Научная статья на тему 'Налогообложение Российской деревни в 1946 - 1953 гг. (по материалам Мордовской АССР)'

Налогообложение Российской деревни в 1946 - 1953 гг. (по материалам Мордовской АССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
677
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСТВО / ЕДИНОЛИЧНИКИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / НОРМЫ ДОХОДНОСТИ / БЮДЖЕТ / PEASANT / INDEPENDENT FARMERS / AGRICULTURE / AGRICULTURAL TAX / THE TAX REFORM / THE RATE OF RETURN / THE BUDGET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович

В статье исследуются экономическое положение крестьянства и налогообложение советской деревни в послевоенный период, анализируются ход и итоги реформы сельскохозяйственного налога в 1953 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article investigates the economic situation of the peasantry and the taxation of the Soviet countryside in the postwar period, analyzes the progress and outcome of the reform of the agricultural tax in 1953.

Текст научной работы на тему «Налогообложение Российской деревни в 1946 - 1953 гг. (по материалам Мордовской АССР)»

УДК 94(470):336.221 ББК Е3(2Рос.Мор)6

О. И. Марискин

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ В 1946-1953 годах (по материалам Мордовской АССР)*

Ключевые слова: крестьянство, единоличники, сельское хозяйство, сельскохозяйственный налог, налоговая реформа, нормы доходности, бюджет.

O. I. Mariskin

TAXATION OF THE RUSSIAN VILLAGE IN 1946-1953 (Based on Materials of Mordovian ASSR)

Key words: peasants, independent farmers, agriculture, agricultural tax, the tax reform, the rate of

return, the budget

История колхозной деревни, состояние сельского хозяйства в 1946-1953 гг. получили широкое освещение в общероссийской и региональной литературе [6; 12-13]. В меньшей степени исследовался вопрос о налогообложении личного подсобного хозяйства [14-15; 18-19] - главного звена в общей системе взаимоотношений между государством и крестьянством.

В послевоенный период главным источником доходов госбюджета являлись накопления социалистического хозяйства. В то же время после проведения в 1947 г. конфискационной денежной реформы удельный вес налога с оборота ежегодно уменьшался вследствие систематического снижения розничных цен, а также в связи с выполнением правительственной директивы по усилению роли прибыли и хозяйственного расчета в народном хозяйстве. Так, в 1946 г. доля налога с оборота в госбюджете составляла 58,7 %, в 1950 г. - 55,9, в 1955 г. - 43,0 %. Наоборот, сложилась тенденция к постоянному увеличению отчислений от прибыли как абсолютно, так и по относительному весу: 1946 г. -5,1 %, 1950 г. - 9,5, 1955 г. - 18,2 % [11, с. 110].

В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства

страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, увеличение государственных резервов и запасов, социально-культурные мероприятия. Расходы государственного бюджета за 1950 г. увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1940 г., в том числе на народное хозяйство - более чем в 2 раза. Почти в 3 раза по сравнению с 1940 г. выросли в 1950 г. расходы на социально-культурные мероприятия [11, с. 111], но и они в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлении и финансировании текущего содержания указанных учреждений.

Послевоенный период характеризовался тяжелым положением в сельском хозяйстве СССР. Увеличение сельхозналога и сборов в годы Великой Отечественной войны вело к сокращению размеров личных хозяйств и ухудшению материального положения сельского населения. Соответственно убавлялась и налогооблагаемая база. Для компенсации потерь государство пошло на дальнейшее утяжеление налогового пресса. Неурожай 1946 г., охвативший многие районы страны, особенно Поволжье, нехватка продовольствия привели к дальнейшему ужесточению

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства РМ, проект № 11-11-13002 а/В.

налоговой политики правительства. При этом вся работа в этой сфере строилась в значительной степени на административном нажиме и налогово-заготовительном терроре.

Приведем выдержку из спецсообщения Министерства госбезопасности Мордовской АССР от 11 декабря 1946 г. «Все посохло, наверное, будет голод, - сообщается в письме, - да еще налоги донимают. Как приходят, так и берут все, что увидят. Сеня, я считаю что, это хулиганство. Пришли, выгнали Настю из дома и начали ломать замок от сундука, вытаскивают, что найдут, и берут, нашли три яйца и взяли» [16, с. 735-736].

