Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕДИНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопушко Ю.Д., Личевская М.С., Конончук И.А.

В статье рассматривается система налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь. Приведены данные по количеству индивидуальных предпринимателей, использующих ОСН, УСН, ЕН, а также данные по объему уплаченных ими налоговых платежей. Рассчитана налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности. Выявлены проблемы системы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TAXATION OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article deals with the system of taxation of individual entrepreneurs in the Republic of Belarus. The data on the number of individual entrepreneurs using OSN, USN, EN, as well as data on the volume of tax payments paid by them. The tax burden on individual entrepreneurs by types of economic activity is calculated. The problems of taxation system of individual entrepreneurs in the Republic of Belarus are revealed and the ways of their solution are offered.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 336.221.4

Лопушко Ю.Д. студент 3 курса факультет банковского дела Личевская М.С. студент 3 курса факультет банковского дела Конончук И. А., к.э.н.

доцент кафедра финансов УО «Полесский государственный университет»

Беларусь, г. Пинск СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: В статье рассматривается система налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь. Приведены данные по количеству индивидуальных предпринимателей, использующих ОСН, УСН, ЕН, а также данные по объему уплаченных ими налоговых платежей. Рассчитана налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности. Выявлены проблемы системы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь и предложены пути их решения.

Ключевые слова: налоговая система Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, единый налог, налоговые платежи, налоговая нагрузка.

Lopushko Y.D. student

3 year, Faculty of banking Polessky State University Belarus, Pinsk Lichevskaya M.S.

3 year, Faculty of banking Polessky State University Belarus, Pinsk

Kononchuk I. A., candidate of economic sciences, docent

Docent of the Department of Finance Polessky State University Belarus, Pinsk THE SYSTEM OF TAXATION OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS IN THE REPUBLIC OF BELARUS Abstract: the article deals with the system of taxation of individual entrepreneurs in the Republic of Belarus. The data on the number of individual

entrepreneurs using OSN, USN, EN, as well as data on the volume of tax payments paid by them. The tax burden on individual entrepreneurs by types of economic activity is calculated. The problems of taxation system of individual entrepreneurs in the Republic of Belarus are revealed and the ways of their solution are offered.

Keywords: tax system of the Republic of Belarus, individual entrepreneurs, General system of taxation, simplified system of taxation, single tax, tax payments, tax burden.

В сложившихся условиях предпринимательство является важнейшим элементом экономики любой страны, во многом определяя темпы экономического роста, объем экспорта, структуру и качество валового внутреннего продукта, новые рабочие места и другие аспекты устойчивого экономического роста. Результативность деятельности индивидуального предпринимателя зависит от множества факторов, среди которых важную роль имеет система налогообложения.

Действующая в Республике Беларусь налоговая система, направленная на стимулирование предпринимательской активности и самозанятости населения представляет выбор варианта взаимоотношений с государственным бюджетом. Так, индивидуальный предприниматель при соблюдении требований, установленных законодательством, вправе осуществлять выбор между общей системой и особыми режимами налогообложения.

При применении общей системы налогообложения предприниматель уплачивает:

S подоходный налог (налоговая база определяется как разница между суммой доходов, уменьшенная на сумму расходов; ставка налога - 16%);

S налог на добавленную стоимость (обязательно, если выручка за три месяца превысила в совокупности 40 000 евро);

S платежи за природопользование;

S имущественные налоги;

S обязательные взносы на социальное страхование и другие налоги.

Среди особых режимов налогообложения особой популярностью среди плательщиков пользуется упрощенная система налогообложения (УСН), для которой характерны следующее:

S наличие возможности отчитываться и уплачивать налог один раз в квартал (за исключением плательщиков по УСН с уплатой НДС);

S простой алгоритм начисления, т.к. при УСН налогом облагается валовая выручка;

S простой документооборот, возможность не вести бухгалтерский учет в полном объеме, но только Книгу учета доходов и расходов (для некоторых категорий плательщиков).

Ставки налога при УСН устанавливаются в процентном соотношении к валовой выручке:

S 5% - для ИП, не уплачивающих НДС;

^ 3% - для ИП, уплачивающих НДС;

^ 16% - в отношении таких внереализационных доходов, как стоимость безвозмездно полученных имущества, имущественных прав, работ, услуг, суммы безвозмездно полученных денежных средств.

