Научная статья на тему 'Взаимодействие государства с малым и средним бизнесом: налоговый аспект'

Взаимодействие государства с малым и средним бизнесом: налоговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / MEDIUM BUSINESS / УСПЕШНОСТЬ БИЗНЕСА / BUSINESS SUCCESS / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL FACTORS / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAX LEGISLATION / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов Виктор Иванович, Белова Ирина Анатольевна

Проводится анализ эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России с помощью налоговой системы. Налоговое законодательство рассматривается как один из внешних факторов, влияющих на успешность малого и среднего бизнеса. Выполнена классификация внешних факторов, оказывающих влияние на успешность малого и среднего бизнеса с точки зрения налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бархатов Виктор Иванович, Белова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State's fiscal interaction with small and medium businesses in Russia

Authors analyze the efficiency of the state's use of the fiscal system to support small and medium businesses in Russia. The tax law is analyzed as an external factor that influences the success of small and medium businesses. The article provides the classification of external factors that influence the success of small and medium businesses from the tax law perspective.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства с малым и средним бизнесом: налоговый аспект»

В. И. Бархатов1, И. А. Белова2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ3

Успешность предприятий малого и среднего бизнеса зависит от множества внутренних и внешних факторов. В современных экономических условиях на малый и средний бизнес существенное влияние оказывают внешние факторы, среди которых можно выделить экономические, правовые, социальные, политические, технологические (научно-технические) и организационные. К субъектам, влияющим на успешность функционирования малых и средних предприятий, относятся: государство, бизнес-среда, финансовые институты, общество и вузы (НИИ). В исследовании рассмотрено воздействие государства на успешность малого и среднего бизнеса через налоговое законодательство.

Исследование налогов как внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование любого предприятия, отражено в многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей. Оценка налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в 2015 г. дана в работах В. Л. Курочкина [1] и А. Филимонова [2]. Анализ методов оценки налоговой нагрузки на предприятия, балансировка уровня налоговой нагрузки предприятий и бюджетного эффекта отражены в работах Б. А. Федосимова [3, 4]. В докладе Н. В. Акиндиновой, Д. А. Авдеевой, Н. В. Кондрашова и др. [5] выполнен анализ влияния изменения налоговых ставок на деятельность предприятий и государственный бюджет. Методики расчета налоговой нагрузки и особенности ее исчисления для промышленных предприятий отражены в работе М. В. Циндяйкиной [6]. Обоснование дифференциации уровня налоговой нагрузки на предприятия по видам экономической деятельности дается И. А. Митрофановой [7]. Проблемы оптимизации налоговой нагрузки для различных субъектов хозяйствования исследуются Ш. Н. Ахуновой [8]. Влияние налоговой нагрузки как внешнего институционального фактора на экономический рост корпораций отражено в работе Д. С. Бенц, И. А. Беловой, Е. С. Силовой [9]. Исследование налоговой нагрузки как внешнего институционального фактора успешности средних предприятий рассматривается Е. В. Николаевой, И. А. Беловой [10, 11]. Среди зарубежных авторов выделим А. Хансфорда, Дж. Хасселдина [12], К. Крауфор-да, Дж. Фридмана [13], Ф. Читтендена и др. [14], К. Эванса и др. [15], С. Каузера и др. [16], С. Смулдерса [17], которые считали, что соблюдение налогового законодательства выступает внешним фактором увеличения затрат малых и средних предприятий. При этом они утверждали, что регулярные требования, предъявляемые к бизнесу, особенно к малому и среднему, являются обременительными и могут ограничивать его рост и успешность. Налогообложение малого и среднего бизнеса как внешний фактор институциональной среды исследовали И. Точитская, А. Гламботская, Е. Ракова [18].

1Виктор Иванович Бархатов, заведующий кафедрой экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, д-р экон. наук, профессор.

2Ирина Анатольевна Белова, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, канд. экон. наук.

3 Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02508).

Теоретическую и методологическую базу исследования составили аналитические и обзорные статьи в области налогообложения малого и среднего бизнеса в современных экономических условиях. В качестве информационной базы для выполнения анализа использовались федеральные законы РФ [20-23], распоряжение Правительства [19], а также информационный портал и электронные сервисы ФНС [24]. При обработке информации использовались сравнительный и графический анализ, синтез, группировка, обобщение.

Классификация внешних факторов успешности малого и среднего бизнеса с точки зрения налогового законодательства представлена на рисунке.

