Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / TAXATION / TAX LEGISLATION / TAX MECHANISM / TAX / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коржовник Т.В., Поживилко А.В., Конончук И.А.

Статья посвящена основным аспектам налогообложения инновационной деятельности предприятий в Республике Беларусь. В данной работе ставится задача рассмотреть систему налогообложения субъектов инновационной инфраструктуры. Также в статье проводится анализ основных показателей инновационной деятельности организаций. На основе проведенного исследования авторами предлагаются некоторые направления дальнейшего развития механизма налогообложения инновационно-активных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION IN THE SYSTEM OF STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article is devoted to the main aspects of taxation of innovative activity of enterprises in the Republic of Belarus. In this paper, the task is to consider the system of taxation of subjects of innovation infrastructure. The article also analyzes the main indicators of innovation activity of organizations. Based on the study conducted by the authors, some directions for the further development of the mechanism of taxation of innovation-active organizations are proposed.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 336.225.3

Коржовник Т.В. студент 3 курса факультет банковского дела Поживилко А.В. студент 3 курса факультет банковского дела» Конончук И.А., к. э. н.

доцент кафедра финансов УО «Полесский государственный университет»

Беларусь, г. Пинск НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: Статья посвящена основным аспектам налогообложения инновационной деятельности предприятий в Республике Беларусь. В данной работе ставится задача рассмотреть систему налогообложения субъектов инновационной инфраструктуры. Также в статье проводится анализ основных показателей инновационной деятельности организаций. На основе проведенного исследования авторами предлагаются некоторые направления дальнейшего развития механизма налогообложения инновационно-активных организаций.

Ключевые слова: налогообложение, налоговое законодательство, налоговый механизм, налог, инновационная деятельность, инновация.

Korzhovnik T. V.

student

3 year, Faculty of banking Polessky State University Belarus, Pinsk Pozhivilko A. V. student

3 year, Faculty of banking Polessky State University Belarus, Pinsk

Kononchuk I.A., candidate of economic sciences, docent Docent of the Department of "Finance " Polessky State University Belarus, Pinsk TAXATION IN THE SYSTEM OF STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES IN THE REPUBLIC OF

BELARUS

Annotation: The article is devoted to the main aspects of taxation of

innovative activity of enterprises in the Republic of Belarus. In this paper, the task is to consider the system of taxation of subjects of innovation infrastructure. The article also analyzes the main indicators of innovation activity of organizations. Based on the study conducted by the authors, some directions for the further development of the mechanism of taxation of innovation-active organizations are proposed.

Key words: taxation, tax legislation, tax mechanism, tax, innovation activity, innovation.

Задача повышения эффективности функционирования экономики страны тесно связана с ускоренным развитием инновационной сферы. Активизация инновационной деятельности способствует подъему и эффективному развитию экономики, ее технологической и социальной модернизации. Инновации позволяют создавать новые и расширять действующие производства, способствуют появлению новых рабочих мест, обеспечивают освоение и выход на рынок новых товаров и услуг. Мировая практика выработала ряд инструментов, направленных на стимулирование инновационной деятельности, среди которых наиболее значимыми являются предоставление субсидий, льготных кредитов, реализация инвестиционных проектов через государственное финансирование субъектов инновационной инфраструктуры. Важная роль в данном аспекте также отводится налоговому механизму.

В Республике Беларусь, выбравшей инновационный путь развития, создана достаточно разветвленная инновационная система, включающая в себя множество элементов. В стране разработана нормативно-правовая база, регламентирующая инновационную деятельность. Учитывая прямую связь между развитой инновационной инфраструктурой и развитием экономического, научного потенциала государства, в Республике Беларусь созданы и действуют научно-технологические парки, инновационные центры, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, информационные и маркетинговые центры, центры научно-технического творчества молодежи, созданы венчурные организации. В качестве субъектов инновационной инфраструктуры в республике на 01.01.2018 осуществляют деятель ность 24 юридических лица, из них 14 научно- технологических парков, 9 центров трансфера технологий и Белорусский инновационный фонд. Сформирована система информационного обеспечения Государственной программы инновационного развития и мониторинга инновационного развития отраслей и регионов (ГКНТ, НАН Беларуси, Министерство информации, Министерство образования РБ) [4].

