Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ НАЛОГОВ'

НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ НАЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
налоговая экспертиза / государственный финансовый контроль / налоговые поступления / налоги / налоговый контроль / крупнейшие налогоплательщики / контролирующие органы / tax examination / state financial control / tax revenues / taxes / tax control / the largest taxpayers / supervisory authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширская Л.В.

В статье рассмотрены вопросы использования в деятельности правоохранительных органов, государственных организаций и коммерческих предприятий налоговой экспертизы. Сделан вывод, что в сложившейся системе налоговой экспертизы четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях. Исследована динамика налоговых платежей, осуществлен анализ показателей налогового контроля крупнейших налогоплательщиков отдельно взятого региона Российской Федерации, приведена методика осуществления налоговой экспертизы, осуществляемой в целях профилактики налоговых правонарушений и решения споров по начислению и уплате налогов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX EXAMINATION AS THE WAY OF SETTLEMENT OF DISPUTES ON CHARGE AND PAYMENT OF TAXES

In article questions of use in activity of law enforcement agencies, state organizations and commercial enterprises of tax examination are considered. The conclusion is drawn that in the developed system of tax examination a number of the directions needing essential changes accurately is allocated. Dynamics of tax payments is investigated, the analysis of indicators of tax control of the largest taxpayers of separately taken region of the Russian Federation is carried out, the technique of implementation of the tax examination which is carried out for prevention of tax offenses and the solution of disputes on charge and payment of taxes between taxpayers and supervisory authorities is given.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ НАЛОГОВ»

хорошо управляемая трудовая миграция может облегчить дефицит рабочей силы и способствовать международной мобильности населения.

Список литературы

1. Международная организация по миграции - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.iom.int (дата обращения 07.12.2016).

2. Миграционные итоги 2015 года -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.провэд.рф (дата обращения 08.12.2016).

3. Федеральная служба государственной ста-тистики-[Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www. http://www. gks.ru (дата обращения 08.12.2016).

4. Чепрова А.О., Есипова О.В., Безработица в России, сравнительный анализ со странами Европы // Актуальные вопросы экономических наук Материалы III Международной научной конференции. 2014. С. 23-26

Каширская Л.В.

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ

ВО «Астраханский государственный университет», Россия

НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ НАЛОГОВ

TAX EXAMINATION AS THE WAY OF SETTLEMENT OF DISPUTES ON CHARGE AND

PAYMENT OF TAXES

Kashirskaya L. V.,

Doctor of economics, associate professor, professor of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state university», Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы использования в деятельности правоохранительных органов, государственных организаций и коммерческих предприятий налоговой экспертизы. Сделан вывод, что в сложившейся системе налоговой экспертизы четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях. Исследована динамика налоговых платежей, осуществлен анализ показателей налогового контроля крупнейших налогоплательщиков отдельно взятого региона Российской Федерации, приведена методика осуществления налоговой экспертизы, осуществляемой в целях профилактики налоговых правонарушений и решения споров по начислению и уплате налогов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

ABSTRACT

In article questions of use in activity of law enforcement agencies, state organizations and commercial enterprises of tax examination are considered. The conclusion is drawn that in the developed system of tax examination a number of the directions needing essential changes accurately is allocated. Dynamics of tax payments is investigated, the analysis of indicators of tax control of the largest taxpayers of separately taken region of the Russian Federation is carried out, the technique of implementation of the tax examination which is carried out for prevention of tax offenses and the solution of disputes on charge and payment of taxes between taxpayers and supervisory authorities is given.

Ключевые слова: налоговая экспертиза, государственный финансовый контроль, налоговые поступления, налоги, налоговый контроль, крупнейшие налогоплательщики, контролирующие органы.

Keywords: tax examination, state financial control, tax revenues, taxes, tax control, the largest taxpayers, supervisory authorities.

Анализ динамики налоговых поступлений и налоговых правонарушений в стране свидетельствует об их серьезных изменениях. Несмотря на то, что результаты анализа показывают снижение уровня налоговых преступлений, не возможно однозначно говорить о том, что их действительно стало меньше, поскольку одни преступления со временем заменяются другими или находятся иные формы и способы сокрытия и неуплаты налогов, что в свою очередь приводит к компенсации роста одних и спадом других. В результате в целом по всем видам нарушений экономической направленности происходит значительный рост, а причиняемый ими ущерб исчисляется миллионами рублей.