Следует учесть, что налоговой базой при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, а расходы, понесенные организацией, не влияют на размер налога. С учетом данного обстоятельства расчетным путем было определено, что плательщикам экономически целесообразнее применять УСН без уплаты НДС, если доля понесенных затрат в полученной выручке составляет менее 72% [1].

Величина единого налога с индивидуальных предпринимателей зависит от вида деятельности и места осуществления. Ставки налога определены не в процентах, а в фиксированных денежных суммах и устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов.

Характерные особенности каждой режимов налогообложения определили структуру индивидуальных предпринимателей в разрезе применяемых ими систем налогообложения и соответственно суммы налоговых поступлений (таблица 1). На 01.01.2017 г. из общего числа индивидуальных предпринимателей более 57% применяют УСН, более 37% являются плательщиками единого налога, остальные - применяют общий порядок исчисления и уплаты налогов.

Таблица 1 - Поступления налоговых выплат с индивидуальных предпринимателей за 2015-2017 гг. млн.рублей___

Годы 2015 2016 2017

Поступление единого налога, всего 90,3 86,5 103,8

Налоговые поступления при УСН 197,2 210,7 205,0

Налоговые поступления при ОСН 72,2 103 129,5

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных источника [2].

Поступления в бюджет от индивидуальных предпринимателей по единому налогу из года в год колеблются. Всего за 2017 год в бюджет Республики Беларусь было уплачено индивидуальными предпринимателями единого налога на сумму 100 518,6 тыс. рублей, что на 10248,3 тыс. рублей больше по сравнению с 2015 годом и на 17323,5 тыс. рублей в сравнении с 2016 годом. Динамика налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей, уплачивающих подоходный налог, имеет тенденцию к росту. Так, в 2017 году в бюджет поступило на 57,3 млн. рублей больше по сравнению с 2015 годом. Однако налоговые платежи, перечисляемые индивидуальными предпринимателями-плательщиками УСН, в два раза превосходят размеры исполненного налогового обязательства при общей системе налогообложения.

Изменение объема налоговых платежей в бюджет зависит от множества факторов, к которым относятся также колебания количества индивидуальных предпринимателей, наличие льгот для отдельных категорий

налогоплательщиков и другие. За период 2015-2017 гг. наблюдается тенденция уменьшения общего количества индивидуальных предпринимателей. В 2017 году количество ИП сократилось на 4643 единиц по сравнению с 2015 годом (таблица 2).

Таблица 2 - Количество индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь за 2015-2017 гг._

Год Количество индивидуальных предпринимателей

2015 240 781

2016 235 995

2017 236 138

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных источника [2].

Снижение численности ИП связано с усилением конкуренции, ужесточением требований к работе в некоторых сферах. Также на количество ИП повлияло принятие с начала 2016 года Указа Президента Республики Беларусь № 222 "О регулировании предпринимательской деятельности", которым введен запрет на торговлю без наличия подтверждающих приобретение реализуемой продукции документов.

Не смотря на сокращение численности ИП, совокупная сумма налоговых платежей индивидуальных предпринимателей постоянно увеличивается. Увеличение поступлений в бюджет происходит, главным образом, за счет повышения ставок налогов. Такой дисбаланс отрицательно сказывается на эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей и экономике государства. Поэтому с целью усиления регулирующего воздействия налогового системы на развитие предпринимательской активности в Республике Беларусь ведется работа по упрощению налогового механизма изъятия и уплаты налогов, оптимизации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Уровень налоговой нагрузки предопределяется действующим законодательством, регламентирующим объекты налогообложения, налоговые базы, ставки, льготы. Кроме того, доля налоговых расходов в выручке зависит от особенностей осуществления предпринимательской деятельности, направлений ее внешнеэкономической деятельности, уровня рентабельности, что обуславливает широкий диапазон величины налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей в разрезе видов экономической деятельности.

