Научная статья на тему 'Налоговая нагрузка как фактор экономической безопасности субъекта хозяйствования'

Налоговая нагрузка как фактор экономической безопасности субъекта хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / TAX BURDEN / TAXES / OPTIMIZATION / ECONOMIC SECURITY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедова Ольга Васильевна, Довыденко Валентина Александровна

В статье рассмотрено понятие налоговой нагрузки, приведены основные формулы расчета показателя налоговой нагрузки предприятия, применяемые контролирующими налоговыми органами. Цель исследования заключается в определении эффективности применения налоговых льгот экономическими субъектами для снижения объема налоговых платежей на основе расчета показателя налоговой нагрузки. Его значение должно быть «безопасным» для попадания в перечень лиц, включаемых в состав налогоплательщиков, планируемых для проведения выездного налогового контроля. В результате сделан вывод о необходимости расчетов показателей налоговой нагрузки и оптимизации налоговых отчислений для улучшения финансового результата и, как следствие, обеспечения экономической безопасности предприятия.The article deals with the concept of tax burden, the main formulas for calculating the indicator of the tax burden of the enterprise used by the controlling tax authorities. The purpose of the study is to determine the effectiveness of the application of tax benefits by economic entities to reduce the volume of tax payments based on the calculation of the tax burden indicator. Its value should be "safe" for entering the list of persons included in the list of taxpayers who are planned to conduct on-site tax control. As a result, it is concluded that it is necessary to calculate tax burden indicators and optimize tax deductions in order to improve the financial result and, as a result, ensure the economic security of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая нагрузка как фактор экономической безопасности субъекта хозяйствования»

УДК 336.02

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Дедова Ольга Васильевна, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

E-mail: o.vod2012@yandex.ru

Довыденко Валентина Александровна, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

E-mail: dovydenko.v@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрено понятие налоговой нагрузки, приведены основные формулы расчета показателя налоговой нагрузки предприятия, применяемые контролирующими налоговыми органами. Цель исследования заключается в определении эффективности применения налоговых льгот экономическими субъектами для снижения объема налоговых платежей на основе расчета показателя налоговой нагрузки. Его значение должно быть «безопасным» для попадания в перечень лиц, включаемых в состав налогоплательщиков, планируемых для проведения выездного налогового контроля. В результате сделан вывод о необходимости расчетов показателей налоговой нагрузки и оптимизации налоговых отчислений для улучшения финансового результата и, как следствие, обеспечения экономической безопасности предприятия.

Abstract. The article deals with the concept of tax burden, the main formulas for calculating the indicator of the tax burden of the enterprise used by the controlling tax authorities. The purpose of the study is to determine the effectiveness of the application of tax benefits by economic entities to reduce the volume of tax payments based on the calculation of the tax burden indicator. Its value should be "safe" for entering the list of persons included in the list of taxpayers who are planned to conduct on-site tax control. As a result, it is concluded that it is necessary to calculate tax burden indicators and optimize tax deductions in order to improve the financial result and, as a result, ensure the economic security of the enterprise.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоги, оптимизация, экономическая безопасность предприятия.

Key words: tax burden, taxes, optimization, economic security of the enterprise.

Налоги являются основой государственного управления и неотъемлемой частью функционирования любой экономической системы, а в условиях нестабильности мировой экономики они же становятся одним из инструментов

правительства для стимулирования экономического роста. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года закрепляет за каждым хозяйствующим субъектом обязанность по обеспечению его финансово-экономической безопасности в общенациональных интересах, по уплате справедливой суммы налогов и поддержанию собственной адекватной налоговой нагрузки [1].

Налоги взаимоувязаны со всеми звеньями финансовой системы государства. Как следствие, разумно утверждать, что эффективность налоговой нагрузки определяет развитие экономики страны и удовлетворение ключевых потребностей государства, ведь налоговые платежи формируют значительную часть доходов бюджета. При этом важное значение играет потенциальная возможность каждого субъекта экономики платить налоги и сборы с владеемого имущества и доходов таким образом, чтобы оставались средства как на финансирование собственного производственного процесса, так и на стимулирование заинтересованности учредителей, руководителей, менеджеров и других сотрудников в виде роста зарплат, дивидендов, материальных бонусов. Для определения чистого финансового потока без обязательств перед государством и определяется налоговая нагрузка.