Экономические факторы

Анализ основных направлений налоговой политики на 2015 г. и планов на 2016 и 2017 гг. показал, что один из базовых принципов - неувеличение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес - не соблюдается. Каждый год приносит неожиданности: увеличение социальных платежей, кардинальная смена принципов применения упрощенных налоговых режимов и т. д. Реальный уровень налоговой нагрузки на малый и средний бизнес существенно выше показываемого официальной статистикой. Различие можно объяснить использованием для расчета налоговой нагрузки разных методик. До принятия закона о налоговых каникулах и решения о фиксации налоговых условий на 2015-2018 гг. государство успело увеличить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес.

Во-первых, для малых и средних предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), была введена обязанность уплачивать налог на имущество, расчет которого определяется исходя из кадастровой стоимости.

Во-вторых, в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) для малых торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей был введен местный торговый сбор.

Как видим, политика государства, реализуемая в рамках налогового регулирования, носит несистемный характер; принимаемые решения часто противоречат друг другу, а часть из них через два-три года утрачивает силу. Наряду с этим есть и поло-

жительные тенденции. Они в основном касаются налоговых льгот и преференций для анализируемых предприятий: 1 - применение специальных налоговых режимов; 2 -предоставление налоговых каникул; 3 - применение упрощенной системы налогового учета и отчетности.

Рассмотрим более подробно каждый вид налоговых преференций.

1. Применение специальных налоговых режимов. В рамках действующего налогового законодательства для стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены пять специальных налоговых режимов. Наиболее востребованными являются УСН, ЕНВД и ПСН (патентная система налогообложения). Малые и средние предприятия, использующие указанные режимы налогообложения, освобождаются от уплаты налогов на прибыль организаций, имущество организаций и на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России). Вместо этих налогов предприятия малого и среднего бизнеса уплачивают один налог по более низким налоговым ставкам. Например, предприятие, применяющее УСН, уплачивает налог по ставке 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, 15 % - если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. В период 2017-2021 гг. налоговые ставки могут быть снижены до 4 % (объект налогообложения - доходы), до 10 % (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). УСН могут применять малые и средние предприятия, осуществляющие деятельность в сферах материального производства (строительство, транспорт, связь, обрабатывающие сферы) и торговли.

Режим ЕНВД больше ориентирован на малый и средний бизнес в сферах мелкой розничной торговли и предоставления услуг населению. В основу расчета суммы налога положена величина базовой доходности предприятия, которая устанавливается субъектами РФ. Формула расчета налога включает также коэффициенты, отражающие специфику деятельности предприятия.

Сравнительно недавно (01.01.2013) был введен специальный налоговый режим -патентная система налогообложения (ПСН). Патент распространяется на 47 видов деятельности в сферах предоставления услуг населению и розничной торговли. Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой, в пределах минимального (100 тыс. рублей) и максимального их размеров (1 млн рублей). Стоимость патента варьируется, в основном, от 6 до 60 тыс. рублей в год.

2. Предоставление налоговых каникул. С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [20]. В соответствии с законом предусматривается: 1 - наделение субъектов РФ правом предоставлять налоговые каникулы сроком на два года для впервые зарегистрированных малых и средних предприятий в виде индивидуальных предпринимателей, которые должны перейти на УСН или ПСН в течение двух лет со дня регистрации; 2 - применение налоговых каникул индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в производственной, научной и социальной сферах. Субъекты РФ могут предоставлять налоговые каникулы в период 2015-2020 гг.

3. Применение упрощенной системы налогового учета и отчетности. Предприятия малого и среднего бизнеса обязаны с определенной периодичностью уплачивать налоги и внебюджетные платежи, подавать соответствующую отчетность. Список отчетных документов и размер выплат зависят от выбранного предприятием налого-

вого режима, вида деятельности, наличия или отсутствия наемных работников. Предприятия, использующие специальные налоговые режимы, осуществляют минимальный бухгалтерский учет и применяют минимальные виды отчетности.

Правовые факторы

Нормативно-правовая база налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса формируется в ходе проведения реформ на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время на территории Российской Федерации действует множество федеральных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Последние изменения, внесенные в нормативно-правовую базу в области налогообложения малого и среднего предпринимательства, отражены в следующих документах:

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступит в силу 01.01.2016) в части, касающейся снижения налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих УСН, если объектом налогообложения являются «доходы», с 6 до 1 %; в части, касающейся расширения перечня видов деятельности, в рамках которых возможно применение патентной системы налогообложения; в части, касающейся предоставления права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД для отдельных видов деятельности, с 15 до 7,5 % [21].

2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [20].

3. Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р предусмотрено снижение в два раза максимального размера потенциального дохода (с 1 млн до 500 тыс. рублей) для налогоплательщиков, применяющих ПСН по решению субъектов РФ; получение патента самозанятыми гражданами на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которой может применяться ПСН [19].

4. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает введение нового местного сбора - торгового сбора, уплачивать который должны малые и средние предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения. Они могут уменьшить НДФЛ и налог на прибыль на сумму уплачиваемого торгового сбора. Налогоплательщики, применяющие ПСН и ЕНВД, от уплаты данного сбора освобождены. Налогоплательщики, применяющие УСН, могут уменьшить налог на сумму торгового сбора [22].

5. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в части, касающейся введения института налогового мониторинга (налоговой проверки, инициируемой самим предприятием) [23].

Организационные факторы

Проблемы совершенствования налогового администрирования малого и среднего предпринимательства являются наиболее острыми для представителей как бизнеса, так и налоговых органов. Для эффективного взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с налоговыми органами необходимо создание благоприятной среды налогового администрирования, способствующей выходу таких предприятий из сектора «теневой» экономики.

Одной из основных проблем предпринимателя является отсутствие налоговой грамотности. Зачастую новоиспеченный предприниматель не знает, какую систему налогообложения выбрать, каким будет пакет налоговой отчетности, как часто будут проводиться налоговые проверки и т. д. На наш взгляд, для эффективного осуществления налогового администрирования налоговым органам следует организовать бесплатное обучение предпринимателей при регистрации бизнеса. В процессе обучения следует рассмотреть пошаговый алгоритм действий предпринимателей в течение и по окончании налогового периода, наглядное обоснование выбора системы налогообложения, порядок заполнения и формирования отчетности. Чем лучше предприниматель будет «подкован» в вопросах налогообложения, тем безболезненнее будет проходить налоговая проверка и для него, и для налоговых органов.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются малые и средние предприятия, -это частая смена форм налоговой отчетности и порядка их формирования. Изменение форм отчетности в целях их упрощения приводит к росту издержек предприятий, включая издержки на обучение и переобучение бухгалтеров, закупку новых программных продуктов и т. д.

Сдерживающим фактором в функционировании малого и среднего бизнеса выступают частые проверки, проводимые налоговыми органами и другими ведомствами и управлениями. Одной из наиболее перспективных мер является введение трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении малых и средних предприятий, у которых по итогам последних трех лет функционирования не было существенных нарушений законодательства. Данные изменения должны вступить в силу с 01.01.2016.

Стимулирующим внешним фактором выступает введение налогового мониторинга, цель которого - проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей по инициативе самого предприятия, а не налоговых органов. Отметим, что налоговая проверка не может проводиться одновременно с налоговым мониторингом.

Подчеркнем, что налоговое администрирование и контроль будут эффективными для обеих сторон налоговых правоотношений только при соблюдении интересов каждой из них.

Наличие доступа к информационному порталу и интерактивным сервисам, разработанным на сайте ФНС [24], на наш взгляд, является хорошим «помощником» для предприятий малого и среднего бизнеса. Информация, находящаяся на сайте, и электронные сервисы постоянно обновляются в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы; происходит развитие новых продуктов, предлагаемых ФНС. Среди последних изменений можно выделить разработку формы счета-фактуры с заполнением идентификационных реквизитов контрагентов, а также формы первичного документа, заполнение которых способствует сокращению времени на их формирование. На сайте ФНС более 30 видов электронных сервисов, среди них - сервис, позволяющий создать свой бизнес и пошагово просмотреть весь процесс - с момента государственной регистрации до прекращения деятельности. В этом случае потенциальному предпринимателю остается только определиться с выбором: учредить фирму или стать индивидуальным предпринимателем. При этом выбор помогает составить подробный перечень преимуществ и недостатков каждого из возможных путей.

Информационные возможности сайта ФНС предусматривают получение исчерпывающих сведений об уплате налогов малыми и средними предприятиями в зави-

симости от выбранной системы налогообложения. В этом же разделе отражены отраслевые особенности ведения предпринимательской деятельности, что позволяет налогоплательщику правильно формировать пакет налоговых документов и упрощает взаимодействие с налоговыми органами.

Выводы

1. Выделены три группы внешних факторов успешности малого и среднего бизнеса с точки зрения налогового законодательства, наиболее полно отражающих внешнюю среду: экономические, правовые, организационные. Сделана попытка наиболее полно раскрыть каждую группу с учетом современного состояния экономики и изменений в законодательстве.

2. Влияние экономических факторов на успешность малого и среднего бизнеса рассматривается через исследование налоговой нагрузки и действующих налоговых льгот.

3. Положительным моментом в рамках поддержки малого и среднего бизнеса является расширение налоговых льгот: совершенствование специальных налоговых режимов, введение налоговых каникул, упрощение налогового учета и отчетности.

4. Показано, что частые изменения нормативно-правовой базы в области налогообложения не всегда благоприятно отражаются на успешности малого и среднего бизнеса.

