Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налогообложение / основная система налогообложения / специальные налоговые режимы / упрощённая система налогообложения / ЕСХН / патентная система налогообложения / налог на профессиональный доход / малое и среднее предпринимательство / налоговая нагрузка / налоговая ставка / taxation / basic taxation system / special tax regimes / simplified taxation system / Unified Agricultural Tax / patent taxation system / tax on professional income / small and mediumsized businesses / tax burden / tax rate

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А К. Ходякова, О А. Воливок

Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) на протяжении не одного десятка лет доказывает своё прямое влияние на стабильность экономики. Налоговые льготы, как часть финансовой государственной поддержки, являются одним из наиболее эффективных способов оказания помощи МСП через различные системы налогообложения. Целью данной статьи является рассмотрение каждой из существующих систем налогообложения, критериев и ограничений по их применению, выявление преимуществ и недостатков в процессе использования малым бизнесом. В заключении предложены меры по развитию малого и среднего бизнеса в России, а также рекомендации по оптимизации налоговых режимов с целью облегчения налоговой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION: SPECIAL TAX REGIMES

Small and medium-sized enterprises (hereinafter referred to as SMEs) have been proving their direct influence on the stability of the economy for decades. Tax incentives, as part of government financial support, are one of the most effective ways to provide assistance to SMEs through various taxation systems. The purpose of this article is to review each of the existing taxation systems, criteria and restrictions on their application, and identify advantages and disadvantages in the process of use by small businesses. In conclusion, measures are proposed for the development of small and medium-sized businesses in Russia, as well as recommendations for optimizing tax regimes in order to ease the tax burden.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

А.К. Ходякова, студент

О.А. Воливок, канд. экон. наук, доцент

Владивостокский государственный университет, филиал в г. Находка (Россия, г. Находка)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-2-164-170

Аннотация. Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) на протяжении не одного десятка лет доказывает своё прямое влияние на стабильность экономики. Налоговые льготы, как часть финансовой государственной поддержки, являются одним из наиболее эффективных способов оказания помощи МСП через различные системы налогообложения. Целью данной статьи является рассмотрение каждой из существующих систем налогообложения, критериев и ограничений по их применению, выявление преимуществ и недостатков в процессе использования малым бизнесом. В заключении предложены меры по развитию малого и среднего бизнеса в России, а также рекомендации по оптимизации налоговых режимов с целью облегчения налоговой нагрузки.

Ключевые слова: налогообложение, основная система налогообложения, специальные налоговые режимы, упрощённая система налогообложения, ЕСХН, патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход, малое и среднее предпринимательство, налоговая нагрузка, налоговая ставка.

В мире, где промышленные гиганты монополизируют экономику, легко упустить из виду маленьких «героев», тихо формирующих национальное благосостояние. МСП часто занимают и обслуживают нишевые сегменты рынка, обеспечивая богатое разнообразие товаров, работ и услуг, которые имеют более узкий профиль направленности, и больше подходят для удовлетворения специфических и индивидуальных потребностей различных уровней клиентуры, в отличие от крупного бизнеса, который ориентирован на выпуск массовой продукции. Являясь одной из главных частей социально-экономического сектора страны, малый бизнес обеспечивает стабильность рыночных отношений, высокий уровень эффективности производства за счёт производственной кооперации. Всё это оказывает положительное влияние на рост экономики государства.

Тем временем, недостаточная эффективность функционирования МСП влечёт за собой значительное ухудшение конкурентной среды, которая в свою очередь «тянет» целый перечень иных проблем. Так, например, низкий показатель развитости МСП ведёт к снижению адаптаци-

