Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / TAX BURDEN / SMALL BUSINESS / KEMEROVO REGION / TAX REGIMES / MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко М.Е., Коваленко Л.В.

В данной статье рассматриваются основные проблемы налоговой нагрузки на малый бизнес в Кемеровской области в 2018 г. Особое внимание уделяется оценке степени налоговой нагрузки в отношении субъектов малого бизнеса. Механизм оценки налоговой нагрузки рассматривается как инструмент управления доходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAX BURDEN ON SMALL BUSINESS BY THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION

This article discusses the main problems of the tax burden on small business in the Kemerovo region in 2018. Particular attention is paid to assessing the degree of tax burden in relation to small businesses. The mechanism for assessing the tax burden is considered as a tool for managing income.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 336.22

Долженко М.Е. студент магистратуры 2 курса кафедра Экономики научный руководитель: Коваленко Л.В., к.н., СПД

доцент кафедра Экономики ФГБОУВО «КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева»

Россия, г. Кемерово НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы налоговой нагрузки на малый бизнес в Кемеровской области в 2018 г. Особое внимание уделяется оценке степени налоговой нагрузки в отношении субъектов малого бизнеса. Механизм оценки налоговой нагрузки рассматривается как инструмент управления доходами.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, малый бизнес, Кемеровская область, налоговые режимы, меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Dolzhenko M.E.

Student, master program Second course, Department of Economics FGBOU VO «KuzGTU named after T.F. Gorbachev»

Russia, Kemerovo Scientific director: Kovalenko L. V.

Associate Professor, candidate of Sciences, Department of Economics FGBOU VO «KuzGTU named after T.F. Gorbachev»

Russia, Kemerovo

THE TAX BURDEN ON SMALL BUSINESS BY THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION

Annotation. This article discusses the main problems of the tax burden on small business in the Kemerovo region in 2018. Particular attention is paid to assessing the degree of tax burden in relation to small businesses. The mechanism for assessing the tax burden is considered as a tool for managing income.

Keywords: tax burden, small business, Kemerovo region, tax regimes, measures of state support for small and medium-sized businesses.

В настоящее время Кемеровская область занимает третье место в стране, по количеству субъектов малого и среднего бизнеса. Всего в регионе зарегистрировано 86,5 тысяч предпринимателей этого сегмента.

Государственная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» на 2014-2020 годы утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 1 октября

2013 года № 41360 (далее - Программа).

Развитие малого бизнеса Кемеровской области характеризуется следующими показателями.

Число малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в I полугодии 2018 года (с учетом микропредприятий) оказано на рис. 1.

Рисунок 1. Число малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в I полугодии 2018 года (с учетом

микропредприятий)61

Динамика развития малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий), в % к соответствующему периоду предыдущего года отражена на рис. 2.

■оборот предприятий малого и среднего бизнеса

Рисунок 2. Динамика развития малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий), в % к соответствующему периоду предыдущего года62

Из 26 целевых показателей, предусмотренных Программой, по всем

60 Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» на 2014 - 2020 годы» (с изменениями на: 07.06.2018) // сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru. Дата обращения - 23.10.2018.

61 Итоги развития экономики и социальной сферы Кемеровской области за I полугодие 2018 года // https://ako.ru/oblast/ekonomika-i-socialnyaya-sfera/itogi-razvitiya-ekonomiki-oblasti.php. Дата обращения -23.10.2018.

62 Итоги развития экономики и социальной сферы Кемеровской области за I полугодие 2018 года // https://ako.ru/oblast/ekonomika-i-socialnyaya-sfera/itogi-razvitiya-ekonomiki-oblasti.php. Дата обращения -23.10.2018.

показателям плановые показатели в 2017 г. достигнуты или превышены.

Расходы Программы за счет всех источников финансирования составили 0,5 млрд рублей или 155,6 % от запланированного объема, из них за счет средств областного бюджета - 0,02 млрд рублей (99,8 %), федерального бюджета - 0,07 млрд рублей (99,8 %), консолидированных бюджетов муниципальных образований - 0,003 млрд рублей (100 %), иных источников - 0,4 млрд рублей (179 %).

По итогам 2017 года эффективность реализации Программы оценивается как «высокоэффективная». Работа по созданию благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса должна быть продолжена в 2018-2019 году.

Малый бизнес Кемеровской области играет важнейшую роль для развития области и региона в целом, но для развития малого предпринимательства имеются множества различных проблем, а именно:

1. Ограниченные финансовые ресурсы;

2. Дефицит квалифицированных специалистов;

3. Жесткие административные барьеры;

4. Инфляция;

5. Реальная проблематичность кредитования;

6. Отсутствие собственных помещений.