Рассмотрим налоговые платежи отдельных крупнейших налогоплательщиков одного из регионов Российской Федерации.

В соответствии с Приказом ФНС России [1], крупнейшими налогоплательщиками, подлежащими администрированию на региональном уровне считаются те из них, чей суммарный объем полученных доходов исчисляется в пределах от 1 до 20 млрд. руб. включительно. При этом должно выполняться одно из следующих условий:

- активы составляют сумму в пределах от 100 млн. до 20 млрд. руб. включительно;

- суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов находится в пределах от 75 млн. до 1 млрд. руб.

Крупнейший налогоплательщик «А» отнесено с 22.09.2008 года к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно.

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 г. составил 70,8 млн. руб., что на 4,6 млн. руб. больше прошлого года (2015 г. - 66,2 млн. руб.). Удельный вес поступлений организации «А» за 2016 год в поступлениях Красноярского района составил 1,4% (2015 г.

— 1,6%). Уменьшение поступлений НДФЛ на 3 598 тыс. руб. объясняется снижением численности работников на 400 чел., и соответственно снижением налогооблагаемой базы. Задолженность по налогам и сборам данной организации по состоянию на 01.01.2017 г. составила 2 540 тыс. руб.

Крупнейший налогоплательщик «В» отнесено с 19.12.2008 года к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема выручки (дохода) от продажи товаров, работ, услуг и операционных доходов находятся в пределах от 1 млрд. рублей до 20 млрд. руб. включительно). 04.05.2015 года предприятие исключено из перечня крупнейших налогоплательщиков.

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 год составил 13,2 млн. руб., что на 1,7 млн. руб. больше аналогичного периода прошлого года (2015 год. - 14,9 млн. руб.).

Удельный вес поступлений налогоплательщика «В» за 2016 год в поступлениях Приволжского района составил 3,1% (2015 год — 3,5%). Задолженность по налогам и сборам налогоплательщика «В» по состоянию на 01.01.2012 г. отсутствовала.

Крупнейший налогоплательщик «С» отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащей налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно.

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 год составил 66,7 млн. руб., что на 60,6 млн. руб. больше аналогичного периода прошлого года (за 2015 год составил

- 6,1 млн. руб.). Прирост поступлений обеспечен по НДС на 51,6 млн. руб. В 2015 г. организацией оплата не производилась в связи со сдачей декларации за 4 квартал 2014 год на уменьшение в сумме 20 322,9 тыс. руб.

В январе 2016 год организацией сдана декларация за 4 квартал 2015 года к оплате в связи с вводом в эксплуатацию объектов.

Прирост поступлений обеспечен по НДФЛ на 2,3 млн. руб. или на 8,4% в связи с ростом средней заработной платы на 1 101,6 руб.

По налогу на прибыль организаций за 2015 году произведен зачет в текущие платежи другого налога в сумме (-) 2,2 млн. руб., за 2016 год поступления составили 6,2 млн. руб., прирост на 8,4 млн. руб.

Переплата на 01.01.2015 г. составляла 8,9 млн. руб. По состоянию на 01.01.2012 задолженность по налогам и сборам налогоплательщика «С» отсутствовала.

Крупнейший налогоплательщик «D» отнесен с 22.09.2008г. к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, от 30 млн. руб. до 50 млн. руб. включительно. С 04.05.2015 года предприятие исключено из перечня крупнейших налогоплательщиков.

Объем поступлений налогов и сборов от данного налогоплательщика за 2016 год составил 29,2 млн. руб., что на 17,1 млн. руб. меньше аналогичного периода прошлого года (2015 год - 46,3 млн. руб.).

Снижение по налогу на прибыль составило 29,4 млн. руб., в связи с тем, что цена 1тонны груза в 2016 году ниже, чем в 2015 году на 20%. Контракт был подписан с организацией, которая в одностороннем порядке регулирует цены.

Удельный вес поступлений налогоплательщика «D» за 2016 год в поступлениях Красноярского района составил 0,6% (2015 год -1,1%). По состоянию на 01.01.2012 задолженность по налогам и сборам налогоплательщика «D» отсутствовала.

Крупнейший налогоплательщик «Е» отнесено с 08.12.2015 года к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне по критерию суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно.

Объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщика «Е» за 2016 год составил 27,5 млн. руб., что на 9,3 млн. руб. меньше уровня прошлого года (2015 год - 36,7 млн. руб.).