Как отмечают некоторые авторы, информативность показателя налоговой нагрузки зависит от критерия, по которому строится суждение о тяжести «груза» налогов, в свою очередь, его выбор и обоснованность зависят от алгоритма оценки налоговой нагрузки. Выделенные ими концепции содержат две основные характеристики исследуемого индекса:

а) качественная сторона отражает взаимозависимость между размером налоговых платежей и показателем, в соотношении с которым определяется степень налогового обременения. Различные авторы предлагают использовать выручку или прибыль, но единого подхода не существует;

б) количественная - общая величина финансовых ресурсов, отвлекаемых из оборота налогоплательщика для перечисления в казну государства. Определяется путем обычного сложения уплачиваемых налогов и сборов, начисляемым исходя из имеющихся объектов налогообложения [2].

Отдельные специалисты определяют налоговую нагрузку как совокупность налоговых платежей с единицы экономического сообщества (предприятие или индивидуальный предприниматель) или их совокупных массивов, сформированных по различным выборочным критериям. Значение абсолютного размера налогового бремени, приходящегося на экономический субъект, применяется для выбора оптимального налогового режима, привлекательного инвестиционного проекта, оценки эффективности работы путем сравнения с показателями других предприятий с аналогичными условиями функционирования. Относительные показатели позволяют определить финансовую нагрузку на бизнес при реализации фискальной и контрольной функций налогообложения: определяется, сможет ли налогоплательщик заплатить налоги и сборы по действующим тарифам и в какой доле, а также появляются ли основания для индивидуального изучения его деятельности в рамках выездной налоговой проверки [3].

Основными нормативными документами, регламентирующими понятие «налоговая нагрузка» в рамках взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками являются Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ [4] и письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ [5]. Согласно положений данных нормативных актов налоговая нагрузка - один из ключевых критериев отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки. Налогоплательщики с низкой налоговой нагрузкой тщательно контролируются налоговыми органами (например, ИФНС осуществляет проверку выписок по счетам, анализирует деятельность предприятия на факт сотрудничества с фирмами - «однодневками»).

Методика расчета налоговой нагрузки, содержащаяся в Приказе ФНС России № ММ3-06/333@ от 30.05.2007 [4], представлена следующей формулой:

Кнн = 2 НиС / В, (1)

где Кнн - уровень налоговой нагрузки,

^ДиС - сумма уплаченных налогов и сборов за анализируемый период;

В - выручка налогоплательщика без косвенных налогов, относительно которой будет определяться тяжесть налоговых обязательств.

Письмо ФНС России ЕД-4-15/14490@ от 25.07.2017 [5] содержит некоторые формулы расчета налоговой нагрузки по некоторым налогам при разных видах налоговых режимов (таблица 1). Если экономический субъект платит другие налоги, то они тоже должны быть учтены в составе общей суммы начислений. На основании приведенных формул налоговики проверяют объем налогового бремени для представителей предпринимательства, и при его значении ниже установленного включают субъектов в перечень лиц, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии по легализации налоговых баз по налогам и сборам.

В зависимости целей расчета базой для расчета налоговой нагрузки может быть выручка, доходы, источник уплаты налога (прибыль или затраты), вновь созданная стоимость, ожидаемый доход или планируемая прибыль организации. Отметим, что налоговая нагрузка в качестве расчетного показателя схожа с понятием эффективной ставки налога, так как расчет эффективной налоговой ставки отражает процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу.

Рассматривать понятие «налоговая нагрузка» можно как на макро-, так и на микроуровне. Анализ в рамках макроэкономического подхода демонстрирует влияние показателя на отдельные отрасли хозяйства, экономику страны в целом. Микроэкономический подход характеризуется оценкой влияния на функционирование отдельного хозяйствующего субъекта экономики. В данном случае налоговая нагрузка отражает некоторую часть продукта, производимого хозяйствующим субъектом, который впоследствии в процессе распределения

полученного дохода в виде налоговых отчислений переходит в собственность государства.