До 65 % налоговых поступлений в бюджет развитых стран приходится на малый и средний бизнес. Для сравнения в Кемеровской области в 2017 г. это значение составило около 18%. Причем эта цифра выше доли малого предпринимательства в Валовом Региональном Продукте области, которая составляет около 16%.

Кроме того, отдельные меры, принятые в сфере экономической и социальной политики в последние годы, не учитывали интересы малых и средних предприятий. Среди таких мер - отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации, влекущие сокращение количества таких объектов, и ряд других мер. В частности, Правительство РФ приняло решение повысить с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда почти на 21 %, что в первую очередь ударит по индивидуальным предпринимателям, чьи страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд медстрахования рассчитываются исходя из величины МРОТ. В целом за второе полугодие 2016 года предпринимателям придется заплатить почти на 10 % больше, чем планировалось ранее63.

При выборе системы налогообложения ИП в Кемеровской области руководствуются, прежде всего, материальной выгодой, делая вывод, что

63 Серегин В. Новое повышение МРОТ ударит по индивидуальным предпринимателям. URL: http://www.rbc.ru/ins/own_business/25/03/2016/56f559189a794703cf1e31c9.

финансовая польза от применения ЕНВД очевидна. Что касается организаций, то 76% ООО применяют УСН. Популярность УСН среди предпринимательского сообщества Кемеровской области в целом обусловлена в основном тем, что условий для применения данной системы немного и им удовлетворяет большинство малых предприятий. А также отчетность не требует особых усилий, так как оплата и подача декларации производится 1 раз в год.

Основная выгода состоит в том, что применение этих систем заменяет оплату по ряду налогов. Применение УСН и ЕНВД позволяет оплачивать лишь единый налог в рамках данных режимов.

Налоговая нагрузка - это доля выручки, которую организация отдает в виде налогов. ФНС по результатам года рассчитывает средний показатель для

64

каждой отрасли64.

Показатели налоговой нагрузки по видам деятельности на 2018 год ФНС утвердила в приложении 3 к приказу от 30.05.2007 № ММ-В-3-06/333 и опубликовала на официальном сайте в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок»65.

Компании, у которых налоговая нагрузка меньше среднеотраслевых, рискуют попасть под особый контроль налоговиков. Эти показатели ФНС учитывает, когда отбирает претендентов на выездную проверку.

Оценка самим бизнесом действующего уровня налогообложения -показательный, но далеко не объективный фактор. Однако если рассматривать его в совокупности с другими параметрами бизнес-среды, то его ценность кратно повышается. В качестве фактора, оказывающего отрицательное влияние на развитие бизнеса в Кемеровской области, большинство респондентов указывают именно высокий уровень налогообложения. Исследование «Опоры России» в рамках составления индекса RSBI верифицирует эти данные. При этом авторы RSBI, оценивая адекватность налоговой нагрузки МСБ, приводят данные о 41% доли налоговых причин в блокировке счетов предпринимателей. Столь схожие цифры, полученные различными источниками по несовпадающим методикам, уже дают повод задуматься - посильна ли налоговая ноша российскому предпринимателю?

При этом налоговое регулирование малого и среднего бизнеса все же применяется государством в тех ситуациях, когда исчерпаны остальные меры поддержки, а желаемый результат так и не достигнут. Правда, последний пример таких попыток приходится на кризисные 2014 -2015 годы, когда стоял вопрос не о росте, а о выживании российского предпринимательства. «В период начавшегося экономического кризиса субъектам Российской

64 Федорова И.Ю., Радостева М.В., Калашникова О.В. Методология оценки налоговой нагрузки как эффективный инструмент управления доходами бюджетов в современных условиях // Экономические системы. 2017. Т. 10. № 1 (36). С. 61-64.

65 Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (актуализировано с учетом данных за 2016 год) // https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/3781088/

Федерации было предоставлено право с 1 января 2015 года устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. Впоследствии были установлены полномочия регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН), а муниципалитетов - по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД).

В 2017 г. были внесены очередные изменения в Закон Кемеровской области «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения»66.

С целью снижения налоговой нагрузки на малый бизнес для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлены пониженные ставки налога в отношении отдельных видов экономической деятельности. Так, для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка налога снижена с 15 до 5 процентов, для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, с 6 до 3 процентов.

Кроме того, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых действуют пониженные ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения, и может применяться патентная система налогообложения на территории Кемеровской области, указанными изменениями в Законы Кемеровской области приводятся в соответствие с новой редакцией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), вступившими в силу с 1 января 2017 года.