В том числе по налогу на добавленную стоимость снижение составило 10,8 млн. руб. (увеличение налоговых вычетов в связи с приобретением дорогостоящих материалов на строительство новых объектов производства), по налогу на прибыль - 1,3 млн. руб.

Удельный вес поступлений данного налогоплательщика за 2016 году в поступлениях Красноярского района составил 0,6% (2015 году — 0,9%).

Проанализировав, налоговые платежи отдельных крупнейших налогоплательщиков, можно отметить, что динамика поступлений в разрезе отдельных налогов, приблизительно схожа с динамикой поступлений этих же налогов в целом по МИФНС России по Астраханской области. В заключение анализа, рассмотрим показатели контрольных мероприятий, осуществлённых МИФНС России по Астраханской области в отношении крупнейших налогоплательщиков.

Основными направлениями налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков являются их постановка на учет и проведение мероприятий налогового контроля в виде камеральных

и выездных проверок, проводимых в отношении крупнейших налогоплательщиков, которые пред-крупнейших налогоплательщиков. ставлены в таблица 1.

Проанализируем показатели выездных налоговых проверок (ВНП), проведённых в отношении

Таблица 1

Показатели налогового контроля крупнейших налогоплательщиков (КНП) [2]_

Показатели Всего за 2014 год Всего за 2015 год Всего за 2016 год

Количество Сумма доначисленных платежей Количество Сумма доначисленных платежей Количество Сумма доначисленных платежей

1.Всего проведено КНП крупнейших налогоплательщиков, из них: 879 795 958 1925 999 33

-выявивших нарушения 16 11 20

2.Представлено крупнейшими налогоплательщиками уточненных (корректирующих) деклараций:

- увеличивающих налоговые обязательства 15 3592 6 79 3 2 515

- уменьшающих сумму убытка, заявленного в целях налогообложения 2 1

- уменьшающих сумму НДС, заявленного к возмещению 3

З.Всего проведено выездных проверок крупнейших налогоплательщиков: 3 308 1 3942 2 13 027

- комплексных 2 252 1 3942 2 13 027

- выявивших нарушения 2 1 2

- увеличивающих налоговые обязательства 1 1

- уменьшающих сумму НДС, заявленного к возмещению 2

4.Уменьшено по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов по проверкам крупнейших налогоплательщиков, из них: 34959 229

-по проверкам, проведенным в отчетном периоде 34959

В последние годы, налогоплательщики значительно чаще подают в суд для разрешения налоговых споров. Если говорить о крупнейших налогоплательщиках, то это происходит практически всегда, так как суммы доначислений у таких налогоплательщиков, очень значительны.

Такая ситуация говорит о том, что в недостаточной степени исследованы вопросы налоговой экспертизы, основной задачей которой является до-

судебное урегулирование споров налогоплательщиков и профилактика налоговый правонарушений.

В связи с этим, предлагается совершенствование методики проведения налоговой экспертизы, а также процедуры сбора доказательной базы при проведении налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков, основные процедуры которой, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные процедуры налоговой экспертизы_

Наименование процедуры Содержание процедуры

1. Сличение Проверка соответствия документов, подготовленных налоговым органом по результатам проведенной налоговой проверки, а также документов, представленных налогоплательщиком, нормам налогового законодательства;

2. Инспектирование Проверка записей, документов, в ходе которой аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника;

3. Сканирование Просмотр материалов проведенной камеральной или выездной налоговой проверки и документов, дополнительно представленных налогоплательщиком к возражениям, жалобе;

4. Пересчет Проверка арифметических расчетов;

5. Аналитические процедуры Анализ и оценка полученной в ходе проведения налоговой экспертизы информации; мониторинг претензионной деятельности; оценка судебной перспективы;

6. Прослеживание Проверка первичных документов по оспариваемому эпизоду ненормативного акта налогового органа;

7. Составление экспертного заключения Составление и оформление экспертного заключения, содержащего независимое экспертное мнение о правомерности и законности позиций налогового органа и налогоплательщика, результаты проведения мониторинга претензионной деятельности, судебной перспективы.

Перечень мероприятий по организационному совершенствованию процесса урегулирования налоговых споров относится, прежде всего, к проблемам повышения результативности и эффективности налогового администрирования. В качестве первоочередных организационных мероприятий, по мнению автора, можно выделить следующие:

1. Определение статуса эксперта в концепции налогового консультирования и налоговой экспертизы.