По действовавшему законодательству при обложении сельскохозяйственном налогом учитывались доходы хозяйств колхозников и другого сельского населения по каждому виду сельскохозяйственных культур в отдельности, а также доходы от садов, виноградников, различных видов скота, пчеловодства, шелководства и т. д. Доходы от каждого источника определялись по заранее установленным нормам доходности. Такая практика нормированной (вмененной) доходности в сельскохозяйственном налоге установилась еще в середине 1920-х гг.

13 июля 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об изменении статей 8 и 23 и об отмене статьи 25 Закона о сельскохозяйственном налоге». «Ввиду роста доходов колхозников отличного подсобного хозяйства, а также доходов единоличных крестьянских хозяйств, - говорилось в указе, -Президиум Верховного Совета СССР постановляет произвести некоторое увеличение ставок сельскохозяйственного налога». Указом были отменены действовавшие с 1943 г. налоговые ставки и взамен их установлены новые, более высокие. Наряду с повышением ставок, усиливалась и прогрессия обложения. Если ранее доход свыше 8 000 руб. облагался по ставке 1 220 руб. плюс 30 коп. с каждого рубля дохода свыше 8 000 руб. (наивысшая ставка), то по указу от 13 июля 1948 г. этот «наиболее» высокий доход стал облагаться налогом в размере 1 600 руб. плюс 40 коп. с рубля дохода свыше 8 000 руб. [2].

По Мордовии средняя норма доходности с одной сотой гектара посева овощных культур была установлена в 140 руб., с одной сотой гектара посева картофеля - 64 руб., с одной коровы - 2 400 руб., с овцы или козы -250 руб., со свиньи - 800 руб. и т. д. [22]. Общая сумма налога, предъявленного к уплате 218 164 хозяйствам, равнялась 69 581,6 тыс. руб. (таблица).

Итоги исчисления сельскохозяйственного налога в Мордовской АССР

в 1949 году [21, л. 23]

Хозяйства колхозников 173 345

Хозяйства рабочих и служащих, облагаемые по ставкам колхозников 30 340

Хозяйства единоличников, приравниваемые по обложению к колхозникам 6 110

Всего учтено хозяйств 218 164

Всего учтено посева, га 55 071

Всего учтено коров 112 300

Всего учтено овец и коз 162 230

Всего учтено свиней 3 261

Исчислено сельскохозяйственного налога, в тыс. руб. 81 785,9

По хозяйствам колхозников 71 850,5

По хозяйствам единоличников 2 026,5

Льготы, тыс. руб. 12 204,3

Предъявлено к уплате сельскохозяйственного налога 69 581,6

Увеличению объемов изъятия финансовых средств из деревни должен был способствовать ряд мероприятий, на необходимость проведения которых постоянно указывали местным властям центральные партийные, советские и финансовые органы. В первую очередь ставилась задача добиться более полного учета объектов обложения. Большое внимание уделялось ликвидации образовавшихся задолженностей. В начале августа 1948 г. Совет Министров СССР обязал Министерство финансов СССР, совмины союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов в течение двух месяцев обеспечить взыскание недоимок по сельскохозяйственному налогу, налогу на

одиноких и малосемейных граждан, налогу на лошадей единоличных хозяйств, подоходному налогу с колхозов и обязательному окладному страхованию и в дальнейшем добиться их своевременного и полного поступления. Министерству юстиции СССР предлагалось «проверить прохождение в судебных органах дел по взысканию недоимок и установить порядок, при котором рассмотрение этих дел производилось бы в десятидневный срок со дня их поступления в суд».

Особую тревогу государства вызывали падение производственной дисциплины в колхозах, невыполнение государственных планов расширения посевных площадей, развития животноводства, закупок хлеба, мяса, молока. Партийно-советское руководство попыталось решить эти и другие проблемы, об-ратясь к тому богатому опыту, который оно получило во время осуществления политики «ликвидации кулачества».