онной способности экономики в ответ на внешние вызовы, уменьшает возможность насыщения рынков разнообразными услугами и товарами. В связи с ситуацией последних лет, импортозамещение уходящих с российских рынков иностранных предприятий становится актуальной задачей, которая требует увеличения числа МСП, способных к производству и продаже новых номенклатур товаров, в том числе инновационных. Также стоит отметить, что в силу своих размеров, в отличие от крупных предприятий, малый бизнес чаще всего работает в одном населённом пункте, следовательно, способствует его развитию, который достигается путём диверсификации экономики, которая перераспределяет отраслевые ресурсы, тем самым помогая МСП проникать в новые отрасли производства. Кроме того, МСП являются одним из самых значимых способов по образованию и привлечению новой рабочей силы, которая напрямую влияет на возможности аккумулирования человеческого капитала страны, на установление социальной стабильности и уравнивание доходов населения. Поэтому вопросы по улучшению и поддержанию МСП постоянно

находятся на повестке у правительства [1]. В настоящий момент в Российской Федерации существует три формы государственной поддержки малого бизнеса: информационно-консультационная, имущественная и финансовая.

Финансовая поддержка - самая обширная форма помощи малому и среднему бизнесу из оказываемых государством. К ней относится целый перечень мер содействия МСП, который условно можно поделить на несколько групп. Первая группа - субсидии и гранты. Вторая - льготное кредитование, предоставление кредитных каникул, отсрочек и поручительств. Третья группа - налоговые льготы [2].

Налоги - это один из ключевых источников формирования поступлений государственного бюджета Российской Федерации. Согласно статистическим данным, опубликованным в первом квартале 2023 г. Министерством Финансов Российской Федерации по итогам 2022 г., доля ненефтегазовых поступлений из общего числа всех поступлений федерального бюджета (27,825 трлн руб.) составила 87,7% (или 16,239 трлн руб.). Исключая страховые взносы, главными налоговыми «лидерами» будут представлены «внутренний» и «ввозной» НДС (6,489 трлн руб. и 3,063 трлн руб., соответственно, или 58,82% от общих ненефтегазовых поступлений), налог на прибыль - 1,669 трлн. руб. (10,28%), акцизы - 0,951 трлн руб. (5,86%), НДФЛ - 0,149 трлн руб. (0,92%) [3].

Из вышесказанного следует, что НДС и налог на прибыль являются одним из основных «костяков» по наполнению федерального бюджета РФ. Т.е., основная нагрузка ложится на предпринимательский сектор экономики, который в большинстве своём представлен субъектами МСП. Поэтому для достижения экономического успеха предприятием, учредителям и главам необходимо озаботиться корректным выбором системы налогообложения, которая бы могла уже на начальном этапе дать толчок к развитию бизнеса за счёт оптимизации налоговых платежей и страховых взносов, периодичности их

уплаты, а также частоты взаимодействия с контролирующими налоговыми органами.

На сегодняшний день российским законодательством закреплено шесть режимов налогообложения, из которых один - основной, четыре являются специальными (НК РФ ст.18), последний - экспериментальным (Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения»). Далее рассмотрим особенности и ограничения использования малым бизнесом СНР:

1. Единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН. Применение режима регламентируется главой 26.1 Налогового Кодекса РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Федерального закона от 11.11.2003 за №147-ФЗ. Пользователями данного спец.режима являются организации и предприниматели, занятые производством, реализацией и первичной переработкой сельхозпродукции. После отмены единого налога на вменённый доход ЕСХН стал ему заменой наряду с УСН. На данной системе организации и ИП уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов по ставке в 6%, кроме того предприниматели освобождены от региональных и местных налогов, за исключением земельного и транспортного. Отчётность на ЕСХН сдаётся единожды за налоговый период. Обратим внимание, что с 01.01.2019 г. Федеральным законом от 27.11.2017 за №335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс, была установлена обязанность по уплате на ЕСХН налога на добавленную стоимость (как следствие, предоставление в налоговый орган налоговой декларации по итогам года), вместе с этим у предпринимателей появилась необходимость ведения дополнительной документации, в частности, книги покупок и продаж и счёт-фактур для контрагентов. Вместе с тем у налогоплательщиков есть право выбора: работать с НДС или без.