Значимость инноваций для экономического развития Республики Беларусь предопределила преференциальную систему налогообложения субъектов инновационной деятельности, производящих и реализующих инновационные товары:

1. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по

реализации на территории Республики Беларусь:

- инаучно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре;

- услуг, сопутствующих получению образования;

- имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности;

Также освобождаются от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь:

- оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

- семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания;

2. По налогу на прибыль:

- применяется 10-процентная ставка для резидентов научно-технологических парков, центров трансфера технологий;

- не являются объектом налогообложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные венчурным организациям, Белорусскому инновационному фонду инновационными организациями;

- от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров Республики Беларусь;

3. Налогообложению налогом на недвижимость не подлежат капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:

- научным организациям;

- центрам трансфера технологий;

- научно-технологическими парками - их резидентам.

4. Освобождаются от земельного налога опытные поля, используемые для научной деятельности [1].

Не смотря на созданный механизм налогообложения инновационной деятельности, организации за период 2014-2015 гг. не выполнили показатели деятельности, предусмотренные Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь 2011-2015 гг.

Ситуация была исправлена в 2016 году в рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., основные задачи которой были выполнены:

- удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций составил 20,4% (прогноз - 20,0%);

- удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции (работу, услуг) составил 16,3% (прогноз - 13,6%);

- списочная численность работников, выполняющих научные

исследования и разработки, человек составила 25 942 человек (прогноз - 19 014 человек) (Таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели инновационной деятельности организаций 2014-2016гг._

2014 2015 2016

прогн. факт. прогн. факт. прогн. факт.

Удельный вес организаций,

осуществляющих технологические инновации в общем числе 29,12 20,90 30,50 19,60 20,0 20,4

организаций, %

Удельный вес отгруженной

инновационной продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной 19,30 13,90 20,0 13,10 13,6 16,3

продукции (работу, услуг), %

Списочная численность работников,

выполняющих научные исследования 32 600 27 208 32 850 26 153 19 014 25 942

и разработки, человек

Источник: собственная разработка на основании[2], [3]

Достижение запланированных показателей, характеризующих уровень инновационного развития Республики Беларусь, подчеркивает практическую ценность и важность для государства принятого инновационного пути развития.

В качестве мероприятий дальнейшего развития механизма налогообложения инновационно-активных организаций РБ могут быть предложены следующие направления.

Во-первых, целесообразно будет закрепить в законодательстве страны институциональный статус «молодая инновационно-активная организация», адаптировав зарубежные условия предоставления льготного режима налогообложения к особенностям отечественного налогового законодательства и национальной инновационной системы. Так, в соответствии с данным статусом будет предоставляться ряд налоговых льгот и скидок по налогу на прибыль, НДС, налогу на недвижимость, кроме того, будет предоставлена возможность получения беспроцентного налогового кредита на сумму задолженности по иным налогам.

Во-вторых, по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь в инновационной сфере может быть предложена идея введения многоуровневой системы налоговых льгот, например, по налогу на прибыль. Разработанная система будет базироваться на принципе дифференцированного применения налоговых льгот: размер части прибыли, освобождаемой от обложения налогом на прибыль, будет определяться принадлежностью технологий, использованных при производстве высокотехнологичных товаров, к тому или иному технологическому укладу. Чем выше степень приоритетности технологий - тем больше налоговая льгота.

В-третьих, имеет практический смысл рассмотреть идею расширения

сферы применения налогового кредита и на субъекты инновационной деятельности. Так, в настоящее время налоговый кредит как особая налоговая преференция распространяется лишь на отдельный сегмент организаций Республики Беларусь и предоставляется лишь в исключительных случаях, регламентированных законодательством страны. Учитывая актуальность вопроса повышения инновационной активности организаций Республики Беларусь, предлагаем внести в перечень оснований для предоставления налогового кредита включение субъекта хозяйствования в перечень инновационно-активных организаций, которые вправе будут воспользоваться возможностью переноса установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.

Таким образом, предложенные мероприятия эффективно дополнят действующее налоговое законодательство Республики Беларусь, позволят улучшить инвестиционный климат страны, повысить инновационную активность субъектов хозяйствования, оптимизировать структуру инновационного производства и активизировать процессы накопления и потребления капитала в инновационной сфере.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З (Общая часть) (с изменениями и дополнениями) // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 25.03.2018.

2. Науки и инновации [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/nauka-i-innovatsii/. - Дата доступа: 25.03.2018.

3. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] /Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы - Режим доступа: http://www.belisa.org.by/ru/nis/gospr/gospr2016-2020/ . Дата доступа: 25.03.2018

4. Кисель, И.А. Налоговые стимулы инновационной деятельности в Республике Беларусь / И.А. Кисель // Перспективы инновационного развития Республики Беларусь : сб. науч. ст. II междунар. науч.-практ. конф., Брест, 1920 мая 2011 г. / Брест. гос. техн. ун-т ; редкол.: А.М. Омельянюк (отв. ред.) [и др.]. — Брест, 2011. — С. 238-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.