21 февраля 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР принял секретный Указ «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». Указ действовал вначале только в 16 восточных областях Украины, а со 2 июня аналогичным указом бала охвачена вся территорию СССР за исключением западных областей Белоруссии. Он предоставлял право местному руководству при помощи колхозных собраний и сельских сходов решать вопрос

о выселении за пределы республики в отдаленные края практически любого живущего в деревне человека. Спецпереселенцы должны были размещаться в бассейнах Оби, Енисея и Лены.

По данным Т. Д. Надькина, всего по колхозам и сельским Советам Мордовии к 15 июля 1948 г. было вынесено 396 общественных приговоров на выселение и предупреждены о возможном выселении 519 чел. В дальнейшем и эти сведения были уточнены, и в октябре руководству республики были представлены следующие статистические данные движения «указников»: осуж-

дены к выселению - 602 чел., утверждено приговоров райисполкомами - 529, отправлены в места расселения - 651 чел., включая 166 членов семей «указников», предупреждены были о выселении - 644 чел. [13, с. 34].

В 1950 г. вновь увеличились нормы вмененной доходности приусадебного земледелия, а также ставки обложения хозяйств с годовым доходом свыше 4 тыс. руб. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 7 августа 1950 г. хозяйства с годовым доходом от 4 до 5 тыс. руб. должны были уплатить 510 руб. + 24 коп. с каждого рубля сверх 4 тыс.; с доходом от 5 до 6 тыс. руб. - 750 руб. + 30 коп. с каждого рубля сверх 5 тыс.; с доходом от 6 до 8 тыс. -

1 050 руб. + 37 коп. с каждого рубля сверх 6 тыс.; с доходом более 8 тыс. - 1 790 руб. + 45 коп. с каждого рубля сверх 8 тыс. Для хозяйств с доходом менее 4 тыс. руб. налоговые ставки остались прежними [3].

В 1951 г. Президиум Верховного Совета утвердил новые, более высокие, ставки для всех категорий плательщиков. Процент налогового изъятия значительно возрастал по мере увеличения дохода. Так, если исчисленная доходность не превышала

2 000 руб., налог взимался в размере 12 коп. с каждого рубля дохода, при доходности свыше 2 000 руб., но не более 3 000 руб. - в размере 240 руб. и, кроме того, 14 коп. с каждого рубля дохода свыше 2 000 руб., а при доходности свыше 8 000 руб. - 1950 руб. и сверх этого 48 коп. с каждого рубля дохода свыше 8 000 руб. [4].

Кроме того, на месяц были сдвинуты сроки уплаты сельхозналога, который теперь следовало вносить равными долями к 1 сентября, 1 октября и 1 ноября, а также с 20 до 50 % увеличена надбавка к сумме исчисленного налога для семей колхозников, в состав которых входили трудоспособные члены, не являющиеся членами колхозов или исключенные из них и не имевшие иной постоянной работы.

Повышение ставок сельскохозяйственного налога, увеличение прогрессии обложения, сокращение льгот и введение надбавок

к облагаемому доходу «на прочие доходы» - все эти меры, предпринятые в 19481951 гг., значительно увеличивали уровень налогового обложения сельского населения. Кроме того, в послевоенные годы несколько раз проводилось снижение государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары, в результате чего произошло значительное снижение цен на колхозном рынке. Доходы колхозников от продажи продуктов личного хозяйства на колхозном рынке в связи с этим сократились, а нормы доходности, на основании которых исчислялся сельскохозяйственный налог, остались прежними. Исчисление облагаемого налогом дохода по завышенным нормам доходности фактически значительно повышало и без того высокие налоговые ставки и еще более увеличивало процент налогового изъятия доходов сельского населения от личного хозяйства.

Указом от 7 мая 1952 г. были внесены небольшие поправки в действующие нормы доходности. Например, для РСФСР доходность с одной коровы была понижена с 2 540 до 2 400 руб., а доходность с овцы и козы повышена со 180 до 250 руб. Эти частные поправки не меняли общего положения, и несоответствие установленных норм доходности происшедшим изменениям в ценах и фактическим доходам сохранялось по-прежнему.