2. Патентная система налогообложения (ПСН), иногда его ещё называют торговым

налогом МСП. Система введена в действие пп.5 Федерального закона от 25.06.2012г. №94-ФЗ, регламентируется главой 26.5 НК РФ. Суть данного режима состоит в получении индивидуальным предпринимателем специального документа - патента, который подвязан под определённые виды деятельности (в большей части носящие бытовой характер), их перечень утверждается законами субъектов РФ (с общим перечнем можно ознакомиться в п.2 ст.346.43 НК РФ), запрет на ведение распространяется на виды деятельности, поименованные пунктом 6 статьи 346.43 настоящего кодекса. При применении ПСН ИП автоматически освобождается от обязанности по уплате НДФЛ (в части доходов от предпринимательской деятельности) и имущественного налога (за исключением имущества, определяемого по кадастровой стоимости). Применять ПСН можно наряду с другими режимами налогообложения, в частности, с упрощённой. Из явных минусов режима можно выделить: патент выдаётся на один вид деятельности; перечень видов деятельности ограничен в основном услугами бытового характера; законодательством установлены жёсткие рамки в части величины доходов (не должна превышать 60 млн. руб.), в том числе по результатам ведения деятельности в других системах; среднего количества работников (не более 15 человек).

Положительные стороны у ПСН также присутствуют: простота ведения бухгалтерской отчётности, к которой относится книга учёта доходов; отсутствие обязанности платить некоторые налоги; относительно низкая стоимость патентов (зависит от вида деятельности и потенциально возможного дохода); низкая налоговая ставка (установлена в размере 6% от предполагаемого совокупного дохода).

А также возможность без значительных убытков попробовать себя в новом деле. Кроме прочего, у предпринимателей есть возможность произвести налоговый вычет в размере половины суммы уплачиваемых страховых взносов [4-6].

3. Налог на самозанятость или НПД. Изначально был введён в качестве экспе-

риментального режима п. 6 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». На настоящий момент применяется на территории всей страны. Стоит отметить, что в 2024 г. НПД отпраздновал свой юбилей, поэтому ФНС России подвели итоги деятельности режима за пять лет его работы. Так, согласно данным, в России только за три года легализовалось около 2 млн. человек, при этом, пресс-служба ФНС подчеркивает, что абсолютное число зарегистрировавшихся самозанятых не показывали реальных доходов от профессиональной деятельности, а почти у 40% респондентов в целом не было официальных доходов. Отсюда следует, что уже на стартовом этапе НПД зарекомендовал себя как эффективный инструмент, позволив «обелить» теневой рынок труда на четверть всего количества самозанятых (число которых по оценкам на апрель 2023 г. составляло примерно 7,3 млн. человек). На сегодняшний день, официально зарегистрировано 9,3 млн. самозанятых (из них около 8,8 млн. являются физическими лицами, и около 0,5 млн. - ИП), ежедневно регистрируются порядка 8 тыс. человек. За время своего действия, предприниматели на НПД получили доход свыше 2,9 трлн руб., было выставлено более 1,59 млрд. чеков, средняя сумма которых составляет 1,8 тыс. руб. [7]. Наибольшей популярностью на НПД пользуются такие направления деятельности, как: услуги ремонта, такси, маркетинг, доставка товаров, продажа хэндмейдов и сфера красоты. Удобство режима обусловлено его малым форматом, низкими налоговыми ставками (4% для физлиц и 6% для ИП), возможностью совмещать самозанятость и работу без учёта заработной платы при расчёте налога, ко всему прочему ведение отчётности сводится на нет, а вся связь с налоговой ведётся через интернет-сервис или приложение «Мой налог», где размер налога к уплате исчисляется автоматически. Однако есть и ограничения, так максимальный лимит по доходам составляет 2,4 млн. руб., а также НПД невозможно совместить ни с

одним другим режимом налогообложения [8].

Таким образом, при выборе НПД физ-лицами и индивидуальными предпринимателями можно выделить следующие преимущества: простая форма регистрации через онлайн-сервисы без необходимости посещения налогового органа; расчёт налога осуществляется и доставляется налоговыми органами в виде платёжных поручений; налог уплачивается исключительно в случае получения дохода; на НПД есть возможность произвести налоговый вычет в размере 10 тыс. руб., предназначенные для развития бизнеса; страховые взносы не уплачиваются.

