Научная статья на тему 'НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / SMALL BUSINESS / DEVELOPMENT STRATEGY / SPECIAL TAX REGIMES / TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелест М.И.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Основная задача в области налогообложения индивидуальных предпринимателей заключается в разработке системы, создающей стимулы для развития малого предпринимательства и одновременно предусматривающей меры, в максимально возможной степени ограничивающей возможности злоупотреблений с использованием этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISADVANTAGES OF THE ACTING SYSTEM OF THE TAXATION OF INDIVIDUAL BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In its activities, small business is faced with a very large number of problems that hamper its development. The main task in the field of taxation of individual entrepreneurs is to develop a system that creates incentives for the development of small business and at the same time provides for measures that limit the possibilities of abuse with the use of this system as much as possible.

Текст научной работы на тему «НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

предпринимательства в России [Текст] / Г.Ф. Ручкина // Предпринимательское право. - 2014. - № 1. - С. 31-38.

4. Тихомирова, Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса -перспективное направление кредитной политики банков [Текст] / Е.В. Тихомирова // Деньги и кредит. - 2010. - № 1. - С. 46.

УДК 336.71

Шелест М.И. студент магистратуры Научный руководитель: Конончук И.А., к. э.н.

доцент

Полесский государственный университет Республика Беларусь, г.Пинск НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие.

Основная задача в области налогообложения индивидуальных предпринимателей заключается в разработке системы, создающей стимулы для развития малого предпринимательства и одновременно предусматривающей меры, в максимально возможной степени ограничивающей возможности злоупотреблений с использованием этой системы.

Ключевые слова: малый бизнес, стратегия развития, специальные налоговые режимы, налоговые органы.

Shelest M.I.

Graduate student Polessky State University Republic of Belarus, Pinsk Scientific adviser: Kononchuk I.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the

Department of Banking DISADVANTAGES OF THE ACTING SYSTEM OF THE TAXATION OF INDIVIDUAL BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF BELARUS Abstract: In its activities, small business is faced with a very large number of problems that hamper its development.

The main task in the field of taxation of individual entrepreneurs is to develop a system that creates incentives for the development of small business and at the same time provides for measures that limit the possibilities of abuse with the use of this system as much as possible.

Keywords: small business, development strategy, special tax regimes, tax authorities.

Опыт применения специальных налоговых режимов в Республике Беларусь показал их несовершенство, наличие многочисленных пробелов в законодательстве. При применении различных систем налогообложения индивидуальных предпринимателей следует акцентировать внимание на следующих проблемах.

1. Проблема налогово-информационного обеспечения малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, практически недоступную налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

2. Трудность оспорить действия налоговой службы и двусмысленность законодательства.

Это объясняется общим низким уровнем знания налогового законодательства бизнесменами, что приводит не только к нарушениям, но и формирует у предпринимателей мнение о невозможности выполнения всех требований налогового законодательства. На данном этапе можно говорить о том, что налоговая система является весьма сложной. Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам. [2].

3. «Закрытость» налоговых служб для предпринимателей. Налоговым органам необходимо наладить систему предоставления консультационных услуг для предпринимателей, а также проводить тематические обучающие семинары и т.п.

Трудность оспорить действия представителей налоговой службы, является основным препятствием для работы малых и средних предприятий в области налогообложения.

Для преодоления этого препятствия необходимо произвести ряд изменений, в первую очередь - в организации работы налоговой службы, а также расширить инфраструктуру обучения и консультирования субъектов малого предпринимательства.

Необходимо производить совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности. Налоговому законодательству необходимо придать большую четкость, не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм.

4. Частые изменения нормативно-правовой базы.

В настоящее время продолжается активное изменение налогового законодательства. Данный недостаток занимает, как и прежде, одно из лидирующих мест в списке проблем, препятствующих деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление.

Поэтому важно, чтобы доходы облагались по ставкам, соразмерным величине полученных доходов, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога [1].

Как видно, нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Безусловно, нельзя говорит и о том, что налоговая система должна быть застывшей. Она реформируется сейчас и должна реформироваться дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису.

Кроме проблем налогового характера, существуют и другие факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь, такие как:

1) нестабильность бюджетного финансирования государственных программ поддержки малого предпринимательства;

2) неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

3) ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

4) организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

5) административные барьеры на пути развития малого предпринимательства [1].

Очевидно, что всесторонняя поддержка малого бизнеса является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предпринимателей-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

Использованные источники:

1. Развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в Беларуси. - [Электронный ресурс]./ Экспертное сообщество Беларуси. -Режим доступа: http://nmnby.eu - Дата доступа: 10.11.2018.

2. Анализ и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей. - [Электронный ресурс]./ Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0b65625b2bc6Sa4d53bS9521206c36_2.html - Дата доступа: 2512.2018

УДК 332-1

Шерпеева М. О. студент бакалавриата 3 курс Институт Экономики и Управления Научный руководитель: Блудова С.Н.

доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

Россия, г. Ставрополь УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация: в статье определены понятия государственной собственности и основные направления ее регулирования.

Ключевые слова: государственная собственность, имущество, республика, край, область.

Sherpaeva M.O. bachelor student, 3 year, Institute of economics and management Scientific adviser: S.Bludova docent of the department state and municipal government Federal State Educational Institution of Higher Professional Education

"North-Caucasian Federal University" Russia, the city of Stavropol THE MANAGEMENT OF STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

Abstract: the article defines the concepts of state property and the main directions of its regulation.

Key words: state property, property, republic, region, region.

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, с принадлежащее на б праве собственности в субъектам РФ -республикам, краям, (областям, городам федерального значения, автономной области, 1автономным округам (собственность субъекта РФ) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.