Все это привело к отрицательным последствиям в развитии сельского хозяйства. У крестьян не создавалось материальной заинтересованности в лучшем ведении личного хозяйства, так как появление каждой новой овцы или свиньи, каждого нового улья пчел или плодового дерева влекло за собой увеличение (прогрессивное) уплачиваемого налога. Поэтому некоторые хозяйства, чтобы уменьшить размер налога, продавали или убивали на мясо коров, сокращали поголовье овец и свиней, находящихся в их личной собственности. В личных подсобных хозяйствах в целях уменьшения уплачиваемого налога неполностью использовался приусадебный участок. В ряде мест колхозники вырубали плодовые деревья и сады, не приносившие

постоянного дохода, чтобы уменьшить размер уплачиваемого сельхозналога.

Так, по сравнению с довоенным уровнем поголовье коров в личной собственности населения сократилось по Союзу ССР на

6,5 млн голов, а количество бескоровных хозяйств колхозников увеличилось до 45 % [20, с. 28]. Хотя основной причиной такого сокращения была тяжелая и продолжительная война, несомненно, значительное влияние оказали и недостатки системы обложения сельскохозяйственным налогом. Данный факт неоднократно отмечался в отчетах финансовых органов и выступлениях государственных деятелей.

В июле 1953 г. министр финансов СССР А. Г. Зверев направил новому председателю Совмина СССР Г. М. Маленкову докладную записку, в которой был представлен проект нового закона о сельхозналоге. За сдержанным тоном документа явственно проступает картина разорения деревни.

В докладе сообщалось, что размер сельхозналога за доход от личного подсобного хозяйства увеличился в 5 раз по сравнению с 1939 г., в 1952 г. - еще на 15,6 %. Средний размер налога на один колхозный двор был в 1941 г. - 198 руб., в 1949 г. - 419, в 1950 г. -431, в 1951 г. - 471 и в 1952 г. - 528 руб.

Недоимки прошлых лет к июлю 1953 г. составили по сельхозналогу 528 млн руб. Хотя общий размер сельхозналога по стране определялся на 1953 г. в 9,4 млрд руб., реальные поступления в бюджет, по расчетам министра, могли составить не более 5,4 млрд руб. [10, с. 20].

Это свидетельствовало о том, что налоговая политика оказалась в тупике. Силы деревни были полностью подорваны, и прежние методы принуждения уже не приносили государству необходимой отдачи.

Радикальные изменения налоговой политики Советского государства произошли практически сразу после смерти И. В. Сталина.

Принятие закона о сельскохозяйственном налоге состоялось 8 августа 1953 г. Он был принят высшим органом государственной

власти СССР - Верховным Советом. Это было одной из мер, проведенных правительством в целях обеспечения подъема сельского хозяйства, повышения экономической, материальной заинтересованности колхозов и колхозников в развитии сельскохозяйственного производства.

Новый закон коренным образом изменял порядок обложения хозяйств граждан сельскохозяйственным налогом. По новому закону обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников и другого сельского населения производилось по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли независимо от того, какими сельскохозяйственными культурами и плодовыми насаждениями был занят приусадебный участок и сколько овец, свиней, сколько ульев пчел и т. д. имело хозяйство, привлекаемое к уплате налога, в личной собственности.

Хозяйства колхозников, члены семей которых в налоговом году без уважительных причин не выработали установленного минимума трудодней в колхозе, уплачивали налог с повышением на 50 %.

Сельскохозяйственный налог с единоличных крестьянских хозяйств исчислялся по тем же ставкам с одной сотой гектара земельной площади, которые установлены для колхозников, но с увеличением суммы налога на 100 %. Единоличные крестьянские хозяйства, вступившие в текущем году в колхозы до первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, т. е. до 15 августа, облагались налогом наравне с хозяйствами колхозников. Если они вступили в колхоз после первого срока уплаты налога, но до наступления второго срока (15 октября), производился перерасчет налога подставкам колхозников, т. е. падающая на этот срок ранее исчисленная сумма налога снизилась наполовину [5; 8].

