Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА'

МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / SMALL BUSINESS / TAX PLANNING / TAX OPTIMIZATION / TAX SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилова А.А.

Налоговое планирование - это сложная систематизированная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на снижение налоговой нагрузки законными методами и минимизацию налоговых рисков. На данный момент не существует единого алгоритма налогового планирования для любых предприятий. Субъекты малого бизнеса чаще сталкиваются с проблемами в осуществлении налогового планирования, чем предприятия среднего и крупного бизнеса. В статье рассмотрены системы налогообложения доступные для малого бизнеса, а также даны рекомендации по пошаговому налоговому планированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TAX PLANNING IN SMALL BUSINESSES

Tax planning is a complex systematized activity of business entities aimed at reducing the tax burden by legal methods. Unfortunately, at the moment there is no single tax planning algorithm for any enterprises. Small businesses are more likely to encounter problems in tax planning than medium and large enterprises. The article considers the taxation systems available for small businesses, as well as provides recommendations on step-by-step tax optimization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»

Методика осуществления налогового планирования на предприятиях малого бизнеса

Methods of tax planning in small businesses

Шилова А.А.

Студентка 4 курса, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный Федеральный университет, Россия, г. Владивосток. e-mail: shilova. aa@students. dvfu. ru

Shilova A.A.

4year student School of Economics andManagement, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok. e-mail: shilova. aa@students. dvfu. ru

Аннотация.

Налоговое планирование - это сложная систематизированная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на снижение налоговой нагрузки законными методами и минимизацию налоговых рисков. На данный момент не существует единого алгоритма налогового планирования для любых предприятий. Субъекты малого бизнеса чаще сталкиваются с проблемами в осуществлении налогового планирования, чем предприятия среднего и крупного бизнеса. В статье рассмотрены системы налогообложения доступные для малого бизнеса, а также даны рекомендации по пошаговому налоговому планированию.

Annotation.

Tax planning is a complex systematized activity of business entities aimed at reducing the tax burden by legal methods. Unfortunately, at the moment there is no single tax planning algorithm for any enterprises. Small businesses are more likely to encounter problems in tax planning than medium and large enterprises. The article considers the taxation systems available for small businesses, as well as provides recommendations on step-by-step tax optimization.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговое планирование, налоговая оптимизация, системы налогообложения

Key words: small business, tax planning, tax optimization, tax systems

Все хозяйствующие субъекты в течение своей деятельности обязаны платить налоги, а значит, у них возникает необходимость осуществлять налоговое планирование. В настоящий момент, проблема налогового планирования не до конца изучена как в России, так и в других странах. Любой владелец малого бизнеса может столкнуться с трудностями в осуществлении налогового планирования из-за недостатка финансовых и трудовых ресурсов.

В рамках данной статьи рассматривается такая проблемная область, как легальный и целесообразный процесс налогового планирования в субъектах малого бизнеса.

Актуальность затронутой темы обуславливается тем, что, на сегодняшний день в Российской Федерации малые формы предпринимательства занимают важный пласт экономики, потому что они обеспечивают население рабочими местами - занятость составляет 25% от числа экономически активного населения.[5] А также субъекты МСП снабжают рынок качественными товарами или услугами, создавая конкуренцию крупному бизнесу. С другой стороны, малый бизнес имеет ограниченные возможности в найме персонала, который будет полно и своевременно отслеживать изменения в законодательстве, в том числе налоговом. Данное ограничение связанно с недостаточностью ресурсов, в том числе финансовых.

Ведение предпринимательской деятельности требует значительных финансовых затрат. Малый и средний бизнес является наиболее устойчивым, гибким и приспосабливающимся видом предпринимательской деятельности. В общей сложности малый и средний бизнес дают экономике страны приблизительно 20 % ВВП,

в то время как в других странах в основном этот показатель превышае т 40 %, а в некоторых государствах - 70%. Это говорит о том, что в России, несмотря на то что доля МСП на рынке велика (95 % от общего числа всех коммерческих организаций), деятельность предприятий недостаточно эффективна.[5]

В связи со значительными затратами на ведение бизнеса, субъекты малого предпринимательства стремятся упростить налогообложение и снизить налоговую нагрузку. При этом, построение системы налогового планирования и снижение налоговой нагрузки должно происходить таким образом, чтобы оградить себя от возможных рисков, например уплаты пени, штрафов и т.д. Для любой организации налоговое планирование -это жизненная необходимость, позволяющая удержаться на плаву. Система налогового планирования помогает структурировать налоговые платежи, подавать декларации и уплачивать налоги в срок, понимать, какие действия компании могут повысить или понизить налоговую нагрузку, и, опираясь на эти знания, планировать всю будущую деятельность компании более успешно.