Недостатки данной системы налогообложения сводятся к тому, что не учитываются затраты, понесенные самозанятым в ходе бизнеса, такие как арендные платежи и расходные материалы. Также отсутствует оплата больничного и необходимость самостоятельного формирования пенсионного капитала, так как страховые взносы не уплачиваются. Трудовой стаж в этот период также не учитывается из-за отсутствия поступлений страховых взносов.

4. УСН, упрощённая система налогообложения. Впервые упоминается в Федеральном законе от 29.12.1995 г. за №222-ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства», впоследствии до 2003 года данный документ правился и 01.01.2003 г. утратил юридическую силу в связи с редакцией части второй НК РФ и внесением в неё главы 26.2. В настоящее время благодаря УСН организации и ИП могут уплачивать гораздо меньший налог в сравнении с ОСНО, при этом установленные лимиты на деятельность более щадящие, нежели на других спец.режимах. Так, например, размер годового дохода может доходить до 200 млн. руб. включительно (п.2 ст.346.12 НК РФ), тогда как на ПСН и АУСН - до 60 млн. включительно, ЕСХН устанавливает жёсткие требования, где не менее 70% всего дохода будет получено от реализации сельскохозяйственных товаров и услуг. В части среднесписочного числа работников УСН устанавливает лимит: при переходе с

другого режима - не более 100 человек, при продлении деятельности на УСН - не более 130 (п.3 ст.346.12 НК РФ).

Из плюсов, которые многие выделяют -это возможность выбора объекта налогообложения. На упрощённой системе ими могут являться как «доходы» (в этом случае процентная ставка налога составит 6% и 8% при превышении лимитов), так и «доходы минус расходы» (15% и 20%, соответственно) (ст.346.14 и ст.346.20 НК РФ). Важным моментом отмечается уменьшение налога на ряд платежей. Если в случае применения УСН 15%, доходы уменьшаются на величину расходов согласно КУДиР, тем самым учитывая их в налоговой базе, то при УСН 6% такого нет, поэтому предприниматели платят налог «по факту». Однако и здесь есть некоторые пути уменьшения налогового бремени. Так упрощенцы могут уменьшить налог на следующими методами:

1) за счёт выплаченных за счёт работодателя пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам (кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);

2) за счёт уплаченных с выплат работникам взносов во внебюджетные фонды (СФР, ФФОМС и иные).

УСН, также как и ПСН избавляет бизнесменов от уплаты ряда налогов с добавлением пунктов об организациях. Отдельно выделяется преимущество у ИП, которые на упрощённой системе могут: воспользоваться двухгодичными налоговыми каникулами, уменьшить налог на величину торгового сбора и вычесть убыток прошлых периодов (последнее актуально и для организаций). Вместе с тем, «упро-щёнка» очертаниями очень похожа на общий налоговый режим, например тем, что, как и на ОСНО, на УСН сдаётся налоговая декларация по УСН, расчёт 6-НДФЛ, ПСФ по форме ЕФС-1 (персонифицированные сведения о физлицах), РСВ (расчёт страховых взносов), бухгалтерская отчётность, а также заявление и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности на текущий год. Сдавать декларацию по НДС необходимо только в строго определённых случаях, как

пример, когда организация или ИП выполняет обязанности налогового агента.

Таким образом, из минусов можно указать: невозможность открытия филиалов (пп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ); ограничение по виду деятельности (так, на УСН не могут перейти и применять предприниматели, ведущие дело по организации и проведению азартных игр, участвующие в продаже подакцизных товаров (за редким исключением), предоставляющие частные банковские, нотариальные и адвокатские услуги, инвестиционные фонды, ломбарды, иностранные организации и пр.) (пп.1-13 п.3. ст.346.12 НК РФ); доля участия в ООО других организаций не должна превышать 25% (пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ); лимит по остаточной стоимости основных средств в 150 млн руб. (пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ); совмещать УСН возможно только с патентной системой (п.1 ст.346.43 и п.1 ст.346.11 НК РФ); в случае превалирования расходной части над доходной предприниматель обязан уплатить налог в размере 1% от полученного дохода; закрытый перечень расходов, установленный налоговым законодательством РФ, с обязательным соблюдением документального сопровождения факта совершения расходных операций [9].