5. Влияние организационных факторов рассматривается через налоговое администрирование и возможность доступа к информационному порталу и электронным сервисам ФНС. Представляется, что оба фактора, скорее, способствуют успешности малого и среднего бизнеса.

Полученные результаты позволят в дальнейшем оценить степень влияния каждого их выделенных факторов на показатели успешности малых и средних предприятий в России.

Список литературы

1. Курочкин, В. Л. Налоги все выше / В. Л. Курочкин // Российская бизнес-газета. - 2014. -№ 949 (20). URL: http://www.rg.ru/2014/05/27/nalogi.html. (дата обращения 02.08.2015).

2. Филимонов, А. Малый и средний бизнес: основные изменения и перспективы на 2015 год. / А. Филимонов. URL: http://www.garant.ru/article/602378/?_utl_t=fb (дата обращения 02.08.2015).

3. Федосимов, Б. А. Оценка налоговой нагрузки предприятий / Б. А. Федосимов // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 4. - С. 1-4.

4. Федосимов, Б. А. Балансировка налоговой нагрузки предприятий и бюджетного эффекта / Б. А. Федосимов // Люди дела. - 2005. - № 78. - С. 36-44.

5. Макроэкономический анализ влияния изменения ставок налогов на государственный бюджет и участников рынка: аналит. докл. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; рук. авт. колл. Н. В. Акиндинова. - М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2014. - 57 с.

6. Циндяйкина, М. В. Оценка влияния налоговой нагрузки на деятельность промышленного предприятия / М. В. Циндяйкина, Л. М. Макарова // Молодой ученый. - 2013. - №3. -С. 288-298.

7. Митрофанова, И. А. Оценка налоговой нагрузки предприятий: макроэкономический аспект / И. А. Митрофанова, Н. Н. Татаренко // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 107-114.

8. Ахунова, Ш. Н. К проблемам оптимизации налоговой нагрузки субъектов предпринимательства / Ш. Н. Ахунова // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 246-248.

9. Бенц, Д. С. Институциональные факторы роста российских корпораций / Д. С. Бенц, И. А. Белова, Е. С. Силова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. -№ 18. - C. 123-136.

10. Николаева, Е. В. Институциональные факторы успешности предприятий среднего бизнеса в Челябинской области / Е. В. Николаева, И. А. Белова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №19. - C. 159-176.

11. Николаева, Е. В. Трансакционные издержки и налоговая нагрузка как факторы успешности среднего бизнеса Челябинской области / И. А. Белова, Е. В. Николаева // Стратегии бизнеса. Электронный научно-экономический журнал. - 2014. - № 4(6). Режим доступа^йр:// www.strategybusiness.ru/index.php/jour/article/view/l21/116(дата обращения 09.09.2015).

12. Hansford, A. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK / A. Hansford, J. Hasseldine // EJournal of Tax Research. - 2012. - Vol. 10, №2. - Р. 288-303.

13. Crawford, C. Small business taxation / C. Crawford, J. Freedman // In S. Adam et al. (eds.) Dimensions of tax design: The Mirrlees review. - 2010. - Oxford: Oxford University Press. -Р. 1028-1099.

14. Chittenden, F. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits / F. Chittenden [and other] // Environment and Planning C: Government and Policy. - 1999. - Vol. 17.

15. Evans, C. Tax Compliance Costs: A Festschrift for Cedric Sandford / C. Evans, J. Pope, J. Hasseldine. - Sydney: Prospect, 2001.

16. Kauser, S. On the VAT affairs of small firms: empirical evidence from the UK SME economy / S. Kauser, F. Chittenden, P. Poutziouris // Paper presented at the 24th ISBA National Small Firms conference: Exploring the frontiers of Small Business, Leicester. - 2001.

17. Smulders, S. Tax compliance costs for the small business sector in South Africa -establishing a baseline / S. Smulders // Paper at Risky Business: the 10th International Conference on Tax Administration. - Sydney. - 2012. - April.

18. Tochitskaya, I. Small and Medium Business in Belarus / I. Tochitskaya, A. Glambotskaya, E. Rakova. - Minsk: IPM Research Center, 2008.

19. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р.иЯЬ: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70752914/#ixzz3mMwjEmS3 (дата обращения 21.09.2015).

20. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://base.garant. ru/70831242/#help#ixzz3mMxHLEpS (дата обращения 21.09.2015).

21. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://base. garant.ru/71127966/#block_211#ixzz3mZ7am8ZM (дата обращения 23.09.2015).

22. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» URL: http://base.garant. ru/70807530/ (дата обращения 23.09.2015).

23. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70782826/(дата обращения 23.09.2015).

24. URL: https://www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной налоговой службы (дата обращения 25.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.