Так же 22.04.2015 г. Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон № 32-О3 «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения»67. Снижение налоговой нагрузки выражается в предоставлении налогоплательщикам-предпринимателям, находящимся на упрощенной или патентной системе налогообложения, возможности применения в целях исчисления и уплаты налогов на протяжении двух налоговых периодов налоговой ставки в размере 0 процентов на основании закона субъекта РФ.

В целом, в сфере предоставления региональных налоговых льгот

66 Закон Кемеровской области от 30 октября 2017 г. N 85-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 1-3 Закона Кемеровской области "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения" (принят постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 25 октября 2017 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/47021842/#ixzz5UlJv1uxl

67 Закон от 25.11.2015 № 107-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения"» // https://www.nalog.ru/rn42/about_fts/docs/5843250/

Кудряшова И.А., Кудрявцева Н.А. выделяют ряд наиболее результативных68.

Возможностью изменения налоговых ставок не исчерпывается арсенал борьбы региональных властей за развитие малого и среднего бизнеса муниципального уровня. В современном бюджетном регулировании немало парадоксов, из них в сфере УСН, применяемой большинством предпринимателей. Наиболее заметен разнобой между фактической дислокацией МСБ - а это, как правило, муниципальные образования, и региональным уровнем консолидации уплачиваемых налогов. Вероятно, уплаченные суммы в какой-то части и какими-то путями возвращаются в муниципалитеты - и может быть, расходуются на инфраструктуру. Но этот процесс столь сложен и непрозрачен, что муниципалитеты, стоящие на одной земле с бизнесом, практически не чувствуют от него налоговой отдачи.

Таким образом, на уровне субъектов Федерации все же есть возможность частичного перераспределения налоговых поступлений от деятельности малого и среднего бизнеса в пользу муниципалитетов, и ряд регионов пользуются этой возможностью, мотивируя этим развитие предпринимательства в своих муниципалитетах.

Подводя итог, следует отметить, что у малого бизнеса большие перспективы. На наш взгляд, следует ожидать дальнейшего развития предпринимательства, его проблемы будут своевременно поэтапно решаться либо с помощью правительства, либо с помощью крупного бизнеса. Малый бизнес поможет стране сменить сырьевой экспорт на более эффективный -технологический.

Использованные источники:

1. Закон Кемеровской области от 30.10.2017 г. № 85-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 1-3 Закона Кемеровской области "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения" (принят постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 25 октября 2017 г.) // Система ГАРАНТ: http ://base. garant.ru/47021842/#ixzz5UlJv1uxl

2. Закон от 25.11.2015 № 107-0З «О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения"» // https://www.nalog.ru/rn42/about_fts/docs/5843250/

3. Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (актуализировано с учетом данных за 2016 год) // https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/3781088/

4. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении государственной программы Кемеровской области "развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области" на

68 Кудряшова И.А., Кудрявцева Н.А. Современное состояние и оценка развития предпринимательства в регионах РФ (на примере Кемеровской области) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. № 1 (27). С. 19-25.

2014 - 2020 годы» (с изменениями на: 07.06.2018) // сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru. Дата обращения - 23.10.2018.

5. Кудряшова И.А., Кудрявцева Н.А. Современное состояние и оценка развития предпринимательства в регионах РФ (на примере Кемеровской области) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2017. -№ 1 (27). - С. 19-25.

6. Федорова И.Ю., Радостева М.В., Калашникова О.В. Методология оценки налоговой нагрузки как эффективный инструмент управления доходами бюджетов в современных условиях // Экономические системы. - 2017. - Т. 10. - № 1 (36). - С. 61-64.

7. Итоги развития экономики и социальной сферы Кемеровской области за I полугодие 2018 года // https://ako.ru/oblast/ekonomika-i-socialnyaya-sfera/itogi-razvitiya-ekonomiki-oblasti.php. Дата обращения - 23.10.2018.

УДК 37.035

Дудченко Н.В. ст. преподаватель Черневская Ю.В. ст. преподаватель Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКИХ ПОЕЗДОК И КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ Статья посвящена краткому обзору возможностей патриотического воспитания школьников средствами туристских поездок и краеведческих экскурсий. Показан опыт педагогов по воспитанию патриотических чувств и туристско-экскурсионной работе.

Ключевые слова: туризм, патриотическое воспитание, образовательный процесс.

Dudchenko N. V. Chernevskaya Y. V. educators

Novosibirsk state University of Economics and management

Novosibirsk

PATRIOTIC EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF TOURIST TRIPS AND EXCURSIONS

The article is devoted to a brief overview of the possibilities of Patriotic education of schoolchildren by means of tourist trips and local history excursions. Experience of teachers on education of Patriotic feelings and tourist and excursion work is shown.

Key words: tourism, Patriotic education, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.