Для каждой союзной республики были установлены средние ставки налога, а для автономных республик, краев и областей -предельные отклонения от средних ставок по республике (т. е. наибольшие и наименьшие ставки). По РСФСР средняя ставка составляла 85 коп., наименьшая - 30 коп., наи-

большая - 1 руб. 40 коп. Предельные ставки в Мордовии на 1955 г. составляли: средняя -75 коп.; наименьшая - 50 коп.; наибольшая ставка - 1 руб. 20 коп. [25, л. 35].

Законом предусматривалось и значительное снижение сельскохозяйственного налога. По сравнению с 1952 г. общая сумма этого налога была уменьшена в 1953 г. по РСФСР на 4 137 млн руб., или на 43 %, а в 1954 г. - на 8,2 млрд руб., или более чем в

2,5 раза. По Мордовии сельхозналог в 1953 г. сократился на 46 %, а в 1954 г. - более чем в 2,5 раза по отношению к 1952 г. [9]. По Атяшевскому району МАССР в суммарном выражении сельхозналог в 1953 г. составил

2 760 600 руб., в последующие годы он был снижен до 1 184 000 руб. или в 2,2 раза [7].

Для отдельных хозяйств сумма налога уменьшилась в 4-7 раз и более. Так, колхозница А. Афанаскина из колхоза им. Ленина, Ковылкинского района, имеющая в хозяйстве корову, одну овцематку, поросенка и приусадебный земельный участок площадью

0,30 га, в 1952 г. уплатила сельскохозяйственный налог в размере 1 721 руб., в 1953 г. -817 руб., а в 1954 г. - только 270 руб. [23, л. 76]. Сумма налога, уплачиваемого хозяйством колхозника И. Березкина, проживающего в Ичалковском районе МАССР, уменьшилась в 1954 г. по сравнению с 1953 г. в 4 раза, а по сравнению с 1952 г. - в 7 раз [24, л. 16].

Одновременно с принятием Верховным Советом СССР нового закона о сельскохозяйственном налоге Совет Министров СССР списал недоимки по сельскохозяйственному налогу, числившиеся за отдельными хозяйствами колхозников и хозяйствами не членов колхоза, облагаемых этим налогом.

Работу по учету плательщиков сельскохозяйственного налога, исчислению платежей налога, предоставлению льгот выполняли инспектора госдоходов районных (городских) финансовых отделов под руководством заведующих этими отделами и начальников инспекций (старших инспекторов) госдоходов. Указанная работа проводилась по состоянию на 1 июня каждого года на основании вы-

веренных на эту же дату записеи похозяй-ственных книг сельских Советов и должна была быть закончена не позднее 20 июля [19, с. 22]. Похозяйственная книга являлась официальным документом сельского Совета. Она велась в соответствии с указаниями Центрального статистического управления при Совете Министров СССР. Ответственность за их сохранность, своевременную и правильную запись была возложена персонально на секретаря сельского Совета.

Сбор налоговых и страховых платежеи от сельского населения возлагался на налоговых агентов районных финансовых отделов. После ликвидации в 1956 г. института налоговых агентов прием налогов был возложен на сельские Советы.

Поступавшие суммы налога зачислялись в доходы государственных бюджетов союзных республик. Снижение сельскохозяйственного налога, предусмотренное новым законом, означало уменьшение удельного веса налогов с населения в доходах государственного бюджета СССР. Если в государственном бюджете СССР на 1952 г. поступления по налогам с населения составляли 9,3 % всех доходов бюджета, то в государственном бюджете СССР на 1953 г. их удельный вес в общей массе до-

ходов снизился до 8,4 % и в государственном бюджете СССР на 1955 г. - до 8,2 % [1, с. 34].

Значительное снижение в 1953 г. сельхозналога, повышение заготовительных и закупочных цен на сельхозпродукцию, снижение розничных цен на некоторые продовольственные и промышленные товары, переход к ежемесячному и ежеквартальному авансированию труда изменили не только экономическую обстановку, но и психологический климат в деревне.