Кроме того, необходимо отметить, что в самом налоговом законодательстве существуют все возможности для предпринимателя для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности, это обусловлено:

а) наличием в законодательстве налоговых льгот, которыми можно воспользоваться при соблюдении определенных условий;

б) наличием различных ставок налогообложения, т.е. налогоплательщик может выбирать варианты для применения более низкого налогового уровня;

в) наличием различных источников отнесения расходов: себестоимость, финансовые результаты, прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Данное положение непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы и соответственно размер налога;

г) наличием недочетов в налоговых законах, которые в случае спора трактуются в пользу налогоплательщика;

д) нечеткостью и «расплывчатостью» формулировок налоговых законов, позволяющих по -разному толковать одну и ту же правовую норму.

Рассмотрим какие системы налогообложения существуют и их основные преимущества и недостатки для налогоплательщика. В России в настоящее время существуют два режима налогообложения:

- общая система налогообложения;

- специальные режимы налогообложения.

В отличие от общей системы налогообложения, специальные налоговые режимы по -другому определяют элементы налогообложения. Кроме того, они упрощают ведение отчётности и заменяют несколько налогов -одним. К ним относятся:

1) единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСНХ;

2) упрощенная система налогообложения, сокращенно УСН;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения (пп 5 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94 -ФЗ);

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) (пп. 6 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ) [1].

Общая система налогообложения доступна любым организациям без ограничений, однако она сложна в расчётах, документации и чаще всего достаточно обременительна для малого бизнеса.

ЕСХН - это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.

Данная система налогообложения освобождает организации от некоторых налогов:

• налога на прибыль организаций

• налога на имущество организаций

Освобождает ИП от налогов:

• НДФЛ (в отношении доходов от предпринимательской деятельности)

• налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

• НДС п. 3 ст. 346.1 НК РФ

Преимуществами УСН являются снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, возможность самостоятельного выбора субъектом объекта налогообложения, упрощение составления и ведения бухгалтерского и налогового учета. Налогоплательщиков УСН привлекает тем, что ими уплачивается один налог вместо целого ряда. Так, применение УСН отменяет необходимость уплачивать:

- для организаций: налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций; НДС;

- для индивидуальных предпринимателей: НДФЛ; налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности); НДС. [4]

Применять эту систему налогообложения могут не все организации. Нельзя применять УСН в случае,

если:

- численность наемных работников > 100 чел. (п.п.15 п.3 ст.346.12 НК РФ);

- доход за год > 60 млн. руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ);

- стоимость основных средств > 100 млн. руб. (п.п.16 п.3 ст.346.12 НК РФ);

- доля участия других организаций > 25% (п.п.14 п.3 ст.346.12 НК РФ). [2]

В случае применения ЕНВД вместо нескольких налогов необходимо уплачивать один, благодаря чему расчёт сумм, обязательных к уплате, существенно упрощается. ИП или ООО освобождается от следующих налогов:

1) налога на прибыль;

2) налога на доходы физических лиц;

3) налога на имущество;

4) НДС.

Для освобождения от уплаты налога на прибыль и имущество необходимо, чтобы товары, услуги, были непосредственно связаны с «вмененной» деятельностью. Налогоплательщик на системе ЕНВД не освобождается от перечисления страховых взносов и НДФЛ за своих работников.

Налоговая база по ЕНВД - это так называемый вмененный доход. Для его расчёта нужно умножить базовую доходность конкретного вида деятельности за налоговый период на величину физического показателя, по данному виду деятельности^]

Специально для индивидуальных предпринимателей была создана Патентная система налогообложения. На время получения документа-патента ИП не обязан уплачивать ряд налогов. Этот специальный режим регулируется гл. 26.5 НК РФ. Получить патент ИП может только в том случае, если он занимается одним из видов деятельности, которые отражены в ст. 346.43 НК РФ. Данная система налогообложения предполагает освобождение от обязательной уплаты:

1) налога на имущество физических лиц;

2) налога на доходы физических лиц;

3) НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. [1]

Срок действия патента варьируется от месяца до года после его получения.

В качестве налоговой базы используют вероятный головой доход предпринимателя по выбранному виду деятельности в денежной форме. [3]

Для того, чтобы осуществление налогового планирования было упорядоченным, учитывало все возможные нюансы в деятельности организации, необходимо следовать чёткому алгоритму. В первую очередь, важно правильно выбрать налоговый режим, который позволит осуществлять предпринимательскую деятельность эффективнее. Универсальный алгоритм налогового планирования представлен на рисунке 1.

Выпуск №5 (45), май 2020 Рисунок 1. Алгоритм налогового планирования.

_V_

Определение характеристик, ышяющих на выбор системы налоге о Ечтожения

Данная методика позволяет сформировать для компаний чёткий алгоритм действий по осуществлению налогового планирования. Структура схемы на рисунке 1 представляет собой блоки, которые выполняются пошагово. Далее разберём каждый блок подробно.