По результатам проведённого исследования нами заключено, что при налоговом планировании с целью минимизации налогового бремени, решающее значение имеет выбор налогового режима. Оптимальный выбор системы налогообложения позволяет уменьшить налоговые платежи и уменьшить трудовые и денежные затраты по ведению учёта и на составление отчётности. В настоящее время можно и нужно обсуждать изменение условий функционирования малых предприятий в России и необходимость государственной системы поддержки данного сектора. Основные меры стимулирования развития малого предпринимательства в России включают в себя специальные налоговые режимы, упрощение системы ведения бухгалтерской и статистической отчётности, льготы в части уплаты страховых взносов и ряда налогов. Но в реальности всё оказывается несколько иначе.

Малый и средний бизнес являются важным двигателем экономики и создают значительное количество рабочих мест. Однако существующие спецрежимы не обеспечивают им приемлемых условий работы, что становится дополнительным факторов нестабильности делового климата. Во-первых, многие специальные налоговые режимы предлагают сниженные ставки налогов или освобождение от определённых налоговых обязательств. Только процедура получения этих льгот может быть крайне сложной и требовать больших временных и финансовых затрат. Для МСП, которые часто оперируют ограниченными ресурсными базами, это может оказаться непосильной задачей. Во-вторых, существуют случаи, когда СНР применяются селективно, в пользу крупных компаний или определённых отраслей. Это создаёт несправедливое конкурентное преимущество и ограничивает экономический и инновационный потенциал малого бизнеса. В результате, МСП вынуждены работать в условиях неопределённости и неустойчивости, что негативно сказывается на их развитии. Кроме того, спецрежимы могут быть в любой момент изменены или вовсе отменены, что создаёт дополнительную дисгармонию среди предпринимателей и ведёт к ухудшению делового климата на рынке. Главы организаций и ИП не могут быть уверены в долгосрочных условиях своей работы и вынуждены постоянно адаптироваться к новым требованиям и ограничениям со стороны законодательства, а также к ужесточению административных мер. Всё это затрудняет процессы планирования и может отпугивать потенциальных инвесторов от перспективных проектов малого бизнеса.

Тем не менее, нами замечено, что в целом специальные налоговые режимы не обеспечивают условий работы и не удовлетворяют потребности малого и среднего бизнеса. Для решения данной проблемы и создания более благоприятных условий малому бизнесу важно внести изменения в регуляторные режимы. Вот несколько предложений, которые могли бы в перспективе помочь улучшить ситуацию:

1. Снижение нагрузки: необходимо значительно снизить или перераспределить налоговую нагрузку. Это может включать в себя снижение ставок налога на прибыль, уменьшение фиксированных сумм страховых взносов или введение налоговых каникул для новых и вновь созданных предприятий. Такие меры позволят предпринимателям сосредоточиться на развитии своего дела, а не на постоянных финансовых обязанностях;

2. Упрощение отчётности: процедура сдачи отчётности должна быть упрощена и максимально понятна для любого участника малого бизнеса. Введение простых и понятных правил, а также использование электронных систем отчётности, позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей и сэкономит им время и ресурсы;

3. Расширение мер поддержки: государство должно предоставлять малому бизнесу более широкий спектр поддержки. Это может включать в себя финансовую помощь, субсидии на зарплаты, обучение и консультации по ведению бизнеса. Предоставление доступа к финансовым ресурсам и экспертному сопровождению поможет МСП выйти на новый виток развития и стать более грамотным и устойчивым по отношению к постоянно меняющимся внешним условиям;

4. Привлекательность «ухода в тень»: необходимо создать такие условия, при которых теневой рынок перестанет быть привлекательным и заманчивым предложением для предпринимателей. Это может быть достигнуто как посредством организованной борьбы с коррупционными действиями, так и улучшением условий предпринимательской среды и повышением доверительного уровня к государственным институтам.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную оптимизацию СНР. Ранее нами было упомянуто, что экспериментальный