Таблица 1

Определение налоговой нагрузки при легализации базы налогообложения по требованиям налоговых органов

Вид налоговой нагрузки Расчет налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка для предпринимателя на общей системе налогообложения (Кнн ИПобщ.) КннИПобщ. = НДФЛ / Добл, (2) где НДФЛ - сумма уплаченного НДФЛ за период; Добл. - облагаемый НДФЛ доход предпринимателя

Налоговая нагрузка для организации на общей системе налогообложения (Кнн ОР-Гобщ.) КннОРГобщ. = (НДС + НнПО)/В, (3) где НДС - сумма уплаченного НДС за период; НнПО - сумма уплаченного налога на прибыль организаций за период; В - выручка организации за период

Налоговая нагрузка для организации / предпринимателя на упрощенной системе налогообложения (Кнн ОРГ / ИПусн) КннОРГ / ИПусн = ЕНусн / Дусн, (4) где ЕНусн - сумма уплаченного единого налога при применении УСН за период; Дусн - облагаемый единым налогом при применении УСН доход организации / предпринимателя

Налоговая нагрузка для организации / предпринимателя на системе налогообложения в виде ЕСХН (Кнн ОРГ / ИПесхн) КннОРГ / ИПесхн = ЕНесхн / Десхн, (5) где ЕНесхн - сумма уплаченного единого налога при применении ЕСХН за период; Десхн - облагаемый единым налогом при применении ЕСХН доход организации / предпринимателя

Хозяйствующий субъект, преследуя цель извлечения наибольшей прибыли, стремится снизить налоговую нагрузку. Как упоминалось ранее, низкая налоговая нагрузка может привлечь излишнее внимание со стороны налоговых органов, однако существуют и объективные причины снижения ее уровня. Одной из таких причин может стать применение налогоплательщиками специальных режимов налогообложения (УСН, ЕСХН). В этом случае субъект экономики уплачивает единый налог и, в сравнении с общим режимом налогообложения, налоговая нагрузка при специальном налоговом режиме будет меньше. Применение налоговых льгот также снижает уровень налоговой нагрузки [6].

Расчет показателя налоговой нагрузки дает возможность хозяйствующим субъектам прогнозировать его величину на будущие периоды, а анализ рассчитанных данных может служить основой для принятия управленческих решений. Своевременное принятие эффективных мер по снижению или нейтрализации налоговых рисков в перспективе позволит избежать финансовых потерь, что, в свою очередь, повысит экономическую безопасность организации.

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что оптимизировать налоговую нагрузку можно посредством:

- применения специального налогового режима;

- применением льгот;

- использованием эффективных управленческих решений для поддержания финансовой стабильности хозяйствующего субъекта [7].

Если первые два варианта достаточно понятны, то третий способ сводится к выбору оптимальных методов признания доходов и расходов для целей налогообложения, которые позволили бы снизить налоговую базу. В большей степени это, конечно, относится к налогу на прибыль организаций или НДФЛ, но нельзя совсем исключать и другие налоги и сборы. Так, у экономического субъекта есть выбор арендовать производственные и торговые здания, земельные участки, использовать личные автомобили сотрудников либо владеть ими на праве собственности; указать виды компенсационных и стимулирующих выплат в пользу работников в локальных актах налогоплательщика (проезд, питание, отдых, работа в сложных условиях) либо доказывать обоснованность отдельных расходов при исчислении величины расходов на оплату труда; конкретизировать перечень прямых расходов в зависимости от специфики деятельности в учетной политике для целей налогообложения либо использовать только закрепленный НК РФ, каждый раз определяя стоимость незавершенного производства на конец периода и т.п.

Данные налоговой нагрузки позволят осуществить не только расчеты финансового результата организации в будущем, но и оценить величину денежных потоков при изменении условий хозяйственной деятельности. Подобный анализ дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски потенциального внимания налоговой службы к данным отчетности. Подводя итог, следует отметить, что достижение оптимального уровня налоговой нагрузки, сочетающего возможность без финансовых затруднений платить налоговые платежи и не попасть в поле зрения налоговиков для реализации мер повышенного налогового контроля, является одним из ключевых условий экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Список использованных источников:

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». 2. Салькова О.С., Чистякова Д.О. Концепция оценки налоговой нагрузки как фактор повышения информативности показателя налоговой нагрузки // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23. - № 22 (742). - С. 1274-1280.

3. Кислов Д.В. Налоговая нагрузка: как рассчитать и зачем контролировать // Справочник экономиста. - 2019. - № 7.

4. Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

5. Письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@.

6. Хоружий Л.И., Дедова О.В. Бухгалтерский учет расчетов по НДС при применении специальных налоговых режимов // Бухучет в сельском хозяйстве. -2013. - № 9. - С. 29-37

7. Дедова О.В., Шварц Э.С. Применение налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности в Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 246-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.