Таблица 3 - Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности за 2015-2016 гг., млн. рублей_

Вид экономической деятельности Уровень налоговой нагрузки, %

2015 2016

Виды деятельности, всего 6,8 6,3

в том числе:

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 5,6 5,8

Промышленность 6 6,5

Строительство 6,9 6,9

Торговля; ремонтавтомобилей, бытовыхизделий и предметовличного пользования 7 5,9

Гостиницы и рестораны 7,6 7,3

Финансовая и страховая деятельность 11,1 10,5

Операции с недвижимымимуществом, арендаи предоставление услугпотребителям 7,1 9,2

Образование 5,1 5,0

Здравоохранениеи предоставлениесоциальных услуг 5,3 5,2

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных источника [3].

Наибольшая налоговая нагрузка приходится на ИП, занимающихся финансовой и страховой деятельностью, второе место занимает осуществление операции с недвижимым имуществом, а также аренда и предоставление услуг потребителям. Самое низкое бремя уплаты налогов несут предприниматели, занявшие нишу здравоохранения и образования. Средняя же ставка налоговых изъятий в стране сократилась, что является результатом проделанных на правительственном уровне усилий.

За последние годы работа по формированию и упорядочению законодательства в сфере налогообложения позволила отменить ряд налоговых платежей, упростить механизмы взимания и исчисления налогов, увеличить периодичность их уплаты, сократить количество подаваемых налоговых деклараций. Все это нашло отражение в позитивных оценках предпринимательских кругов, росте деловой активности, улучшении позиции Беларуси в международных рейтингах (в рейтинге Doing Business 2017 Республика Беларусь заняла 37 место, в 2015 году - 57 место). Однако существует ряд проблем, которые сдерживают развитие предпринимательства в Республике Беларусь, основными из которых являются следующие:

S нестабильность налогового законодательства. Налоговое законодательство Республики Беларусь достаточно объемно и подвержено

частым изменениям. Также нормы распылены по большому количеству нормативно-правовых актов.

^ трудное для понимания налоговое законодательство. Сложность законодательных актов зачастую приводит к тому, что для правильного начисления платежей требуется высокий уровень квалификации специалиста. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным для налогоплательщиков, исключающим двойное налогообложение.

^ высокие налоговые ставки. Начинающие предприниматели после уплаты всех обязательных налогов не имеют достаточного количества средств на поддержание и развитие деятельности.

^ сложность налоговой отчетности предпринимателей. Запутанность и частые изменения в законодательстве влекут большие финансовые расходы: либо на оплату штрафных санкций, либо на привлечение квалифицированного специалиста по ведению бухгалтерского учета.

В целях дальнейшего развития системы налогообложения в стране следует уделить внимание следующим аспектам:

^ упрощение порядка расчета налогов, что позволит сократить количество нарушений и величину понесенных штрафных санкций, которые в условиях жесткой ответственности пагубно влияет на финансовый результат деятельности плательщика;

^ оптимизация налоговых льгот и их сохранение относительно отраслей экономики, являющиеся приоритетными для государства. Целесообразны налоговые льготы для предпринимателей, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственной продукции, а также производством экологически чистой продукции;

^ предоставление возможности для ИП в начальный период времени функционировать по «нулевой» налоговой ставке. Данный подход позволит ИП начать и развивать свое дело, вкладывая основную часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

^ расширить электронное взаимодействие с плательщиками и совершенствовать систему налогового контроля путем усиления предупредительной функции налоговых органов, направленной на предотвращение нарушений налогового законодательства. Контроль исполнения налогового обязательства видится в обеспечении необходимой для этого информации от банков, государственных органов и других организаций.

^ снижение уровня административного регулирования предпринимательской деятельности, что положительно скажется на условиях ведения бизнеса и создания на территории республики благоприятного инвестиционного климата.

Успешная реализация перечисленных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам,

позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм в целях повышения конкурентоспособности индивидуального предпринимательства Республики Беларусь на внутреннем и внешних рынках.

Использованные источники:

1. Кисель И.А. Особенности применяемых организациями Республики Беларусь методов налогового планирования // Вестник ПГУ. - 2012. - №5.-с.69-73.

2. Инспекция по налогам и сборам Республики Беларусь - [Электронный ресурс] - Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/ - Дата доступа -22.02.2018.

3. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь -[Электронный ресурс] - Национальный статистический комитет Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public еошр1 ЫюпА^ех_7653/ - Дата доступа - 07.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.