Принятие нового закона уже в 1953 г., в отличие от прошлых лет, способствовало существенному увеличению поголовья скота, находящегося в личной собственности колхозников, рабочих и служащих. Так, поголовье крупного рогатого скота в личном хозяйстве колхозников за период с 1 октября 1953 по 1 октября 1954 г. увеличилось по РСФСР более чем на 1 млн голов, в том числе коров - на 300 тыс. голов. Поголовье овец и коз увеличилось на 3 млн 700 тыс. голов, свиней - на 1 млн 300 тыс. голов [17, с. 305]. Однако прогрессивные меры, осуществленные после сентября 1953 г., вскоре исчерпали себя вследствие причин системного характера и противоречивых субъективистских решений.

Библиографический список

1. Государственный бюджет РФ за 60 лет Советской власти / ред. А. А. Боровников. - М. : Финансы.

1977. - 159 с.

2. Ведомости Верховного Совета СССР - 1948. - № 30.

3. Ведомости Верховного Совета СССР - 1950. - № 22.

4. Ведомости Верховного Совета СССР - 1951. - № 33.

5. Ведомости Верховного Совета СССР - 1953. - № 7.

6. Вербицкая О. М. Российское крестьянство : от Сталина к Хрущеву / О. М. Вербицкая. - М. :

Наука, 1992. - 224 с.

7. За коммунизм. - 1957. - 14 нояб.

8. Закон о сельскохозяйственном налоге. - М. : Знание, 1954. - 142 с.

9. Заседание Верховного Совета МАССР, 3 созыва, 4 сессии : стеногр. отчет. - Саранск : Мордгиз,

1953. - 174 с.

10. Заседания Верховного Совета СССР (пятая сессия) 5-8 августа 1953 г. : стеногр. отчет. - М. : Политиздат, 1953. - 327 с.

11. История Министерства финансов России : в 4 т. - М. : ИНФРА-М, 2002. - Т. 3. - 352 с.

12. История советского крестьянства. - М.: Наука, 1988. - 395 с.

13. Ломшин В. А. Деревня Мордовии в послевоенные годы / В. А. Ломшин, Т. Д. Надькин. - Саранск : НИИГН при Правительстве РМ, 2006. - 120 с.

14. Марьяхин Г. Л. Налоги в СССР / Г. Л. Марьяхин. - М. : Госфиниздат, 1958. - 67 с.

15. Марьяхин Г. Л. Очерки истории налогов с населения СССР / Г. Л. Марьяхин. - М. : Финансы, 1964. - 252 с.

16. Мордовия. 1941-1945 гг. : сб. док. - Саранск : Мордов. кн. изд-в., 1995. - 747 с.

17. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы : аграрная наука и политика России / А. А. Никонов. - М. : Энцикл. рос. деревень, 1995. - 574 с.

18. Пискотин М. И. Закон о сельскохозяйственном налоге / М. И. Пискотин. - М. : АН СССР, Ин-т права им. А. Я. Вышинского, 1955. - 68 с.

19. Пискотин М. И. Налоги с сельского населения в СССР / М. И. Пискотин. - М. : АН СССР, Ин-т права им. А. Я. Вышинского, 1957. - 198 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. ХрущевН. С. СССР-нь велень хозяйстванть седе товгак кастомань мератнеде : 3-це чистэ КПСС-нь ЦК-нь Пленумсо теезь доклад / Н. С. Хрущев. - Саранск : Морд. кн. изд-вась, 1953. - 90 с.

21. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. Р-436. - Оп. 2. -Д. 2008. - Л. 23.

22. ЦГА РМ. - Ф. Р-662. - Оп. 40. - Д. 282. - Л. 56-60.

23. ЦГА РМ. - Ф. Р-662. - Оп. 40. - Д. 382. - Л. 76.

24. ЦГА РМ. - Ф. Р-662. - Оп. 40. - Д. 390. - Л. 16.

25. ЦГА РМ. - Ф. Р-662. - Оп. 40. - Д. 395. - Л. 35.

Поступила в редакцию 10.12.2011.

Сведения об авторе

Марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 100 научных публикаций, в том числе 8 монографий и 5 учебных пособий (4 в соавторстве).

Тел.: (8342) 29-08-37

е-таП: mariskinoi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.