога на прибыль организаций с 24% до 20%, увеличен размер амортизационной премии с 10% до 30% и т.д. Использование инструментов налоговой политики позволяет органам государственной власти проводить мероприятия по стимулированию развития отраслей народного хозяйства, по поддержке предпринимательских структур, что позволяет сохранить их работоспособность и эффективность. В современных экономических условиях налоговая политика государства, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям кризиса, выразившимся в сокращении доходной части бюджета, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста предприятия.

Литература

1. Дементьева Н.М. Налоговая политика государства [Электронный ресурс] // Научные записки НГУЭУ. 2009. № 3. и^: http://www.nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php? Е1_ЕМЕМТ_Ю=1689.

2. Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: УЦК «ЮрИнфоР», 2001. 360 с.

3. Основные направления налоговой политики на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/ (дата обращения: 30.12.2011).

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. 7-е изд., перераб. и доп. М.: МЦФЭР, 2006. 592 с.

5. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2001. 576 с.

АЛЕКСАНДРОВА НАТАЛИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ALEXANDROVA NATALIYA VYACHESLAVOVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Word Economy and Tax Systems Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

ЦАПУЛИНА ФАРИДА ХАННАНОВНА - профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

TsApULINA FARIDA HANNANOVNA - professor of Accounting, Analysis and Audit Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ВИКТОРОВ ВАЛЕРЬЯН НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, первый заместитель руководителя аппарата Совета Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Россия, Москва ([email protected]).

VIKTOROV VaLeRYAN NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor, First Deputy Chief of Staff, Federal Assembly of Russian Federation, Russia, Moscow.

УДК 336.64

Е.А. АНТОНОВСКАЯ

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ФОРМЕ ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, финансовый лизинг, рынок лизинговых услуг, финансовые вложения, инвестиции в основной капитал.

Рассмотрены особенности современного рынка лизинговых услуг, обозначены предпосылки к развитию спроса на услуги лизинговых компаний. Раскрыта взаимосвязь финансовых показателей деятельности организаций с точки зрения их склонности к осуществлению инвестиций и предложена система мероприятий по увеличению роли лизинга в инвестиционной деятельности.

E.A. ANTONOVSKAYA

PRECONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INVESTMENTS IN THE FORM OF FINANCIAL LEASING

Key words: investment activity, financial leasing, leasing services’ market, financial investments, investments into fixed capital.

In article features of modern leasing services’ market are considered, preconditions to development of demand for services of leasing companies are designated. The interrelation of financial indicators of activity of the organizations from the point of view of their propensity to realization of investments reveals and the system of actions for increasing the role of leasing in investment activity is offered.

Инвестиционная деятельность предприятия - неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Актуальность развития инвестирования в форме лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования российских предприятий: удельный вес морально устаревшего оборудования значителен, в особенности в добывающих видах деятельности; низка эффективность использования основных средств, затруднено их обновление. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть инвестирование в форме финансового лизинга, который объединяет в себе элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, назначение деятельности которых -эффективно использовать высвобождающиеся финансовые ресурсы и удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в расширении и обновлении парка оборудования. Рассмотрим предпосылки разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.