режим НПД позволил более 50% ныне оформленным как самозанятые, прекратить свою теневую хозяйственную деятельность. Причина, побудившая их к этому шагу, заключается в предоставлении простых и доступных для понимания условий ведения бизнеса в рамках обозначенного режима, сопровождающихся гарантией стабильности условий функционирования в течение 10 лет. Подводя всё вышесказанное к логичному итогу, нами приведены меры по оптимизации налоговых режимов для малого и среднего бизнеса на примере расширения возможностей для перехода на УСН для МСП. Меры заключаются в следующих предложениях:

1. в повышении границ доходов для включения в упрощённую систему. Критерий отнесения субъекта к малому предпринимательству в части лимита дохода составляет 800 млн. руб. УСН же установил ограничение в 265 млн. руб., при превышении которого предприятие автоматически переходит на ОСНО, т.е., малые и средние предприятия вынуждены работать в стеснённых условиях под клеймом «микро» предприятий. Повышение границ доходов может расширить круг предприятий - пользователей УСН;

2. в снижении налоговых ставок в рамках УСН в качестве меры по антикризисному планированию;

3. в упрощении процедуры регистрации и обязательств для продолжения участия в упрощённой системе;

4. в предоставлении дополнительных стимулов для МСП (например, в форме стимулирующих выплат для конкурсантов по региону в одной отрасли и т.п.).

А также правительством могут быть рассмотрены и сформированы проекты по снижению нагрузки по страховым взносам на малый бизнес, которые являются значительной статьёй расходов предприятий любого уровня, однако это тема для дальнейших научных исследований.

Библиографический список

1. Малый и средний бизнес в новых условиях: проблемы и меры, необходимые для развития // ИКСИ. Институт Комплексных Стратегических Исследований. - 2024. - С. 1-44. (дата обращения 26.02.2024).

2. Виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Информационный портал: Центр Развития Предпринимательства Московской Области. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sul.su/fBf (дата обращения 26.02.2024).

3. Информационное иллюстрированное издание «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год». Москва 2023 // Информационный портал: Минфин России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mmfm.gov.ru/m/document/?id_4=303683 (дата обращения 26.02.2024).

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.02.2024). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 26.02.2024 г.).

5. Касаткина Л.В., Шнайдер В.В. Налоги и налогообложение. Спецрежимы в деятельности предприятия // Вестник науки. - 2023. - Т. 1, №3 (60). - С.75-85.

6. Полонская О.П., Борода О.В., Рубан В.В. Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №35 (3). -С.183-187.

7. Морозова Н.Г., Типалина М.В. Современные проблемы и перспективы применения налога на профессиональный доход // Вестник университета. - 2023. - №6. - С. 162-169.

8. Портал ФНС России. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Налог на профессиональный доход. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://npd.nalog.ru/ (дата обращения 27.02.2024 г.).

9. Семенова Н.Г. Малый бизнес в экономике России: критерии применения специальных налоговых режимов // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. - 2023. - №2. - С. 132-153.

TAXATION: SPECIAL TAX REGIMES A.K. Khodyakova, Student

O.A. Volivok, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Vladivostok State University, branch in Nakhodka (Russia, Nakhodka)

Abstract. Small and medium-sized enterprises (hereinafter referred to as SMEs) have been proving their direct influence on the stability of the economy for decades. Tax incentives, as part of government financial support, are one of the most effective ways to provide assistance to SMEs through various taxation systems. The purpose of this article is to review each of the existing taxation systems, criteria and restrictions on their application, and identify advantages and disadvantages in the process of use by small businesses. In conclusion, measures are proposed for the development of small and medium-sized businesses in Russia, as well as recommendations for optimizing tax regimes in order to ease the tax burden.

Keywords: taxation, basic taxation system, special tax regimes, simplified taxation system, Unified Agricultural Tax, patent taxation system, tax on professional income, small and medium-sized businesses, tax burden, tax rate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.