В блоке номер 1 (Рисунок2) производится комплексный анализ существующей системы налогообложения. Этот анализ проводится по трем направлениям. Первое направление представляет собой анализ уровня налоговой нагрузки или налогового бремени. Оценка абсолютной налоговой нагрузки показывает количественную сторону воздействия налоговой системы на коммерческую организацию. Дополнительной характеристикой данного фактора является относительная налоговая нагрузка, отражающая качественную сторону данного процесса. Поскольку налоги и сборы различаются по признаку объекта налогообложения и

источника уплаты, в систему оценки относительной налоговой нагрузки вводится система расчетных относительных показателей. Эти факторы характеризуют степень давления налогов на выручку от продаж, прибыль чистую и до налогообложения, себестоимость и фонд оплаты труда. Для более точного понимания уровня налоговой нагрузки компании, необходимо сравнить данные со средними отраслевыми показателями.

Второе направление анализа в этом блоке - анализ налоговых рисков на данном этапе. Здесь нужно отметить, не приближаются ли какие-либо финансовые показатели к рамкам ограничений текущей системы налогообложения, не совершала ли компания какие-либо незначительные нарушения в процессе налогообложения и так далее.

Третье направление первого блока представляет собой подробный анализ состава налоговых платежей. Непосредственно определяется, на какой системе налогообложения организация, какие виды налоговых платежей действуют, уточняется влияние изменения налоговой базы на абсолютные значения данных платежей.

Рисунок 2. Первый блок.

Второй блок (Рисунок3) направлен на оценку возможности изменения системы налогообложения. Сюда включены направления анализа возможных ограничений для выбора той или иной системы налогообложения. К примеру, для применения ЕНВД деятельность компании должна входить в перечень видов деятельности, для которых разрешен ЕНВД. А в случае с выбором УСН необходимо обратить внимание сразу на несколько характеристик: численность персонала, доходы, доля участия сторонних организаций, стоимость основных средств. Исходя из проведенного анализа компания принимает решение, может ли она сменить систему налогообложения или нет. На этом же этапе следует примерно просчитать возможную выгоду от смены режима налогообложения. В том случае, если выгода будет незначительной, и могут возникнуть сложности, от изменения системы налогообложения можно отказаться.

Рисунок 3. Второй блок.

В случае, если компания решает сменить систему налогообложения, то переходим к третьему блоку алгоритма (Рисунок4). На данном этапе необходимо рассчитать будущие суммы налогов, с учётом возможных способов налоговойоптимизации (например, применения льгот или отсрочек платежей). Также компания должна оформить необходимые документы и обратиться в ФНС по месту регистрации, чтобы заявить о желании сменить систему налогообложения. На этом же этапе составляется налоговый календарь, в котором указываются суммы и сроки оплаты для упрощения системы внутреннего контроля за осуществлением уплаты налогов.

Рисунок 4. Третий блок.

Если компании недоступен (или невыгоден) переход к другой системе налогообложения, то она может воспользоваться несколькими пунктами третьего этапа по желанию (например, применить оптимизацию налоговых платежей, если ранее это не использовалось).

После выполнения вышеперечисленных действий компании необходимо непосредственно применять всё на практике и осуществлять регулярный контроль. Повторно применять данный алгоритм нужно после крупных изменений в структуре компании - расширения, изменения вида деятельности, создания подразделений и так далее.

Авторский механизм налогового планирования позволяет оценивать совокупность многих факторов влияющих на налогообложение компаний и в сжатые сроки осуществлять грамотное налоговое планирование. Таким образом, для предприятий малого бизнеса облегчается задача осуществления налогового планирования, что способствует их дальнейшему развитию. Применить данный механизм сможет каждый предприниматель, независимо от вида деятельности или размера предприятия.

Безусловно, этот алгоритм приводит общие направления анализа, то есть он может быть детализирован гораздо подробнее, чтобы учесть больше факторов, влияющих на налогообложение компании. Каждая организация может взять его за основу и внести свои коррективы.

Список используемой литературы:

1. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации [Электронный ресурс] : часть первая : от 31.07.1998 N° 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019). - Режим доступа : компьютерные сети ДВФУ. - БД КонсультантПлюс.

2. Полное сравнение налоговых режимов // Федеральная налоговая служба URL: https://www.nalog.ru/m77/yul/organization_pays_taxes/compare/compare_full/ (дата обращения: 2.05.2020).

3. Басалыко Л.Е., Выжитович АМ.Специальные налоговые режимы: ЕНВД, патентная система//Развитие территорий. 2018. № 3 (13). С. 28-33.

4. Голыш С.А., Лазич Ю.В.Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения//Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2018. № 4 (29). С. 40-45.

5. Енькова Ю.Г. Малый и средний бизнес Приморского края: современное состояние и пути развития предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. №4. С. 288-295.

6. Тищенко Е.С., Гонтарь И.Ю.Разработка механизма налогового планирования в коммерческой организации как инструмента налоговой оптимизации// Научный журнал. 2019. № 1 (35). С. 44-47. Схема осуществления налогового планирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.