2. Регламентация процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, установление требований к оформлению возражений и жалоб налогоплательщиков. Конкретизация порядка рассмотрения и оценки дополнительных документов, а также порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;

3. Опубликование регламента работы налоговой экспертизы. Особенно это актуально в настоящее время, когда процедура налоговой экспертизы стала обязательной;

4. Организация обязательных курсов повышения квалификации налоговых инспекторов и досудебных аудиторов и проведение периодической

переаттестации специалистов налоговых служб с выдачей соответствующих сертификатов;

5. Внедрение в практику электронной рассылки извещений налогоплательщикам о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений;

6. Разработка Интернет-сайтов с ответами и консультациями по вопросам, наиболее часто встречающимся у налогоплательщиков;

7. Публикация на сайте ФНС результатов рассмотрения налоговых споров на уровне территориальных налоговых органов и Управлений ФНС, публикация развернутой статистики разрешения налоговых споров;

8. Создание возможности получения информации о стадии рассмотрения жалобы на сайте ФНС.

Для единообразия оформления результатов проведения налоговой экспертизы в работе предложен перечень документов, оформляемых на различных этапах аудиторской проверки, указанных в таблице 3.

Таблица 3

Документы, оформляемые экспертом при осуществлении налоговой экспертизы_

№ п/п Содержание этапа налоговой экспертизы Документ, составляемый на указанном этапе проверки

1. Этап обсуждения материалов налоговой проверки и документов, представленных налогоплательщиком дополнительно Протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика

2. Сбор данных для проведения аудита Перечень необходимых для проведения аудиторской проверки документов; направление служебных записок в различные подразделения налогового органа (юридический отдел, аналитический отдел, отдел камеральных или выездных налоговых проверок, отдел регистрации налогоплательщиков и др.)

3. Аналитический этап Информационное письмо о данных мониторинга претензионной деятельности и аналитическая записка

4. Документирование проведенной аудиторской проверки План экспертного заключения (составляется для согласования позиции инспектора с экспертом, осуществляющим налоговую экспертизу по оспариваемым эпизодам акта камеральной или выездной налоговой проверки);

5. Этап оформления Экспертное заключение;

6. Дополнительный этап Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки, акта проверки, возражений, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Этап обжалования Заключение эксперта, осуществляющего налоговую экспертизу по обжалуемому решению налогового органа.

Таким образом, предлагаемая усовершенствованная методика проведения налоговой экспертизы по возражениям крупнейших налогоплательщиков, позволила бы выявить ещё на стадии досудебного разбирательства, ошибочного мнения налоговых органов по необоснованному начислению налоговых платежей крупнейшего налогоплательщика, избежав при этом судебных издержек.

Список литературы

1. Приказ ФНС России «Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ (ред. от 27.06.2012).

2. Сайт Федеральной налоговой службы. Режим доступа https://www.nalog.ru/rn30/opendata/stat_od/5039459/

TO THE QUESTION OF THE NOTION "TAX OFFENSE"

Klimova V.Yu.

the Far Eastern Federal University, student, section of Tax and taxation

Ponomarev O. V.

the Far Eastern Federal University, senior lecturer, department of Administrative and Constitutional Law ABSTRACT

The article gives definition of tax offense, its difference from tax crime, reveals features of tax offenses and responsibility for their doing.

Keywords: tax offenses, payment of taxes, administrative legislation, tax legislation.

Non-payment of taxes in Russia nowadays is an actual problem, encroaching economic security of the country. The law consciousness of the society in its civic duty to pay taxes, therefore fulfil and support the country budget, remains on a low scale. Still exists tendency to making tries and avoiding to pay taxes of any kinds, i.e. there is a problem of tax offenses as phenomena of breaking the Russian legislation.

Tax offenses are crimes, connected with the deviation from paying taxes1. They are the key problem of

the contemporary stage of development of the Russian economy. The essence of tax offenses is, firstly, that torrents of entering financial means into the income part of the budget are being shut off on federal, regional or local level.

The lack of means in the budget essentially influences the socio-economic sphere. Therefore, total concealing of incomes and deviating tax payments are one of the most serious threats of economic security and stability of the country in general.

1 Sharipova L. E., Valieva F.K. Tax offenses in Russia // Electronic scientific journal, 2015, no. 3 (3), pp. 246-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.